Анализ развития современной финансовой системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 20:50, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в концептуальном обосновании и раскрытии направлений повышения эффективности функционирования финансовой системы на региональном уровне как фактора совершенствования региональной финансовой политики в федеративном государстве.

Содержание

Введение……………………………………………………………………... 3
1 Теоретические основы финансовой системы…………….. 6
1.1 Финансы как целостная экономическая категория…………………. 6
1.2 Основные звенья финансовой системы Российской Федерации…... 15
1.3 Роль финансов в регулировании экономики………………………. 23
2 Анализ развития современной финансовой системы
РФ……………………………………………………………………………….. 26
2.1 Характеристика современного состояния финансовой системы РФ. 26
2.2 Анализ развития финансовой системы РФ в 2007 – первом полугодии 2011 года…………………………………………………………………... 32
2.3 Проблемы развития финансовой системы России после кризиса 2008 года…………………………………………………………………………. 47
3 Проблемы и перспективы развития финансовой системы России………………………………………………………………………… 64
3.1 Проблемы конвертируемости рубля………………………………… 64
3.2 Последствия присоединения России к ВТО………………………… 67
3.3 Перспективы России на мировом финансовом рынке……………… 70
Заключение………………………………………………………………… 77
Список литературы……………………………………………………… 80
Приложения………………………………………………………………… 83

Работа содержит 1 файл

Финансовая система России нат.doc

— 859.50 Кб (Скачать)

И, несмотря на это, можно надеяться, что Правительство  и впредь будет осуществлять взвешенную индикативную финансовую политику, в  том числе в отношении фондовых рынков.

Одной из важнейших задач  в преодолении последствий финансового кризиса является восстановление капитала банковской системы в целом, и отдельных банков, в частности. Существует два источника пополнения капиталов банков: средства собственников, новых или старых, и средства государства. Государство обычно принимает существенное финансовое участие в восстановлении капитала банковской системы. Особенно это характерно для стран с развивающимися рынками. Дело в том, что в нормальной ситуации источником роста капиталов банков является получаемая ими прибыль. После кризисов масштабы деятельности банков резко снижаются, их портфели переполняются проблемными активами, не приносящими доходов. Устойчивое снижение капитала требует от банков уменьшения масштабов деятельности в силу необходимости соблюдения надзорных требований, а это уже чревато резким сжатием не только самого банковского сектора, но и объема финансирования им предприятий реального сектора.

Альтернативной угрозой  выступает стремление банков в кратчайшие сроки восстановить свой капитал, что  приводит к резкому росту процентной маржи (разрыва в процентных ставках  по кредитам и депозитам). Опасность  такого хода событий состоит в  том, что, с одной стороны, за счёт высоких ставок по кредитам банки переносят бремя восстановления своих капиталов на наиболее здоровые корпорации, которые они кредитуют. С другой стороны, в силу низких процентных ставок по депозитам, сочетающихся с подрывом доверия к банкам вообще, население не стремится к росту организованных сбережений. Рекапитализация банков может проводится в различных формах, направленных на стимулирование определенных видов деятельности.

Как правило, основным методом восстановления капитала банковской системы за счёт государства является выкуп плохих активов банков за счет бюджета (или центрального банка). Однако такой подход не полностью применим в российских условиях.

Российская банковская система потерпела основные убытки от избыточно взятого на себя валютного риска и от операций с инструментами срочного рынка, а не от предоставления реальному сектору кредитов, которые стали проблемными. В сложившейся ситуации государство столкнется с невозможностью выкупа у значительной части банков плохих активов и увеличения тем самым капитальной базы банков. Государство через специальный орган проводит работу по взысканию или продаже выкупленных активов, пытаясь частично компенсировать свои затраты. В наших условиях государство не в состоянии принять на себя фактически частные долги российских банков, часто нерезидентам, при том огромном внешнем долге, который накоплен к настоящему моменту.

