Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 20:50, дипломная работа
Цель дипломной работы состоит в концептуальном обосновании и раскрытии направлений повышения эффективности функционирования финансовой системы на региональном уровне как фактора совершенствования региональной финансовой политики в федеративном государстве.
Введение……………………………………………………………………... 3
1 Теоретические основы финансовой системы…………….. 6
1.1 Финансы как целостная экономическая категория…………………. 6
1.2 Основные звенья финансовой системы Российской Федерации…... 15
1.3 Роль финансов в регулировании экономики………………………. 23
2 Анализ развития современной финансовой системы
РФ……………………………………………………………………………….. 26
2.1 Характеристика современного состояния финансовой системы РФ. 26
2.2 Анализ развития финансовой системы РФ в 2007 – первом полугодии 2011 года…………………………………………………………………... 32
2.3 Проблемы развития финансовой системы России после кризиса 2008 года…………………………………………………………………………. 47
3 Проблемы и перспективы развития финансовой системы России………………………………………………………………………… 64
3.1 Проблемы конвертируемости рубля………………………………… 64
3.2 Последствия присоединения России к ВТО………………………… 67
3.3 Перспективы России на мировом финансовом рынке……………… 70
Заключение………………………………………………………………… 77
Список литературы……………………………………………………… 80
Приложения………………………………………………………………… 83
Сейчас могут возникать сложности с перечислением платежей через банки, возможны задержки. Поэтому нужно внимательно выбирать банк-контрагент. При стабилизации общей финансовой ситуации проблемы с задержками транзакций должны уйти. Кроме того, отмечается неоправданный рост ставок по депозитам в отдельных банках. Любая сверхвысокая ставка, несоразмерная экономической рентабельности, – крайне плохой знак, который должен быть сигналом для ЦБ и АСВ.
Таким образом, хотя государство вынуждено активно вмешиваться в деятельность финансового сектора, когда возникает угроза системного кризиса, но уже на этой стадии оно должно не только думать об отражении сиюминутных угроз, но и иметь долгосрочный план возвращения ведущей роли частному сектору.
Мировой финансовый кризис выявил необходимость осуществления совместных скоординированных действий со стороны правительств развитых и развивающихся стран по его преодолению и реформированию международных финансовых институтов. Об этом, в частности, говорится в Декларации саммита «Группы 20» по финансовым рынкам и мировой экономике, прошедшего 15 ноября в Вашингтоне. В Декларации содержится поручение правительствам стран «Группы 20» и экспертному сообществу подготовить предложения по совместным действиям, направленным на преодоление мирового кризиса.
Среди мер, которые необходимо осуществить в среднесрочной перспективе, следует выделить следующие:
— выработка новых правил регулирования финансовых рынков, а также требований к макроэкономическим параметрам развития стран по примеру Маастрихтских соглашений;
— расширение финансовых возможностей МВФ, в настоящее время недостаточных для решения задач в кризисной ситуации;
— повышение роли G20 и укрепление его статуса; G7/G8 и G20 должны дополнять друг друга;
— создание единой системы регулирования деятельности рейтинговых агентств;
— создание в финансовой сфере новой международной организации (либо преобразование одной из действующих), члены которой придерживались бы единых правил при осуществлении регулятивной, финансовой, а возможно, и фискальной политики. В настоящее время государства объединяются вокруг Форума финансовой стабильности.
Однако он не включает
в себя развивающиеся страны, в
том числе страны БРИК. Сегодня
нужен международный
3 Проблемы
и перспективы развития
3.1 Проблемы конвертируемости рубля
Динамика обменного курса рубля в посткризисный период формируется под воздействием устойчиво положительного внешнеторгового баланса. Превышение объемов экспорта над импортом обеспечивает значительный приток иностранной валюты в России, обеспечивая тем самым рост валютных резервов РФ и укрепление реального валютного курса рубля. Сохраняющаяся в посткризисный период благоприятная внешняя конъюнктура существенно упрощает денежным властям проведение валютной политики, но одновременно является и достаточно рискованной в контексте перспектив сохранения финансовой стабильности.
