Бюджетно-финансовая политика Республики Беларусь в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 09:58, курсовая работа

Описание работы

Основные задачи включают:
- совершенствование структуры и механизмов взимания установленных налогов и сборов с ориентацией на максимальное приближение по их составу и периодичности уплаты к налоговым системам развитых стран;
- радикальное упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепление позиций страны в мировых рейтингах;
- оптимизацию бюджетных расходов и повышение эффективности использования бюджетных средств;
- концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны;
- повышение эффективности управления государственным долгом.

Содержание

введение ……………………………………………………………………… 3
1 Сущность и значение финансовой политики,
её цели и задачи …………………………………………………………… 5
2 БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ ……..…………………… 9
2.1 Фискальная (бюджетно-налоговая) политика.
Содержание и разновидности…………………………………………………… 9
2.2 Потенциал бюджетно-налоговой политики ……………………………… 13
3 Бюджетно-финансовая политика Республики Беларусь
в современных условиях……………………………………………… 17
3.1 Формирование и модернизация бюджетно-налоговой системы
и бюджетной политики в Республике Беларусь ……………………………… 17
3.2 Исполнение бюджета и бюджетная политика
в условиях финансово-экономического кризиса в 2009–2010 гг. …………… 25
Заключение ………………………………………………………………… 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……

Работа содержит 1 файл

Курсовая_работа Теория финансов.doc

— 316.00 Кб (Скачать)

 

Содержание 
 

введение ……………………………………………………………………… 3

1 Сущность и значение финансовой политики,

её  цели и задачи …………………………………………………………… 5

2 БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ  ……..…………………… 9

2.1 Фискальная (бюджетно-налоговая) политика.

Содержание и разновидности…………………………………………………… 9

2.2 Потенциал бюджетно-налоговой политики   ……………………………… 13

3 Бюджетно-финансовая политика Республики Беларусь

в современных условиях……………………………………………… 17

3.1 Формирование и модернизация бюджетно-налоговой системы

и бюджетной  политики в Республике Беларусь  ……………………………… 17

3.2 Исполнение бюджета и бюджетная политика

в условиях финансово-экономического кризиса в 2009–2010 гг. …………… 25

Заключение  ………………………………………………………………… 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………… 32 

 

введение 

     Бюджетно-финансовая политика как составная часть финансовой политики связана с распределением фонда денежных средств государства и дальнейшим использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Она ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода.

     Чаще  всего задача государственной бюджетной  политики состоит в преодолении  бюджетных дефицитов, порой достигающих критического уровня. Крупный бюджетный дефицит стимулирует рост внутреннего и внешнего государственного долга, дестабилизирует денежную систему государства, провоцирует инфляцию. Чтобы добиться сбалансированности государственного бюджета, бюджетная политика должна теснейшим образом сопрягаться с политикой доходов и расходов государства.

     Активная  роль государства в осуществлении  экономических и социальных преобразований обусловливает многообразие конкретных видов бюджетных расходов. Это связано с действием ряда факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, формами предоставления бюджетных средств и т.д. Сочетание названных факторов на каждом из этапов развития государства порождает такую систему расходов, которая соответствует потребностям экономики, типу и уровню управления ею. Главным ограничителем государственных расходов служат доходы бюджета.

     Политика  государственных доходов исходит  из имеющихся и потенциальных  источников поступления денежных средств в государственный бюджет. Она должна учитывать, что источники не неисчерпаемы и бесконтрольное их использование способно подорвать экономику страны и в конечном счете истощить каналы получения доходов.

     Государственный бюджет пополняется в основном за счет налоговых поступлений, поэтому бюджетно-финансовая политика государства тесно сплетается с налоговой, образуя бюджетно-налоговую политику.

     Основные  цели бюджетно-налоговой политики на предстоящее пятилетие – повышение конкурентоспособности применяемой в Беларуси налоговой системы при безусловном выполнении расходных обязательств бюджета и поддержание дефицита и долговых обязательств страны на экономически безопасном уровне.