Банковская система  играет ключевую роль в становлении  и развитии рыночно ориентированной  экономики. Опыт преодоления последствий финансового кризиса большинством стран с развивающимися рынками показал, что они концентрировали свои усилия прежде всего на восстановлении банковского сектора. Россия должна учитывать этот опыт последних лет, если не хочет столкнуться в обозримый период времени с еще более острым кризисом, который может окончательно обрушить банковскую систему страны.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (с послед, изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства РФ.-1998.- №31.- С. 3823.
  2. Федеральный закон от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ.- 1999 .- №42. -С.5005 в редакции Федерального закона № 95-ФЗ от 4 июля 2003 г. // СЗ РФ 2003.-№27 (ч. 2).- С. 2709.
  3. Федеральный закон от 18.07.2009 года №181-ФЗ «Об использовании государственных ценных бумаг Российской Федерации для повышения капитализации банков»// СЗ РФ.2009. №29
  4. Аналитический обзор: Эффективность государственной поддержки банковской системы http://stocks.investfunds.ru/analitics/index.phtml (ссылка от 22.12.2011)
  5. Банки и банковские операции: Учебник /Под ред. проф. Жукова Е.Ф., М.: ЮНИТИ, 2007. - 405 с.
  6. Банковская система и проблемы кредитования экономики // Мировая экономика и международные отношения, 2010. - №10 - С. 3-7.
  7. Банковское дело: управление и технологии: Учебное пособие для вузов/Под ред. А.М.Тавасиева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-27с.
  8. Банки государством довольны, а оно ими нет // «Банковское обозрение», №12 (115), декабрь 2008 г.
  9. Банковское дело /Под ред. проф. В.И. Колесникова, Л.П. Кроливецкой, М.: Юрист, 2007. - 303 с.
  10. Баранова Л.Г., Врублевская О.В., Косарева Т.Е., Юринова Л.А. Бюджетный процесс в Российской Федерации. — М., 2009. – 315 с.
  11. Богданов И. Я. Экономическая безопасность России: теория и практика. М.: ИСПИ РАН, 2007.- 31с.
  12. Валиев М.Ш. Банковский кредит как фактор разрешения противоречий развития реального и монетарного сектора экономики.// Экономика и управление, 2009. - №2 – С. 66-71.
  13. Ван Хорн Дж.К. Основы управления финансами: пер с англ./ Гл.ред.серии Я.В.Соколов. - М.: Финансы и статистика, 2008. – 346 с.
  14. Горелик В.Н. Финансовая система как подпространство денежной сферы// Финансы и кредит. 2009. №28
  15. Государственные и муниципальные финансы: учебник / под общ.ред. И.Д.Мацкуляка. - М: Изд-во РАГС, 2007. – 294 с.
  16. Гранберг А.Г., Суспицын С.А. Введение в системное моделирование народного хозяйства. - Новосибирск: Наука, 2008. – 120 с.
  17. Деньги, кредит, банки: Учеб. пособие /Под ред. В.П. Воронина, С.П. Федорова, М.: Юрайт, 2008. – 269 с.
  18. Деньги. Кредит. Банки. /Под ред. Жукова Е.Ф., М.: Норма, 2011. - 458 с.
  19. Донцова Л.В. Система регулирования инвестиционных процессов в развитых странах // Менеджмент в России и за рубежом. - 2009. - № 4. – С. 12-21
  20. Ермакова Е.А. Финансовая система России в условиях глобализации // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2009. № 1. С. 75-79.
  21. Ершов М. Кризис 2008 года: «момент истины» для глобальной экономики и новые возможности для России // Вопросы экономики. – 2008. - №12. – С. 4-26.
  22. Концептуальные вопросы развития банковской системы Российской Федерации (проект) // Деньги и кредит, 2009. - №1. - С. 24-39.
  23. Косачев Ю.В. Экономико-математические модели эффективности финансово-промышленных структур. - М.: Логос, 2004. – 396 с.
  24. Кудрин А. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию // Вопросы экономики. – 2009. - №1. – С. 9-27
  25. Лушин С. Актуальные проблемы бюджета // Экономист. - 2006. - №7. – С.63
  26. Любимцев Ю.И. Необходимость изменения ориентиров финансовой политики / Ю.И. Любимцев // Экономист. - 2009. - №1. – С. 63
  27. Маневич В.Е. Кредитно-денежная политика и экономическая динамика в России. // Бизнес и Банки. 2008. - 7. С. 1-5.
  28. Новый экономический словарь / Под редакцией А. Н. Азрилияна. — М.: Институт новой экономики, 2006. — 1 088 с.
  29. Обзор финансового рынка. М.: Департамент исследований и информации Банка России. – Первое полугодие 2011 года. - №2 (71).
  30. Общая теория финансов. Под ред. Л.А. Дробозиной.- М.: Юнити, 2010. – 482 с.
  31. Придачук М.П. Влияние финансового кризиса на трансформацию финансовой системы // Финансы и кредит. – 2009. - №19. – С. 20-26.
  32. Сергиенко Я.В. Финансы и реальный сектор. — М.: Финансы и статистика, 2010. – 594 с.
  33. Фадеева Н.В. Трансформация финансовых отношений под воздействием глобализации: финансовая система России в условиях глобальной конвергенции // Финансы и кредит. 2007. № 14. С. 9-18.
  34. Финансы: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп./под ред. В.В. Ковалева.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
  35. Финансы, деньги, кредит: Учеб.пособие/ под ред. Е.Г. Черновой. – М.: ТК Велби, 2009. - 280 с.
  36. Шаталова Л.Г. Рыночная модернизация в современной России и в послевоенной Японии: предпосылки и возможности сопоставления // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5: Экономика. 2008. № 3. С. 147-150.

