Анализ формирования и использование фонда социального страхования , пути его дальнейшего совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 07:12, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Анализ становления и развития социального страхования в современной России позволяет сделать два основных вывода. Во-первых, оно является основной формой социальной защиты населения и по объему финансовых ресурсов и по массовости охвата и по разнообразию оказываемых социальных услуг и выплат. А во-вторых, к настоящему времени в процессе его становления обозначились существенные проблемы, которые являются тормозящим фактором как для развития непосредственно социального страхования, так и социально-экономических отношений в стране в целом.

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 377.00 Кб (Скачать)

       В этой связи следует законодательно определить размеры и пропорции  внутренней валовой прибыли, направляемые на цели социального страхования. По мнению некоторых авторов, экономические, социальные, демографические и природно-климатические условия жизнедеятельности населения России вызывают необходимость выделять на цели социального страхования: на первом этапе становления системы социального страхования (2008-2010 годы) - не менее 10-12 % ВВП (т.е. в полтора раза больше, чем в настоящее время), а на втором (2011-2015 годы) - не менее 13-15% ВВП (т.е. в два раза больше существующих объемов и пропорций) (23, c. 13-14).

       Практика  функционирования систем социального страхования в развитых странах свидетельствует о целесообразности отделения средств социального страхования от государственного бюджета. Их целевое предназначение и высокая публичная значимость обуславливают их автономный характер и систему законодательных мер по их контролю и прозрачности.

       С 2002 г. вопреки отечественному законодательству и рекомендациям МОТ в федеральный  бюджет стали включать значительную часть ЕСН. Между тем, согласно заключению Счетной палаты РФ, ни одна из целей, провозглашенных при введении ЕСН вместо страховых платежей, в приемлемой мере не достигнута. Сама процедура сбора взносов, контроля и взыскания задолженности стала более сложной для плательщиков и государственных внебюджетных фондов, а путь прохождения финансовых ресурсов — более длинным и менее прозрачным; картина оплаты платежей по конкретным застрахованным лицам не отражается в платежных документах налоговых организаций; применение исключительно судебного порядка взыскания задолженности с плательщиков оказалось неэффективной процедурой; бухгалтерская отчетность хозяйствующих субъектов более трудоемка по сравнению с применяемой ранее (17, c. 356).

       Анализ  экспертами Палаты федеральных законов  о бюджетах государственных внебюджетных фондов на 2008 г., разработанных с учетом снижения с 1 января 2008 г. размера ЕСН, выявил контрпродуктивный характер изменения страховой природы взносов и замены их налоговым способом формирования доходов для системы социального страхования (как и поспешного, непродуманного уменьшения ЕСН). Это проявилось в ослаблении социальных гарантий в системе социального страхования и в падении уровня социальной защищенности застрахованных, а также в финансовой дестабилизации бюджетов государственных внебюджетных фондов. Сохранение данной тенденции может в конечном счете привести к окончательной ликвидации страховых механизмов.

       Об  этой опасности свидетельствуют  и следующие факты. Уже по итогам 2008 г. в связи со снижением ЕСН возник существенный — примерно в 300 млрд. руб. — дефицит бюджетов государственных внебюджетных фондов.

       Несмотря  на то, что данная политика привела  к явно отрицательным, тупиковым  результатам и требует существенной корректировки, ее авторы из «экономического  блока» федерального правительства  не только не признают это, но и продолжают линию на свертывание страховых механизмов в системе социального страхования. В правительственных перспективных планах экономического и социального развития страны задача институциональной корректировки национальной системы социального страхования даже не ставится (20, c. 7-8).

       Важнейшей задачей формирования новой модели социального страхования является перераспределение ответственности  основных субъектов социального  страхования: работодателей, государства  и работников (33, c. 3).

       Формирование системы обязательного социального страхования в стране требует концептуального и законодательного решения ряда крупных задач национального масштаба. Важнейшими среди них являются:

       - определение финансовых механизмов  отдельных видов и всей системы  социального страхования с учетом формирования оптимальной нагрузки субъектов страхования, увязанной с политикой заработной платы, доходов и налоговой политикой;

       - разработка методологических и  правовых основ для формирования  собственного правового поля  социального страхования, имеющего четкие законодательные рамки и не допускающие смешения с правоотношениями, регулирующими социальную помощь и государственное социальное обеспечение;

       - разграничение функций и полномочий  по организации и управлению  системой и отдельными видами социального страхования основных социальных субъектов (работодателей, работников и государства) с их ролевых позиций: страхователей, застрахованных, организующих и контролирующих органов;

       - определение инструментария и  инфраструктуры управления социальным страхованием — информационной базы, статуса актуарных центров и контрольных органов, медико-реабилитационных служб (34, c. 96).

       Так как каждый вид социального риска  имеет свою природу и по-разному  проявляется для разных категорий  трудящихся, то и формы защиты и организация социального страхования развиваются по видам, которые имеют свои особенности. Только таким образом можно достаточно обоснованно рассчитывать финансовые средства, необходимые для страхования отдельных рисков и не допускать скрытого перераспределения средств при страховании различных рисков (28, c. 53).

