Банкротство предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 19:03, курсовая работа

Описание работы

Настоящая работа посвящена вопросам управления предприятием в условиях финансового кризиса, способам предотвращения банкротства и ликвидации предприятия. В работе содержится анализ норм действующего законодательства, регулирующего институт банкротства; раскрываются внешние и внутренние причины возникновения несостоятельности предприятия; содержится перечень мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности предприятия и его санации; приводится примерная программа финансового оздоровления предприятия.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Институт банкротства: правовые и экономические аспекты 5
1.1. Правовые характеристики основных понятий законодательства о банкротстве 5
1.2. Риск и причины возникновения неплатежеспособности (банкротства) предприятий 16
Глава 2. Основные направления предотвращения банкротства и санации предприятия 29
2.1. Мероприятия по восстановлению платежеспособности предприятия 29
2.2. Восстановление финансовой устойчивости предприятия 40
2.3. Долгосрочные меры для обеспечения финансового равновесия предприятия 42
Глава 3. Реализация программы финансового оздоровления предприятия 47
Заключение 51
Список используемой литературы: 52

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 258.00 Кб (Скачать)

     представитель комитета кредиторов – лицо, уполномоченное комитетом кредиторов участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника от имени комитета кредиторов;

     представитель собрания кредиторов – лицо, уполномоченное собранием кредиторов участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника от имени собрания кредиторов;

     арбитражный управляющий – гражданин Российской Федерации, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих;

     временный управляющий – арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения наблюдения в соответствии с настоящим Федеральным законом;

     административный  управляющий – арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения финансового оздоровления в соответствии с настоящим Федеральным законом;

     внешний управляющий – арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий;

     конкурсный  управляющий – арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий;

     мораторий – приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей;

     представитель работников должника – лицо, уполномоченное работниками должника представлять их законные интересы при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве;

     саморегулируемая  организация арбитражных  управляющих (далее также – саморегулируемая организация) – некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами Российской Федерации, сведения о которой включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих;

     национальное  объединение саморегулируемых организаций арбитражных  управляющих (далее также – национальное объединение саморегулируемых организаций) – некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана саморегулируемыми организациями, объединяет в своем составе более чем пятьдесят процентов всех саморегулируемых организаций, сведения о которых включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, и целью деятельности которой является формирование согласованной позиции арбитражных управляющих по вопросам регулирования осуществляемой ими деятельности;

     контролирующее  должника лицо – лицо, имеющее либо имевшее в течение менее чем два года до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе путем принуждения руководителя или членов органов управления должника либо оказания определяющего влияния на руководителя или членов органов управления должника иным образом (в частности, контролирующим должника лицом могут быть признаны члены ликвидационной комиссии, лицо, которое в силу полномочия, основанного на доверенности, нормативном правовом акте, специального полномочия могло совершать сделки от имени должника, лицо, которое имело право распоряжаться пятьюдесятью и более процентами голосующих акций акционерного общества или более чем половиной долей уставного капитала общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью) (абзац введен Федеральным законом от 28.04.2009 N 73-ФЗ);

     вред, причиненный имущественным  правам кредиторов, - уменьшение стоимости или размера имущества должника и (или) увеличение размера имущественных требований к должнику, а также иные последствия совершенных должником сделок или юридически значимых действий, приводящие к полной или частичной утрате возможности кредиторов получить удовлетворение своих требований по обязательствам должника за счет его имущества; (абзац введен Федеральным законом от 28.04.2009 N 73-ФЗ);

     недостаточность имущества – превышение размера денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей должника над стоимостью имущества (активов) должника (абзац введен Федеральным законом от 28.04.2009 N 73-ФЗ);

     неплатежеспособность – прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств. При этом недостаточность денежных средств предполагается, если не доказано иное (абзац введен Федеральным законом от 28.04.2009 N 73-ФЗ);

     федеральные стандарты – федеральные стандарты профессиональной деятельности арбитражных управляющих и федеральные стандарты деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, разработанные национальным объединением саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и утвержденные регулирующим органом в соответствии с настоящим Федеральным законом (абзац введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 219-ФЗ);

     Согласно  пункту 2 статьи 3 Закона о банкротстве, юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

     Для определения наличия признаков  банкротства должника учитываются:

     размер  денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения, и размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, обязательств по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия;

     размер  обязательных платежей без учета установленных законодательством Российской Федерации штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.

     Подлежащие  применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку  платежа, убытки в виде упущенной  выгоды, подлежащие возмещению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, не учитываются при определении наличия признаков банкротства должника (Пункт 2 Статьи 4 Закона о банкротстве).

     В соответствии со статьей 6 Закона о  банкротстве:

  1. Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом.
  2. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей, к должнику - гражданину - не менее десяти тысяч рублей, а также имеются признаки банкротства, установленные статьей 3 настоящего Федерального закона (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ).
  3. Для возбуждения производства по делу о банкротстве по заявлению конкурсного кредитора, а также по заявлению уполномоченного органа по денежным обязательствам принимаются во внимание требования, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда, третейского суда (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ).

     Требования  уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для  возбуждения производства по делу о банкротстве, если такие требования подтверждены решениями налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника либо вступившим в законную силу решением суда или арбитражного суда.

     При введении процедур банкротства высшим органом должника является собрание кредиторов.

     В случаях если в деле о банкротстве  участвует единственный конкурсный кредитор или уполномоченный орган, решения, относящиеся к компетенции  собрания кредиторов, принимает такой кредитор или уполномоченный орган.

     Организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим.

     В соответствии со статьей 16 Закона о  банкротстве требования кредиторов учитываются в реестре требований кредиторов.

     Статья 27 Закона о банкротстве при рассмотрении дела о банкротстве должника – юридического лица применяются следующие процедуры (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ):

  • наблюдение;
  • финансовое оздоровление;
  • внешнее управление;
  • конкурсное производство;
  • мировое соглашение.

2. Риск и причины  возникновения неплатежеспособности (банкротства) предприятий

 

     Предпосылки банкротства следует рассматривать  как взаимодействие целого комплекса  причин, одни из которых являются внешними по отношению к предприятию, и на них у предприятия нет возможности влиять, или это влияние может быть слабым. Другие причины носят внутренний характер. Как правило, группа внутренних причин непосредственно зависит от организации работы на самом предприятии.

     Банкротство чаще всего является результатом совместного и одновременного воздействия всех причин.

     Наиболее  сильное влияние на финансово-хозяйственную  деятельность предприятия оказывает  современное состояние российской экономики. Это касается отношений государства к производственной и предпринимательской деятельности, изменения законодательства, уровня налогообложения, условий экспорта и импорта и прочих проявлений регулирующей функции государства.

     Кроме того, внешние причины банкротства  включают в себя: усиление международной и внутригосударственной конкуренции; демографические факторы; культурный уклад.

     Внутренние  причины неплатежеспособности предприятия  могут быть как объективные, так  и субъективные: непрофессиональный менеджмент; изношенное оборудование; падение спроса на выпускаемую продукцию; убытки; несоразмерный фонд потребления; отвлечение средств в краткосрочные финансовые вложения; неправильный выбор форм безналичных расчетов; большая кредиторская и дебиторская задолженность; отсутствие авансирования; наличие незавершенного производства; недофинансирование из бюджета; наличие сверхнормативного остатка товарно-материальных ценностей и многое другое.

     Выявление внутренних причин банкротства достигается  путем проведения анализа финансового состояния конкретного предприятия.

     Финансовое  состояние – уровень обеспечения экономического субъекта денежными средствами для осуществления хозяйственной деятельности, поддержания нормального режима работы и своевременного проведения расчетов. Финансовое состояние является важнейшей характеристикой экономической деятельности предприятия. Она определяет конкурентоспособность предприятия, его потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнеров по финансовым и другим хозяйственным отношениям.

     Устойчивое  финансовое состояние формируется  в процессе всей производственно-хозяйственной  деятельности предприятия.

     В ходе анализа для характеристики различных аспектов финансового  состояния предприятия применяются как абсолютные, так и относительные показатели финансового состояния предприятия (финансовые коэффициенты).

     Анализ  финансовых коэффициентов заключается  в сравнении их значений с базисными  величинами, а также в изучении их динамики за отчетный период и за ряд лет. Для анализа финансового состояния предприятия и тенденций его изменения обычно достаточно сравнительно небольшого количества финансовых коэффициентов. Важно лишь, чтобы каждый из них отражал наиболее существенные стороны финансового состояния.

     Постановлением  Правительства РФ от 25.06.2003 N 367 «Об  утверждении Правил проведения арбитражным  управляющим финансового анализа» утверждены правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа.

Информация о работе Банкротство предприятий