Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 10:28, курсовая работа
Целью работы является раскрытие роли бюджетной политики в управлении социально-экономическим развитием региона.
Для осуществления указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать регион как объект хозяйственного управления;
- изучить бюджетную политику как фактор социально-экономического развития региона;
Введение 4
1. Теоретические аспекты реализации бюджетной политики развития регионов 4
1.1 Регион как объект хозяйствования и управления 4
1.2 Бюджетная политика как фактор социально-экономического развития региона 4
2. Бюджетная политика в управлении социально-экономическим развитием региона 4
2.1 Анализ социально-экономического уровня развития пилотных регионов 4
2.2 Сравнение антикризисной бюджетной политики регионов 4
Заключение 4
Список использованной литературы 4
3. Анализ тенденций развития пилотных регионов в 2009 г. показал, что наибольшие риски посткризисной стагнации имеют сферы инвестиций и занятости, при этом инвестиционный кризис более выражен в регионах, которые имели лучшие показатели до его начала (Калининградской, Тюменской области), а риск застойной и высокой безработицы выше в депрессивных и монопрофильных регионах (Бурятии, Вологодской области).
Бюджетная политика во многом зависит от объективной ситуации с доходами субъекта Российской Федерации. Можно выделить две характеристики доходов бюджета, определяющие набор возможных стратегий бюджетной политики:
- объем доходов определяет степень жесткости бюджетных ограничений;
- динамика доходов влияет на ожидания, которые, в свою очередь, влияют на отношение властей к риску (готовность финансировать приоритеты развития за счет наращивания долгового бремени).
Эти характеристики в каждом конкретном регионе трансформируются в определенный набор возможностей бюджетной политики. На рис. 2 представлена динамика совокупных доходов всех 6 рассматриваемых регионов.
Рисунок 2 – Динамика подушевых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ в ценах 2001 года (с учетом ИБР), тыс. руб./чел.
Из представленных на рис. 2 данных видно, что доходы Тюменской области настолько превосходят доходы остальных 5 регионов.
Из представленных на рис. 2 данных видно, что рассматриваемые регионы существенно различаются по уровню и динамике среднедушевых бюджетных доходов. Проведем простейшую типологизацию регионов по двум вышеназванным факторам.
1-ая группа - высокий уровень и высокие темпы. Вологодская и особенно Тюменская области отличались высоким уровнем и высокими темпами роста бюджетных доходов, которые во многом носили конъюнктурный характер.
2-ая группа - высокий уровень и низкие темпы. Из рассматриваемых 6 регионов это только Пермский край, причем последние два года по темпам роста бюджетных доходов регион явно тяготел к первой группе.
3-я группа - невысокий уровень и высокий темпы. К этому типу относится Калининградская область. В 2005-2008 гг. среднедушевые доходы консолидированного бюджета Калининградской области росли быстрее, чем аналогичный показатель в среднем по субъектам РФ. Если в 2001 г. данный показатель в Калининградской области составлял лишь 78% от общероссийского уровня, то в 2008 г. он вырос до 102%.
4-ая группа – низкий уровень и низкие темпы. Такая ситуация сложилась в Томской области и Республике Бурятия. Причем, если Республика Бурятия объективно обладает невысоким экономическим потенциалом, то Томская область стала жертвой трансфертного ценообразования. Значительная часть генерируемой в области прибыли от нефтедобычи через трансфертные цены перераспределяется в другие регионы. Для доказательства справедливости данного тезиса можно привести следующие цифры. В 2007 г. согласно форме ФНС России 1-НОМ на территории области было собрано 2,1% доходов по НДПИ (строка 1055 - добыча сырой нефти и нефтяного (попутного) газа) из общего объема поступлений по данному налогу. В то же время поступления по налогу на прибыль от данной отрасли в бюджеты всех уровней с территории Томской области составили лишь 0,65% от общероссийского объема. В региональный же бюджет было зачислено лишь 0,34% от общероссийского объема поступлений по налогу на прибыль от нефтедобычи, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ. Таким образом, только в 2007 г. по достаточно грубым расчетам область недополучила по налогу на прибыль организаций порядка 6 млрд. руб. или 38% от общего объема налоговых доходов. Следовательно, поток нефтяных доходов, обрушившийся на регионы 1-ой и 2-ой групп, до регионов 4-ой группы дошел лишь в виде ручейка федеральной помощи, достаточно полноводного в случае Республики Бурятия и крайне скудного для Томской области. [20]
Соотношения уровня и темпов роста бюджетных доходов определяют набор возможных стратегий бюджетной политики для региона.
Для богатых регионов с высокими темпами роста доходов (1-ая группа: Тюменская и Вологодская области) в докризисный период был актуален вызов конъюнктурных доходов. Как показывает российский и мировой опыт, конъюнктурные доходы определяют достаточно богатое меню бюджетных стратегий:
1) «реформы с деньгами» - форсированное и социально приемлемое (есть средства на «выкуп реформ» у тех групп интересов, которые заинтересованы в сохранении статус-кво) реформирование бюджетного сектора;
2) «концентрация на приоритетах развития» - осуществление экономически и социально необходимых расходов, как правило, капитального характера (нынешние сверхдоходы используются для снижения расходов в будущем и для создания инфраструктуры для повышения привлекательности территории);
3) «выплата долга» - досрочная выплата долга также приводит к тому, что нынешние сверхдоходы используются для снижения расходов в будущем;
4) «создание резервов» - нынешние сверхдоходы используются для смягчения падения доходов в будущем;
5) «вложения в экономику» - наращивание государственных расходов, направленных на развитие и диверсификацию экономики и/или предоставление налоговых льгот бизнесу (конъюнктурные доходы используются для создания «структурных» доходов в будущем);
6) «популизм» - раздувание текущих расходов и амбициозные, но неэффективные капитальные расходы (конъюнктурные доходы используется так, как бы будто бы эти доходы носят постоянный характер). [7]
Первые четыре способа использования конъюнктурных доходов - это возможности, которые представляют высокие бюджетные доходы для регионального развития. Шестой способ относится к рискам, когда смягчение бюджетных ограничений приводит к проциклической бюджетной политике и неэффективному расходованию средств. Пятый способ представляет собою одновременно возможность развития региональной экономики и риск ее перегрева и неэффективного использования ресурсов.
