Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 20:50, дипломная работа
Цель дипломной работы состоит в концептуальном обосновании и раскрытии направлений повышения эффективности функционирования финансовой системы на региональном уровне как фактора совершенствования региональной финансовой политики в федеративном государстве.
Введение……………………………………………………………………... 3
1 Теоретические основы финансовой системы…………….. 6
1.1 Финансы как целостная экономическая категория…………………. 6
1.2 Основные звенья финансовой системы Российской Федерации…... 15
1.3 Роль финансов в регулировании экономики………………………. 23
2 Анализ развития современной финансовой системы
РФ……………………………………………………………………………….. 26
2.1 Характеристика современного состояния финансовой системы РФ. 26
2.2 Анализ развития финансовой системы РФ в 2007 – первом полугодии 2011 года…………………………………………………………………... 32
2.3 Проблемы развития финансовой системы России после кризиса 2008 года…………………………………………………………………………. 47
3 Проблемы и перспективы развития финансовой системы России………………………………………………………………………… 64
3.1 Проблемы конвертируемости рубля………………………………… 64
3.2 Последствия присоединения России к ВТО………………………… 67
3.3 Перспективы России на мировом финансовом рынке……………… 70
Заключение………………………………………………………………… 77
Список литературы……………………………………………………… 80
Приложения………………………………………………………………… 83
Вступление России в ВТО будет способствовать развитию конкуренции и снизит стоимость импортируемых товаров, что в итоге окажется выгодным для российского потребителя и может стимулировать модернизацию промышленности. Присоединение к ВТО будет способствовать улучшению работы российских институтов: в частности, это касается таможенного регулирования и госзакупок. Более прозрачные инвестиционные правила и процедуры разрешения торговых споров должны стимулировать инвестиции в среднесрочной перспективе.
3.3 Перспективы России на мировом финансовом рынке
Международные финансовые институты и экономические организации прогнозируют продолжение роста мировой экономики в 2012 году и в перспективе до 2014 года. Темпы роста производства товаров и услуг в мире в 2012 году, по прогнозу МВФ, как и в 2011 году, составят 4,0%. Тем не менее неустойчивый характер восстановления экономики США и нестабильное состояние государственных финансов ряда зарубежных стран создают риски менее благоприятного развития экономических тенденций в мире в среднесрочной перспективе. Не исключается возможность существенного снижения деловой активности в странах – торговых партнерах России и нарастания рисков для зарубежных финансовых систем. Прогнозируется замедление в 2012 году инфляции в большинстве стран – торговых партнеров России, что объясняется ожидаемым уменьшением вклада изменения цен на товары энергетической и продовольственной групп. В результате снизятся внешние риски ускорения роста цен в России. В 2012 году не прогнозируется существенного изменения уровня процентных ставок за рубежом по сравнению с 2011 годом. Ухудшение ситуации на мировых финансовых рынках может повлиять на отток капитала из страны, однако продолжение восстановительных процессов в российской экономике, улучшение инвестиционного климата будут способствовать улучшению ситуации с притоком капитала.
Банк России рассмотрел три варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2012 – 2014 годах, один из которых соответствует прогнозу Правительства Российской Федерации. В основу сценариев положена различная динамика цен на нефть.
В рамках первого варианта Банк России предполагает снижение в 2012 году среднегодовой цены на российскую нефть сорта «Юралс» на мировом рынке до 75 долларов США за баррель.
В этих условиях в 2012 году реальные располагаемые денежные доходы населения могут увеличиться на 3,9%, инвестиции в основной капитал – на 4,2%. Прирост ВВП ожидается на уровне 3,3%.
В основе второго варианта рассматривается прогноз Правительства Российской Федерации, положенный в основу для разработки параметров федерального бюджета на 2012 – 2014 годы. Предполагается, что в 2012 году цена на российскую нефть может составить 100 долларов США за баррель.
Рис. 14. Цена на нефть сорта «Юралс» (долларов США за баррель)
Данный вариант отражает развитие экономики в условиях реализации активной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности, стимулирование экономического роста и модернизации, а также на повышение эффективности расходов бюджета. Согласно этому варианту в 2012 году увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения прогнозируется на уровне 5,0%. Темп прироста инвестиций в основной капитал может ускориться до 7,8%. В этих условиях объем ВВП может возрасти на 3,7%.
В рамках третьего варианта Банк России предполагает повышение в 2012 году цены на нефть сорта «Юралс» до 125 долларов США за баррель.
В условиях увеличения доходов от экс-порта российских товаров в 2012 году ожидается повышение инвестиционной активности. Прирост инвестиций в основной капитал может составить 8,7%, прирост реальных располагаемых денежных доходов населения – 5,2%. Увеличение объема ВВП предполагается на уровне 4,7%.
В 2013 – 2014 годах увеличение объема ВВП в зависимости от варианта прогноза ожидается в диапазоне 3,5 – 4,8%.
Базовый прогноз платежного баланса на 2012 – 2014 годы составлен исходя из предположения, что цена на нефть сорта «Юралс» будет оставаться относительно стабильной и находиться в пределах 97 – 101 доллара США. В первом и третьем вариантах учитывается вероятность отклонения цен от указанного диапазона на 25% в большую и меньшую сторону.
