Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:27, курсовая работа
Целью работы является анализ прибыли и рентабельности ООО «Торэкс» (супермаркет «Экспресс»).
На основании поставленной цели выявлены следующие задачи:
1. изучение сущности прибыли и основных показателей рентабельности;
2. выявление основных экономических факторов, влияющих на показатели прибыли и рентабельности и их анализ;
3. Анализ прибыли и рентабельности торгового предприятия на примере ООО «Торэкс» (супермаркет «Экспресс»);
4. Определение путей повышения прибыли и рентабельности в ООО «Торэкс» (супермаркет «Эксп
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРИБЫЛЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ 5
1.1. Сущность прибыли и ее виды 5
1.2. Понятие рентабельности, ее значение и виды 11
1.3. Экономические факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности 15
1.4. Задачи и методика проведения анализа прибыли и рентабельности 17
2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ТОРЭКС» (СУПЕРМАРКЕТ«ЭКСПРЕСС»). 20
2.1. Организационно-правовая характеристика ООО «Торэкс» (супермаркет «Экспресс») 20
2.2. Анализ прибыли и рентабельности ООО «Торэкс» (супермаркет «Экспресс») 22
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ В ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Прибыль
от реализации продукции, работ, услуг
занимает наибольший удельный вес в
структуре валовой прибыли
Важным фактором, влияющим на величину прибыли от реализации продукции является изменение объема производства и реализации продукции. Падение объема производства при нынешних экономических условиях, не считая ряда противодействующих факторов, как, например, роста цен, неизбежно влечет сокращение объема прибыли.
К внешним условиям можно отнести инфляцию, изменения в законодательных и нормативных документах в области ценообразования, кредитования, импортирования товаров народного потребления, налогообложения предприятий, оплаты труда работников. Структура спроса населения на товары и услуги может изменяться в связи с государственной политикой доходов. Сдерживание индексации реальных доходов населения (размера минимальной заработной платы, пенсии, стипендии, различных денежных выплат социального назначения) в зависимости от темпов инфляции ведет к сокращению покупательной способности и, следовательно, к снижению объема продажи товаров.
Внутренние условия деятельности предприятия также влияют на формирование прибыли. Так, в связи с увеличением (или сокращением) количества работников возрастают (снижаются) затраты на оплату труда и социальные нужды, что в свою очередь может повлиять на рост (или уменьшение) валовой прибыли и соответственно чистой прибыли, хотя уровень рентабельности, исчисленный по отношению к товарообороту, может остаться на прежнем уровне или измениться незначительно9.
Для принятия многих управленческих решений важно знать не только факторы, влияющие на величину и структуру прибыли, но и причины, определяющие изменение рентабельности.
1.4. Задачи и методика проведения анализа прибыли и рентабельности.
Основными задачами анализа прибыли и рентабельности деятельности являются:
Анализ прибыли проводят в целом по торговому предприятию, его хозрасчетным подразделениям, видам (отраслям) деятельности: торговле, общественному питанию, заготовкам, транспорту и т.п. В процессе анализа изучают выполнение плана и динамику прибыли, измеряют влияние факторов на ее размер, а главное, выявляют, изучают и реализуют резервы роста чистого дохода.
Прибыль от реализации товаров зависит от изменения объема товарооборота, среднего уровня валового дохода, остающегося в распоряжении торговых предприятий, и среднего уровня издержек обращения. Для измерения влияния изменения товарооборота необходимо отклонение его объема от плана или в динамике умножить на базисный уровень прибыли от реализации товаров в процентах к обороту (по плану или фактически за прошлый год) и разделить на 100. Влияние изменения среднего уровня валового дохода и среднего уровня издержек обращения определяют умножением фактического товарооборота отчетного периода на отклонения от плана или в динамике по ним и делением на 100. На балансовую прибыль, кроме того, влияют изменения сумм прибыли и убытков от прочей реализации, внереализационные расходы, доходы и потери.
Прибыль от реализации товаров определяется вычитанием из общей суммы валового дохода налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет реализованных торговых надбавок, а также издержек обращения. В связи с этим изменяется методика анализа прибыли11.
Определенное
влияние на конечные финансовые результаты
оказывают внереализационные
Анализ
рентабельности продаж должен также проводиться
по отдельным товарам и товарным группам
с использованием данных потоварного
учета валового дохода и издержек обращения.
Это позволяет установить высокорентабельные,
низко рентабельные и убыточные товары
и принять меры к расширению закупки и
реализации товаров с высокой рентабельностью.
В условиях рыночной экономики следует
определять рентабельность каждой партии
закупаемых товаров13. При изучении
целесообразности и эффективности закупки
и реализации отдельных партий товаров
необходимо учитывать их оборачиваемость.
2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ТОРЭКС» (СУПЕРМАРКЕТ«ЭКСПРЕСС»).
2.1. Организационно-правовая характеристика ООО «Торэкс» (супермаркет «Экспресс»).
