Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 16:31, курсовая работа
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без
принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться
на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех
экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной,
выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и
конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство
от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс
гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации
экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.
1. Общие методологические подходы к антимонопольному регулированию.
1.1 Введение ………………………………………………………………...3
1.2 Зарубежный опыт антимонопольного регулирования………………..5
1.3 Область проблем антимонопольного регулирования в России….…16
2. Тенденции и разрешение проблем антимонопольного регулирования в России
2.1 Цели и методы антимонопольного регулирования в России………...27
2.2 Тенденции развития нормативной базы антимонопольного законодательства
в решении проблем………………………………..46
2.3 Заключение……………………………………………………………..49
2.4 Список использованной литературы…………………………………52
(заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или
поставить нужный товар.
Наиболее стабильно действует запрет на установление монопольных цен,
хотя и здесь немало проблем. В частности, "Временные методические
рекомендации по выявлению монопольных цен" от 21 апреля 1994 г. предлагают
одновременно использовать концепцию ограничения прибыли и концепцию
сравнения рынка. Применение первой концепции осложняется тем, что
производственные затраты необходимо устанавливать с учетом того, что
производственные мощности могут быть исчерпаны. Но при общем спаде
производства в России это нереально. Так же нереально выяснить
действительную себестоимость, прибыль и рентабельность предприятия в
условиях господства бартера и "черного нала". Поэтому предпочтительной
оказывается концепция сравнения рынков, в рамках которой антимонопольному
ведомству не нужно проверять производственные показатели предприятия-
монополиста, достаточно на основе внешних факторов выявить монопольно
высокие или монопольно низкие цены.
Сейчас в России чаще
с развитой конкуренцией - монопольно низкие, иногда даже демпинговые.
Российский монополизм проявляет свое антиконкурентное поведение
преимущественно в отношениях с потребителями или поставщиками, а не с
конкурентами. Но по мере развития конкуренции повышается вероятность
применения монопольно низких цен: мощные многопрофильные компании благодаря
перекрестному субсидированию за счет прибыльности одних секторов могут
занижать цены на продукцию других и тем самым блокировать конкурентов. В
этой части особенно необходимо контролировать финансово-промышленные
группы.
Среди ограничивающих
соглашения, которые препятствуют доступу других предприятий на рынок; во-
вторых, отказы от заключения договоров с определенными продавцами или
покупателями; в-третьих, соглашения по разделу рынка по территориальному
признаку или ассортименту реализуемой продукции, по кругу продавцов или
покупателей; в-четвертых, ценовые соглашения.
Контроль за усилением
на заключение вредных для конкуренции соглашений и на злоупотребление
доминирующим положением для борьбы с ограничением конкуренции применяется
контроль за экономической концентрацией. Она возникает:
. в результате создания, реорганизации или слияния предприятий и
объединений;
. когда
появляется возможность для
согласованную политику. Согласно закону "О конкуренции и ограничении
монополистической
достигает определенного порога по объему операций, оно обязано
получить согласие антимонопольного органа на свои действия
(предварительный контроль) или уведомить его о них (последующий
контроль).
Предварительно контролируются, во-первых, создание, слияние и
присоединение коммерческих организаций, объединений, союзов и ассоциаций,
если их активы превышают 100 тыс. МРОТ; во-вторых, ликвидация и разделение
(выделение) государственных и муниципальных унитарных предприятий, активы
которых превышают 50 тыс. МРОТ, если это приводит к появлению предприятия,
доля которого на товарном рынке превышает 35% (за исключением случаев,
когда предприятие ликвидируется по решению суда).
Кроме этого, предварительное согласие требуется, когда:
. лицо (группа лиц) приобретает акции (доли) с правом голоса в уставном
капитале хозяйственного общества, если оно (она) получает право
распоряжаться более чем 20% таких акций. Это требование не
распространяется на учредителей хозяйственного общества при его
образовании;
. одно
предприятие (группа лиц)
основные производственные
предприятия и балансовая
сделки, превышает 10% балансовой стоимости этих средств и активов
предприятия, отчуждающего
. лицо (группа лиц) приобретает права, позволяющие определять условия
ведения предпринимательской
исполнительного органа.
