Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 16:31, курсовая работа
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без
принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться
на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех
экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной,
выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и
конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство
от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс
гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации
экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.
1. Общие методологические подходы к антимонопольному регулированию.
1.1 Введение ………………………………………………………………...3
1.2 Зарубежный опыт антимонопольного регулирования………………..5
1.3 Область проблем антимонопольного регулирования в России….…16
2. Тенденции и разрешение проблем антимонопольного регулирования в России
2.1 Цели и методы антимонопольного регулирования в России………...27
2.2 Тенденции развития нормативной базы антимонопольного законодательства
в решении проблем………………………………..46
2.3 Заключение……………………………………………………………..49
2.4 Список использованной литературы…………………………………52
поддержке предпринимательства, о рекламе, а также в пределах своих
полномочий законодательства Российской Федерации о естественных монополиях
и о товарных биржах;
4) проведение государственной политики, направленной на поддержку
предпринимательства, в том числе малого и среднего, содействие становлению
и укреплению предпринимательского сектора экономики Российской Федерации,
государственное регулирование, межотраслевая и межрегиональная координация
в сфере развития и поддержки малого предпринимательства;
5) государственное регулирование
естественных монополий в области связи (оказание услуг общедоступной
электрической и почтовой связи).
В соответствии с основными задачами Министерство выполняет следующие
функции:
- обобщает практику применения антимонопольного законодательства
Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации
о защите прав потребителей, о рекламе, о государственной поддержке
предпринимательства, о
области связи и вносит в Правительство Российской Федерации
предложения о его
-
дает в установленном порядке
заключения на проекты законов
нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области
антимонопольной политики, рекламной деятельности, защиты прав
потребителей, деятельности субъектов естественных монополий,
поддержки
подготовке;
- дает
рекомендации федеральным
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам
местного самоуправления по
содействие развитию
- разрабатывает
и осуществляет меры по
обращения товаров (услуг);
- осуществляет контроль за соблюдением требований антимонопольного
законодательства Российской Федерации при создании, слиянии и
присоединении объединений коммерческих организаций (союзов и
ассоциаций), ликвидации и разделении (выделении) государственных и
муниципальных унитарных
(долей) в уставном капитале
коммерческих организаций и
Основой функционирования современной рыночной экономики является
независимое поведение хозяйствующих субъектов, вступающих в отношения
открытой конкуренции. Сегодня в России проведение эффективной конкурентной
политики становится одним из важнейших факторов экономического роста.
Созданные десять лет назад как инструмент формирования и государственного
регулирования цивилизованного рынка, российские антимонопольные органы
стали одним из основных гарантов демонополизации экономики, существования
единого экономического пространства, преодоления административных барьеров
и свободы предпринимательства.
Тенденции
развития нормативной базы
решении проблем.
Сегодня антимонопольное
преимущественно на основе обобщения правоприменительной практики. Предстоит
так обновить правовую базу, чтобы она позволяла надежнее пресекать
злоупотребления рыночной властью, ущемление интересов хозяйствующих
субъектов, применять штрафные санкции к юридическим и физическим лицам,
включая должностных лиц федеральных и региональных органов исполнительной
власти и местного самоуправления, лучше регулировать безопасность и
качество товаров и услуг. Нужен закон «О защите конкуренции в сфере
финансовых услуг».
Российское законодательство о
конкуренции разрабатывалось
монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей
страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления
доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции,
наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя
политическую волю .
Что касается направлений антимонопольной политики в России на
ближайшие годы, то в декабре 2001 года на заседании Правительства РФ была
утверждена концепция
среднесрочной
гг. «Структурная перестройка и экономический рост». Она содержит
специальный раздел, посвящённый антимонопольной политике. Антимонопольная
политика в среднесрочной перспективе будет реализовываться по следующим
основным направлениям:
1. Совершенствование правовой базы, форм и методов антимонопольного
контроля и регулирования в целях предупреждения и пресечения
злоупотреблений рыночной властью, сговоров, соглашений и
согласованных действий, имеющих
результатом ограничение
и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан,
недобросовестной конкуренции.
2. Демонополизация экономики и создание условий для развития
конкуренции на
концентрации поставок, устранение барьеров для развития конкуренции
и входа на рынки других хозяйствующих субъектов.
3. Противодействие созданию новых монополистических структур в
результате перераспределения
инвестиционной политики и
формировании ФПГ.
4. Распространение антимонопольных требований на рынки финансовых, в
том числе банковских и
5. Согласование целей, задач и мер по демонополизации и развитию
конкуренции на товарных рынках, гармонизации антимонопольного
законодательства в рамках
адаптации конкурентной
экономическое сообщество.
Разработчикам российского
ещё большая работа, при этом было бы целесообразно учитывать опыт
зарубежных стран, не забывая при этом специфики российского рынка.
Для демонополизации
предлагают:
. наладить антимонопольный контроль за проведением конкурсов, торгов,
аукционов, в том числе при размещении заказов на поставки продукции
для государственных и
обороты на таких конкурсах и торгах достигли 122 млрд. рублей);
. ввести жесткие меры против действий региональных властей,
препятствующих свободе
. совершенствовать
правовое регулирование
средств для расширения конкурентной среды, снижения концентрации
производства и уменьшения
. согласовать
антимонопольное
их конкурентную политику к
международным принципам и
Проблемы монополизации
рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и
широких слоев населения.
Антимонопольное регулирование - важнейшая составная часть
экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной
экономикой. Антимонопольное регулирование - это целенаправленная
государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах,
допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации
правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты
добросовестной
конкуренции и обеспечения
Следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации
экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть
заключается в способности воздействовать на цену товара. Задача
антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить
неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и
перевести ее в неценовую.
Подводя итог сказанному, можно утверждать, что антимонопольное
законодательство является важнейшей составляющей современной экономики.
Сфера его функционирования затрагивает интересы не только производителей,
но и потребителей, обеспечивая одним возможность реализовать свой товар на
рынке в условиях конкурентной борьбы, а другим - оптимальные цены на товары
и услуги.
Опыт западных стран в
антимонопольном
разнообразен. Возникновение подобного законодательства обусловлено
историческими причинами. В силу особенностей развития экономики различных
стран сложились разные системы антимонопольного регулирования. Несмотря на
разность подходов к антимонопольному регулированию в различных странах
запада. Особенно развитым в этом отношении принято считать антимонопольную