Анализ развития современной финансовой системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 20:50, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в концептуальном обосновании и раскрытии направлений повышения эффективности функционирования финансовой системы на региональном уровне как фактора совершенствования региональной финансовой политики в федеративном государстве.

Содержание

Введение……………………………………………………………………... 3
1 Теоретические основы финансовой системы…………….. 6
1.1 Финансы как целостная экономическая категория…………………. 6
1.2 Основные звенья финансовой системы Российской Федерации…... 15
1.3 Роль финансов в регулировании экономики………………………. 23
2 Анализ развития современной финансовой системы
РФ……………………………………………………………………………….. 26
2.1 Характеристика современного состояния финансовой системы РФ. 26
2.2 Анализ развития финансовой системы РФ в 2007 – первом полугодии 2011 года…………………………………………………………………... 32
2.3 Проблемы развития финансовой системы России после кризиса 2008 года…………………………………………………………………………. 47
3 Проблемы и перспективы развития финансовой системы России………………………………………………………………………… 64
3.1 Проблемы конвертируемости рубля………………………………… 64
3.2 Последствия присоединения России к ВТО………………………… 67
3.3 Перспективы России на мировом финансовом рынке……………… 70
Заключение………………………………………………………………… 77
Список литературы……………………………………………………… 80
Приложения………………………………………………………………… 83

Работа содержит 1 файл

Финансовая система России нат.doc

— 859.50 Кб (Скачать)

Вступление России в ВТО будет способствовать развитию конкуренции и снизит стоимость импортируемых товаров, что в итоге окажется выгодным для российского потребителя и может стимулировать модернизацию промышленности. Присоединение к ВТО будет способствовать улучшению работы российских институтов: в частности, это касается таможенного регулирования и госзакупок. Более прозрачные инвестиционные правила и процедуры разрешения торговых споров должны стимулировать инвестиции в среднесрочной перспективе.

 

3.3 Перспективы России на мировом финансовом рынке

Международные финансовые институты и экономические организации прогнозируют продолжение роста мировой экономики в 2012 году и в перспективе до 2014 года. Темпы роста производства товаров и услуг в мире в 2012 году, по прогнозу МВФ, как и в 2011 году, составят 4,0%. Тем не менее неустойчивый характер восстановления экономики США и нестабильное состояние государственных финансов ряда зарубежных стран создают риски менее благоприятного развития экономических тенденций в мире в среднесрочной перспективе. Не исключается возможность существенного снижения деловой активности в странах – торговых партнерах России и нарастания рисков для зарубежных финансовых систем. Прогнозируется замедление в 2012 году инфляции в большинстве стран – торговых партнеров России, что объясняется ожидаемым уменьшением вклада изменения цен на товары энергетической и продовольственной групп. В результате снизятся внешние риски ускорения роста цен в России. В 2012 году не прогнозируется существенного изменения уровня процентных ставок за рубежом по сравнению с 2011 годом. Ухудшение ситуации на мировых финансовых рынках может повлиять на отток капитала из страны, однако продолжение восстановительных процессов в российской экономике, улучшение инвестиционного климата будут способствовать улучшению ситуации с притоком капитала.

Банк России рассмотрел три варианта условий  проведения денежно-кредитной политики в 2012 – 2014 годах, один из которых соответствует прогнозу Правительства Российской Федерации. В основу сценариев положена различная динамика цен на нефть.

В рамках первого варианта Банк России предполагает снижение в 2012 году среднегодовой цены на российскую нефть сорта «Юралс» на мировом рынке до 75 долларов США за баррель.

В этих условиях в 2012 году реальные располагаемые денежные доходы населения могут увеличиться на 3,9%, инвестиции в основной капитал – на 4,2%. Прирост ВВП ожидается на уровне 3,3%.