В этих трех случаях
балансовая стоимость активов лиц, участвующих в сделках, превышает 100 тыс.
МРОТ, или одним из них является предприятие, внесенное в реестр
хозяйствующих субъектов, доля которых на рынке определенного товара
превышает 35%, или приобретателем является группа лиц, контролирующая
деятельность этого предприятия.
При создании нового
предварительного контроля, однако они должны уведомить антимонопольный
орган о создании предприятия в 15-дневный срок после регистрации. В случае,
если создание новой фирмы ведет к ограничению конкуренции, МАП может
потребовать от учредителей восстановить первоначальные условия. Если же они
опасаются антиконкурентных последствий своих действий, то могут обратиться
в МАП до регистрации и получить соответствующее заключение.
Новое для российского антимонопольного законодательства понятие
«группа лиц» конкретизирует взаимоотношения между материнской и дочерней
компаниями, то есть при проведении государственного контроля за сделками
антимонопольный орган рассматривает не только стороны, непосредственно
участвующие в сделке, но и те организации, которые контролируют
приобретателя или сами подконтрольны ему.
Российское антимонопольное
сделки, в результате которых возможно установление или расширение рыночной
власти коммерческой организации, если негативные антиконкурентные
последствия не компенсируются повышением ее конкурентоспособности на
внутреннем и международном рынках. Поэтому контроль не мешает интеграции
российских предприятий для конкуренции с зарубежными фирмами.
В целом контрольная деятельность антимонопольного ведомства пока
недостаточно эффективна. Оно не привлекает отраслевые министерства к
проведению конкурентной политики в отраслях, не имеет следственных
полномочий (в отличие, например, от японской Комиссии по добросовестной
торговле), ему трудно получать требуемые сведения. Соглашение между ГАК и
Госналогслужбой об обмене информацией и содействии друг другу практически
не выполняется. Суды не применяют статью Уголовного кодекса, в соответствии
с которой виновный в установлении монопольных ограничений конкуренции может
быть лишен свободы на срок от 2 до 7 лет. Статья не работает еще и потому,
что предприниматели не готовы подавать жалобы и взаимодействовать с
правоохранительными органами, а антимонопольное ведомство не проявляет
активности в подаче исков о таких нарушениях.
Запрет на недобросовестную конкуренцию. Под ней понимаются действия,
направленные на приобретение преимуществ, которые противоречат
законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности,
разумности и справедливости и которые причинили (могут причинить) убытки
конкурентам или нанесли ущерб их деловой репутации. Речь идет о
распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных
причинить убытки либо нанести ущерб, введении потребителей в заблуждение
относительно характера, способа, места изготовления, потребительских
свойств и качества товара, а также о некорректном сравнении собственного
товара с аналогичной продукцией конкурентов. К недобросовестной конкуренции
также относится получение, использование, разглашение научно-технической,
производственной, торговой информации или коммерческой тайны без согласия
владельца.
Растет интерес предпринимателей к защите деловой репутации предприятия и
правовой охране товарных знаков от их незаконного использования. Так,
швейцарская фармацевтическая компания «Мерк, Шарп и Доум Идеа» обратилась в
Государственный антимонопольный комитет с заявлением о том, что ее
оригинальный препарат в качестве дженерика производит словенская фирма
«КРКА» и распространяет в России под своей торговой маркой. При этом в
рекламе она не сообщает о его побочных эффектах и противопоказаниях, что
вводит в заблуждение потребителей, создает угрозу их здоровью и наносит
ущерб финансовым интересам компании «Мерк». Компании «КРКА» было предписано
прекратить нарушение антимонопольного законодательства.
Запреты на действия органов власти и управления, которые могут
неблагоприятно повлиять на конкуренцию. Развитие рыночных отношений
предполагает устранение прямого вмешательства государственных органов
власти в деятельность предприятий. Законом запрещено принимать нормативные
акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность
предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в
ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы