Бюджетная система России: содержание и этапы становления и развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 10:38, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы : на основе изучения и анализа содержания и этапов становления и развития бюджетной системы России проследить закономерности проведения реформ бюджетного федерализма, межбюджетных отношений и концепции реформирования бюджетного процесса . Для достижения цели мы выделили следующие задачи:

1.Проанализировать литературу по данной теме.

2.Раскрыть понятия «бюджет, бюджетная система, бюджетное устройство».

3.Осуществить ретроспективный анализ становления бюджетной системы России .

4.Осветить проблемы и вопросы реформирования бюджетной системы России.

Работа содержит 1 файл

МОЯ Курсовая_ФИНАНСЫ.doc

— 419.00 Кб (Скачать)

      Конфедеративное (союзное) государство – это постоянный союз суверенных государств, созданный  для политических или военных  целей. Бюджет такого государства формируется  из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.

     За  более чем тысячелетнюю историю  России ее бюджетное устройство и  бюджетная система прошли путь от княжеской казны до системы, основанной на федеральном государственном устройстве. Рассмотрим этот путь подробнее. 
 

Глава 2. Ретроспективный анализ становления бюджетной системы РФ.

2. 1. Бюджетная система дореволюционной России.

      Первым  источником поступлений в княжескую  казну на Руси была дань, которую  собирал князь с подвластных земель. Дань имела натуральную форму и собиралась в виде скота, мехов, меда, воска, продовольствия. Кроме того, в пользу князя собирались пошлины и штрафы. По мере укрепления власти устанавливались места сбора дани и ответственные за ее сбор лица, сама дань приняла форму подати. С XIII в. начинает складываться система посошного обложения. Единицей обложения становится соха, дым, двор, тягло.

      С образованием Русского централизованного  государства в XV в. посошная подать стала собираться в пользу московского князя. Доходами казны становились также таможенный, соляной, кабацкий и другие сборы.

      В XV в. в России начинает складываться двухзвенная бюджетная система унитарного государства. В нее входили: великокняжеская казна (бюджет государства), местные бюджеты.

      Местные налоги были введены также в XV в. для содержания царских наместников и волостителей, выполняющих возложенные на них функции, с местного населения взимались денежные и натуральные сборы: конское пятно (за клеймение), тамга (за продажу товара), весче (за взвешивание), гостиное (за пользование торговым помещением), померное (за измерение).

      В 1551 г. Иван IV провел земскую реформу. В стране было введено земское самоуправление, а власть наместников упразднена. Вместо них появились земские старосты. Налог «посошный окуп» заменил наместничьи сборы. Он начал поступать в казну из которых стали поступать средства на содержание земских старост и финансирование местных мероприятий.

      В XVI в. сбором налогов стали ведать территориальные органы – чети. С городского населения взимались оброки с лавок, кузниц, мастерских, мельниц и др. Помимо прямых налогов существовали косвенные – винные откупы (середина XVI в.).

      Первый  в России бюджет – смета государственных доходов и расходов – был составлен в 1645 г. В городах составлялись сметы доходов и расходов. Эта система действовала до петровских реформ. В 1679 г. вместо стрелецкой подати и других сборов вводится подворный налог. Общая сумма налога назначалась правительством, а крестьянские общины и посады раскладывали ее между собой по дворам.

      Коренные  преобразования в России связаны с именем Петра I. Многочисленные преобразования, проводимые Петром I, должны были вывести ее на европейский уровень. В первую очередь было необходимо укрепить военную мощь страны, что невозможно без увеличения государственных доходов. Государство активно вмешивалось в экономику, поощрялось частное предпринимательство. Доходы государства складывались из таможенных пошлин и налогов на соль и другие товары, казенных монополий, откупов, конфискаций. Но эти доходы не покрывали расходов государства.

      В 1719-1721 гг. были реформированы высшие государственные органы управления, появились коллегии. Половина коллегий имела социально-экономический характер. После проведения переписи населения в 1722 г. подворный налог заменяется на подушную подать, которая взималась с лиц мужского пола (кроме дворянства, духовенства и чиновничества).

      Наряду  с прямыми и косвенными налогами население, главным образом крестьянство, несло мирские повинности, которые имели натуральную и денежную формы. Повинности были обязательными (содержание органов волостного и сельского управления, содержание дорог и др.) и необязательные (строительство церквей, школ, больниц, содержание пожарной охраны и др.).