В основе второго варианта рассматривается прогноз Правительства Российской Федерации, положенный в основу для разработки параметров федерального бюджета на 2012 – 2014 годы. Предполагается, что в 2012 году цена на российскую нефть может составить 100 долларов США за баррель.

Рис. 14. Цена на нефть сорта «Юралс» (долларов США за баррель)

 

Данный вариант отражает развитие экономики в условиях реализации активной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности, стимулирование экономического роста и модернизации, а также на повышение эффективности расходов бюджета. Согласно этому варианту в 2012 году увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения прогнозируется на уровне 5,0%. Темп прироста инвестиций в основной капитал может ускориться до 7,8%. В этих условиях объем ВВП может возрасти на 3,7%.

В рамках третьего варианта Банк России предполагает повышение в 2012 году цены на нефть сорта «Юралс» до 125 долларов США за баррель.

В условиях увеличения доходов от экс-порта российских товаров в 2012 году ожидается повышение инвестиционной активности. Прирост инвестиций в основной капитал может составить 8,7%, прирост реальных располагаемых денежных доходов населения – 5,2%. Увеличение объема ВВП предполагается на уровне 4,7%.

В 2013 – 2014 годах увеличение объема ВВП в зависимости от варианта прогноза ожидается в диапазоне 3,5 – 4,8%.

Базовый прогноз платежного баланса на 2012 – 2014 годы составлен исходя из предположения, что цена на нефть сорта «Юралс» будет оставаться относительно стабильной и находиться в пределах 97 – 101 доллара США. В первом и третьем вариантах учитывается вероятность отклонения цен от указанного диапазона на 25% в большую и меньшую сторону.

Согласно первому  варианту прогноза при уменьшении средней цены на российскую нефть до 75 долларов США за баррель в 2012 году ожидается существенное снижение профицита счета текущих операций платежного баланса – до 11,3 млрд. долларов США. Вследствие опережающего сокращения экспорта по сравнению с импортом положительное сальдо баланса торговли товарами и услугами уменьшится до 69,7 млрд. долларов США. В соответствии со вторым вариантом прогноза умеренное ухудшение ценовой конъюнктуры топливно-энергетического рынка обусловит менее масштабное сокращение профицита счета текущих операций и активного сальдо баланса товаров и услуг – до 36,5 и 101,9 млрд. долларов США соответственно. В условиях благоприятной ценовой конъюнктуры внешней торговли, соответствующей третьему варианту, положительные сальдо счета текущих операций (72,5 млрд. долларов США) и баланса товаров и услуг (141,8 млрд. долларов США), тем не менее, не превысят значений 2011 года.

Дефицит баланса доходов  и текущих трансфертов, согласно первому варианту, незначительно уменьшится – до 58,4 млрд. долларов США. Во втором и третьем вариантах его отрицательное сальдо ожидается в размере 65,4 и 69,3 млрд. долларов США соответственно.

Сальдо счета операций с капиталом и финансовыми инструментами в первом и втором вариантах прогнозируется с сокращением дефицита до 26,3 и 10,5 млрд. долларов США соответственно, в третьем – до сбалансированного уровня. В 2012 году в первом и втором вариантах интенсивность прироста внешних обязательств экономики позволит в большей степени, чем в 2011 году, компенсировать инвестиции за рубеж, что будет способствовать уменьшению нетто-оттока частного капитала до 25,0 и 10,0 млрд. долларов США соответственно, третий вариант предусматривает уравновешенные трансграничные потоки частного капитала. Сальдо операций сектора государственного управления и органов денежно-кредитного регулирования будет незначительным. Замедлению вывоза частного капитала будут способствовать рост интереса иностранных инвесторов к российским активам, а также частичная переориентация резидентов на вложения во внутреннюю экономику.

Профицит текущего счета  в первом варианте лишь частично компенсирует отрицательное сальдо по финансовому счету, во втором – полностью, а в третьем – компенсации не потребуется. В результате в первом варианте валютные резервы уменьшатся на 14,9 млрд. долларов США, а во втором и третьем – увеличатся на 26,0 и 72,5 млрд. долларов США соответственно.

