Антимонопольное регулирование в Рф

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без

принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться

на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех

экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной,

выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и

конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство

от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс

гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации

экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.

Содержание

1. Общие методологические подходы к антимонопольному регулированию.

1.1 Введение ………………………………………………………………...3

1.2 Зарубежный опыт антимонопольного регулирования………………..5

1.3 Область проблем антимонопольного регулирования в России….…16

2. Тенденции и разрешение проблем антимонопольного регулирования в России

2.1 Цели и методы антимонопольного регулирования в России………...27

2.2 Тенденции развития нормативной базы антимонопольного законодательства

в решении проблем………………………………..46

2.3 Заключение……………………………………………………………..49

2.4 Список использованной литературы…………………………………52

Работа содержит 1 файл

антимонопольное регулирование в росии.docx

— 97.60 Кб (Скачать)

предприятий или  граждан.

Однако  власти  субъектов  Федерации  и   органы   местного   самоуправления

допускают многочисленные нарушения, в частности необоснованно  предоставляют

льготы,  ограничивают   создание   предприятий,   вводят   запреты   на   их

деятельность, продажу  или  покупку  товаров,  указывают  на  приоритетность

некоторых  договоров,  произвольно  устанавливают  размеры  регистрационного

сбора,  препятствуют  выходу  на  рынок  товаров   и   услуг   «иногородних»

предприятий и  т.п.

      Например, Ассоциация пользователей  услуг транспорта обратилась  в ГАК с

заявлением о  нарушении  закона  «О  конкуренции»  со  стороны  МПС,  которое

обязало  собственников  грузовых  вагонов,  не  относящихся  к  парку   МПС,

приобретать новые  узлы для ремонта  вагонов  за  счет  собственных  средств,

несмотря на единые правила планового ремонта  подвижного  состава  для  всех

предприятий и  организаций независимо от  отраслевой  принадлежности  и  форм

собственности. Это  решение  МПС,  создавшее  дискриминирующие  условия  для

предприятий, имевших  собственный вагонный парк, было отменено.

      Подобные  действия  органов   власти  имеют  экономическую   подоплеку,

желание  угодить  «своим»  предприятиям  или  тем,  кто  обещает  финансовую

поддержку на  выборах.  Между  тем  законодательство  запрещает  должностным

лицам   государственной   власти   и   управления,   во-первых,   заниматься

предпринимательской деятельностью, иметь в  собственности  предприятия;  во-

вторых,  самостоятельно  или  через  представителей  голосовать  посредством

принадлежащих  им  акций  (вкладов,  паев,   долей)   на   общих   собраниях

акционеров; в-третьих, совмещать функции  органов  исполнительной  власти  и

местного  самоуправления  с  функциями  хозяйствующих  субъектов,  а   также

наделять их функциями  и правами этих органов.

      Кроме того, не разрешается создавать  министерства, госкомитеты и   т.п.

для монополизации  производства или реализации товаров, а также наделять  уже

существующие  органы  полномочиями,   способными   ограничить   конкуренцию.

Поэтому решения  исполнительной власти и местного самоуправления по  вопросам

создания, реорганизации  и ликвидации предприятий  или  предоставления  льгот

должны согласовываться  с антимонопольным ведомством.

      Реестр  как  инструмент  антимонопольного  контроля.  По   результатам

анализа состояния  товарного рынка и  доли  предприятий  на  нем  (более  или

менее 35%) они включаются  либо  исключаются  из  государственного  реестра.

Делает это МАП,  если  речь  идет  о  российском  рынке  в  целом,  или  его

территориальные   управления   в   случае   региональных   рынков.    Реестр

составляется  для  того,  чтобы  иметь  информационную  базу  о   крупнейших

субъектах   рынка   и   контролировать   соблюдение   ими   антимонопольного

законодательства.

В  реестр  обязательно  попадают   предприятия,   являющиеся   единственными

производителями  в  России  отдельных  видов  продукции.  В  него  включены,

например,  Брянский  машиностроительный   завод   (вагоны   изотермические),

"Калугапутьмаш" (машины рельсосварочные,  краны   укладочные),  Новосибирский

металлургический  завод  (листовая  инструментальная  холоднокатаная  сталь),

Магнитогорский  металлургический комбинат  (штрипсы  сортовые  качественные),

"Уфанефтехим"  (каучуки  этиленпропиленовые),  "Волжское  химволокно"  (нити

полиуретановые  текстильные) и др.

Количество включенных в  реестр  предприятий  зависит  от  границ  товарного

рынка, на  котором  определяется  их  доля.  Чем  детальнее  рассматривается

номенклатура  продукции,  тем  больше  предприятий  может  быть  включено  в

реестр. Антимонопольные  органы выявляют  предприятия,  имеющие  значительную

долю лишь в  производстве наиболее важной для экономики,  структурообразующей

и социально значимой продукции.

Но внесение предприятия  в реестр еще не говорит  о  том,  что  оно  является

монополистом и  к нему следует применить ограничительные  меры  -  скажем,  по

ценам,  ибо  само  наличие  крупных  предприятий  не   означает,   что   они

злоупотребляют   своим   доминирующим    положением.    Более    того,    их

монополистическая  деятельность  невозможна,   если   на   рынке   ограничен

платежеспособный  спрос или ресурсы для  развития  производства.  Монопольное

поведение предприятия  и  меры  по  пресечению  злоупотреблений  доминирующим

положением строго регламентированы  статьями  5-8  закона  "О  конкуренции",

причем расширительное применение термина "монополист" не допускается.

