Антиризисное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2010 в 13:23, реферат

Описание работы

Важнейшим элементом, или ядром, антикризисного управления является принятие решений (антикризисные меры). Главной краткосрочной задачей в антикризисном управлении является предотвращение или устранение неплатежеспособности предприятия. Все остальные характеристики предприятия, такие как прибыльность, конкурентная позиция, научно-технический потенциал и т. д., должны рассматриваться с точки зрения их влияния на платежеспособность предприятия.

Содержание

Понятие и классификация антикризисных мероприятий.
Оперативная реструктуризация долгов и имущества.
Управление дебиторской задолженностью.
Управление издержками предприятия.
Антикризисные коммуникации предприятия.

Работа содержит 1 файл

АУ.doc

— 510.50 Кб (Скачать)

АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

5.1. Понятие  и классификация антикризисных  мероприятий.

5.2. Оперативная  реструктуризация долгов и имущества.

5.3. Управление  дебиторской задолженностью.

5.4. Управление  издержками предприятия.

5.5. Антикризисные  коммуникации предприятия. 

5.1. Понятие и классификация  антикризисных мероприятий

      Важнейшим элементом, или ядром, антикризисного управления является принятие решений (антикризисные меры). Главной краткосрочной  задачей в антикризисном управлении является предотвращение или устранение неплатежеспособности предприятия. Все остальные характеристики предприятия, такие как прибыльность, конкурентная позиция, научно-технический потенциал и т. д., должны рассматриваться с точки зрения их влияния на платежеспособность предприятия.

      Три категории антикризисных мер, принимаемых при угрозе банкротства предприятия (см. табл. 1):

  1. Предупредительные меры — тактические и стратегические управленческие решения, позволяющие снизить риск возможной неплатежеспособности в будущем.
  2. Экстренные меры — оперативные меры, направленные на быстрое восстановление платежеспособности в условиях уже возникшей кризисной ситуации.
  3. Последующие меры — стратегические и тактические управленческие решения по преодолению глубокого кризиса, предполагающие проведение серьезных структурных изменений на предприятии, когда использование других мер уже малоэффективно.

Таблица 1.  Классификация мероприятий в системе антикризисного

управления  предприятием

Предупреждение  кризисной

ситуации

Экстренные  антикризисные меры Последующие антикризисные меры
внутрисистемные внесистемные
1 2 3 4
• Повышение гибкости технологического цикла

• Диверсификация

• Создание холдингов

• Ориентация на самые передовые технологии

• Маркетинг

• Отслеживание жизненного цикла продукта

• Переподготовка кадров (с антикризисным уклоном)

•Получение  краткосрочно-

го кредита

• Задержка выплаты  заработной платы 

• Продажа контрольного паке-

та акций

• Снижение

цены товаров

•Задержка внешних  платежей

• Поиск дешевого сырья

• Поиск новых  рынков сбыта 

• Получение на-

логовых льгот

• Получение  государственных субсидий

• Реструктуризация

•Санация

•Слияние

• Инвестиции

•Продажа •Ликвидация

 

Продолжение таблицы 1.

1 2 3 4
• Упор на инновации и оправданный  риск

• Дешевое сырье

• Дивизиональные управленческие структуры

• Страхование  коммерческих рисков

• Увеличение ликвидационной стоимости предприятия

• Введение позаказной формы взаимоотношений между  производителем и покупателем

• Предупреждение забастовок

• Заклад части  недвижимости

под залог

   
 

      Схема, изображенная на рис. 4, раскрывает типы антикризисных мероприятий со стадией кризиса, на которой в данный момент находится предприятие.

 

Рис. 4. Связь антикризисных мероприятий со стадиями кризиса 

      Основные  факторы, влияющие на выбор модели антикризисного управления предприятием:

— степень  изменчивости внешней среды, которая  может характеризоваться разбросом  изменения возмущающих факторов;

— глубина  кризиса, т. е. на какой стадии развития кризисной ситуации находится предприятие;

— сложившаяся  система управления на предприятии;

— соответствие уровня квалификации управленческого  персонала требованиям, выдвигаемым  принципами эффективного антикризисного управления;

— информационно-технического обеспечение;

— финансовые возможности предприятия.

     Основные  подходы или стратегии выбора антикризисных мероприятий:

      1. Подход, ориентированный на сохранение  целостности предприятия, что  ведет к сохранению рабочих  мест, производственного и научно-технического  потенциала.

      2. Подход, ориентированный на скорейшую  ликвидацию кризисной ситуации любыми методами и средствами.  

      Выбор той или иной стратегии антикризисного управления зависит от специфических  особенностей каждого предприятия  и от вектора интересов всех субъектов, заинтересованных в данном предприятии (или в его ликвидации) — его владельцев, трудового коллектива, кредиторов, правительства, общества в целом. 

      Задания

      1. Что такое антикризисные меры? В чем, на ваш взгляд, состоит  особенность антикризисных мер,  реализуемых при угрозе банкротства  предприятия? Что является критерием успешной реализации антикризисных мер при угрозе банкротства?

