Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 10:38, курсовая работа
Цель данной работы : на основе изучения и анализа содержания и этапов становления и развития бюджетной системы России проследить закономерности проведения реформ бюджетного федерализма, межбюджетных отношений и концепции реформирования бюджетного процесса . Для достижения цели мы выделили следующие задачи:
1.Проанализировать литературу по данной теме.
2.Раскрыть понятия «бюджет, бюджетная система, бюджетное устройство».
3.Осуществить ретроспективный анализ становления бюджетной системы России .
4.Осветить проблемы и вопросы реформирования бюджетной системы России.
Кроме того, на базе крупных городов создается третий тип муниципальных образований – городской округ, сочетающий в себе признаки как поселения, так и муниципального района.
Заложенная в законе система межбюджетных отношений между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями зеркально отражает межбюджетные отношения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации позволяет создать стабильные долговременные условия формирования местных бюджетов.
С 2004 г. начался заключительный этап. В качестве правовой базы, позволяющей реализовать основные направления этого этапа реформы, принят Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 2004 г. № 122-Ф3 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Перспектива реформирования действующей модели бюджетного федерализма в России видилась в единой увязке цели бюджетного федерализма(см. выше в данном параграфе) – как компромисса интересов Федерации и ее субъектов, основанного на обеспечении условий саморазвития; собственности- как основы самообеспеченности регионального развития; налоговой политики- как инструмента государственного управления собственностью.
Итак, в 1990-х-начале 2000-х годов в бюджетной сфере Российской Федерации был проведен ряд крупных структурных реформ.
В основном решена задача
В то же время, несмотря на
определенные успехи в области
реформирования бюджетной
В 2004 году складывались благоприятные условия для ускорения бюджетной реформы. Был создан Стабилизационный фонд, что обеспечило повышение устойчивости федерального бюджета к негативным воздействиям внешнеэкономической конъюнктуры. В рамках реализации Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года заложили основы принципиально новой системы межбюджетных отношений, обеспечивающей четкое разграничение расходных и доходных полномочий органов власти разных уровней, а также сокращение "нефинансируемых мандатов" (в том числе и для федерального бюджета). В соответствии с одобренными Правительством Российской Федерации принципами была начата подготовка к проведению реструктуризации бюджетного сектора и бюджетных учреждений.
В связи с вышесказанным, в августе 2004 года правительство одобрило "Концепцию реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004-2006 годах".
Целью предлагаемой в настоящей Концепции реформы бюджетного процесса являлось создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами в соответствии с приоритетами государственной политики.
Сущностью этой реформы являлось смещение акцентов бюджетного процесса от управления бюджетными ресурсами (затратами) к управлению результатами путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров.
В рамках концепции "управления ресурсами" бюджет должен был в основном формироваться путем индексирования существующих расходов в разрезе дробных статей бюджетной классификации Российской Федерации . При соблюдении жестких бюджетных ограничений .
В рамках концепции "
Ядром новой организации бюджетного процесса должна была стать широко применяемая в мире концепция (модель) "бюджетирования, ориентированного на результаты" в рамках среднесрочного финансового планирования. Ее суть - распределение бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и (или) реализуемыми ими бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов (предоставляемых услуг) в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах долгосрочных объемов бюджетных ресурсов ("потолков" расходов).
Наряду с развитием указанных методов бюджетного планирования и созданием системы мониторинга результативности бюджетных расходов, эта модель предполагает переход к многолетнему бюджетному планированию с установлением четких правил изменения объема и структуры ассигнований и повышением предсказуемости объема ресурсов, управляемых администраторами бюджетных средств.
Таким образом, реформирование бюджетного процесса предлагали осуществить по следующим направлениям:
1) реформирование
бюджетной классификации и
2) выделение бюджета "действующих" и "принимаемых" обязательств;
3) совершенствование
среднесрочного финансового
4) развитие и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования;
5) упорядочение
процедур составления и
В рамках реформирования бюджетной классификации и бюджетного учета планировалось:
1) внесение поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации, обеспечивающих системность бюджетной классификации на основе международных стандартов, упорядочивание и укрупнение функциональной и экономической классификации, установление норм об определении целевых статей и видов расходов законами (решениями) о соответствующих бюджетах, применение признака администратора бюджетных средств;
2) до вступления
в силу указанных поправок - внесение
соответствующих изменений в
Федеральный закон "О
3) разработка и утверждение основанного на методе начислений и интегрированного с бюджетной классификацией Единого плана счетов бюджетного учета, стандартов бюджетного учета и финансовой отчетности единиц сектора государственного управления.