Согласно первому варианту прогноза при уменьшении средней цены на российскую нефть до 75 долларов США за баррель в 2012 году ожидается существенное снижение профицита счета текущих операций платежного баланса – до 11,3 млрд. долларов США. Вследствие опережающего сокращения экспорта по сравнению с импортом положительное сальдо баланса торговли товарами и услугами уменьшится до 69,7 млрд. долларов США. В соответствии со вторым вариантом прогноза умеренное ухудшение ценовой конъюнктуры топливно-энергетического рынка обусловит менее масштабное сокращение профицита счета текущих операций и активного сальдо баланса товаров и услуг – до 36,5 и 101,9 млрд. долларов США соответственно. В условиях благоприятной ценовой конъюнктуры внешней торговли, соответствующей третьему варианту, положительные сальдо счета текущих операций (72,5 млрд. долларов США) и баланса товаров и услуг (141,8 млрд. долларов США), тем не менее, не превысят значений 2011 года.
Дефицит баланса доходов и текущих трансфертов, согласно первому варианту, незначительно уменьшится – до 58,4 млрд. долларов США. Во втором и третьем вариантах его отрицательное сальдо ожидается в размере 65,4 и 69,3 млрд. долларов США соответственно.
Сальдо счета операций с капиталом и финансовыми инструментами в первом и втором вариантах прогнозируется с сокращением дефицита до 26,3 и 10,5 млрд. долларов США соответственно, в третьем – до сбалансированного уровня. В 2012 году в первом и втором вариантах интенсивность прироста внешних обязательств экономики позволит в большей степени, чем в 2011 году, компенсировать инвестиции за рубеж, что будет способствовать уменьшению нетто-оттока частного капитала до 25,0 и 10,0 млрд. долларов США соответственно, третий вариант предусматривает уравновешенные трансграничные потоки частного капитала. Сальдо операций сектора государственного управления и органов денежно-кредитного регулирования будет незначительным. Замедлению вывоза частного капитала будут способствовать рост интереса иностранных инвесторов к российским активам, а также частичная переориентация резидентов на вложения во внутреннюю экономику.
Профицит текущего счета в первом варианте лишь частично компенсирует отрицательное сальдо по финансовому счету, во втором – полностью, а в третьем – компенсации не потребуется. В результате в первом варианте валютные резервы уменьшатся на 14,9 млрд. долларов США, а во втором и третьем – увеличатся на 26,0 и 72,5 млрд. долларов США соответственно.
В рамках первого варианта прогноза платежного баланса в среднесрочной перспективе в условиях невысоких цен на российскую нефть ожидается существенное уменьшение профицита баланса товаров и услуг – до 45,3 млрд. долларов США в 2013 году и до 29,0 млрд. долларов США в 2014 году. При этом дефицит баланса доходов и текущих трансфертов увеличится.
В результате сальдо счета текущих операций перейдет в область отрицательных значений и составит 15,7 млрд. долларов США в 2013 году и 34,4 млрд. долларов США в 2014 году.
Таблица 2
Прогноз платежного баланса Российской Федерации на 2012-2014 годы (млрд. долларов США)
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год | |||||||
108 долларов США за баррель |
I вариант (75 долларов США за баррель) |
II вариант (100 долларов США за баррель) |
III вариант (125 долларов США за баррель) |
I вариант (73 долларов США за баррель) |
II вариант (97 долларов США за баррель) |
III вариант (121 долларов США за баррель) |
I вариант (76 долларов США за баррель) |
II вариант (101 долларов США за баррель) |
III вариант (121 долларов США за баррель) | |
Счет текущих операций |
96,3 |
11,3 |
36,5 |
72,5 |
-15,7 |
5,9 |
49,8 |
-34,4 |
-6,0 |
37,1 |
Баланс товаров и услуг |
155,6 |
69,7 |
101,9 |
141,8 |
45,3 |
73,4 |
121,8 |
29,0 |
63,5 |
110,7 |
Экспорт товаров и услуг |
576,3 |
490,1 |
584,3 |
666,7 |
491,5 |
594,9 |
697,6 |
508,7 |
633,7 |
754,4 |
Импорт товаров и услуг |
-420,7 |
-420,4 |
-482,5 |
-524,9 |
-446,2 |
-521,5 |
-575,9 |
-479,7 |
-570,2 |
-643,8 |
Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами |
-73,6 |
-26,3 |
-10,5 |
0,0 |
-2,8 |
18,0 |
23,5 |
12,2 |
33,0 |
38,5 |
Финансовый счет (кроме резервных активов) |
-73,6 |
-26,3 |
-10,5 |
0,0 |
-2,8 |
18,0 |
23,5 |
12,2 |
33,0 |
38,5 |
Сектор государственного управления и органы денежно-кредитного регулирования |
-3,6 |
-1,3 |
-0,5 |
0,0 |
2,2 |
3,0 |
3,5 |
2,2 |
3,0 |
3,5 |
Частный сектор (включая чистые ошибки и пропуски) |
-70,0 |
-25,0 |
-10,0 |
0,0 |
-5,0 |
15,0 |
20,0 |
10,0 |
30,0 |
35,0 |
Изменение валютных резервов («+» - снижение, «-» - рост |
-22,7 |
14,9 |
-26,0 |
-72,5 |
18,4 |
-23,8 |
-73,3 |
22,2 |
-26,9 |
-75,6 |
Во втором варианте на фоне увеличения импорта сальдо счета текущих операций в 2013 году хотя и сохранится положительным, но уменьшится до 5,9 млрд. долларов США, в 2014 году его дефицит составит 6,0 млрд. долларов США.
