Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 10:28, курсовая работа
Целью работы является раскрытие роли бюджетной политики в управлении социально-экономическим развитием региона.
Для осуществления указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать регион как объект хозяйственного управления;
- изучить бюджетную политику как фактор социально-экономического развития региона;
Введение 4
1. Теоретические аспекты реализации бюджетной политики развития регионов 4
1.1 Регион как объект хозяйствования и управления 4
1.2 Бюджетная политика как фактор социально-экономического развития региона 4
2. Бюджетная политика в управлении социально-экономическим развитием региона 4
2.1 Анализ социально-экономического уровня развития пилотных регионов 4
2.2 Сравнение антикризисной бюджетной политики регионов 4
Заключение 4
Список использованной литературы 4
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова»
(ГОУ ВПО «РЭА им. Г. В. Плеханова»)
Факультет дистанционного обучения
Специальность: «Финансы и кредит»
КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:
«БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА В РЕГИОНЕ КАК ФАКТОР
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ»
ДИСЦИПЛИНА:
«ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ»
Москва 2010
Введение
1. Теоретические аспекты реализации бюджетной политики развития регионов
1.1 Регион как объект хозяйствования и управления
1.2 Бюджетная политика как фактор социально-экономического развития региона
2. Бюджетная политика в управлении социально-экономическим развитием региона
2.1 Анализ социально-экономического уровня развития пилотных регионов
2.2 Сравнение антикризисной бюджетной политики регионов
Заключение
Список использованной литературы
Анализ системы управления социально-экономическим развитием в России, начиная от федерального уровня и заканчивая предприятием, свидетельствует о недостаточности исследования регионального уровня и его развития в условиях использования экономических методов управления, как следствие того, что регионы и территории долгое время развивались, преимущественно, под воздействием административно-директивных методов управления при приоритете отраслевого подхода.
В условиях перехода к рыночной экономике наибольшая нагрузка ложится на экономические и, особенно, на финансово-бюджетные методы управления, а рост бюджетно-финансовой обеспеченности территорий; полная сбалансированность доходов и расходов (обеспечение устойчивости бюджета) на основе постоянного увеличения налоговых поступлений от развивающегося производства являются важнейшими критериями оценки эффективности управления социально-экономическим развитием региона.
Сложившаяся ситуация, при которой доходные источники региональных бюджетов не соответствуют расходам, возложенным на региональные органы власти, свидетельствует о необходимости совершенствования управления социально-экономическим развитием региона на основе использования бюджетного механизма, в частности, о необходимости точной оценки прогнозируемых финансовых ресурсов и потребностей территорий, и только на этой основе проведения планирования и постановки задач социально-экономического развития региона. Все это и определило выбор темы настоящего исследования.
Вопросы регионоведения, регионального управления, бюджетно-налогового регулирования всегда оставались в центре внимания экономистов и политиков. Фундаментальная база бюджетно-налогового регулирования экономики была заложена основоположниками экономической теории А.Смитом, Д.Рикардо и У.Петти. Следует отметить исследования, проведенные А. Маршаллом, Дж. М. Кейнсом, П.Самуэльсоном, М.Фридманом, Э.Б. Аткинсоном и Дж.Ю.Стиглицем.
Текущее состояние российской экономики и проблемы формирования доходной части региональных бюджетов, достаточной для выполнения региональными органами власти своих функций, обуславливают необходимость проведения прогнозной оценки налоговых доходов и потребностей территорий. Зарубежный опыт в этом направлении в переводной литературе не освещен. Исторический российский опыт по данной проблеме отсутствует, а разработки отечественных ученых ориентированы в основном на систематизацию теоретических и практических вопросов регионального управления, бюджетного федерализма, функционирования системы налогообложения. Разнообразные вопросы регионального управления, экономического развития региона, межбюджетных отношений, финансовой обеспеченности развития регионов, рассматриваются в работах А.В. Брызгалина, В.И. Бутова, Е.В. Горшениной, Г.В. Гутмана, В.Г. Игнатова, А.Г. Липко, К.М. Миско, Т.Г. Морозовой, А.К. Осипова, Л.П. Павловой, Д.Г. Черника, Т.Ф. Юткиной, Р.М. Каримова, В.В. Бельтюкова, Ф.Г. Асадуллина, О.И. Боткина, И.О. Боткина, И.А. Пыховой и других.