Все товарные рынки  можно, с оговорками, разделить на три типа:

с развитой  конкуренцией  -  рынки  основных  видов  продовольствия,  зерна,

растительного  масла,  а  также   рынки   транспортного,   строительного   и

машиностроительного комплексов;

олигополистические  с  небольшим  числом  производителей  -  рынки  отдельных

товаров длительного  пользования (автомобили, компьютеры,  бытовая  техника).

Они особенно трудно поддаются демонополизации,  потому  что  при  формальном

отсутствии   доминирования   какого-либо   из    производителей    создаются

благоприятные   возможности   для   монополистического   сговора,    который

юридически доказать довольно сложно;

монополизированные, в том числе рынки естественных монополий.

      Структура товарных рынков, характер  и уровень монополизации  экономики

меняются в результате приватизации, либерализации цен, открытия  внутреннего

рынка  для  международной  конкуренции,  банкротства  и  санации   убыточных

предприятий, регулирования  естественных монополий.

      В России к естественным монополиям  относят,  прежде  всего,  РАО   «ЕЭС

России», «Газпром»  и  Министерство  путей  сообщения.  Их  судьба  вызывает

острые  дискуссии.  Меры,  намеченные  Указом  Президента  РФ  «Об  основных

положениях структурной  реформы  в  сферах  естественных  монополий»  от  28

апреля 1997 г. № 426, воспринимаются неоднозначно.

   Хотя  структурная   реформа  в  этой   сфере   направлена   на   повышение

экономической    эффективности    естественных    монополий,    рациональное

использование их  производственного  потенциала,  формирование  конкурентных

(рыночных) отношений,  противники  демонополизации   считают,  что  реализация

намеченных планов потребует затрат, которые превысят будущий эффект. Тем  не

менее,  реформирование  естественных  монополий  -  одна  из  главных  задач

реструктуризации  российской экономики.

   Применение  методов антимонопольного регулирования  не может осуществляться

без соответствующей  законодательной базы. В настоящее  время  антимонопольное

законодательство  включает в себя следующие нормативно-правовые акты:

    - закон  «О конкуренции и ограничении  монополистической  деятельности  на

      товарных рынках» от 22 марта 1991 г.,

    - закон  «О приватизации государственных  и  муниципальных  предприятий   в

      Российской Федерации» от 3 июля 1991 г.,

    - закон  «О поставках продукции для  федеральных государственных нужд»   от

      13 декабря 1994 г.,

    - закон  «О финансово-промышленных группах»  от 30 ноября 1995 г.,

    - закон  «О естественных монополиях»  от 17 августа 1995 г.,

    - закон  «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г.,

    - закон  «О некоммерческих организациях»  от 12 января 1996 г.,

    - закон  «О рекламе» от 18 июля 1996 г.,

    - закон  «О мерах по защите экономических  интересов Российской  Федерации

      при осуществлении внешней торговли»  от 14 апреля 1998 г.

    - нормативно-правовые  акты Президента РФ и правительства.

      Основным нормативным актом, регулирующим  антимонопольную  деятельность

в России является  Закон  «О  конкуренции  и  ограничении  монополистической

деятельности на товарных рынках». Этот закон устанавливает, что:

      1) запрещаются действия фирмы,  занимающей  доминирующее  положение   на

рынке, если их результатом  оказывается существенное ограничение  конкуренции

и ущемление  интересов  других  участников  рынка,  в  том  числе  отдельных

граждан;

      2) запрещаются монопольные сговоры  о ценах, изъятие  товаров   с  рынка

для поддержания  дефицита,  раздел  рынка,  попытки  ограничения  доступа  на

рынок конкурирующих  фирм;

      3)   подлежат   наказанию   фирмы,    занимающиеся    недобросовестной

конкуренцией, в  частности: распространяющие  ложные  сведения  о  товарах  и

фирмах своих  конкурентов, чтобы отпугнуть от них  покупателей;  обманывающие

покупателей  относительно  реальных  свойств  и  качества   своего   товара;

незаслуженно  принижающие   в   своей   рекламе   качество   товаров   своих

конкурентов; незаконно  использующие  для  своих  товаров  чужие  названия  и

товарные знаки, а также копирующие  форму,  упаковку  и  внешнее  оформление

товаров своих  конкурентов; похищающие у своих  конкурентов  их  коммерческие

секреты, а также  техническую, производственную и торговую информацию;

      4) контроль за деятельностью монополистов  осуществляет Государственный

комитет по антимонопольной  политике (Антимонопольный комитет);

      5) при нарушении требований законодательства  Антимонопольный  комитет

вправе расторгнуть  любой хозяйственный договор, потребовать  от  монополиста

возместить причиненные  его действиями убытки, а также  наложить  на  виновную

фирму штраф в  размере до 1 млн. руб.

      Законом  установлено  понятие   «доминирующее   положение»,   то   есть

исключительное   положение   хозяйствующего    субъекта    или    нескольких

хозяйствующих  субъектов  на  рынке  определенного   товара,   не   имеющего

заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему  возможность  оказывать

Информация о работе Антимонопольное регулирование в Рф