В третьем варианте прогноза профицит счета текущих операций в 2013 году оценен в 49,8 млрд. долларов США, в 2014 году – в 37,1 млрд. долларов США. Во всех вариантах прогноза платежного баланса в 2014 году учтен положительный эффект от проведения ХХII зимних Олимпийских игр, оцениваемый в 4 – 5 млрд. долларов США. Прогнозируемое во всех вариантах уменьшение сальдо счета текущих операций основано на предположении о более сбалансированном участии Российской Федерации в системе международного разделения труда.
Сальдо счета операций с капиталом и финансовыми инструментами будет складываться под влиянием увеличения притока частного капитала в российскую экономику. Тем не менее в 2013 году, согласно первому варианту, финансовый счет останется отрицательным в размере 2,8 млрд. долларов США. В других вариантах прогноза на 2013 год на фоне высоких цен на основные товары российского экспорта ожидается расширение привлечения иностранного капитала частным сектором и профицит финансового счета в размере 18,0 – 23,5 млрд. долларов США. Дальнейший рост иностранных инвестиций в 2014 году обусловит положительное сальдо счета операций с капиталом и финансовыми инструментами во всех вариантах: от 12,2 млрд. долларов США в первом варианте до 38,5 млрд. долларов США – в третьем.
В первом варианте снижение резервных активов составит 18,4 млрд. долларов США в 2013 году и 22,2 млрд. долларов США в 2014 году. В остальных вариантах в 2013 и 2014 годах ожидается пополнение валютных резервов соответственно на 23,8 и 26,9 млрд. долларов США во втором варианте и на 73,3 и 75,6 млрд. долларов США – в третьем.
В рамках выполнения задачи по повышению эффективности функционирования российского финансового рынка, развитию его инфраструктуры и инструментария Банк России в 2012 – 2014 годах будет осуществлять деятельность по следующим направлениям:
– участие в выполнении плана мероприятий по созданию в Москве международного финансового центра;
– участие совместно с ФСФР России в работе по совершенствованию подходов к регулированию деятельности клиринговых организаций и лиц, выполняющих функции центральных контрагентов;
– участие в совершенствовании нормативной базы, регламентирующей депозитарную деятельность, и признание концепции иностранного номинального держателя;
– участие в совершенствовании нормативной базы, регламентирующей осуществление деятельности по организации биржевой торговли;
– организация мероприятий по обеспечению включения российского рубля в число расчетных валют системы CLS (Continuous Linked Settlement);
– участие совместно с Минфином России в работе по дальнейшей либерализации рынка государственных ценных бумаг, предполагающей внесение изменений в нормативные и иные акты Банка России, которые разрешат размещение и обращение государственных ценных бумаг на торгах фондовых бирж в соответствии с их правилами;
– участие в работе по совершенствованию законодательства в части определения статуса счета в драгоценных металлах;
– участие в совершенствовании нормативной базы, регламентирующей условия выпуска и обращения депозитных и сберегательных сертификатов;
– совершенствование нормативной и договорной базы, регламентирующей проведение сделок РЕПО на российском рынке.
Главная цель развития финансовой системы России на ближайшую перспективу - рост массового финансирования. В настоящее время российский финансовый сектор в основном удовлетворяет лишь финансовые потребности крупнейших предприятий. Без надлежащего финансирования малого и среднего бизнеса экономический рост, конечно, возможен, однако сделать его устойчивым нельзя.
В кратко- и среднесрочном плане массовое финансирование возможно на основе банковского кредита. Должная финансовая трансформация силами финансового рынка в современных российских условиях проблематична.
Развитие доступного банковского кредитования также ограничивается действием целого ряда факторов, для устранения которых необходима в первую очередь корректировка сложившегося режима денежного предложения и создание механизмов рефинансирования коммерческих кредитов, а также государственная поддержка элементов инфраструктуры рынка, облегчающих структуризацию долга реальной экономики.
Акцент на развитие банковского кредита не
отрицает внимания к проблемам финансового рынка. Во-первых,
крупнейшие российские компании и отчасти новые
В заключении хотел бы сказать, что финансовый кризис в России повлек за собой потерю Россией инвестиционной привлекательности и отбросил наш фондовый рынок на несколько лет назад. Международные рейтинговые агентства стали присваивать России самые низкие рейтинги ликвидности и надежности вложений.
Информация о работе Анализ развития современной финансовой системы РФ