Вопросы управления социально-экономическим развитием региона посредством бюджетной политики рассматриваются в российской литературе только в аспекте совершенствования межбюджетных отношений, укрепления финансовой базы региональных власти, реформирования налоговой системы (работы А. Андреева, А.Л. Коломиеца, Ю. Любимцева, Л. Потапова, Ф.К. Садыкова, О.Салова, Г.Р. Хасаева, В.А. Цыбатова, А.И. Татаркина, Г.А. Ковалевой).
Недостаточная разработанность теоретических и практических проблем совершенствования управления социально-экономическим развитием региона на основе использования бюджетной политики постановку цели и задач исследования.
Целью работы является раскрытие роли бюджетной политики в управлении социально-экономическим развитием региона.
Для осуществления указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать регион как объект хозяйственного управления;
- изучить бюджетную политику как фактор социально-экономического развития региона;
- дать анализ социально-экономического развития пилотных регионов;
- провести сравнение антикризисной бюджетной политики анализируемых регионов.
Объектом исследования является бюджетная политика как фактор социально-экономического развития региона. Предмет исследования – управление социально-экономическим развитием региона.
Развитие процессов экономической реформы вызвало необходимость формирования новой идейно-экономической среды, которая, в свою очередь, обусловила развитие региональной экономики на новой методологической основе.
Центр экономической реформы сместился в регионы, так как общественно-экономическая трансформация затронула наиболее глубинные процессы экономики предприятия и социальную систему, которые привязаны к конкретным регионам. Экономическая трансформация коснулась многих сторон функционирования региона как сложного социально-экономического организма, который даже в условиях плановой экономики региона никогда не руководствовался неким единым критерием в выборе экономического поведения, а в условиях рыночной экономики изменились правила поведения практически всех субъектов экономической жизни региона.
Регион стал субъектом федерации и самостоятельно принимает экономические решения, проводит определенную экономическую политику на своей территории, строит свои экономические взаимоотношения с федеральным центром и муниципальными образованиями. Коренным образом изменилась система пространственного распределения ресурсов.
Под регионом следует понимать прежде всего территориальное социально-экономическое образование, основой которого является пространственная организация производительных сил, характеризующаяся единством и целостностью воспроизводственного процесса, который может и должен, как представляется, развиваться на собственной экономической базе. [13]
Региональный воспроизводственный процесс включает расширенное воспроизводство производительных сил территории (природной среды, средств производства, рабочей силы) и воспроизводство производственных отношений. Воспроизводство факторов производства в регионе носит комплексный характер. Для этого необходимо обеспечение пропорциональности и сопряженности в развитии всех факторов производства в данном регионе, отражающих наиболее рациональную структуру регионального хозяйства.
Понимание региона в качестве субъекта хозяйствования предполагает учет условий, которые складываются в пределах данной территории.
К числу таких условий, как представляется, можно было бы отнести:
- экономическую целостность территории как основу хозяйственного комплекса;
- характер и степень развития внутренних и внешних экономических связей, определяемых рыночными механизмами;
- общность экономических, социальных и общественно-политических задач, решаемых на территории региона;
- возможность эффективного управления территорией. [10]
На основании вышеизложенного можно дать следующее определение региона.
Регион — это целостная социально-экономическая система, которая имеет единую структуру, включающую физико-географическую, экономическую, политико-административную, этническую, социокультурную, правовую, политическую составляющие, соответствующие им социальные институты, при определяющей роли институтов управления в организации жизни региона.
