Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 20:50, дипломная работа
Цель дипломной работы состоит в концептуальном обосновании и раскрытии направлений повышения эффективности функционирования финансовой системы на региональном уровне как фактора совершенствования региональной финансовой политики в федеративном государстве.
Введение……………………………………………………………………... 3
1 Теоретические основы финансовой системы…………….. 6
1.1 Финансы как целостная экономическая категория…………………. 6
1.2 Основные звенья финансовой системы Российской Федерации…... 15
1.3 Роль финансов в регулировании экономики………………………. 23
2 Анализ развития современной финансовой системы
РФ……………………………………………………………………………….. 26
2.1 Характеристика современного состояния финансовой системы РФ. 26
2.2 Анализ развития финансовой системы РФ в 2007 – первом полугодии 2011 года…………………………………………………………………... 32
2.3 Проблемы развития финансовой системы России после кризиса 2008 года…………………………………………………………………………. 47
3 Проблемы и перспективы развития финансовой системы России………………………………………………………………………… 64
3.1 Проблемы конвертируемости рубля………………………………… 64
3.2 Последствия присоединения России к ВТО………………………… 67
3.3 Перспективы России на мировом финансовом рынке……………… 70
Заключение………………………………………………………………… 77
Список литературы……………………………………………………… 80
Приложения………………………………………………………………… 83
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Теоретические
основы финансовой системы……………
1.1 Финансы как целостная
1.2 Основные звенья финансовой системы Российской Федерации…... 15
1.3 Роль финансов в регулировании экономики………………………. 23
2 Анализ
развития современной
РФ…………………………………………………………………………
2.1 Характеристика современного состояния финансовой системы РФ. 26
2.2 Анализ развития
финансовой системы РФ в 2007 – первом полугодии 2011 года………………………………………………………………….
2.3 Проблемы развития
финансовой системы России
3 Проблемы
и перспективы развития
3.1 Проблемы конвертируемости рубля………………………………… 64
3.2 Последствия присоединения
3.3 Перспективы России на мировом финансовом рынке……………… 70
Список
литературы……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они — неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики, ибо более эффективного средства управления государством, чем управление при помощи денег, человечество пока не придумало.
Регулируя и направляя потоки денежных средств для образования денежных фондов, которые затем используются на нужды общества, государство перераспределяет стоимость валового национального продукта, стимулирует или, наоборот, сокращает деятельность по определенным направлениям хозяйствования.
Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.
Эффективность функционирования финансовой системы Российской Федерации определяется как внешними условиями, так и качеством ее системы управления. Проблема совершенствования финансовой системы, повышения эффективности ее функционирования сложна и многогранна. В этой связи возрастает актуальность исследования вопросов повышения эффективности всех звеньев финансовой системы и особенно их взаимодействия в современных условиях и обобщение имеющегося положительного опыта, чем и определяется актуальность выбранной темы исследования.
Теоретической основой дипломной работы являются труды отечественных и зарубежных исследователей. В работах О.В. Врублевской, В.П. Горегляда, А.Г. Грязновой, Л.А. Дробозиной, В.Г. Ермилова, В.Н. Живалова, И.Д. Мацкуляка, Б.Е. Пенькова, И.В. Подпориной, В.М. Родионовой, Б.М.Сабанти, В.К. Сенчагова и других раскрыты общие проблемы функционирования финансовой системы, ее роли в процессах экономического развития. Заметный вклад в разработку теоретических проблем межбюджетных отношений, вопросов государственных и муниципальных финансов внесли такие ученые как М.П. Афанасьев, О.В.Богачева, А.Я. Быстряков, А.Г.Игудин, А.М.Лавров, В.Н.Лексин, A.M. Логвина, Ю.И. Любимцев, Е.В. Пономаренко, В.Б. Христенко, А.Н. Швецов, М.И. Яндиев.
Цель дипломной работы состоит в концептуальном обосновании и раскрытии направлений повышения эффективности функционирования финансовой системы на региональном уровне как фактора совершенствования региональной финансовой политики в федеративном государстве.
Реализация поставленной цели предопределяет решение следующих задач:
- обосновать принципиальные подходы к раскрытию целостности, единства и относительной замкнутости финансовой системы субъекта Российской Федерации;
- осуществить теоретическое исследование содержания понятия «финансовая система Российской Федерации» и ее структуры;
- исследовать экономические аспекты совершенствования нормативно-правовой базы регулирования финансовой системы;
- показать необходимость и пути усиления взаимодействия звеньев финансовой системы, разработать предложения по повышению эффективности финансовой системы Российской Федерации;
- обобщить зарубежную практику и обосновать приоритеты в политике и практике совершенствования российских общегосударственных финансов;
- провести анализ финансовой
системы России в
Объектом исследования выступает финансовая система Российской Федерации.
Предметом исследования являются финансовые и экономические отношения, возникающие в процессе функционирования финансовой системы между государством, муниципальными образованиями, хозяйствующими субъектами и населением.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды классиков экономической науки, российских и зарубежных ученых по теории финансов, управлению финансовыми ресурсами, государственному регулирования экономики, финансово-бюджетному планированию, финансовой политике.
При проведении исследования применялся диалектический метод, предполагающий изучение экономических явлений и процессов в их постоянном развитии и взаимосвязи, методы системного, сравнительного, экономического, статистического анализа и обобщения.