Обменный курс рубля является ключевым макроэкономическим показателем, воздействующим на основные параметры экономического развития России. Равновесный обменный курс рубля может формироваться на основе:
1. Паритета покупательной
способности – наиболее
2. Процентного арбитража:
Инвесторы ориентируются на ожидаемый доход в определенной мировой валюте, размещая средства в определенной стране в валюте данной страны под определенный процент. По истечении определенного срока предполагается вывод вложенных средств с этого рынка, при этом доход от подобного рода портфельных инвестиций рассчитывается как доходность в национальной валюте минус рост обменного курса национальной валюты. Полученная доходность, выраженная уже в долларах США либо в евро, сравнивается с доходностью, которую возможно было бы получить на финансовых рынках экономически развитых стран.
Национальные денежные власти, стремящиеся стабилизировать валютный курс национальной валюты и привлечь в страну внешние портфельные инвестиции, обязаны обеспечить уровень процентных ставок на уровне, удовлетворяющем внешних инвесторов с учетом всех перечисленных требований.
3. Подход к расчету
обменного курса рубля на
4. Поход к определению равновесного обменного курса на основе расчета эффективности экспорта (товарного паритета).
Данный подход предполагает проведение монетарными властями валютной политики, ориентированной на достижение уровня обменного курса рубля, рассчитанного на основе товарного паритета. Суть данного подхода состоит в максимальном стимулировании экспорта российской продукции одновременно с ограничением импорта и, таким образом, в сохранении внешнеторгового баланса на максимально возможном уровне.
Принимая во внимание развитие российской экономики в рамках экспортноориентированной модели, одним из принципиальных показателей, определяющих объем экспорта в национальной экономике, является эффективность экспорта, которая зависит от рыночного обменного курса; соотношения внутренних и внешних цен на экспортную продукцию; ставок экспортных пошлин, тарифов и акцизных платежей; уровня транспортных издержек; производственных возможностей российских предприятий. Значение данного индикатора определяется относительными затратами и выручкой, и он показывает прибыльность экспортных операций для российских предприятий. Обратная величина выступает в качестве обменного курса рубля, рассчитанная на основе товарного паритета по группе экспортируемых товаров.
Приведенный подход к формированию обменного курса рубля, основанный на расчете товарных паритетов, выступал в качестве дополнительного индикатора, воздействующего на динамику обменного курса рубля в последние годы. В краткосрочной перспективе воздействие данного фактора сохранится.
5. Формирование обменного курса на основе состояния внешнеторгового баланса
Суть этого подхода состоит в стимулировании экспорта национальной экономики одновременно с ограничением импорта, что позволяет формировать положительной сальдо внешней торговли рассматриваемой страны. Стандартным подходом в рамках данного режима является снижение реального курса национальной валюты, что стимулирует объем экспорта экономики и одновременно ограничивает объем импорта. Этот режим доминировал в России в последние четыре года (2007–2011 годы). Сложности в использовании режима состоят в следующем: во-первых, проведение обратных интервенций имеет и негативные последствия – при этом происходит денежная эмиссия, что стимулирует ускорение инфляции. Во-вторых, ориентация на режим формирования обменного курса рубля в зависимости от положительного сальдо внешней торговли в среднесрочной перспективе представляется неустойчивым и рискованным. Внешнеторговый баланс России в общем случае определяется двумя факторами: уровнем мировых цен на российский экспорт (или ценами на сырье) и уровнем реального курса рубля. Уровень мировых сырьевых цен является внешним фактором для российской денежной политики и не подлежит регулированию национальными денежными властями.
Перечисленные выше факторы указывают на ограниченные возможности проведения валютной политики в текущих условиях. Режим формирования обменного курса рубля на основе состояния внешнеторгового баланса сопряжен с рядом рисков, прежде всего внешних, а использование прочих режимов крайне затруднительно в силу текущего состояния финансовой сферы России.
