Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 10:28, курсовая работа
Целью работы является раскрытие роли бюджетной политики в управлении социально-экономическим развитием региона.
Для осуществления указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать регион как объект хозяйственного управления;
- изучить бюджетную политику как фактор социально-экономического развития региона;
Введение 4
1. Теоретические аспекты реализации бюджетной политики развития регионов 4
1.1 Регион как объект хозяйствования и управления 4
1.2 Бюджетная политика как фактор социально-экономического развития региона 4
2. Бюджетная политика в управлении социально-экономическим развитием региона 4
2.1 Анализ социально-экономического уровня развития пилотных регионов 4
2.2 Сравнение антикризисной бюджетной политики регионов 4
Заключение 4
Список использованной литературы 4
Экономический кризис для власти может быть вызовом и шансом, проблемой и решением. Чем стал кризис 2008 г. для российских регионов? И как реагировали региональные власти на изменение условий их деятельности, перелом сложившихся в течение достаточно длительного времени трендов? Как боролись с трудностями? Как решали проблемы? Как использовали шансы? Что помогало и что мешало им проводить эффективную антикризисную политику? Поиск ответов на все эти вопросы проводился на основе анализа антикризисной политики шести российских регионов: Калининградской, Томской, Тюменской и Вологодской областей, Пермского края и Республики Бурятия.
До начала кризиса пилотные регионы имели разный уровень и динамику экономического развития. Четыре из них (Тюменская, Вологодская и Томская области, Пермский край) входят в группу относительно развитых с душевым ВРП выше среднего по стране или близким к нему (табл. 1). Калининградская область относится к среднеразвитым регионам, но в предкризисные годы она отличалась высокими темпами роста экономики благодаря режиму Особой экономической зоны. Республика Бурятия находится между среднеразвитыми и депрессивными регионами, ее душевой ВРП с корректировкой на стоимость жизни в регионе почти вдвое ниже среднего по стране.
Таблица 1 – Отношение душевого ВРП с корректировкой на стоимость жизни в регионе к среднему по регионам РФ, % (среднее = 100) [20]
| 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
Тюменская область | 405 | 421 | 419 | 421 | 418 | 430 | 421 | 400 | 394 |
в т.ч. Тюменская обл. без авт. окр. | 93 | 107 | 104 | 119 | 175 | 226 | 197 | 168 | 153 |
Вологодская область | 142 | 137 | 133 | 129 | 132 | 128 | 124 | 120 | 110 |
Томская область | 116 | 121 | 125 | 130 | 127 | 114 | 108 | 103 | 100 |
Пермский край | 117 | 120 | 108 | 105 | 100 | 96 | 97 | 97 | 96 |
Калининградская область | 62 | 60 | 62 | 63 | 66 | 64 | 68 | 75 | 74 |
Республика Бурятия | 62 | 63 | 63 | 63 | 60 | 59 | 57 | 57 | 57 |
Существенны различия и в структуре экономики пилотных регионов. Промышленно развитыми являются пять из них, если сравнивать душевой объем их промышленного производства со средним по РФ – Тюменская область без автономных округов (216%) Вологодская область (187%), Пермский край (154%), Калининградская (137%) и Томская (100%).
Основной вклад в промышленное производство юга Тюменской области вносит нефтегазохимия (Тобольск), с 2008 г. ведется нефтедобыча на новых Уватских месторождениях, пока относительно небольшая (2 млн. тонн). В то же время советская специализация юга Тюменской области на машиностроении для нефтегазодобычи оказалась неконкурентоспособной. Кроме того, с середины 2000-х в Тюмени юридически зарегистрированы крупные подразделения нефтегазодобывающих компаний, ведущие добычу в автономных округах. По этой причине доля промышленности юга области выросла до 16% от всей Тюменской области с автономными округами в 2008 г. по сравнению с 5% в начале 2000-х годов.