      2. На какие группы классифицируются  антикризисные мероприятия? Приведите  известные вам из практической  деятельности примеры реализации  антикризисных мер.

      3. Проанализируйте схему взаимосвязи стадий кризиса и антикризисных мер. Приведите известные вам примеры, которые вписываются - в данные схемы.

      4. Оцените предложенные альтернативные  подходы к выбору антикризисной  стратегии предприятия. Какой  подход, на ваш взгляд, лучше соответствует  сегодняшней экономической ситуации в Республике Беларусь? Обоснуйте ответ. Существуют ли другие альтернативные подходы к выбору антикризисной стратегии предприятия, и если да, то какие? 
 
 

5.2. Оперативная реструктуризация  долгов и имущества

      «Оперативная  реструктуризация» означает процедуры упорядоченного изменения условий погашения задолженностей предприятия, согласованные между кредитором и должником и проводящиеся по причине неспособности должника погашать свои долговые обязательства в первоначально установленные сроки.

      «Реструктуризация» или «стратегическая реструктуризация» - это стратегические действия, направленные на изменение производственной организационной структуры или правового статуса предприятия с целью его финансового оздоровления.

      «Оперативная  реструктуризация» заключается в том, что она направлена на решение проблем по восстановлению платежеспособности компании в краткосрочном периоде и реализуется за счет внутренних резервов.

Основные  задачи оперативной  реструктуризации обусловлены  ее сущностью:

— восстановление платежеспособности компании в текущий  момент времени;

— создание экономических и финансовых условий  для устойчивого функционирования компании в долгосрочном периоде  и обеспечения конкурентоспособности;

— создание условий для инвестиционной привлекательности компании.

      Программа оперативного оздоровления предприятия включает следующие мероприятия:

— снижение издержек производства;

— проведение инвентаризации;

— внедрение  новых прогрессивных форм и методов  управления;

— сокращение численности занятых;

— временная  остановка капитального строительства;

— продажа  излишнего оборудования, материалов, готовых изделий;

— продажа  незавершенного производства;

— продажа  дочерних фирм и долей в капитале других предприятий;

— реструктуризация долговых обязательств;

— оптимизация  дебиторской задолженности;

— совершенствование  организации труда;

— капитальный  ремонт, модернизация основных фондов, замена устаревшего оборудования, приобретение дополнительных основных фондов.

      Конкурентоспособность и финансовая устойчивость предприятия в значительной степени определяются экономической эффективностью использования:

— основных производственных фондов (станки, машины, оборудование, производственные помещения);

— оборотных  фондов (сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты, незавершенное производство);

— рабочей  силы.

      Реструктуризация  активов предприятий  предполагает:

— консервацию, продажу или сдачу в аренду производственных мощностей;

— продажу  объектов незавершенного строительства;

— продажу  излишнего оборудования, материалов, комплектующих изделий и готовой продукции на складе;

— продажу  или передачу местной администрации  объектов соц-культбыта;

— списание (консервацию) мобилизационных мощностей;

— продажу  или передачу местным администрациям выделенных в отдельное юридическое лицо объектов энергоснабжения.

      Реструктуризация  долговых обязательств.

      Для большинства предприятий  характерна следующая  структура задолженности:

— бюджету  и внебюджетным фондам;

— кредиты  коммерческим банкам;

— предприятиям топливно-энергетического комплекса;

— предприятиям, обеспечивающим перевозки и связь;

— предприятиям-смежникам.

      При этом необходимо учитывать, что совокупные размеры задолженности многих компаний значительно превышают их уставные капиталы.

      Составной частью реструктуризации промышленных компаний является: погашение, списание, отсрочка, рассрочка, продажа, обмен, конвертация задолженностей или иные процедуры, так или иначе связанные с освобождением компании хотя бы временно от банкротства.

      Под реструктуризацией долговых обязательств в настоящее время понимается комплекс мероприятий, направленных на сокращение обязательств предприятия перед контрагентами, бюджетом, внебюджетными фондами.

      Основные  меры финансового  оздоровления, направленные на реструктуризацию кредиторской задолженности предприятия:

• отсрочки и рассрочки платежей;

• зачет  взаимных платежных требований (взаимозачет);

• переоформление задолженности в качестве займа;

• продажа  долговых обязательств;

• перевод  краткосрочных обязательств в долгосрочные;

• погашение  задолженности посредством передачи кредитору имущества должника;

 •  списание задолженности;

 •  погашение задолженности посредством  отчуждения имущества должника. 

     Задание

1. Проанализируйте  реструктуризацию долгов и имущества  (на вашем предприятии, по материалам практики, по материалам статистики).

5.3. Управление дебиторской  задолженностью

     Самой распространенной и важной формой пополнения финансов фирмы являются счета дебиторов, которые представляют собой задолженность потребителей фирме за предоставленные товары или услуги. Предоставление кредита является одним из многих факторов, под воздействием которых изменяется спрос на продукцию фирмы.

Информация о работе Антиризисное управление