Анализ прибыли и рентабельности торгового предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ прибыли и рентабельности ООО «Торэкс» (супермаркет «Экспресс»).
На основании поставленной цели выявлены следующие задачи:
1. изучение сущности прибыли и основных показателей рентабельности;
2. выявление основных экономических факторов, влияющих на показатели прибыли и рентабельности и их анализ;
3. Анализ прибыли и рентабельности торгового предприятия на примере ООО «Торэкс» (супермаркет «Экспресс»);
4. Определение путей повышения прибыли и рентабельности в ООО «Торэкс» (супермаркет «Эксп

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРИБЫЛЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ 5
1.1. Сущность прибыли и ее виды 5
1.2. Понятие рентабельности, ее значение и виды 11
1.3. Экономические факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности 15
1.4. Задачи и методика проведения анализа прибыли и рентабельности 17
2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ТОРЭКС» (СУПЕРМАРКЕТ«ЭКСПРЕСС»). 20
2.1. Организационно-правовая характеристика ООО «Торэкс» (супермаркет «Экспресс») 20
2.2. Анализ прибыли и рентабельности ООО «Торэкс» (супермаркет «Экспресс») 22
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ В ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа содержит 1 файл

!!!Курсовик по финансам организаций.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

  Предприятием  была получена балансовая прибыль 7390 млн.р., на 4173 млн.р. больше чем в 2009 г., при этом уровень рентабельности повысился на 0,98% и составил 4,04%. Это свидетельствует о повышении эффективности работы в 2010 г. по сравнению с 2009 г. В сравнении с 2008 г., в 2009 г. балансовая прибыль увеличилась на 279 млн.р., при этом уровень рентабельности повысился на 0,1%.

  Необходимо отметить, что за период с 2008 г. по 2010 г. наблюдался рост производительности труда и товарооборота на 1 м² торговой площади. Так производительность труда в 2010 г. увеличилась на 215,32 млн. руб. (в 2009 г. на 10,35 млн. руб.); товарооборот на 1 м² торговой площади в 2010 г. вырос на 21,56 млн. руб. (в 2008 г. на 1,67 млн. руб.). Это прямое следствие увеличение объема товарооборота14.

  Оценка показателей рентабельности.

  Коммерческая  деятельность любой торговой организации  должна соотноситься с экономическим  принципом, который в общем виде определяется достижением максимального  результата при минимальных затратах, или, иными словами, эффективность  финансово-хозяйственной деятельности должна оцениваться с точки зрения эффективности преобразования ресурсов в результаты.

  Измерить  и оценить меру реализации экономического потенциала (принципа эффективности) на предприятии позволяет анализ, проводимый с использованием ряда экономических показателей. При этом прибыль не может служить определяющим критерием для оценки эффективности деятельности торговой организации. Интерес представляет сравнение прибыли с другими показателями, то есть система показателей рентабельности, рассчитанных различными способами.

  Рентабельность  продаж.

  Наиболее  распространенным показателем рентабельности торговых предприятий является отношение  прибыли к товарообороту (выраженное в процентах), характеризующее удельный вес прибыли в товарообороте.

  Использование различных показателей прибыли  при определении уровня рентабельности продаж позволяет значительно расширить  аналитические возможности последнего показателя. Показатель рентабельности, рассчитанный как, отношение балансовой прибыли к товарообороту, тесно связан с результатами текущей деятельности, может быстро меняться и поэтому представляет интерес для собственников предприятия15.

  Сопоставление этих двух показателей позволяет  выявить изменение пропорций  в развитии предприятия, что видно из таблицы 2.2.

Таблица 2.2. – Расчет показателей рентабельности продаж ООО «Торэкс» (супермаркет «Экспресс») (млн.руб.)                                                                          

Показатель 2009 г 2010 г.
Выручка (нетто) от реализации товаров 105258 182842
Себестоимость реализации товаров 91771 158772
Коммерческие  расходы 9990 15886
Прибыль от реализации 3496 8184
Проценты  к получению 49 39
Прочие  операционные доходы 180 200
Прочие  операционные расходы 785 870
Прочие  внереализационные доходы 408 71
Прочие  внереализационные расходы 131 233
Прибыль отчетного периода 3217 7390
Рентабельность  продаж (%)

- по  прибыли от реализации товаров

3,32 4,48
- по  балансовой прибыли 3,06 4,04
 

  Как видно, что в 2009 г., что 2010 г, в связи с убытками от внереализационных операций, уровень показателей рентабельности продаж исчисленный по балансовой прибыли, ниже, чем уровень рентабельности исчисленный по прибыли от реализации товаров (3,06 и 3,32; 4,04 и 4,48 соответственно). Соответственно, с ростом прибыли от реализации в 2010 г. (на 4688 млн.р.) возросли и показатели уровней рентабельности по прибыли от реализации товаров и по балансовой прибыли.

  Таким образом, самый распространенный показатель рентабельности выражает зависимость  прибыли и товарооборота. Целью его вычисления является определение размера той отдачи, которой добилась торговая организация от каждой денежной единицы товарооборота. Однако аналитические возможности данного показателя достаточно ограничены в силу его достаточно широкого разброса в зависимости от сферы деятельности организации. Объясняется это различием в масштабах деятельности, в размерах инвестированного капитала, в скорости оборота средств, в условиях кредитования, в размерах складских запасов и др.

  Поэтому данный показатель рентабельности желательно использовать во взаимосвязи с другими, в силу чего его можно назвать недостаточным, но необходимым (исходным) критерием в оценке прибыльности торговой организации16.

