Банкротство предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 19:03, курсовая работа

Описание работы

Настоящая работа посвящена вопросам управления предприятием в условиях финансового кризиса, способам предотвращения банкротства и ликвидации предприятия. В работе содержится анализ норм действующего законодательства, регулирующего институт банкротства; раскрываются внешние и внутренние причины возникновения несостоятельности предприятия; содержится перечень мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности предприятия и его санации; приводится примерная программа финансового оздоровления предприятия.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Институт банкротства: правовые и экономические аспекты 5
1.1. Правовые характеристики основных понятий законодательства о банкротстве 5
1.2. Риск и причины возникновения неплатежеспособности (банкротства) предприятий 16
Глава 2. Основные направления предотвращения банкротства и санации предприятия 29
2.1. Мероприятия по восстановлению платежеспособности предприятия 29
2.2. Восстановление финансовой устойчивости предприятия 40
2.3. Долгосрочные меры для обеспечения финансового равновесия предприятия 42
Глава 3. Реализация программы финансового оздоровления предприятия 47
Заключение 51
Список используемой литературы: 52

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 258.00 Кб (Скачать)

     Исходя  из этого, к основным долгосрочным мерам финансового оздоровления следует отнести маркетинг и инвестирование.

     Основным  направлением маркетинга предприятия, находящегося в состоянии финансового  кризиса, является превращение потребностей потребителя в доходы предприятия.

     Создание  системы маркетинга на предприятии включает в себя два этапа:

    1. исследование рынка;
    2. организация маркетинга.

     Исследование  рынка происходит по параметрам: оценка клиентов (покупателей) по каждой группе предлагаемых на рынке товаров (работ, услуг) предприятия (группы клиентов), факторы, влияющие на их потребительские предпочтения, пожелания по улучшению предлагаемых товаров; потенциал рынка (объем спроса, тенденции, потенциал роста).

     Организация маркетинга состоит из следующих  работ:

  1. разработка стратегии маркетинга - последовательного ряда действий, направленных на осуществление маркетинга товаров (работ, услуг);
  2. создание правил, процессов и структур, обеспечивающих реализацию маркетинговой стратегии.

     При организации маркетинга необходимо решить следующие задачи:

    1. разработать маркетинговую стратегию, координирующую всю деятельность предприятия и соответствующую реализации ее стратегических и финансовых целей;
    2. выбрать организационную структуру для ее наилучшего осуществления;
    3. предусмотреть структурное звено, отвечающее за проведение работ по маркетингу;
    4. создать инструменты координации и обмена информацией в рамках всей организации;
    5. оценить затраты на маркетинг.

     После создания всех условий и проведения работ для непосредственного  создания системы маркетинга на предприятии  необходимо разработать эффективную снабженческо-сбытовую политику, которая опиралась бы на маркетинг.

     Целью такой политики предприятия является удовлетворение нужд и потребностей клиентов (покупателей) товаров (работ, услуг) предприятия.

     В соответствии с этой целью в состав функций маркетинга входят следующие задачи:

    • анализ состояния и прогнозирование развития рынка;
    • организация продажи продукции (товаров, работ, услуг) предприятия;
    • развитие рынка, привлечение новых покупателей, изучение потребностей в иных типах продукции (работ, услуг, товаров) со стороны предприятия;
    • организация эффективной обратной связи от потребителей к производителю, включая рассмотрение претензий клиентов (покупателей).

     Для успешной работы предприятие должно иметь возможность в случае необходимости  быстро и недорого привлечь капитал, как любой другой ресурс, требуемый для развития бизнеса.

     Привлекая инвестиции, предприятие должно отчетливо  представлять себе, что инвесторы - это довольно широкий круг субъектов  рынка, имеющих различные цели, приоритеты, принципы принятия инвестиционных решений  и отношение к рискам.

     Принципиально инвестиции можно разделить на финансовые и стратегические.

     Стратегические  инвесторы – это, обычно, крупные транснациональные корпорации, специализирующиеся в определенных отраслях промышленности или видах деятельности и являющиеся лидерами в своих секторах. Объектами инвестиций таких компаний являются акции предприятий, действующих в аналогичных или смежных отраслях. Привлекательными чертами таких инвесторов являются: наличие многолетнего опыта работы в конкретной области, использование передовых ноу-хау и методов управления.

     Минусом таких инвестиций является установление максимального контроля над предприятием, в которое вкладываются средства. Также в случае неблагоприятного развития событий предприятие может  быть закрыто в рамках программы сокращения затрат.

     Финансовые  инвесторы – это инвестиционные компании и фонды, которые оказывают минимальное влияние на производственную деятельность предприятия. Главная цель финансового инвестора – интенсивный рост стоимости бизнеса объекта инвестиций, что обеспечит общий положительный результат деятельности фонда в отчетный финансовый период, так как общая стоимость портфеля фонда есть стоимость входящих в него бизнесов. Таким образом, финансовый инвестор максимально заинтересован именно в высокой рентабельности и укреплении рыночных позиций предприятий.

     Оценка  перспективности сотрудничества с  инвесторами того или другого  типа зависит от инвестиционных приоритетов  конкретного предприятия, а также  от того, насколько цели предприятия  совпадают с целями предполагаемых инвесторов.

     Однако  отсутствие полноценного инвестиционного  рынка в России и отсутствие инвестиционных фондов, способных принять на себя риски развитий бизнеса, является серьезным  препятствием для привлечения инвестиций.