 

Приложение А

Структура российского рынка капитала (на конец периода, млрд. руб.)

1 Баранова Л.Г., Врублевская О.В., Косарева Т.Е., Юринова Л.А. Бюджетный процесс в Российской Федерации. — М., 2009. – С. 163

2 Косачев Ю.В. Экономико-математические модели эффективности финансово-промышленных структур. - М.: Логос, 2004. - С. 57

3 Гранберг А.Г., Суспицын С.А. Введение в системное моделирование народного хозяйства. - Новосибирск: Наука, 2008. - С. 35.

4 Сергиенко Я.В. Финансы и реальный сектор. — М.: Финансы и статистика, 2010. - С. 9.

5 Ван Хорн Дж.К. Основы управления финансами: пер с англ./ Гл.ред.серии Я.В.Соколов. - М.: Финансы и статистика, 2008. - С. 35.

6 Государственные и муниципальные финансы: учебник / под общ.ред. И.Д.Мацкуляка. - М: Изд-во РАГС, 2007. - С. 25.

7 Бюджетный кодекс Российской Федерации (с послед, изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства РФ.-1998.- №31.- С. 3823.

8 Любимцев Ю.И. Необходимость изменения ориентиров финансовой политики / Ю.И. Любимцев // Экономист. - 2009. - №1. – С. 63

9 Лушин С. Актуальные проблемы бюджета // Экономист. - 2006. - №7, С.63.

10 Федеральный закон от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ.- 1999 .- №42. -С.5005 в редакции Федерального закона № 95-ФЗ от 4 июля 2003 г. // СЗ РФ 2003.-№27 (ч. 2).- С. 2709.

11 Общая теория финансов. Под ред. Л.А. Дробозиной.- М.: Юнити, 2010. - С. 319.

12 Донцова Л.В. Система регулирования инвестиционных процессов в развитых странах // Менеджмент в России и за рубежом. 2009. № 4. – С. 12-21

13 Панов Д. В поисках внутреннего контура развития или Скромное обаяние стабильности // Независимая газета. 2002. 14 декабря.

14 Донцова Л.В. Система регулирования инвестиционных процессов в развитых странах // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. № 4

15 Придачук М.П. Влияние финансового кризиса на трансформацию финансовой системы // Финансы и кредит. – 2009. - №19. – С. 20-26.

16 Форвардные котировки и спот-курсы доллара США и евро к рублю на внебиржевом рынке приводятся по данным агентства Thomson Reuters

17 В 2011 г. Банком России был произведен пересчет показателей оборотов межбанковского внутреннего валютного рынка (кассового и срочного сегментов) с 2002 г. в связи с изменением методики расчетов.

18 Рассчитывается на основании отчетных данных по форме № 0409701 «Отчет об операциях на валютных и денежных рынках» кредитных организаций – крупнейших операторов внутреннего валютного рынка, на долю которых приходится более 99% общего оборота внутреннего межбанковского валютного рынка (по оценке Банка России).

19 Доли операций рассчитаны с исключением двойного счета, то есть сумма долей операций по всем валютным парам составляет 100%.

20 Банки государством довольны, а оно ими нет // «Банковское обозрение», №12 (115), декабрь 2008 г.


Информация о работе Анализ развития современной финансовой системы РФ