Структура промышленности Вологодской области (металлургия) и Томской (нефтедобыча) близка к монопрофильной, доля основной отрасли, работающей в основном на экспорт, превышает половину всего объема промышленного производства. Пермский край имеет более диверсифицированную отраслевую структуру, при этом ведущие отрасли его промышленности также ориентированы на мировой рынок. В Калининградской области преобладает импортозамещающая обрабатывающая промышленность, в последние годы быстро развивалось сборочное производство (электротехника, автомобили, мебель). В Бурятии большинство промышленных предприятий утратило конкурентоспособность еще в 1990-е годы, и в 2008 году душевой объем промышленного производства составлял только 32% от среднего по стране.
Различия докризисного уровня экономического развития пилотных регионов во многом подтверждаются и различиями в доходах населения, скорректированных на региональный прожиточный минимум (табл. 2). Только в Вологодской области уровень доходов населения явно понижен относительно ее показателей душевого ВРП. В конечном счете это является следствием того, что население с более высокой заработной платой сосредоточено в Череповце. Индикатор доходов показывает, что преимущество в виде крупного экспортного предприятия слабо влияет на доходы населения области, живущего за пределами места локализации данного предприятия. С этим же связаны и относительно невысокие доходы населения Томской области, так как нефтедобыча локализована в слабозаселенной северной части, а в основной зоне расселения на юге области немного рабочих мест с высоким уровнем оплаты труда. Но если на территории региона даже не работают, а просто регистрируются несколько крупных подразделений добывающих компаний, как это произошло в середине 2000-х годов в Тюменской области, это позволяет резко увеличить доходы бюджета и обеспечивает более динамичный рост заработной платы и доходов населения. Следует также отметить быстрый рост доходов населения Калининградской области в докризисный период благодаря росту инвестиций в Особую экономическую зону и выводу из тени части доходов населения после изменения правил приграничной торговли.
Таблица 2 – Отношение денежных доходов населения к региональному прожиточному минимуму, % [20]
| 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
Российская Федерация | 218 | 245 | 270 | 269 | 298 | 328 | 330 |
Тюменская обл. (без авт.окр.) | 225 | 272 | 277 | 316 | 333 | 354 | 368 |
Пермский край | 225 | 242 | 256 | 278 | 318 | 336 | 324 |
Томская область | 212 | 225 | 240 | 252 | 281 | 303 | 303 |
Калининградская область. | 141 | 169 | 178 | 200 | 243 | 289 | 264 |
Вологодская область | 191 | 218 | 233 | 232 | 236 | 270 | 256 |
Республика Бурятия | 169 | 168 | 161 | 173 | 193 | 215 | 246 |
Таким образом, к кризису пилотные регионы подошли в разном состоянии. Тюменская область находилась на пике благополучия. Калининградская область быстро развивалась благодаря особым условиям и притоку инвестиций. Экономика Томской области и Пермского края росла относительно стабильно, но не быстро, в Пермском крае росту препятствовал недостаток инвестиций (на треть ниже средних по стране в расчете на душу населения). При этом власти обоих регионов активно пытались ускорить экономическое развитие, создавая особую зону в Томске, улучшая систему управления в Пермском крае и т.д. Республика Бурятия резко отставала в развитии от других пилотных регионов, медленно выходя из депрессии после кризиса 1990-х годов.
Динамика промышленности пилотных регионов в кризисный период была очень разной. Если в целом по России кризисный спад промышленности составил -11% в 2009 г. по сравнению с 2008 г., то в пилотных регионах – от -20% до -2% (рис. 1). Самый сильный спад испытали Вологодская область и Пермский край из-за специализации на металлургии и производстве минеральных удобрений (эти отрасли сильнее всего пострадали от кризиса), однако в них раньше наметился выход на траекторию посткризисного роста. Явно завышены показатели динамики промышленности Калининградской области из-за методики статистического учета. В середине 2000-х годов, с быстрым ростом новых отраслей импортозамещения, отраслевая структура промышленности области существенно изменилась, однако эти изменения не учитывались Росстатом, так как до 2010 г. динамика промышленности измерялась по отраслевой структуре 2002 г. В результате сильный кризисный спад 2009 г. в новых отраслях импортозамещения не полностью учтен в общей динамике промышленности, реальная динамика хуже.