  Если  отталкиваться от мнения, что минимальный  уровень рентабельности розничного торгового предприятия желательно, чтобы составлял 3 – 5% к обороту, то рентабельность продаж ООО «Торэкс» (супермаркет «Экспресс») можно назвать удовлетворительной (уровень рентабельности исчисленный по прибыли от реализации товаров в 2010 г. -  4,48%).

  Рентабельность  деятельности.

  Прибыль образуется как разность между доходами и затратами, что обуславливает  правомерность использования в  анализе показателя рентабельности, исчисляемого как отношение полученной прибыли к затратам предприятия. Уровень рентабельности торговой деятельности может выражаться, таким образом, в процентах не только к товарообороту, но и к издержкам обращения.

  Эти показатели существенно дополняют  друг друга, так как для определения  эффективности деятельности затраты предприятия должны определенным образом соотноситься с прибылью от реализации товаров.

  С аналитической точки зрения представляет интерес сопоставление таких  пар, как прибыль от реализации товаров / издержки обращения и балансовая прибыль / затраты предприятия, которое позволяет выявить приоритетность видов деятельности предприятия (табл. 2.3).

Таблица 2.3. – Расчет рентабельности торговой и финансово-хозяйственной  деятельности ООО «Торэкс» (супермаркет «Экспресс») (млн. руб.)                                                        

Показатель 2009 г 2010 г
Издержки  обращения 9990 15886
Затраты предприятия 10906 16989
Прибыль от реализации 3496 8184
Балансовая  прибыль 3217 7390
Рентабельность  издержек обращения, % 34,99 51,52
Рентабельность  текущих расходов, % 29,50 43,50
 

  Исходя  из таблицы 2.4., увидим, что из-за убыточности внереализационных операций, рентабельность издержек обращения, выше рентабельности текущих расходов, что в 2010 г., что в 2009 г.

  Кроме того, можно оценивать рентабельность капитала (рентабельность активов, рентабельность инвестированного капитала, рентабельность собственного капитала, рентабельность заемного капитала), рентабельность используемых ресурсов (рентабельность хозяйственных средств, рентабельность экономического потенциала и т.п.) и другие показатели рентабельности.

  Оценка  уровней показателей рентабельности связана с серьезными ограничениями, с которыми необходимо считаться. Определенные трудности представляет отсутствие общепринятых стандартов или норм различных  показателей рентабельности для торговых организаций. Такие трудности могут быть частично преодолены посредством:

  • сопоставлением показателей предприятия с показателями других предприятий отрасли;
  • определения показателей за ряд лет;
  • сопоставление фактических и плановых показателей;
  • внутрифирменного сопоставления показателей (например, по структурным подразделениям или по товарным группам);
  • сопоставление альтернатив с целью выбора наиболее оптимального варианта при принятии управленческого решения.

  Рентабельность  капитала. 

  Эффективность использования ресурсов торгового предприятия характеризуется системой показателей рентабельности, в которой каждый показатель обладает определенными возможностями и ограничениями.

  С точки зрения собственников предприятия  основным показателем является отношение чистой прибыли к собственному капиталу. Как известно, собственный капитал не является постоянным в течение года, поэтому предпочтение в расчетах следует отдать методу расчета по средней за год величине17.

  Показатель  рентабельности собственного капитала рассчитывается ежегодно на основе данных баланса и отчета о прибылях и убытках (табл.2.4).

Таблица 2.4. – Расчет рентабельности собственного капитала ООО «Торэкс» (супермаркет «Экспресс») (млн. руб.)

 Показатель 2009 г. 2010 г.
Собственный капитал:
  • на начало года
  • на конец года
 
9865

11104

 
11104

13086

Средняя величина собственного капитала в течение  года 10484,5 12095
Чистая  прибыль 5194 2415
Рентабельность  собственного капитала, % 49,54 19,97
 

  Как видно, рентабельность собственного капитала в 2010 году (19,97%) ниже, чем в 2009 г. (49,54%). Этому способствовало уменьшение прибыли более чем в 2 раза, тогда как средняя величина собственного капитала изменилась незначительно (в 1,2 раза) по сравнению с 2009 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ В ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ.

  В торговых предприятиях должны предусматриваться  плановые мероприятия по увеличению рентабельности. В общем плане  эти мероприятия могут быть следующего характера:

  • увеличение скорости обслуживания покупателей – необходимо расширить обязанности работников: уменьшение перерывов во время праздничных дней (когда спрос увеличивается);
  • улучшение качества обслуживания покупателей;
  • продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду;
  • снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, торговых площадей, рабочей силы и рабочего времени;
  • расширение рынка продаж – поиск новых покупателей;
  • проведение масштабной и эффективной политики в области подготовки персонала, что представляет собой особую форму вложения капитала – следует отправлять работников на повышение квалификации;
  • повышение эффективности деятельности предприятия торговли по сбыту продукции. Прежде всего, необходимо больше внимания уделять повышению скорости движения оборотных средств, сокращению всех видов запасов, добиваться максимально быстрого продвижения готовых изделий от производителя к потребителю;
  • строгое соблюдение заключенных договоров на поставку продукции – нужно проводить сегментацию потребителей и на основе этого выбирать: с кем заключать договора, а с кем – нет.

  Прирост товарооборота  также можно получить за счет повышения объемов продаж. Для этого предприятия торговли должны искать новые пути сбыта товаров, привлекает частных предпринимателей, другие торговые фирмы, организации общественного питания (столовые, рестораны, кафе, буфеты)18.

  Дополнительную  прибыль можно получить за счет снижения издержек обращения, а чем выше прибыль, тем больше рентабельность. Экономию издержек обращения можно достичь за счет:

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности торгового предприятия