1 Теоретические основы финансовой системы
1.1 Финансы как целостная экономическая категория
Финансы — это экономический инструмент, регулирующий производство и распределение товаров через рынок ресурсов и рынок продуктов. Это неотъемлемый элемент общественного воспроизводства на всех уровнях хозяйствования; они одинаково необходимы и низовому звену — предприятиям (организациям), и межхозяйственным объединениям (ассоциациям, концернам), и государственной системе управления народным хозяйством.
Финансы как научное понятие обычно ассоциируется с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных формах и обязательно сопровождаются движением денежных средств (наличным или безналичным). Однако финансы — это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Это, таким образом, одна из составляющих общественных экономических отношений.
Термин «финансы» всегда означал какой-то процесс, отношения между субъектами, а конкретно — денежные отношения. В процессе исторического развития термин получил международное распространение, но сфера его использования постепенно ограничилась денежными платежами в общегосударственные фонды денежных средств.
Финансы вместе с тем являются и исторической категорией, так как они прошли свои этапы возникновения, развития и т.д., т.е. они изменяются во времени.
Как историческая категория финансы появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы. В докапиталистическом обществе большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления различных повинностей и сборов. С разложением феодализма и развитием в его недрах капитализма все большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства, а доля натуральных сборов резко сократилась. С выделением государственной казны и ее отделением от собственности монарха (XVI-XVII вв.) возникли понятия государственных финансов, государственного бюджета и государственного кредита. Государство в процессе своей деятельности по управлению экономическими и социальными процессами стало вести учет доходов и расходов в денежной форме, образуя различные денежные фонды1.
В российской и зарубежной
научной экономической
Существует большое количество определений понятия системы, во многих работах представлены методы их исследования2. Воспользуемся определением, данным А.Г. Гранбергом и С.А. Суспицыным - «Система - совокупность элементов, обладающих эмерджентными свойствами, находящихся во взаимодействии друг с другом и образующих некоторую целостность»3. Под эмерджентностью понимается наличие свойств, не присущих ни одному из элементов, входящих в систему — объект как элемент системы не тождествен аналогичному объекту, взятому в отдельности.
Под элементом понимается объект, выполняющий определенные функции в рассматриваемой системе и не подлежащей дальнейшему расчленению.
Существуют различные
подходы к определению
Так, в частности Я.В.Сергиенко определяет финансовую систему как «совокупность хозяйствующих субъектов (финансовых учреждений), осуществляющих финансовое посредничество и вспомогательные виды финансовой деятельности»4.
Дж.К Ван Хорн указывает, что «финансовая система состоит из целого ряда финансовых рынков и учреждений, представляющих свои услуги фирмам, гражданам, а также правительствам»5.
Наиболее полным является следующее определение: финансовая система определяется как единый комплекс управления финансовыми отношениями, включающий механизм формирования фондов финансовых ресурсов централизованного и децентрализованного назначения, государственные (муниципальные) финансовые органы и финансовые службы предприятий, а также взаимосвязей между ними6.
Поскольку существуют также различные мнения по поводу содержания понятия «финансовая система», то, переходя к понятию «финансовая система субъекта Российской Федерации», следует отметить, что его суть также можно понимать по-разному.
Финансовую систему субъекта Российской Федерации следует охарактеризовать как совокупность существующих на территории субъекта Российской Федерации финансовых институтов и финансовых отношений, включающая комплекс управления финансовыми отношениями на территории субъекта Федерации, механизм формирования фондов финансовых ресурсов централизованного и децентрализованного назначения, взаимосвязи и взаимозависимости, возникающие в процессе функционирования и взаимодействия элементов системы.
Принципиальную модель классификации финансовой системы исходя из сущностной характеристики финансов, их места в общественно-экономических процессов, можно представить в виде:
- совокупности финансовых отношений;
- совокупности фондов денежных средств;
- субъектов финансового аппарата управления.
Финансовая система характеризуется тесной связью входящих в нее элементов и тем, что ни одна из ее подсистем (элементов) не может существовать самостоятельно. В качестве функциональных подсистем можно выделить такие, как налоговая, бюджетная, финансовых планов (прогнозов), законодательного обеспечения финансового контроля и др.
Финансовая система состоит из финансовых институтов, которые осуществляют регулирование финансовых отношений, а именно финансовых категорий, финансовых звеньев и сфер, финансовых инструментов. К финансовым инструментам относится налоговая система и налоговые сборы, а также государственный кредит.
Помимо функционального критерия классификации финансовой системы, применяется классификация по> признаку субъектов финансов (участвующих в финансовых отношениях), что позволяет разграничить финансовую систему по звеньям.
Финансовая система субъекта Федерации, как уже указывалось выше, внутренне структурирована. Основными подзвеньями общегосударственных финансов на региональном уровне являются консолидированный бюджет субъекта Федерации, государственные внебюджетные фонды, государственный кредит.
Бюджетная система субъекта Российской Федерации.
Бюджетный кодекс РФ (ст.6) определяет бюджетную систему Российской Федерации как «основанную на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов»7. Бюджет государства, а государство призвано выражать интересы общества, в силу необходимости является как бы связующим звеном всех финансовых отношений, в значительной мере и общества в целом. Бюджетная система — это посреднический механизм, обеспечивающий интересы развития производственно-трудовой сферы, социальной сферы и сектора домашних хозяйств (населения)8. Целеполагающей функцией бюджетной системы является выполнение роли механизма, обеспечивающего своевременное и точное поступление денежных средств для получения бюджетополучателями необходимого качества и количества ресурсов, требующихся для стабильного существования и развития государства9.
Информация о работе Анализ развития современной финансовой системы РФ