      Появление постоянной армии и создание военного флота потребовали новых государственных расходов. Военные расходы стали главной статьей бюджета. Но доходы по-прежнему не покрывали расходов. Для этого вводились новые казенные монополии: на табак, мед, деготь, рыбий жир, сало, мел. Доходной статьей стали карты, кости, шахматы, и даже дубовые гробы.

      Резкий  рост денежных налогов требовал создания такой финансовой системы, которая  позволяла бы устанавливать общую  сумму доходов и расходов. Делались попытки составления росписи доходов и расходов, организации отчета и отчетности.

      Подавляющее большинство экономических преобразований Петра I были прекращены после его смерти. Продолжательницей идей Петра I стала Екатерина II, в том числе ив вопросах формирования финансовой и бюджетной системы. С 1785 г. российские купцы были освобождены от подушной подати и обязались платить 1%  «с капиталов, по совести объявляемых».

      Правительство всемерно поощряло развитие внешней  и внутренней торговли. Таможенный тариф 1767 г. установил высокие таможенные пошлины на все ввозимые товары – от40 до 100% их стоимости. Полностью запрещался ввоз товаров, которые могли быть произведены внутри страны, а предметы роскоши облагались по ставкам 100-200%. Экспортные пошлины были значительно ниже и составляли от 10 до 23%.

      Для покрытия бюджетного дефицита был использован  новый метод – выпуск бумажных денег, получили дальнейшее развитие государственные  займы.

      Для упорядочения финансового хозяйства  в Петербурге и в Москве в 1780 г. были открыты казначейства для штатных и остаточных сумм.

      Началом нового этапа формирования финансовой системы России стала общая реформа  государственного управления, проведенная  Александром I. В 1802г. были учреждены различные министерства, в том числе и финансов. Деятельность министерства финансов распространялась ни только на финансовые и кредитные вопросы, но в его компетенцию входило развитие мануфактур и торговли, горного дела и лесного хозяйства. Во второй половине XIX в. оно стало руководить эксплуатацией железных дорог. В конце XIX в. ему подчинялись государственный банк, таможенная служба, пограничная охрана, промышленность, торговля. Ведомство государственного казначея было также включено в министерство финансов.

      В 1851-1854 гг. мирские повинности законодательно были оформлены в земские повинности и земские сборы. В 1824 г. кочевые народы стали платить кибиточную подать.

      Реформы 60-х годов XIX в. внесли некоторые изменения в налоговую систему. В 1863 г. подушная подать с мещан заменяется налогом с недвижимого имущества. В 1865 г. вводится промысловый налог, т.е. сбор с документов на право заниматься торговлей и промыслами. В 1861 г. вместо винных откупов вводится акциз на производство спиртных напитков. В 1975 г. вместо подушной подати с крестьян взимается поземельный налог. Он взимался с земли крестьян и дворян. Важным источником бюджетных доходов были косвенные налоги, получаемые в основном от акциза и винной монополии, введенной в 1894 г.

      С созданием министерств в 1802 г. на местах организуются подведомственные Министерству внутренних дел и Министерству финансов государственные учреждения. На губернском уровне – казенные палаты, на уездном – казначейства.

      В 1864 г. вышло «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», по которому были учреждены органы местного самоуправления – земства. Депутаты земств собирались раз в год на сессию, на которой рассматривались хозяйственные и финансовые вопросы, утверждались сметы расходов и доходов.

      В волостях были волостные бюджеты, формировавшиеся  за счет так называемых мирских доходов, в том числе волостных и сельских сборов, доходов от принадлежащего сельским обществам имущества, от сдачи в аренду мирских земель и др.

      Городские бюджеты формировались за счет доходов  от городских предприятий (боен, бань, водопроводов и др.), сдачи в аренду земельных участков, сборов с недвижимого имущества городских жителей, сборов с владельцев лошадей, конских экипажей и др.

      Местные бюджеты не входили в состав государственного бюджета России. Таким образом, в  России до революции действовала двухзвенная бюджетная система унитарного государства. 
 