Как правило, в экономической политике правительства, столкнувшиеся с вызовом конъюнктурных сверхдоходов, используют различные сочетания всех перечисленных выше способов использования дополнительных ресурсов. При этом наиболее популярными являются 3-ий, 4-ый и 5-ый способы. Но, как показывает российский и зарубежный опыт, наибольших успехов добиваются те правительства, в политике которых доминируют 1-4 способы использования временных сверхдоходов. 5-ый способ, как правило, является трудно реализуемым из-за неэффективности государственного управления и из-за невозможности угадать, какие направления экономической деятельности окажутся востребованными в будущем. В этой связи больших успехов добиваются те правительства, которые осуществляют политику по диверсификации экономики косвенно (через 1-ый и 2-ой способы использования сверхдоходов), создавая благоприятный инвестиционный климат и необходимую для бизнеса инфраструктуру.
Относительно высокий уровень доходов при низком темпе их роста (2-ая группа – Пермский край) определяет следующие наиболее вероятные стратегии бюджетной политики:
1) «консервация» - высокий уровень доходов позволяет отказаться от активных и не всегда популярных действий по реструктуризации бюджетной сети, а низкие темпы роста доходов не формируют завышенных ожиданий на будущее, что, с одной стороны, удерживает от избыточного наращивания долгового бремени, а, с другой стороны, не позволяет в полной мере сконцентрировать ресурсы на прорывных направлениях;
2) «реформа с деньгами» в сочетании с «концентрацией на приоритетах развития». Понимая, что в будущем доходы существенно не увечатся, для реализации своих приоритетов власти проводят оптимизацию текущих расходов.
Сочетание низкого уровня доходов с высокими темпами их роста (3-я группа – Калининградская область) оставляла за властями широкий выбор альтернатив проведения бюджетной политики:
1) «популизм» в сочетании с «наращиванием долга» (власти раздувают бюджетные расходы, в том числе за счет долгового финансирования, ориентируясь на среднероссийские объемы финансирования бюджетного сектора, ожидая при этом, что постоянный и быстрый рост доходов бюджета в будущем будет покрывать все возрастающие потребности);
2) «реформа с или без денег» (власти проводят жесткую бюджетную политику, понимая, что в настоящее время налоговый потенциал региона существенно отстает от среднероссийского уровня, и, чтобы обеспечивать качество бюджетных услуг хотя бы на среднероссийском уровне, эффективность их предоставления должна быть существенно выше);
3) «реформа с или без денег» в сочетании с «наращиванием долга» и «концентрацией на приоритетах развития» (власти проводят смешенную политику, когда текущие расходы соразмеряются с нынешним низким налоговым потенциалом области, а капитальные наращиваются, в том числе, за счет долгового финансирования с целью обеспечить инфраструктуру для будущего увеличения экономического потенциала).
Сочетание низкого уровня доходов с низкими темпами их роста (4-ая группа: Республика Бурятия и Томская область) налагает жесткие ограничения на финансирование как за счет доходов бюджета, так и за счет наращивания долга. Тот факт, что в 2001-2008 гг. бюджетные ограничения для Томской области и Республики Бурятия были существенно жестче, чем в целом для России, можно рассматривать как сдерживающий фактор развития данных регионов, в том числе осуществления капитальных вложений, реализации инновационной стратегии, создания резервов на случай ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры. В то же время более жесткие бюджетные ограничения создали предпосылки для повышения качества финансовой политики (над данными регионами, в отличие от остальной России, «не довлеет проклятье нефтяных доходов», выражающееся в ориентированном на получение ренты поведении элит и населения). Для данных регионов могли быть характерны следующие стратегии развития (перечислены в порядке убывания вероятности их реализации):
1) «консервация» (в условиях дефицита ресурсов нет средств на «выкуп реформ» и на осуществление масштабных проектов, проще всего финансировать бюджетную сеть «от достигнутого уровня»);
2) «реформы с или без денег» (проведение оптимизации расходов) в сочетании с «концентрацией на приоритетах», для чего активно привлекаются федеральные ресурсы и долговое финансирование (бедность данных регионов и невысокие темпов роста доходов налагают существенные ограничения на реализацию данной стратегии).
В табл. 3 представлено обобщение набора стратегий бюджетной политики, определенное объемом и темпом роста доходов консолидированного бюджета субъекта РФ.
Таблица 3 – Набор теоретических возможных бюджетных стратегий
| Тюменская область | Вологодская область | Пермский край | Калининградская область | Томская область | Республика Бурятия |
«Реформы с деньгами» | + | + | + | + | + | + |
«Реформы без денег» |
|
|
| + | + | + |
«Консервация ситуации» |
|
| + |
| + | + |
«Концентрация на приоритетах» | + | + | + | + | + | + |
«Создание резервов» | + | + | + |
|
|
|
«Вложения в экономику» | + | + |
|
|
|
|
«Популизм» | + | + |
| + |
|
|
«Минимизация долга» | + | + | + |
|
|
|
«Наращивание долга» |
|
|
| + | + | + |