В рамках бюджета "действующих" и "принимаемых" обязательств предлагались следующие меры:
1) введение в
Бюджетном кодексе Российской
Федерации понятий бюджета "
2) установление Правительством Российской Федерации при определении порядка ведения реестра расходных обязательств Российской Федерации требований к определению для каждого расходного обязательства его типа, объема и порядка (методики) его корректировки на условия прогнозного периода;
3) утверждение
основных принципов (
В рамках совершенствования среднесрочного финансового планирования предлагались следующие меры:
1) определение
порядка, методологии и
2) проработка
вопроса о возможности
3) подготовка поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации, определяющий порядок принятия и оплаты обязательств за пределами очередного финансового года.
В рамках развития программно-целевых методов бюджетного планирования должны были внедрить следующие меры:
1) установить
порядок разработки и
2) внести изменения и дополнения в нормативные правовые акты, регулирующие порядок разработки, реализации и оценки результативности федеральных целевых программ;
3) определить
порядок разработки, реализации
и оценки результативности
4) определить
порядок разработки и
В рамках упорядочения составления и утверждения федерального бюджета предлагалось:
1) утвердить
Постановлением Правительства
2) подготовить поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования составления и рассмотрения проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и отчета об исполнении федерального бюджета за прошедший финансовый год, а также уточнения основ составления и рассмотрения проектов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и отчетов об исполнении указанных бюджетов10,11.
В декабре 2006 г. в Министерстве финансов
Российской Федерации состоялся итоговый
семинар по проекту «Совершенствование
управления государственными расходами»,
участниками которого стали представители
федеральных министерств и ведомств.
В частности,
А. М. Лавров, директор Департамента бюджетной
политики Минфина России, ознакомил слушателей
с условиями и перспективами развития
среднесрочного бюджетирования, ориентированного
на результаты. Он заметил, что
за 2,5 года реализации Концепции реформирования
бюджетного процесса в РФ в 2004–2006 гг. удалось
решить многие проблемы. В частности, осуществлен
переход на обязательное перспективное
финансовое планирование, началось внедрение
БОР. Идет эксперимент, в котором участвуют
16 министерств и ведомств. После получения
отчетов предполагается провести мониторинг
и составить основу лучшей практики, ответив
на вопрос, улучшилось ли качество бюджетных
ассигнований, и приступить к новому этапу
реформирования.
Проведена реформа бюджетного учета, расширены
права главных распорядителей средств
федерального бюджета. В Бюджетный кодекс
вносятся изменения, призванные снять
ограничения в формировании нововведений.
Трехлетний бюджет предполагает перенос
обязательств на другой год. Ведомственные
целевые программы – главная составляющая
БОР. Эффективность бюджетных расходов
зависит от работы главных распорядителей
средств федерального бюджета12.
Бюджетная политика России последних лет, разработанная в соответствии с программами социально-экономического развития РФ с учетом одобренных Правительством РФ принципов реструктуризации бюджетного сектора в РФ, направлена на повышение результативности бюджетных расходов и оптимизацию управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы РФ.
В последние годы в основном была решена задача обеспечения финансовой и макроэкономической стабильности. Принятый в 1998 году и вступивший в силу с 2000 года бюджетный кодекс РФ установил основы бюджетной системы и бюджетного процесса. Были внедрены элементы среднесрочного финансового планирования с распределением ресурсов «сверху вниз» в рамках жестких бюджетных ограничений. Завершен переход к казначейскому обслуживанию исполнения федерального бюджета. Упорядочена система финансовой поддержки субъектов РФ.
Информация о работе Бюджетная система России: содержание и этапы становления и развития