ООО «Торэкс» (супермаркет «Экспресс») является юридическим лицом: имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
ООО «Торэкс» (супермаркет «Экспресс») действует в соответствии с законодательством России, уставом и учредительным договором.
Общество создано в целях насыщения потребительского рынка товарами и услугами, а также извлечения прибыли в интересах участников. Общество осуществляет торгово-закупочную деятельность и розничную торговлю.
Возглавляет предприятие директор, который в соответствии с Уставом торгового предприятия имеет определенные права, возложена определенная функция и которые отвечает по своим обязательствам все своим, принадлежащий ему на праве собственности, имуществом.
Прибыль общества определяется к концу каждого финансового года (квартала). Она формируется из выручки от хозяйственной, коммерческой деятельности после возмещения материальных и приравненных к ним затрат и расходов по оплате труда. Из балансовой прибыли общества уплачиваются предусмотренные законом налоги и другие платежи в бюджет, а также процент по кредитам банков. Образующаяся после этих расчетов прибыль остается в полном распоряжении общества.
ООО «Торэкс» (супермаркет «Экспресс») – предприятие розничной торговли, предназначенное для продажи товаров населению. Основными задачами этого предприятия являются:
Цель коммерческой деятельности ООО «Торэкс» (супермаркет «Экспресс») – получение прибыли.
Торговая площадь супермаркета – 150 кв. м.; складские площади – 120 кв. м. Количество сотрудников супермаркета – 25 чел. Ассортимент супермаркета – более 10 тыс. товарных позиций. Из них 80% составляют продукты питания (в магазине представлен практически их полный ассортимент), 15% – непродовольственные товары, остальное – сопутствующие товары (пресса и т.д.).
Большинство
товаров поступает в
По методу обслуживания покупателей предприятие применяет как самообслуживание, так и торговлю через прилавок.
Так как ООО «Торэкс» (супермаркет «Экспресс») занимается реализацией продуктов питания, то среди покупателей присутствуют практически все слои населения.
Основные показатели хозяйственной деятельности ООО «Торэкс» (супермаркет «Экспресс») за 2008 – 2010 гг. представлены в таблице 2.1.
Таблица 2. 1.– Основные экономические
показатели финансово-хозяйственной
деятельности ООО «Торэкс» (супермаркет
«Экспресс») за 2008 - 2010 гг. (млн. руб.)
|
2.2. Анализ прибыли и рентабельности ООО «Торэкс» (супермаркет «Экспресс»).
Анализ прибыли
ООО «Торэкс» (супермаркет «Экспресс») за 2010 г. получено прибыли 7390 млн.р. Вся эта сумма получена за счет прибыли от реализации товаров. От реализации товаров получено 8184 млн.р. и часть ее, 794 млн.р. - пошла на покрытие убытков. В результате балансовая прибыль оказалась меньше прибыли от реализации. Таким образом, источники прибыли от внереализационных операций не только не дали прибыли, но и допустили убыток.
В 2010 г. прибыли было получено на 4173 млн.р. больше чем в 2009 г. Всю эту сумму также составила прибыль от реализации.
Общая сумма прибыли от реализации – 8184 млн.р., составила 4,48% к обороту при плановом уровне 3,67%. Сверхплановая прибыль в сумме 1536 млн.р. получена, во-первых, – за счет сверхплановых доходов, которые, кроме того, перекрыли перерасход издержек обращения (по абсолютной сумме).
За счет перевыполнения плана по доходам получено 1334,7 млн.р., за счет экономии издержек обращения 127,2 млн.р., за счет перевыполнения плана товарооборота на 1542 млн.р. получено прибыли 68,1 млн.р. Таким образом, совокупное влияние факторов на прибыль составило 1536 млн.р.
В 2010 г. получено сверх плана валового дохода 1420 млн.р. и доход составил 24070 млн.р. Перевыполнение плана доходов достигнуто за счет повышения уровня валового дохода на 0,73% (13,16% – 12,81%).
Абсолютный перерасход издержек обращения в 2010 г. составил 6 млн.р. за счет незапланированных расходов на содержание зданий и расходов на ремонт основных средств. Сумма издержек обращения в 2010 г. составляла 15886 млн.р., уровень издержек обращения к обороту 8,69%. Это ниже запланированного уровня на 0,07%.
Перевыполнение плана по доходам и экономия издержек обращения обеспечили положительную динамику прибыли за 2010 г. по сравнению как с 2009 г., так и с 2008 г.
В 2010 г. на предприятии увеличилась прибыль на 4688 млн.р., т.е. более чем в два раза. Рост прибыли произошел за счет увеличения товарооборота на 77584 млн.р., которое обеспечило увеличение прибыли на 2370 млн.р.
На 10583 млн.р. прибыль выросла за счет увеличения валового дохода, но часть этого прироста дохода пошло на покрытие убытков.
Издержки обращения за год по сравнению с 2009 г. увеличились на 5896 млн.р., а их уровень к обороту снизился на 0,8%.
Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности торгового предприятия