     Основные  задачи включают:

     - совершенствование структуры и механизмов взимания установленных налогов и сборов с ориентацией на максимальное приближение по их составу и периодичности уплаты к налоговым системам развитых стран;

     - радикальное упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепление позиций страны в мировых рейтингах;

     - оптимизацию бюджетных расходов и повышение эффективности использования бюджетных средств;

     - концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны;

     - повышение эффективности управления государственным долгом.

     Направлениями реализации бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь являются: снижение налоговой нагрузки на прибыль и фонд заработной платы организаций; упрощение порядка исчисления и переход к квартальным срокам уплаты основных налогов и сборов, развитие системы электронного налогового декларирования; повышение эффективности управления государственными финансами; диверсификация финансовых инструментов заимствований и повышение эффективности использования государственных займов; совершенствование системы управления долгом в органах местного управления и самоуправления.

     Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы [12] предусмотрено, что реализация указанных направлений бюджетно-налоговой политики позволит довести долю налоговых доходов консолидированного бюджета в ВВП до 25,4%, уменьшить дефицит консолидированного бюджета до 1,5% от ВВП.

     Вышеизложенное  подтверждает актуальность темы настоящей  курсовой работы – «Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе». Ее целью является изучение и анализ теоретических основ финансовой политики государства, а также ее особенности в Республике Беларусь на современном этапе. 
 

 

1. Сущность и значение финансовой политики,

её  цели и задачи 
 

     Важнейшей задачей, которая возложена на государство, выступает регулирование экономической  жизни. Для ее решения властям  необходимо достичь сбалансированности экономического развития. Для этого  государство стимулирует экономический рост, поддерживает определенный уровень занятости, сдерживает инфляцию, обеспечивает устойчивость национальной валюты и положительное сальдо платежного баланса.

     Для регулирования рыночной экономики  государство активно использует инструменты бюджетно-финансовой политики, которая наряду с его кредитно-денежной политикой обладает огромными возможностями. Бюджетно-финансовую политику также иногда называют налогово-бюджетной по основным инструментам, с помощью которых она воздействует на хозяйственную ситуацию в стране. Или еще ее именуют фискальной (фиск – латинское олово, оно означает корзину, в которой хранили деньги древнеримского легиона).

     Финансовая  политика – это совокупность экономических и административных мер, предпринимаемых правительством с целью стабилизации и повышения эффективности национальной экономики, с использованием, главным образом, бюджетных и налоговых инструментов.

     Основными целями финансовой политики являются: наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов и соответствующее наращивание государственных финансов для удовлетворения потребностей общества; повышение уровня доходности на душу населения; увеличение бюджетной обеспеченности жителей; выполнение социальных стандартов, повышение жизненного уровня населения страны. Посредством бюджетно-финансовой политики государство оказывает прямое влияние на структурную перестройку экономики, реструктуризацию предприятий, приватизацию, определение приоритетных направлений развития страны [6; c. 90].

     Бюджетно-финансовая политика государства направлена на регулирование или изменение совокупного спроса, то есть реального объема национального производства, который потребители – предприятия и правительство готовы купить при любом возможном уровне цен. Воздействуя хотя бы на один компонент совокупного опроса (на потребительские расходы, инвестиции, государственные закупки и чистый экспорт), государство в состоянии подтолкнуть спрос в сторону его расширения или наоборот, сдержать его.

     Оно делает это с помощью мер бюджетно-финансовой политики, в основном, изменяя государственные расходы и налоги.

     Например, путем уменьшения сбора налогов  с населения можно повысить такой  компонент совокупного спроса, как  потребительские расходы.

     Уменьшение  налогов на прибыль корпораций приведет к росту инвестиций – другого компонента совокупного спроса.

     Третий  компонент совокупного спроса – государственные закупки – государство, используя инструменты бюджетно-финансовой политики, может стимулировать производство и инвестиционных, и потребительских товаров.

     Вмешательство государства в экономику с целью ее регулирования осуществляется в двух формах бюджетно-финансовой политики – дискреционной и недискреционной (автоматической).