В нефтедобывающей Томской области, как и в Тюменской, годовой спад был минимальным. Близкую динамику показывала и Бурятия, но с ухудшением к концу года. Эти тенденции совпадают с динамикой соответствующих типов регионов: все металлургические растут после сильного спада, нефтедобывающие почти не падали, а до регионов Дальнего Востока и Забайкалья кризис добрался с сильным лагом во времени.
Рисунок 1 – Динамика промышленного производства, к соответствующему периоду 2008 г., %
Значительное улучшение динамики к концу 2009 г. не стоит переоценивать. Во-первых, на помесячные индексы динамики промышленного производства с октября-ноября 2009 г. влияет эффект низкой базы (начало спада в металлургических и некоторых других регионах с осени 2008 г.). В 2010 г. этот эффект распространился на большинство регионов. В результате сравнения с дном кризиса обеспечиваются хорошие показатели роста, но они не отражают реальной динамики. Во-вторых, с 2010 г. изменилась методика расчета индекса: в структуре промышленного производства увеличена доля сырьевых отраслей, меньше пострадавших от кризиса, что статистически улучшает показатель динамики к соответствующему периоду предыдущего года.
Перспективы 2010 г. для промышленно развитых пилотных регионов неопределенны, они в первую очередь зависят от мировых цен на нефть и металлы, а для Калининградской области – от динамики платежеспособного спроса населения и федеральной таможенной политики. Для Бурятии перспективы еще более непонятны, поскольку другие депрессивные регионы России показали в ходе кризиса худшую динамику относительно средней по стране из-за накопившихся докризисных проблем развития. Не исключено, что кризисный спад промышленности на востоке страны просто сдвинут на более позднее время.
Анализ социально-экономической ситуации в пилотных регионах позволяет сделать ряд выводов.
1. Социально-экономические индикаторы отражают несинхронность кризисных процессов в разных сферах экономики, а также в регионах с разным уровнем докризисного развития. Это означает, что влияние экономического кризиса на развитие регионов и его проявления сильно дифференцированы. Выявленные различия следует учитывать при оценке антикризисной политики субъектов РФ.
2. Пилотные регионы можно с некоторой степенью условности разделить на три группы по степени влияния кризиса. С наибольшей силой и почти во всех сферах он затронул монопрофильную Вологодскую область, удалось только замедлить темпы роста открытой безработицы за счет массированных федеральных трансфертов на поддержку занятости. Сильный кризис в Пермском крае проявился в спаде промышленного производства, снижении инвестиций и доходов населения, но рост открытой безработицы также был умеренным. Но оба региона уже на стадии выхода из промышленного спада, хотя инвестиционный спад и повышенный уровень безработицы (открытой и скрытой) сохраняются. Спецификой Калининградской области, которая до кризиса развивалась очень быстро, является более умеренный промышленный спад при сильнейшем сокращении инвестиций и жилищного строительства и значительном росте безработицы (достоверность статистических данных о сохранении доходов населения на уровне 2008 г. вызывает вопросы).
Вторую группу регионов с умеренным воздействием кризиса образуют развитые Тюменская и Томская области со специализацией на отраслях ТЭК, чем обусловлен небольшой спад промышленного производства и близкий к среднему спад инвестиций, которые до кризиса были значительными. Обе области отличаются сильным снижением доходов населения, но относительно невысокой напряженностью на рынке труда. При этом динамика безработицы различна – в Томской области заметного роста не было, а в Тюменской отмечался быстрый рост с очень низкого уровня вследствие сокращения инвестиций и рабочих мест в строительстве.