Антимонопольное регулирование в Рф

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без

принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться

на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех

экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной,

выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и

конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство

от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс

гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации

экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.

Содержание

1. Общие методологические подходы к антимонопольному регулированию.

1.1 Введение ………………………………………………………………...3

1.2 Зарубежный опыт антимонопольного регулирования………………..5

1.3 Область проблем антимонопольного регулирования в России….…16

2. Тенденции и разрешение проблем антимонопольного регулирования в России

2.1 Цели и методы антимонопольного регулирования в России………...27

2.2 Тенденции развития нормативной базы антимонопольного законодательства

в решении проблем………………………………..46

2.3 Заключение……………………………………………………………..49

2.4 Список использованной литературы…………………………………52

Работа содержит 1 файл

антимонопольное регулирование в росии.docx

— 97.60 Кб (Скачать)

(заказчиками),  несмотря  на  то,  что  есть  возможность   произвести   или

поставить нужный товар.

      Наиболее стабильно действует  запрет на установление  монопольных   цен,

хотя  и  здесь  немало  проблем.  В   частности,   "Временные   методические

рекомендации по выявлению монопольных цен" от 21 апреля 1994  г.  предлагают

одновременно  использовать  концепцию  ограничения   прибыли   и   концепцию

сравнения  рынка.  Применение  первой   концепции   осложняется   тем,   что

производственные  затраты  необходимо  устанавливать  с  учетом  того,   что

производственные  мощности  могут  быть  исчерпаны.  Но  при   общем   спаде

производства  в  России   это   нереально.   Так   же   нереально   выяснить

действительную  себестоимость,  прибыль  и  рентабельность   предприятия   в

условиях господства  бартера  и  "черного  нала".  Поэтому  предпочтительной

оказывается концепция  сравнения рынков, в  рамках  которой  антимонопольному

ведомству  не  нужно  проверять  производственные  показатели   предприятия-

монополиста,  достаточно  на  основе  внешних  факторов  выявить  монопольно

высокие или монопольно низкие цены.

      Сейчас в России чаще практикуются  монопольно высокие цены, а в  странах

с развитой  конкуренцией  -  монопольно  низкие,  иногда  даже  демпинговые.

Российский   монополизм   проявляет    свое    антиконкурентное    поведение

преимущественно в отношениях  с  потребителями  или  поставщиками,  а  не  с

конкурентами.  Но  по  мере  развития  конкуренции  повышается   вероятность

применения монопольно низких цен: мощные многопрофильные  компании  благодаря

перекрестному субсидированию  за  счет  прибыльности  одних  секторов  могут

занижать цены на продукцию других и тем  самым  блокировать  конкурентов.  В

этой  части  особенно   необходимо   контролировать   финансово-промышленные

группы.

      Среди ограничивающих конкуренцию  факторов следует выделить, во-первых,

соглашения, которые  препятствуют доступу других предприятий  на  рынок;  во-

вторых, отказы  от  заключения  договоров  с  определенными  продавцами  или

покупателями; в-третьих, соглашения по  разделу  рынка  по  территориальному

признаку или  ассортименту реализуемой  продукции,  по  кругу  продавцов  или

покупателей; в-четвертых, ценовые соглашения.

      Контроль за усилением экономической  концентрации. Наряду  с  запретами

на заключение  вредных  для  конкуренции  соглашений  и  на  злоупотребление

доминирующим положением для борьбы с  ограничением  конкуренции  применяется

контроль за экономической  концентрацией. Она возникает:

    .  в   результате  создания,  реорганизации   или  слияния  предприятий   и

      объединений;

    . когда  появляется возможность для группы  организаций проводить на рынке

      согласованную политику. Согласно  закону "О конкуренции  и   ограничении

      монополистической деятельности  на товарных рынках",  если  предприятие

      достигает  определенного   порога  по  объему  операций,  оно   обязано

      получить   согласие   антимонопольного   органа   на   свои   действия

      (предварительный  контроль)  или   уведомить  его  о  них  (последующий

      контроль).

      Предварительно  контролируются,   во-первых,   создание,   слияние   и

присоединение коммерческих организаций, объединений,  союзов  и  ассоциаций,

если их активы превышают 100 тыс. МРОТ; во-вторых, ликвидация  и  разделение

(выделение) государственных  и муниципальных  унитарных   предприятий,  активы

которых превышают 50 тыс. МРОТ, если это приводит к  появлению  предприятия,

доля которого на товарном  рынке  превышает  35%  (за  исключением  случаев,

когда предприятие  ликвидируется по решению суда).

      Кроме этого, предварительное  согласие требуется, когда:

    . лицо (группа  лиц) приобретает акции (доли) с правом голоса в  уставном

      капитале  хозяйственного  общества,  если  оно  (она)  получает  право

      распоряжаться  более  чем  20%  таких   акций.   Это   требование   не

      распространяется  на  учредителей   хозяйственного  общества  при   его

      образовании;

    . одно  предприятие (группа лиц) получает  в собственность или пользование

      основные производственные средства  либо нематериальные активы  другого

      предприятия и балансовая стоимость   имущества,  составляющего  предмет

      сделки, превышает 10% балансовой  стоимости  этих  средств   и  активов

      предприятия, отчуждающего имущество;

    . лицо (группа  лиц) приобретает права,  позволяющие   определять  условия

      ведения предпринимательской деятельности  предприятия или  функции   его

      исполнительного органа.

