Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 16:31, курсовая работа
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без
принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться
на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех
экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной,
выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и
конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство
от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс
гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации
экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.
1. Общие методологические подходы к антимонопольному регулированию.
1.1 Введение ………………………………………………………………...3
1.2 Зарубежный опыт антимонопольного регулирования………………..5
1.3 Область проблем антимонопольного регулирования в России….…16
2. Тенденции и разрешение проблем антимонопольного регулирования в России
2.1 Цели и методы антимонопольного регулирования в России………...27
2.2 Тенденции развития нормативной базы антимонопольного законодательства
в решении проблем………………………………..46
2.3 Заключение……………………………………………………………..49
2.4 Список использованной литературы…………………………………52
План работы
1. Общие методологические
подходы к антимонопольному
1.1 Введение ………………………………………………………………...3
1.2 Зарубежный
опыт антимонопольного
1.3 Область
проблем антимонопольного
2. Тенденции и
разрешение проблем
2.1 Цели
и методы антимонопольного
2.2 Тенденции
развития нормативной базы
в решении проблем……………………………….
2.3 Заключение……………………………………………………
2.4 Список
использованной литературы……………
Проблемы монополизации
рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и
широких слоев населения.
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без
принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться
на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех
экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной,
выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и
конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство
от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс
гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации
экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.
В России процесс создания государственного контроля по недопущению
недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как
присутствующая еще совсем недавно в управлении экономикой командно-
административная система по своей сути исключала наличие свободной
конкуренции в хозяйственной деятельности.
Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и
усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования
монополистических процессов и конкуренции, понимание населением России
необходимости экономических реформ в данной сфере.
Проблемы монополизации
рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и
широких слоев населения. Изучение монопольных рынков актуально для принятия
экономических решений по разным вопросам.
Развитие антимонопольного
регулирования очень
развития российской экономики, где степень монополизации рынка выше, чем
в государствах с исторически сложившимся рыночным хозяйством. Российская
экономика унаследовала от советской экономики высокий уровень концентрации
производства во многих отраслях хозяйства. В России также большой рыночной
властью обладают естественные монополии, функционирующие в базовых сферах
экономики - электроэнергетике и транспорте. Так, «РАО ЕЭС России»
контролирует 98% потребителей электроэнергии, «РАО ГАЗПРОМ» - 94 %
внутреннего газового рынка, МПС - 77% грузооборота. Антимонопольное
регулирование в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства
и организацией защиты прав потребителей служат одним из существенных
условий успешного социально-экономического развития России.
Целью настоящей работы
антимонопольного регулирования, а так же возможность его применения в
российских условиях, анализ основных принципов антимонопольного
регулирования в России на основе сложившейся экономической ситуации и
действующих нормативных актов, рассмотрение области проблем
антимонопольного законодательства и возможных путей их решения; определение
источников проблем антимонопольного регулирования; основных тенденций
изменения антимонопольного законодательства методом анализа действующих
нормативных актов
с учетом особенностей российской экономики
Зарубежный опыт
Одной из наиболее развитых стран в области антимонопольного
регулирования экономики является США. Государственное регулирование в этой
стране осуществляется в отношении отдельной категории отраслей экономики,
тех, где зачастую возникает естественная монополия. При этом они не
национализируются, а действующие в них компании пользуются полной либо
значительной независимостью от органов государства в вопросах построения
внутренней системы организации производства, принятия инвестиционных
решений.
В основу комплекса
политику США, заложено общее концептуальное представление, согласно
которому наивысшее благосостояние граждан достигается в случае, когда они
имеют возможность свободно обмениваться производимыми ими товарами и
услугами на конкурентном рынке. Причем считается, что если все сделки по
подобному обмену будут заключаться на уровне цен, устанавливаемых в
результате конкурентной борьбы между поставщиками товаров и услуг, то
общество в целом получит больший объем материальных благ, чем в случае,
когда часть подобных сделок будут заключаться по ценам, отклоняющимся от
конкурентных в сторону как завышения, так и занижения. Конкурентный рынок,
таким образом, выступает универсальным регулятором общественного
производства, его пропорций. При этом вопрос о том, что производить и в
каком количестве, объективно решает сам потребитель, предъявляя на рынке
спрос на те или иные виды товаров и услуг.
Объектом антимонопольного
институциональная структура экономики. Последняя, согласно антимонопольным
нормам должна быть «эффективной», то есть при определенном объеме
находящихся в распоряжении общества ресурсов максимизировать в
количественном и оптимизировать в качественном отношении производство
потребляемых обществом благ. Такова, по их мнению, структура, состоящая из
экономически и юридически независимых друг от друга конкурирующих между
собой на рынке компаний, каждая из которых самостоятельно определяет
характер создаваемой продукции и объем ее выпуска. Воздействие же
антитрестовского законодательства осуществляется на состав хозяйственных
единиц, их экономическое поведение и ряд форм взаимоотношений между ними.
Важнейшие принципы антимонопольной политики сформулированы в
специальном своде хозяйственного права США под названием «Антитрестовское
законодательство». Оно базируется на трех основных законодательных актах:
Закон Шермана (1890 год).
Этот закон составляет ядро антитрестовской политики в
экономической жизни США. Вне закона объявляется «всякий контракт и
всякое объединение в форме треста, либо в иной форме, а также тайное
соглашение, направленное на ограничение торговли между штатами или с
иностранными государствами». В этом законе также указывается, что
«каждое лицо монополизировавшее, либо пытающееся монополизировать...
какую-
либо отрасль торговых
иностранными
государствами будет
поправке к этому закону от 1974 года нарушение его статей
квалифицируется как «тяжкое преступление».
Федеральное правительство США в соответствии с этим законом имеет
право привлекать к суду фирмы и деловые предприятия, причем спектр
вероятных наказаний достаточно широк: от денежных штрафов до тюремного
заключения, причем после введения поправки 1974 года последняя мера
получила широкое распространение. На действия провинившейся фирмы может
быть наложен судебный запрет, а в исключительных случаях суд может вынести
предписание о децентрализации и дроблении фирмы на ряд небольших
предприятий.
Кроме того, все частные лица, считающие, что понесли убытки в
результате нарушения кем - либо Закона Шермана, имеют право возбудить дело
в суде и, в случае признания претензий обоснованными - могут получить
компенсацию, втрое превосходящую стоимость нанесенного им ущерба. Такие
случаи стали за рубежом в последнее время вполне обычной практикой в
деятельности судебных органов.
Закон Клейтона (1914 год) и Закон о Федеральной торговой комиссии.
Органы Федерального правительства, контролировавшие исполнение
Закона
Шермана, в ряде случаев
программ. Наиболее запомнившиеся вехи на этом пути- демонополизация и
разукрупнение «Стандарт Ойл» и «Америкен Тобакко» в 1911 году. Тем не
менее,
в эту пору целый ряд
всеобъемлемости
мероприятий,
в
том, что в этом
монополий,
возникших в результате
деятельности, ограничивавшие конкуренцию на свободном рынке,
трактовались
здесь расплывчато и
принят Закон Клейтона, основные положения которого гласили: