Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 19:03, курсовая работа
Настоящая работа посвящена вопросам управления предприятием в условиях финансового кризиса, способам предотвращения банкротства и ликвидации предприятия. В работе содержится анализ норм действующего законодательства, регулирующего институт банкротства; раскрываются внешние и внутренние причины возникновения несостоятельности предприятия; содержится перечень мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности предприятия и его санации; приводится примерная программа финансового оздоровления предприятия.
Введение 3
Глава 1. Институт банкротства: правовые и экономические аспекты 5
1.1. Правовые характеристики основных понятий законодательства о банкротстве 5
1.2. Риск и причины возникновения неплатежеспособности (банкротства) предприятий 16
Глава 2. Основные направления предотвращения банкротства и санации предприятия 29
2.1. Мероприятия по восстановлению платежеспособности предприятия 29
2.2. Восстановление финансовой устойчивости предприятия 40
2.3. Долгосрочные меры для обеспечения финансового равновесия предприятия 42
Глава 3. Реализация программы финансового оздоровления предприятия 47
Заключение 51
Список используемой литературы: 52
КЗУ = (К1Ф + 3 / Т (К1Ф - К1В)) / 2.
При КЗУ больше единицы у предприятия есть реальная возможность сохранить платежеспособность.
Ряд
авторов в своих работах
Платежеспособность
предприятия означает возможность
погашения им в срок и в полном
объеме своих долговых обязательств.
В зависимости от того, какие обязательства
предприятия принимаются в
Оценка платежеспособности производится на основе данных Бухгалтерского баланса (Форма № 1) путем расчета таких показателей как:
Проводя
анализ финансового состояния
При
проведении финансового оздоровления
предприятия следует
Меры
по предотвращению банкротства предприятия
связаны с эффективным
Реализация мер финансового оздоровления возможна только при соответствующем управлении предприятием. Управление предприятием в условиях кризиса в настоящее время называют «антикризисным управлением».
Антикризисное управление – это управляемый процесс предотвращения или преодоления кризиса, отвечающий целям организации и соответствующий объективным тенденциям ее развития. Антикризисное управление можно представить как специфическое управление, осуществляемое на различных стадиях банкротства предприятия.
Целями антикризисной политики предприятия являются:
Финансовый кризис меняет стратегию предприятия, его цели и способы их достижения. Главной особенностью управления в условиях кризиса является жесткое ограничение сроков, смена критериев принятия решений.
В рамках нормального управления критерии принятия решений можно свести к достижению стратегических целей в долгосрочном аспекте и максимизации прибыли в краткосрочном. При переходе предприятия в кризисное состояние долгосрочный аспект теряет свою актуальность, а в краткосрочном аспекте критерием становится экономия денежных средств.
Наступление неплатежеспособности означает для предприятия превышение расходования денежных средств над их поступлением в условиях отсутствия резервов покрытия, то есть образование дефицита денежных средств.
Для решения задачи по восстановлению платежеспособности необходимо совершенствовать или создать платежный календарь; превратить неликвидные активы в денежные средства или погасить с их помощью краткосрочные обязательства предприятия; переоформить краткосрочную задолженность в долгосрочную, а также предпринять ряд других мер.
Рассмотрим более подробно эти меры.
Управление
платежеспособностью
При
управлении платежеспособностью
В этой связи одним из оптимальных способов управления платежеспособностью предприятий считается ведение платежного календаря, разрабатываемого обычно на предстоящий период времени (с разбивкой по дням, неделям, декадам и т.п.) и состоящего из следующих разделов: график расходования денежных средств или график предстоящих платежей и график поступления денежных средств.
На предприятии возможно составление как отдельных видов платежных календарей (налоговый платежный календарь, платежный календарь по расчетам с поставщиками, платежный календарь по обслуживанию кредита), так и платежного календаря по предприятию в целом.
Использование платежного календаря позволяет выявить временной период, когда риск возникновения дефицита будет особенно велик, и заблаговременно принять соответствующие меры по снижению этого риска.
