Банкротство предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 19:03, курсовая работа

Описание работы

Настоящая работа посвящена вопросам управления предприятием в условиях финансового кризиса, способам предотвращения банкротства и ликвидации предприятия. В работе содержится анализ норм действующего законодательства, регулирующего институт банкротства; раскрываются внешние и внутренние причины возникновения несостоятельности предприятия; содержится перечень мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности предприятия и его санации; приводится примерная программа финансового оздоровления предприятия.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Институт банкротства: правовые и экономические аспекты 5
1.1. Правовые характеристики основных понятий законодательства о банкротстве 5
1.2. Риск и причины возникновения неплатежеспособности (банкротства) предприятий 16
Глава 2. Основные направления предотвращения банкротства и санации предприятия 29
2.1. Мероприятия по восстановлению платежеспособности предприятия 29
2.2. Восстановление финансовой устойчивости предприятия 40
2.3. Долгосрочные меры для обеспечения финансового равновесия предприятия 42
Глава 3. Реализация программы финансового оздоровления предприятия 47
Заключение 51
Список используемой литературы: 52

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 258.00 Кб (Скачать)
 
 

План:

 

Введение

     Возникновение проблемы восстановления платежеспособности предприятия в российской экономике  напрямую связано с введением  правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов, характеризуемой явлениями финансовой несостоятельности (банкротства). Потребность такого регулирования отвечает интересам как государства – в создании правового поля для осуществления мер оздоровления структур, не адаптируемых или плохо адаптированных в условиях рыночной экономики, так и собственников – в осуществлении возможностей развития в условиях реальной конкуренции.

     Ликвидация  безнадежно неплатежеспособных предприятий  является положительной мерой, которая  выводит неэффективное предприятие  из числа действующих. Процедура банкротства часто является положительной мерой и для предприятия-должника. Она позволяет ему погасить свои обязательства за счет оставшегося имущества и затем, освободившись от долгов, начать новое дело. Вместе с тем признание предприятия-должника банкротом имеет и целый ряд негативных последствий, так как затронутыми оказываются права и интересы работников предприятия-должника, его партнеров, кредиторов и других лиц, что, в свою очередь, порождает значительные социальные издержки и требует законодательного регулирования.

     Несостоятельность (банкротство) – одна из старейших экономических и юридических категорий, известных в Древнем Риме. Институт банкротства всегда выступал в качестве одного из ключевых регуляторов экономических процессов в обществе, обеспечивал стабильность и устойчивость хозяйственного оборота. Социальная и экономическая важность этого института вызывают необходимость разработки специального законодательства, способного обеспечить адекватное правовое регулирование комплекса вопросов, связанных с банкротством. На сегодняшний день соответствующие отрасли законодательства существуют во всех странах с рыночной экономикой. Угроза банкротства побуждает не только предприятия, но и органы государственного управления принимать меры по восстановлению активного баланса и улучшению деятельности предприятий. Законодательством предусмотрен комплекс мер по восстановлению платежеспособности должника, направленных на предотвращение массовых банкротств.

     Необходимо, однако, отметить, что проблемы диагностики, профилактики хозяйственных связей, проектирования, инноваций, направленные на упреждение кризисов в работе предприятия, в целом зачастую остаются за пределами государственного влияния и нуждаются в повышенном внимании общества.

     Настоящая работа посвящена вопросам управления предприятием в условиях финансового кризиса, способам предотвращения банкротства и ликвидации предприятия. В работе содержится анализ норм действующего законодательства, регулирующего институт банкротства; раскрываются внешние и внутренние причины возникновения несостоятельности предприятия; содержится перечень мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности предприятия и его санации; приводится примерная программа финансового оздоровления предприятия.

 

Глава 1. Институт банкротства: правовые и экономические аспекты

1. Правовые характеристики основных понятий законодательства о банкротстве

 

     Правовой  институт банкротства является сравнительно новой категорией для современного российского права. Только в 1992 году с принятием Закона РФ N 3929-I "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" (утратил силу) в российском праве впервые за много лет нашел законодательное закрепление сам термин "несостоятельность (банкротство)", а также составляющие его существо процедуры.

     Следующим шагом в формировании системы  законодательства о банкротстве  стало принятие Федерального закона от 24.06.1999 № 122-ФЗ, а затем - Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О несостоятельности (банкротстве)" (принят ГД ФС РФ 27.09.2002) (далее по тексту – Закон о банкротстве), в котором были восполнены существовавшие ранее пробелы правового регулирования правоотношений в рамках банкротства и была создана принципиально новая материальная и процессуальная система таких правоотношений.

     Закон о банкротстве уделяет много  внимания проблемам предупреждения банкротства, предусматривает меры по финансовому оздоровлению должника, проводимые собственниками имущества, органами федеральной исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.

     Закон о банкротстве предусматривает особенности банкротства отдельных категорий должников:

    1. юридических лиц – градообразующих, сельскохозяйственных, кредитных, страховых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг;
    2. физических лиц – индивидуальных предпринимателей, крестьянских фермерских хозяйств;
    3. упрощенные процедуры банкротства в отношении ликвидируемого и отсутствующего должника.

     Такая категория, как "меры по предупреждению банкротства", не является новейшим правовым изобретением и давно известна мировой и отечественной юридической науке, на протяжении многих лет использовалась при построении нормативных конструкций регулирования отношений по банкротству.

     В современной российской истории  меры по предупреждению банкротства  также впервые нашли законодательное  оформление в общем виде в Законе о банкротстве.

Статья 65 Гражданского кодекса Российской Федерации содержит определение  несостоятельности (банкротства) юридического лица. Согласно указанной норме права юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда. Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию. Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве).

     Для того, чтобы разобраться в правовой сущности процедуры банкротства, рассмотрим основные термины и понятия этого Закона.

     В соответствии со статьей 2 Закона о банкротстве1:

     несостоятельность (банкротство) (далее также – банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;

     должник – гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом;

     денежное  обязательство – обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации основанию;

     обязательные  платежи – налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы;

     руководитель  должника – единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее в соответствии с федеральным законом деятельность от имени юридического лица без доверенности;

     кредиторы – лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору;

     конкурсные кредиторы – кредиторы по денежным обязательствам (за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия);

     уполномоченные  органы – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

     орган по контролю (надзору) – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 219-ФЗ);

     регулирующий  орган – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления;

     санация – меры, принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности должника, в том числе на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве;

     наблюдение – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;

     финансовое  оздоровление – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;

     внешнее управление – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности;

     конкурсное  производство – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

     мировое соглашение – процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами;

     представитель учредителей (участников) должника – председатель совета директоров (наблюдательного совета) или иного аналогичного коллегиального органа управления должника, либо лицо, избранное советом директоров (наблюдательным советом) или иным аналогичным коллегиальным органом управления должника, либо лицо, избранное учредителями (участниками) должника для представления их законных интересов при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве;

     представитель собственника имущества должника – унитарного предприятия – лицо, уполномоченное собственником имущества должника – унитарного предприятия на представление его законных интересов при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве;

Информация о работе Банкротство предприятий