Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 16:31, курсовая работа
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без
принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться
на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех
экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной,
выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и
конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство
от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс
гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации
экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.
1. Общие методологические подходы к антимонопольному регулированию.
1.1 Введение ………………………………………………………………...3
1.2 Зарубежный опыт антимонопольного регулирования………………..5
1.3 Область проблем антимонопольного регулирования в России….…16
2. Тенденции и разрешение проблем антимонопольного регулирования в России
2.1 Цели и методы антимонопольного регулирования в России………...27
2.2 Тенденции развития нормативной базы антимонопольного законодательства
в решении проблем………………………………..46
2.3 Заключение……………………………………………………………..49
2.4 Список использованной литературы…………………………………52
проводящих курс на диверсификацию производства, совершенно не равнозначно
многочисленным попыткам воспроизводства былых замкнутых гигантских
искусственных монополий, объединявших все предприятия той или иной отрасли,
независимо от интересов этих предприятий, и координировавшихся
соответствующими министерствами или госкомитетами.
Разграничение монопольных структур различного характера, т.е.
выделение тех из них, которые способны оздоравливать экономику, и тех,
которые тянут её назад, к временам массового экономического иждивенчества,
является важной задачей современной российской антимонопольной политики.
Особенно перспективным
промышленных групп, центрами которых являются предприятия, выпускающие
конкурентоспособную наукоёмкую экспортную продукцию.
Конечно, создание крупных
в себе прямую угрозу усиления тенденции к росту производственного
монополизма. Но, во-первых, наличие большого количества малых раздробленных
предприятий далеко не во всех случаях является гарантом наиболее развитой и
эффективной конкуренции. Во-вторых, должны быть исключения из
антимонопольного законодательства для тех предприятий и объединений,
которые успешно отстаивают позиции страны на внешних рынках. В-третьих,
речь ни в коем случае не должна идти о сплошном объединении всех
предприятий в промышленно-финансовые группы или концерны. С позиции
эффективной антимонопольной политики не противоречащими ей являются лишь
такие промышленно-финансовые группы и концерны, которые связаны
преимущественно с вертикальной интеграцией входящих в них структурных
звеньев. В-четвёртых, антимонопольная политика в современных условиях
России не может выступать как самоцель, и должна использоваться лишь как
один из рычагов и инструментов преодоления отсталой отраслевой структуры
экономики и повышения уровня её эффективности.
Немало проблем при проведении современной антимонопольной политики в
России возникает в связи с недостаточной проработанностью широкого круга
законодательных материалов и других официальных нормативных актов,
связанных с монополиями и монополизмом. При этом в условиях современной
России большую роль при проведении антимонопольной политики играют
содержание и направленность нормативно-правовых актов по многим другим
вопросам, особенно по вопросам, связанным с процессами разгосударствления и
приватизации, развитием малого бизнеса, организацией налоговой системы
страны.
Прежде всего, не способствует проведению антимонопольной политики
слабая законодательная
проработка вопроса о мерах
малого предпринимательства в Российской Федерации. Фактически до сих пор в
законодательстве России нет достаточно развёрнутого и действенного закона о
системе мер государственной поддержки малых предприятий, системе гарантий
достаточно полной реализации намеченных государством мероприятий по
поддержке и стимулированию развития малого бизнеса. В общем, в современных
законодательных материалах не выделено даже достаточно чётко само явление
«малый бизнес» и не отражено его место в обновлении экономической системы
страны. До сих пор есть только один официальный документ, в котором особо
выделяется понятие малых предприятий и разъясняются критерии такого
выделения. Имеется в виду Постановление Совета Министров РСФСР № 406 от 18
июля 1991 г. «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР».
Что касается льгот, предоставляемых современным российским
законодательством малому бизнесу, то они пока касаются лишь некоторых
вопросов, связанных с выплатами налогов, прежде всего на прибыль. Очевидно,
российским законодателям представлялось, что данный объём льгот является
достаточным для успешного развития малого бизнеса. Между тем в других
странах государства оказывают поддержку малым предприятиям в гораздо
больших размерах.