В рамках первого варианта прогноза платежного баланса в среднесрочной перспективе в условиях невысоких цен на российскую нефть ожидается существенное уменьшение профицита баланса товаров и услуг – до 45,3 млрд. долларов США в 2013 году и до 29,0 млрд. долларов США в 2014 году. При этом дефицит баланса доходов и текущих трансфертов увеличится.

В результате сальдо счета  текущих операций перейдет в область отрицательных значений и составит 15,7 млрд. долларов США в 2013 году и 34,4 млрд. долларов США в 2014 году.

Таблица 2

Прогноз платежного баланса  Российской Федерации на 2012-2014 годы (млрд. долларов США)

 

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

 

108 долларов США за баррель

I вариант

(75 долларов США за  баррель)

II вариант

(100 долларов США за  баррель)

III вариант

(125 долларов США за  баррель)

I вариант

(73 долларов США за  баррель)

II вариант

(97 долларов США за  баррель)

III вариант

(121 долларов США за баррель)

I вариант

(76 долларов США за  баррель)

II вариант

(101 долларов США за  баррель)

III вариант

(121 долларов США за баррель)

Счет текущих операций

96,3

11,3

36,5

72,5

-15,7

5,9

49,8

-34,4

-6,0

37,1

Баланс товаров и  услуг

155,6

69,7

101,9

141,8

45,3

73,4

121,8

29,0

63,5

110,7

Экспорт товаров и  услуг

576,3

490,1

584,3

666,7

491,5

594,9

697,6

508,7

633,7

754,4

Импорт товаров и  услуг

-420,7

-420,4

-482,5

-524,9

-446,2

-521,5

-575,9

-479,7

-570,2

-643,8

Счет операций с  капиталом и финансовыми инструментами

-73,6

-26,3

-10,5

0,0

-2,8

18,0

23,5

12,2

33,0

38,5

Финансовый счет (кроме  резервных активов)

-73,6

-26,3

-10,5

0,0

-2,8

18,0

23,5

12,2

33,0

38,5

Сектор государственного управления и органы денежно-кредитного регулирования

-3,6

-1,3

-0,5

0,0

2,2

3,0

3,5

2,2

3,0

3,5

Частный сектор (включая  чистые ошибки и пропуски)

-70,0

-25,0

-10,0

0,0

-5,0

15,0

20,0

10,0

30,0

35,0

Изменение валютных резервов («+» - снижение, «-» - рост

-22,7

14,9

-26,0

-72,5

18,4

-23,8

-73,3

22,2

-26,9

-75,6


 

Во втором варианте на фоне увеличения импорта сальдо счета текущих операций в 2013 году хотя и сохранится положительным, но уменьшится до 5,9 млрд. долларов США, в 2014 году его дефицит составит 6,0 млрд. долларов США.

В третьем варианте прогноза профицит счета текущих операций в 2013 году оценен в 49,8 млрд. долларов США, в 2014 году – в 37,1 млрд. долларов США. Во всех вариантах прогноза платежного баланса в 2014 году учтен положительный эффект от проведения ХХII зимних Олимпийских игр, оцениваемый в 4 – 5 млрд. долларов США. Прогнозируемое во всех вариантах уменьшение сальдо счета текущих операций основано на предположении о более сбалансированном участии Российской Федерации в системе международного разделения труда.

Сальдо счета операций с капиталом и финансовыми инструментами будет складываться под влиянием увеличения притока частного капитала в российскую экономику. Тем не менее в 2013 году, согласно первому варианту, финансовый счет останется отрицательным в размере 2,8 млрд. долларов США. В других вариантах прогноза на 2013 год на фоне высоких цен на основные товары российского экспорта ожидается расширение привлечения иностранного капитала частным сектором и профицит финансового счета в размере 18,0 – 23,5 млрд. долларов США. Дальнейший рост иностранных инвестиций в 2014 году обусловит положительное сальдо счета операций с капиталом и финансовыми инструментами во всех вариантах: от 12,2 млрд. долларов США в первом варианте до 38,5 млрд. долларов США – в третьем.