3.2 Последствия присоединения России к ВТО
После 18 лет переговоров Россия вступает в ВТО - окончательный протокол о присоединении подписан в Женеве. России осталось ратифицировать пакет документов по присоединению к организации.
Всемирная торговая организация создана с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является правопреемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).
Идея ВТО заключается в снижении импортных тарифов и взаимном открытии рынков стран-членов организации. В основе ВТО - установление общих принципов международной торговли на принципах равноправия.
Функции ВТО - контроль за выполнением торговых соглашений, заключенных между членами ВТО, организация и обеспечение торговых переговоров среди членов ВТО, наблюдение за торговой политикой членов ВТО, разрешение торговых споров между членами организации.
Вступление во Всемирную Торговую Организацию - длительный процесс. Болгарии понадобилось на это 10 лет, Китаю - 15. Общая практика показывает, что чем меньше страна, тем проще ей вступить.
Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с правилами организации.
Россия начала переговоры по вступлению в ВТО в 1993 году.
Последним препятствием на пути вступления России была позиция Грузии, которая блокировала членство Москвы со времен конфликта в 2008 году. Стороны спорили о мониторинге границ Абхазии и Южной Осетии - республик, которые отделились от Грузии и провозгласили независимость.
Чтобы протокол вступил в силу, российский парламент должен его ратифицировать в течение полугода. Крайний срок - до 15 июля 2012 года. Пакет документов для ратификации договора, вероятнее всего, будет внесен на рассмотрение Госдумы весной следующего года, а формальное участие в работе организации начнется с сентября.
Скорее всего документы по вступлению России в ВТО будут рассмотрены не только в профильном комитете, но и в рамках круглых столов и парламентских слушаний, на которые будут приглашены представители различных отраслей - и тех, кто очевидно выигрывает от вступления в ВТО, и тех, кто на первом этапе может пострадать.
Главными положительными
последствиями вступления России в
ВТО должны стать либерализация
экономики и улучшение бизнес-
Вступление в ВТО
поможет России диверсифицировать
экономику и снизить
Наиболее острая конкуренция
будет в области
По оценкам бывшего министра финансов Алексея Кудрина, присоединение к ВТО даст российской экономике дополнительно около 0,4% прироста в год, или 3-4% за 10 лет.
Простые люди почувствуют последствия нескоро - где-то через 5-8 лет. Если будет реальная конкурентная борьба, то большая часть граждан получит или удешевление товаров в рублях, приближение к европейским уровням, либо ничего особого не ощутит.
За первые три года России в ВТО снизятся таможенные пошлины на товары повседневного спроса, но незначительно. На автомашины - с нынешних 30% до 25%, на технику и электронику - с 15% до 7-9%. Незначительно снизятся пошлины на импортные продукты.
Больше всего предпосылок для снижения цен на лекарства: около 70% фармпрепаратов в российских аптеках - это импорт. В переходный период предполагается снизить размер пошлин с 15% до 5%, но в то же время не сразу, но исчезнут дешевые копии иностранных препаратов - правила ВТО запрещают производить так называемые дженерики.
Преобразования появятся и в сфере образования: со вступлением в ВТО зарубежные вузы получат право открывать в России свои филиалы. У нас примерно половину вузов нужно закрыть, потому что они органически не в состоянии конкурировать. Надо найти форму, чтобы сохранять их в качестве научных центров на местах - без лицензии на выдачу дипломов.
У людей, работающих на нерентабельных предприятиях появятся проблемы - их будут увольнять. Это проблема, с которой обычно сталкиваются люди на Западе во время кризиса, а у нас просто снижаются зарплаты и никого не увольняют. А тут более жесткие рыночные механизмы будут сказываться.
Информация о работе Анализ развития современной финансовой системы РФ