Как известно, к настоящему времени издано Постановление Совета
Министров- Правительства Российской Федерации «О первоочередных мерах по
развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в
Российской Федерации». В этом постановлении правительство только ещё
обязывает соответствующие органы обеспечить разработку проекта закона о
внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской
Федерации, расширяющих льготы для малого предпринимательства при внесении
налогов на прибыль и добавленную стоимость, о предоставлении льгот по
налогообложению доходов коммерческих банков, обеспечивающих кредитами малые
предприятия, занимающиеся производственной деятельностью. Данное
постановление, как и большинство других официальных документов России, не
имеет очень важного раздела - о механизме обеспечения реализации намеченных
актуальных мероприятий и даже в случае его самой активной реализации, не
сможет обеспечить развитие малого бизнеса в таких масштабах и с такой
эффективностью, какие необходимы для формирования действенной альтернативы
сложившимся производственным монополиям, господствующим пока на российском
«полурынке». В данном документе фактически вообще не выделяется организация
необходимой рыночной инфраструктуры для малого бизнеса.
Не отличается достаточной
последовательностью и «
часть» современного российского законодательства.
Что касается закона о
нет достаточно чёткой увязки задач приватизации с проблемой оздоровления и
качественного обновления структуры российской экономики. В данных
документах имеются положения, которые фактически способствуют увеличению
круга монополий, особенно активных лишь в реализации главного негативного
эффекта монопольных форм (росте цен), и в то же время препятствуют
обеспечению нормального функционирования таких структур, которые в
состоянии сочетать монопольную форму с активной реализацией основного
позитивного эффекта крупных производств (снижения издержек). Если говорить
о возможностях усиления монополий, имеется, прежде всего, ввиду
содержащееся в документах о приватизации положение, позволяющее
самостоятельное акционирование структурных подразделений действующих
предприятий, объединений и комплексов. Поскольку такое разрешение
распространяется на любые объединения, то в числе прочих в России стали
самостоятельно акционироваться и многие предприятия, входившие в
объединения вертикального типа.
Что же касается других монопольных форм, то есть таких, которые
способны реализовать значительный позитивный эффект масштаба и ускорить
развитие современных технологий и НИОКР, то в законе о приватизации и
программе приватизации содержатся положения, способные существенно
затруднить их нормальное функционирование.
Определенные проблемы при
порождает и непосредственно современное антимонопольное законодательство.
Поскольку антимонопольные акты разрабатываются в нашей стране впервые,
причём, в условиях не только отсутствия надлежащего опыта и знаний у
разработчиков, но и при наличии явного и сильного противодействия со
стороны целого ряда инстанций и дисциплин, они пока не являются
совершенными и нуждаются в доработках и уточнениях. Антимонопольные законы
слабее пока антитрестовских законов США, хотя бы потому, что не содержат
чётких мер, направленных против сложившихся монополий, и предполагают
весьма слабые, неэффективные формы ответственности нарушителей законов.
Наряду с недостаточной
жестокостью наших
вопросам в них присутствует одновременно чрезмерная жёсткость, негибкость,
по другим вопросам.
Если говорить о естественных монополиях, то, например, до настоящего
времени тарифы на услуги электроэнергетики регулируются «Положением о
Государственном регулировании тарифов на электроэнергию и тепловую энергию
в Российской Федерации». Анализ этого Положения показывает, что,
собственно, о государственном регулировании в нём нет и речи, поскольку всё
«регулирование» заключается в утверждении представляемых проектов тарифов
на тепловую и электроэнергию энергетическими региональными комиссиями. Если
комиссии не рассмотрели эти проекты и не ввели их официально через 20 дней
с момента представления им расчетных материалов по установленным формам, то
вне зависимости от причин задержки тарифы вводятся автоматически, то есть
даже не пройдя процедуру согласования.
Это Положение вместо организации государственного регулирования
открывает широкие
возможности для полного
на электроэнергию со стороны организаций, осуществляющих её производство и
распределение, т.е. в первую очередь РАО «ЕЭС России» и региональных АО.
Результатом диктата цен на тепло и электроэнергию явилось резкое
возрастание доли затрат на них в себестоимости многих видов продукции
промышленности.
Не лучше обстоят дела и
с другими антимонопольными
законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на