     Первая – дискреционная форма бюджетно-финансовой политики – основана на сознательном вмешательстве государства в налоговую систему (изменение налоговой структуры, налоговых ставок) и госрасходы. Ее целью является бюджетное регулирование экономического роста, занятости и инфляции.

     Дискреционная бюджетно-финансовая политика – сознательное изменение налогов и расходов, осуществляемое правительством с целью стабилизации и повышения эффективности национальной экономики.

     Вторая – недискреционная форма бюджетно-финансовой политики – имеет меньшее значение. Она основана на автоматически действующих нормах, то есть вступающих в действие без необходимости принятия правительством каких-либо специальных мер. Эта форма бюджетно-финансовой политики реализуется с помощью «встроенных стабилизаторов», к которым относят систему прогрессивного налогообложения и систему социальных пособий. Так, в период процветания экономики вследствие роста доходов налоговые поступления автоматически возрастает (при прежних ставках), что в свою очередь, сдерживает экономический подъем. В период спада при сокращении ВНП налоговые поступления автоматически сокращаются, и эти сокращения удерживают спад.

     Трансфертные  платежи (социальные пособия) – один из компонентов бюджетных расходов ведут себя прямо противоположно. Выплаты по ним пособий и субсидий малоимущим слоям населения сокращаются во время подъема и возрастают по мере спада производства.

     Недискреционная бюджетно-финансовая политика основана на автоматически действующих нормах, то есть вступающих в действие без  необходимости принятия правительством каких-либо специальных мер.

     Встроенные стабилизаторы – экономические механизмы, такие как подоходный налог, пособия по безработице, которые являются частью системы государственных финансов и которые автоматически смягчают реакцию ВВП на изменения совокупного спроса.

     Бюджетно-финансовая политика государства с рыночной экономикой, как правило, формируется на основе трех вариантов [17; c. 133].

     Первый  вариант исходит из того, что необходимо обеспечить сбалансированность госбюджета, то есть госбюджет должен быть без  дефицита. При этой сбалансированным должен быть любой ежегодный бюджет. Использование этого варианта, однако, ограничивает возможности бюджетного регулирования как составной частя государственного воздействия на экономические процессы.

     На  практике использование принципа сбалансированности бюджета может способствовать углублению экономических противоречий. Так, в условиях экономического спада в связи со снижением уровня производства ж доходов обостряется проблема бюджетного финансирования. Это вызвано тем, что налоговые поступления обнаруживает тенденции к падению. В подобной ситуации власти должны либо повысить налог, либо понизить государственные расходы, либо прибегнуть к сочетанию обеих этих мер. В результате их действия совокупный спрос сократился бы, что неизбежно повлекло бы за собой дальнейшее ухудшение экономической ситуации. Обеспечение сбалансированного бюджета с помощью финансирования его дефицита за счет денежной эмиссии изоляционного характера привело бы лишь к номинальному росту налоговых и других поступлений в бюджет. Они бы били «съедены» инфляционным ростом цен. А реальные доходы государства понизились бы и, как следствие, усугубились бы финансовые трудности экономики в целом.

     Второй  вариант бюджетно-финансовой политики государства также основывается на принципе сбалансированности бюджета, но не в рамках одного года (как в первом варианте), а за любой определенный отрезок времени – например, в течение экономического цикла. При использовании этого концептуального подхода происходит увязка государственной бюджетно-финансовой политики с политикой антикризисного регулирования. Taк, для расширения рыночного спроса в условия; спада правительство принимает меры по снижению налогов и одновременно увеличивает бюджетные инвестиционные расходы. Сознательно расширяя дефицит бюджета, власти используют инфляционные методы. В условиях подъема они, наоборот, повышают налоги и снижают бюджетные расхода (прежде всего, на инвестиции), тек самым противодействуя выходу инвестиций за рамки платежеспособного спроса. Подобный подход также имеет свои минусы, поскольку продолжительность и интенсивность подъемов и спадов, как правило, не совпадают. А это, в свою очередь, мешает оптимальному согласованию бюджетно-финансовой политики государства и антикризисного регулирования.

Информация о работе Бюджетно-финансовая политика Республики Беларусь в современных условиях