То есть регион — это сложное и комплексное явление, представляющее собой целостную, пространственно организованную форму жизнедеятельности как системы, которой присущи относительная обособленность, целостность, комплексность, структурированность, подчиненность единой цели, связи с внешней средой.
Такая форма имеет свое содержание, которое включает:
- взаимодействие субъектов в процессе воспроизводства условий жизнедеятельности;
- материально-вещественные факторы, выступающие основой воспроизводства;
- количественные и качественные показатели, характеризующие результат — уровень социально-экономического развития.
Многофакторность и разнохарактерность резервов, явлений и процессов вызывает необходимость применения для их структурирования методологии системного подхода. Регион, рассматриваемый с этих позиций, представляет собой упорядоченную совокупность различных элементов, между которыми существуют или могут быть установлены определенные связи.
Важнейшим аспектом при этом является сохранение и развитие особенностей конкретного региона, который требует особого внимания общества и государства к поддержанию жизненных сил естественно-природной составляющей. Такой аспект трактовки категории «регион» обусловлен необходимостью корректировки приоритетов в направлении усиления внимания к проблемам социально и экологически ориентированного экономического развития. [17]
Региональная система, являясь составной частью единой социально-экономической системы страны, состоит из иерархически взаимосвязанных территориальных образований разного уровня, которые сами по себе также являются сложными территориальными экономическими системами. Каждая из этих систем выполняет свои функции в территориальной системе более высокого уровня. Следовательно, региональная экономика как мезоуровень экономики представляет собой ее самостоятельный сегмент.
В процессе своего развития региональная экономика с хозяйственных позиций выражает отношения, возникающие между центром и регионами, между самими регионами, а также внутри регионов по поводу производства, распределения, обмена и потребления конечного продукта производственной деятельности. Основной целью региональной экономики выступает обеспечение достойного уровня жизни населения. В связи с этим необходима оптимальная трансформация всего комплекса региональных экономических отношений, повышение их эффективности с учетом законов рыночной экономики.
Развитие любого объекта — это переход от одного его качественного состояния к другому. Оно характеризуется структурой, источниками, формами и направленностью. Исходя из этого, развитие региона можно представить как комплексный процесс изменений его экологической, экономической, социальной, духовной, пространственной, политической сфер, приводящий к их качественным преобразованиям и в конечном счете к изменениям условий жизни самого человека.
Законы функционирования рыночной экономики не отрицают, а предполагают максимально полный учет специфики и особенностей регионального экономического пространства. Это пространство как составная часть совокупного экономического пространства страны выступает как целостная система взаимодополняющих субъектов хозяйствования на определенной территории, имеющих устойчивое разделение труда, и представляет собой систему реально существующих экономических связей, постоянно развивающихся и углубляющихся в процессе взаимного переплетения, взаимного дополнения и обеспечения экономической целесообразности хозяйствующих структур, между которыми имеет место устойчивое территориальное разделение труда. [10]
На основании изложенного можно отметить следующие особенности регионального экономического пространства:
- оно может образовываться в рамках сочетания различных хозяйств, независимо от величины их потенциала, если они соединены между собой устойчивым разделением труда, а их интересы в экономических связях совпадают;
- характеризуется не временными отношениями между хозяйствующими субъектами региона, а определенным состоянием функционирования взаимосвязанных хозяйственных структур;
- имеет внутренне противоречивый характер — источники его самодвижения и саморазвития находятся в объективно обусловленных противоречиях внутри хозяйствующих субъектов, связанных между собой разделением труда.
Целью формирования экономического пространства является создание эффективной региональной экономической интеграции, базирующейся на взаимном интересе и равноправном партнерстве. Основой регионального экономического пространства должна стать самостоятельность товаропроизводителей как главных субъектов экономической деятельности. Таким образом, одним из ведущих принципов формирования и функционирования регионального экономического пространства является общее хозяйственное законодательство, определяющее правовые нормы функционирования субъектов экономических отношений.