 

Глава 3. Реализация программы финансового оздоровления предприятия

 

     Основными задачами программ финансового оздоровления предприятия являются:

    1. определение стратегии и комплекса практических мероприятий по преодолению кризисной ситуации;
    2. определение плана мероприятий по повышению платежеспособности и ликвидности предприятия;
    3. разработка оптимального для предприятия и обоснованного для органов государственного управления плана погашения задолженности перед бюджетом или предоставления государственной поддержки предприятию;
    4. разработка схемы погашения (финансовой реструктуризации) ранее полученных кредитов для обоснования ее перед кредиторами;
    5. определение плана мероприятий по изменению структуры баланса с целью повышения инвестиционной привлекательности предприятия.

     Различное финансово-экономическое положение, специфика деятельности, стратегические цели и задачи конкретного предприятия не дает возможности составить единую, общую для всех предприятий программу финансового оздоровления.

     Однако  общими разделами для программы  финансового оздоровления являются:

    • информация о предприятии и его характеристика;
    • исследование и анализ рынка;
    • концепция хозяйственной деятельности;
    • анализ финансового состояния предприятия и выявление причин необходимости его оздоровления;
    • мероприятия по финансовому оздоровлению;
    • план производства;
    • финансовый план и финансовая стратегия.

     Основная  информация о предприятии – это дата основания, местонахождение, форма собственности, организационно-правовая форма, учредители, основной вид деятельности.

     В разделе «Исследование и анализ состояния рынка» обычно содержится следующая информация: описание отрасли, в которой работает предприятие, и перспективы ее развития; современное место предприятия в данной отрасли, его преимущества и недостатки в сравнении с другими организациями-конкурентами; характеристика рынков, на которые ориентируется деятельность предприятия; условия и ограничения продвижения на рынки продукции предприятия; выработка стратегии маркетинга; разработка новых видов продукции предприятия.

     Концепция хозяйственной деятельности представляет собой сжатый обзор намечаемого бизнеса и целей, которые ставит перед собой предприятие.

     Концепция, как правило, разрабатывается на 3-5 лет в зависимости от конкретных условий финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

     Концепция является ориентиром для детальной  разработки программы финансового  оздоровления.

     Анализ  финансового состояния предприятия  и выявление причин необходимости  его оздоровления включает в себя результаты анализа финансового  состояния предприятия за предыдущий год и на последнюю отчетную дату. В нем определяются основные показатели финансового состояния предприятия, структура его баланса. Также содержится анализ рентабельности, финансовой устойчивости, ликвидности, платежеспособности.

     Проведенный анализ финансового состояния предприятия должен завершиться логическими выводами о причинах кризисного состояния и направлениях его финансового оздоровления.

     Наиболее полную и адекватную сегодняшним реалиям российской экономики структуру мероприятий по финансовому оздоровлению можно представить следующим образом:

1 этап. Восстановление  платежеспособности.

    1.1. Проведение  инвентаризации активов и пассивов  предприятия.

    1.2. Создание  платежного календаря.

    1.2.1. Разделение текущих платежей  и платежей по просроченной задолженности.

    1.2.2. Приоритет в предстоящих платежах  просроченной кредиторской задолженности.

    1.2.3. Определение суммы нехватки денежных  средств, необходимых для выполнения  графика предстоящих платежей.

    1.3. Превращение  низколиквидных активов в денежные средства, и погашение с их помощью краткосрочных обязательств предприятия (или продажа активов).

    1.3.1. Проведение оценки возможности  реализации тех или иных активов  и эффективности такой реализации.

    1.3.2. Продажа активов, с указанием  конкретных видов активов, сроков их реализации, ответственных лиц, формы их продажи или формы погашения с их помощью кредиторской задолженности, в том числе:

      - нематериальных  активов;

      - основных  средств;

      - незавершенного  строительства;

      - доходных  вложений в материальные ценности;

      - долгосрочных  финансовых вложений;

      - запасов;

      - дебиторской  задолженности;

      - краткосрочных  финансовых вложений.

    1.4. Переоформление  краткосрочной задолженности в  долгосрочную.

    1.5. Отказ  от получения дивидендов по  акциям.

    1.6. Выпуск  облигаций.

    1.7. Другие  меры.

2 этап. Восстановление  финансовой устойчивости  через изыскание  дополнительных внутренних  источников финансирования.

    2.1. Снижение  затрат и уменьшение текущей  финансовой потребности.

    2.1.2. Остановка нерентабельных производств.

    2.1.3. Выведение из состава предприятия затратных объектов и переход к покупке товаров и услуг на стороне.

    2.2. Оптимизация  численности работников.

    2.3. Выкуп  долговых обязательств с дисконтом.

    2.4. Конвертация  долговых обязательств в уставной  капитал.

    2.5. Привлечение авансов со стороны заказчиков.

3 этап. Обеспечение  финансового равновесия  на длительный  срок.

    3.1. Осуществление  мероприятий в сфере маркетинга.

    3.2. Привлечение  инвестиций.

 

Заключение

 

     Рассмотренные в настоящей работе проблемы, связанные  с мероприятиями по предупреждению банкротства предприятия, позволяют сделать следующие выводы:

     Современное состояние российской экономики, введение института банкротства ставят перед  действующим предприятием проблему эффективной организации управления риском в условиях финансового кризиса.

     Под выражением «управление риском» следует понимать следующее:

Информация о работе Банкротство предприятий