      В этих трех случаях предварительное   согласие  нужно,  если  суммарная

балансовая стоимость  активов лиц, участвующих в сделках, превышает 100  тыс.

МРОТ,  или  одним  из  них  является   предприятие,   внесенное   в   реестр

хозяйствующих  субъектов,  доля  которых  на  рынке   определенного   товара

превышает  35%,  или  приобретателем  является  группа  лиц,  контролирующая

деятельность этого  предприятия.

      При создании нового хозяйствующего  субъекта учредители освобождены   от

предварительного  контроля,  однако  они  должны  уведомить  антимонопольный

орган о создании предприятия в 15-дневный срок после  регистрации. В  случае,

если создание  новой  фирмы  ведет  к  ограничению  конкуренции,  МАП  может

потребовать от учредителей  восстановить первоначальные условия. Если же  они

опасаются антиконкурентных последствий своих действий, то  могут  обратиться

в МАП до регистрации  и получить соответствующее заключение.

      Новое  для  российского   антимонопольного   законодательства   понятие

«группа лиц» конкретизирует взаимоотношения  между  материнской  и  дочерней

компаниями, то есть при проведении  государственного  контроля  за  сделками

антимонопольный  орган  рассматривает  не  только  стороны,  непосредственно

участвующие  в  сделке,  но   и   те   организации,   которые   контролируют

приобретателя или  сами подконтрольны ему.

      Российское антимонопольное законодательство  не разрешает действия  или

сделки, в результате которых возможно установление или  расширение  рыночной

власти   коммерческой   организации,   если   негативные    антиконкурентные

последствия  не  компенсируются  повышением  ее   конкурентоспособности   на

внутреннем и  международном рынках. Поэтому  контроль  не  мешает  интеграции

российских предприятий  для конкуренции с зарубежными  фирмами.

      В  целом  контрольная   деятельность  антимонопольного  ведомства  пока

недостаточно  эффективна.  Оно  не  привлекает  отраслевые  министерства   к

проведению  конкурентной  политики  в  отраслях,   не   имеет   следственных

полномочий (в отличие, например,  от  японской  Комиссии  по  добросовестной

торговле), ему  трудно получать требуемые сведения. Соглашение  между  ГАК  и

Госналогслужбой об обмене информацией и содействии  друг  другу  практически

не выполняется. Суды не применяют статью Уголовного кодекса, в  соответствии

с которой виновный в установлении монопольных ограничений  конкуренции  может

быть лишен свободы  на срок от 2 до 7 лет. Статья не работает еще  и  потому,

что  предприниматели  не  готовы  подавать  жалобы  и  взаимодействовать   с

правоохранительными  органами,  а  антимонопольное  ведомство  не  проявляет

активности в  подаче исков о таких нарушениях.

Запрет  на  недобросовестную  конкуренцию.  Под  ней  понимаются   действия,

направленные   на    приобретение    преимуществ,    которые    противоречат

законодательству, обычаям делового оборота,  требованиям  добропорядочности,

разумности и  справедливости и которые  причинили  (могут  причинить)  убытки

конкурентам  или  нанесли  ущерб  их  деловой   репутации.   Речь   идет   о

распространении  ложных,  неточных  или   искаженных   сведений,   способных

причинить убытки либо нанести ущерб,  введении  потребителей  в  заблуждение

относительно  характера,  способа,   места   изготовления,   потребительских

свойств и качества товара, а также  о  некорректном  сравнении  собственного

товара с аналогичной  продукцией конкурентов. К недобросовестной  конкуренции

также относится  получение,  использование,  разглашение  научно-технической,

производственной, торговой информации или коммерческой  тайны  без  согласия

владельца.

Растет интерес  предпринимателей к защите  деловой  репутации  предприятия  и

правовой охране  товарных  знаков  от  их  незаконного  использования.  Так,

швейцарская фармацевтическая компания «Мерк, Шарп и Доум Идеа»  обратилась  в

Государственный  антимонопольный  комитет  с  заявлением  о  том,   что   ее

оригинальный препарат  в  качестве  дженерика  производит  словенская  фирма

«КРКА» и распространяет в России под  своей  торговой  маркой.  При  этом  в

рекламе она не сообщает о его побочных  эффектах  и  противопоказаниях,  что

вводит в заблуждение  потребителей, создает  угрозу  их  здоровью  и  наносит

ущерб финансовым интересам компании «Мерк». Компании «КРКА» было  предписано

прекратить нарушение  антимонопольного законодательства.

      Запреты  на  действия  органов   власти  и  управления,  которые   могут

неблагоприятно  повлиять  на  конкуренцию.   Развитие   рыночных   отношений

предполагает  устранение  прямого  вмешательства   государственных   органов

власти в деятельность предприятий. Законом запрещено  принимать  нормативные

акты  и   совершать   действия,   которые   ограничивают   самостоятельность

предприятий, создают  дискриминирующие или благоприятные  условия для одних  в

ущерб  другим  и  тем  самым  ограничивают  конкуренцию,  ущемляют  интересы

Информация о работе Антимонопольное регулирование в Рф