В платежном календаре предприятия должны быть учтены текущие платежи и платежи по просроченной задолженности.
Предприятие на основании платежного календаря должно определить дефицит денежных средств, необходимых для выполнения графика предстоящих платежей. Сумма такого дефицита является ориентиром при выборе способов его устранения.
Увеличение денежных средств предприятия может быть достигнуто переводом активов предприятия в денежную форму.
Целесообразно
рассматривать возможность
Для того, чтобы предприятие могло реально оценить возможность реализации своих активов, необходимо иметь достоверные данные об имеющемся имуществе. С этой целью проводится инвентаризация активов и пассивов предприятия. Также проводится инвентаризация краткосрочных обязательств для возможности определения точной суммы обязательств, которые необходимо погасить и суммы возможных штрафных санкций за просрочку оплаты указанных обязательств. Инвентаризации подлежит все имущество предприятия независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.
После проведения инвентаризации предприятию необходимо оценить возможности для реализации активов и эффективность такой реализации. Основное внимание при этом важно уделить анализу того, что именно представляют собой те или иные активы предприятия, и насколько эффективной будет их реализация для достижения задачи - устранения неплатежеспособности предприятия.
Под нематериальными активами признаются объекты интеллектуальной собственности (исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности). В составе нематериальных активов также учитывается деловая репутация организации и расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада в уставный капитал организации.
Таким
образом, нематериальные активы являются
тем имуществом предприятия, которое
во многом определяет его деятельность
и делает предприятие
Основные средства (действующие, находящиеся на реконструкции, модернизации, восстановлении, консервации или в запасе) отражаются в Бухгалтерском балансе по остаточной стоимости (за исключением объектов основных средств, по которым в соответствии с установленным порядком амортизация не начисляется).
Для реализации основных средств необходимо разделить основные средства по назначению: на производственные и непроизводственные. Такое деление производится по принципу реальной их необходимости для осуществления основной деятельности предприятия.
Непроизводственные основные средства предприятию необходимо реализовать. Вырученные от реализации средства можно направить на погашение кредиторской задолженности, при этом предприятие избавляется от текущих расходов по содержанию этих средств.
Предприятию лучше не допускать реализацию производственных основных средств, иначе предприятие лишается своих производственных мощностей. Такая ликвидация возможна только в качестве крайней меры.
Предприятию
необходимо выделить незавершенное
строительство из состава материально-
Доходные вложения в материальные ценности означают вложения предприятий в часть имущества, здания, помещения, оборудование и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму, предоставляемые предприятием за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода.
Указанное имущество нельзя реализовать по причине обременения данного имущества правом его пользования другим лицом. Однако, используя то, что данное имущество представляет интерес для лица, осуществляющего его пользование, возможно предложить данному лицу реализовать имущество со скидкой.
Долгосрочными финансовыми вложениями могут быть инвестиции в дочерние и зависимые общества, инвестиции организации в уставные (складочные) капиталы других организаций, в государственные ценные бумаги, облигации и иные ценные бумаги других организаций, а также предоставленные другим организациям займы.
Реализация долгосрочных финансовых вложений представляет собой ликвидацию участия предприятия в других предприятиях. Решение об этом принимается на основании анализа сроков и объема возврата средств на вложенный капитал.
Запасы
предприятия представляют собой
остатки материально-
Реализация
остатков сырья и материалов проводится
только в части, которая не повлияет
на нормальную деятельность производства.
Для этого остатки разделяются на производственные
и непроизводственные, и определяется
норматив (если такой норматив не установлен)
остатков производственных материалов,
необходимых для осуществления производственной
деятельности предприятия.
Затраты в незавершенном производстве
(издержках обращения) анализируются на
предмет превращения указанных затрат
в дебиторскую задолженность (сдача выполненных
работ заказчику или предъявления издержек
обращения покупателям) или готовую продукцию
(выпуск из производства готовой продукции).
Готовая
продукция и товары для перепродажи
реализуются даже при наличии
неблагоприятной конъюнктуры