2. 2. Бюджетная система СССР

      Самым важным вопросом финансовой политики после октябрьской революции  был вопрос о прекращении обесценивания  денег и построении устойчивого  бюджета. Первым нормативным актом советского бюджетного права были правила составления, рассмотрения и утверждения смет на январь-июль 1918 г., изданные 28 января 1918 г. В конституции РСФСР 1918 г. бюджетному праву посвящался раздел, в котором были сформулированы общие принципы бюджетного устройства нового государства.

      Нарушение работы дореволюционного государственного аппарата приостановило поступление  всех налогов и доходов в государственную  казну. Первые законодательные акты о налогах (декабрь 1917 г.) обязывали  уплачивать налоги, установленные временным правительством. Основным методом формирования доходов центральных и местных органов власти в 1917-1918 гг. становятся контрибуции, конфискации и разовые сборы с национализированных предприятий. К середине 1918 г. практически единственным источником пополнения финансовых ресурсов государства становится эмиссия бумажных денег. В период Гражданской войны поступление в государственный бюджет было не таким значительным.

      С окончанием войны, переходом к новой  экономической политике (нэпу) и восстановлению народного хозяйства в связи с необходимостью стабилизации финансов, усиления хозрасчетных отношений, в том числе в местном хозяйстве, и повышения экономической деятельности местных Советов в октябре 1921 г. было выдвинуто постановление, в соответствии с которым государственный и территориальный бюджеты были вновь разъединены.

      С образованием в 1922 г. СССР и выходом  в 1924 г. Конституции СССР были внесены  изменения в бюджетную систему. Образуется государственный бюджет СССР.  Доходы союзного бюджета формировались за счет общесоюзных государственных доходов, главным из которых были отчисления от прибыли предприятий союзного подчинения и общегосударственные налоги и доходы, например, доходы от внешнеэкономической деятельности. Местные бюджеты не включались в состав бюджетов союзных республик и в Государственный бюджет СССР1.

      Большую роль в развитии народного хозяйства  и бюджетной системы СССР сыграла  налоговая реформа 1930-1932 гг. Она заложила основы налоговой системы. В территориальные бюджеты стала передаваться часть государственных доходов – налога с оборота, поступлений от реализации государственных займов и др.

      Окончательное формирование бюджетной системы  СССР связано с Конституцией 1936 г. В ней утвердилась идея централизации в управлении народным хозяйством и финансами страны.

      В 1938 г. в государственный бюджет были включены местные бюджеты, а также  бюджет государственного социального  страхования. Этот год стал годом завершения формирования бюджетной системы СССР. В 1942 г. был введен военный налог, который сыграл важную роль в финансировании военных расходов и в изъятии денежной массы из обращения. В период 1942-1945 гг. был введен также налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан.

      В послевоенные годы государственный бюджет был подчинен решению важнейшей задачи – ликвидаций последствий войны и восстановлению разрушенного хозяйства страны. Наибольшие капиталовложения производились в промышленность и жилищный фонд. С 1 января 1946 г. был отменен военный налог.

                 С 1955 г. доходы и расходы республик в Законе о государственном бюджете СССР  стали предусматриваться только в общих объемах. Распределение их между республиканскими и местными бюджетами осуществлялось самой республикой. Союзным республикам было предоставлено право распоряжаться дополнительно выявленными и полученными в течение года доходами для финансирования потребностей сверх общих ассигнований. С введением в 1957 г. централизованного порядка взимания отчислений от прибыли значительно выросли закрепленные доходы бюджетных республик. Совершенствуется структура государственного бюджета. Темпы роста отчислений от прибыли значительно превышали темпы поступлений от налога с оборота, хотя на протяжении всего рассматриваемого периода он оставался основным регулирующим доходом республиканских бюджетов.

     Особое  внимание уделяется совершенствованию  экономических методов управления народным хозяйством. Хозяйственная  реформа 1965 г. была направлена на усиление стимулирующего воздействия прибыли  на развитие производства. Для решения этой проблемы вводился новый порядок распределения прибыли. Он предусматривает организацию новой системы экономического стимулирования путем образования на каждом предприятии за счет прибыли трех фондов: фонда материального поощрения (ФМП), фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства (ФСКМ и ЖС) и фонда развития производства  (ФРП).

Информация о работе Бюджетная система России: содержание и этапы становления и развития