В первом варианте снижение резервных активов составит 18,4 млрд. долларов США в 2013 году и 22,2 млрд. долларов США в 2014 году. В остальных вариантах в 2013 и 2014 годах ожидается пополнение валютных резервов соответственно на 23,8 и 26,9 млрд. долларов США во втором варианте и на 73,3 и 75,6 млрд. долларов США – в третьем.

В рамках выполнения задачи по повышению эффективности функционирования российского финансового рынка, развитию его инфраструктуры и инструментария Банк России в 2012 – 2014 годах будет осуществлять деятельность по следующим направлениям:

– участие в выполнении плана мероприятий по созданию в Москве международного финансового центра;

– участие совместно  с ФСФР России в работе по совершенствованию подходов к регулированию деятельности клиринговых организаций и лиц, выполняющих функции центральных контрагентов;

– участие в совершенствовании нормативной базы, регламентирующей депозитарную деятельность, и признание концепции иностранного номинального держателя;

– участие в совершенствовании нормативной базы, регламентирующей осуществление деятельности по организации биржевой торговли;

– организация мероприятий  по обеспечению включения российского рубля в число расчетных валют системы CLS (Continuous Linked Settlement);

– участие совместно  с Минфином России в работе по дальнейшей либерализации рынка государственных ценных бумаг, предполагающей внесение изменений в нормативные и иные акты Банка России, которые разрешат размещение и обращение государственных ценных бумаг на торгах фондовых бирж в соответствии с их правилами;

– участие в работе по совершенствованию законодательства в части определения статуса счета в драгоценных металлах;

– участие в совершенствовании нормативной базы, регламентирующей условия выпуска и обращения депозитных и сберегательных сертификатов;

– совершенствование  нормативной и договорной базы, регламентирующей проведение сделок РЕПО на российском рынке.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Главная цель развития финансовой системы России на ближайшую перспективу - рост массового  финансирования. В настоящее время  российский финансовый сектор в основном удовлетворяет лишь финансовые потребности крупнейших предприятий. Без надлежащего финансирования малого и среднего бизнеса экономический рост, конечно, возможен, однако сделать его устойчивым нельзя.

В кратко- и  среднесрочном плане массовое финансирование возможно на основе банковского кредита. Должная финансовая трансформация  силами финансового рынка в современных  российских условиях проблематична.

Развитие доступного банковского кредитования также ограничивается действием целого ряда факторов, для устранения которых необходима в первую очередь корректировка сложившегося режима денежного предложения и создание механизмов рефинансирования коммерческих кредитов, а также государственная поддержка элементов инфраструктуры рынка, облегчающих структуризацию долга реальной экономики.

Акцент на развитие банковского кредита не отрицает внимания к проблемам финансового  рынка. Во-первых, крупнейшие российские компании и отчасти новые высокотехнологичные  производства могут и должны получать финансирование с рынка, кроме того, для них важна его индикативная функция. Во-вторых, есть большая группа финансовых агентов, изначально ориентированных  на рынок, это, прежде всего, финансовые институты с иностранным капиталом  и нарождающийся слой российских институциональных инвесторов. И наконец, в-третьих, в рамках долгосрочной стратегии рынок, действительно, - основа финансового перераспределения.

В заключении хотел бы сказать, что финансовый кризис в России повлек за собой  потерю Россией инвестиционной привлекательности  и отбросил наш фондовый рынок на несколько лет назад. Международные рейтинговые агентства стали присваивать России самые низкие рейтинги ликвидности и надежности вложений.

Информация о работе Анализ развития современной финансовой системы РФ