       Развитие  отдельных отраслей системы социального  страхования во многом может определяться тремя основными факторами:

       - уровнем социального риска в  обществе, выражающемся в стоимостном выражении утратившего доход по этой причине;

       - степенью потери дохода, полной  или частичной, постоянной или  временной; 

       - мерой покрытия риска, устанавливаемой  государством исходя из целей  социальной политики.

       В этой связи построение рыночной финансовой модели социального страхования имеет три взаимоувязанных аспекта:

       1) определение источников финансирования, как способа привлечения средств,  достаточных для обеспечения  гарантий социальной защиты;

       2) распределение финансового бремени  между основными субъектами страхования;

       3) взаимосвязь использования страховых  средств и нахождения оптимальных  пропорций распределения и перераспределения  ресурсов на основе сочетания  принципа эквивалентности (по  схеме взносы – выплаты) и  солидарной взаимопомощи.

       Рыночная модель системы социального страхования базируется на следующих принципиальных положениях:

       - финансирование обеспечивается  в основном за счет взносов  работодателей (включаемых в себестоимость  продукции) и работников (удерживаемых  из зарплаты);

       - размеры страховых услуг находятся в зависимости от размеров взносов. Только делающие взносы имеют право на получение услуг, которые тем значительней, чем больше размеры взносов и чем дольше их производят.

       Особенности демографического и социально-экономического развития России вызывают необходимость смешанного финансирования пенсионного и других видов социального страхования (за счет средств работодателей, работников и государства).

       Формирование  средств на социальное страхование  предлагается организовать из трех источников: большую часть следует оплачивать работодателям (примерно 60% от всего объема), а две другие части распределить между работниками и государством (37, c. 6).

       Доля  отдельных источников финансирования определяет сам характер системы  страховых выплат: взносы выражают ее страховые принципы, а участие государства символизирует идею солидарности перед лицом потребностей, удовлетворение которых невозможно обеспечить лишь за счет страховых взносов, что заставляет обращаться к дофинансированию систем из государственных источников. Страховые взносы работодателей и самих застрахованных, прежде всего, играют роль источника, обеспечивающего выплату компенсаций за утрату дохода пропорционально его величине, а средства государства предназначаются для выплат всеобщего характера и обеспечения минимального уровня страховых пособий, если для этого недостает поступающих страховых взносов.

       В целях совершенствования взаимодействия Фонда социального страхования  Российской Федерации со страхователями и организации работы введено предоставление копии отчетности по форме 4-ФСС РФ в электронном виде, что в значительной степени облегчит и ускорит процесс сдачи отчетов в Филиалы ГУ ПРО ФСС РФ.

       Сдача отчетов через Интернет позволит:

       - предварительно проверить правильность  составления отчета с помощью специализированной программы, размещенной в Интернет-портале Фонда;

       - даст возможность самостоятельно  выявить и устранить ошибки, допущенные  при составлении отчета (до результатов  камеральной проверки отчета, проводимого  работниками Филиала);

       - сократит время сдачи ежеквартальной  отчетности.

       Для зарегистрированных пользователей  в Интернет-портале будут доступны дополнительные сервисы:

       - просмотр взаиморасчетов с ФСС  РФ;

       - результаты камеральных и выездных  документальных проверок;

       - регистрационные данные;

       - возможность просмотра планируемых  проверок ревизоров (20, c. 6).

       Фонд  социального страхования РФ ввел с 1 января 2008 г жесткий механизм контроля и управления средствами по всем основным видам деятельности.

       Необходимость усовершенствования системы контроля обусловлена расширением функций региональных отделений ФСС и изменениями в системе социального страхования. С 1 января 2008 г по–новому рассматривают пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, введена новая система расчета пособий по уходу за детьми до 1,5 лет работающим женщинам, добавлены функции выплаты пособий по уходу за ребенком неработающим женщинам, изменены условия работы по родовым сертификатам.

       Жесткий контроль исполнения региональными  отделениями своих обязанностей обеспечен благодаря обновленной системе учета и отчетности расходуемых средств, базирующейся на принципе обработки и контроля первичных данных. Он был использован при реализации программ, связанных с участием Фонда социального страхования в национальном проекте «Здоровье» и в усовершенствованном виде используется в текущем году для работы по другим направлениям. Специально для страхователей и партнеров ФСС по социальным программам организованы ряд бесплатных сервисов, которые помогут им минимизировать ошибки при подготовке отчетов и сверять состояние своих расчетов с данными фонда. Дополнительно к этим мерам ФСС организует новую систему регулярных внутренних проверок деятельности региональных отделений (35, c. 41).

       Социальное  страхование эволюционирует, соответственно, меняется и работа Фонда. Благодаря совершенствованию системы персонифицированного учета решаются важнейшие задачи, обеспечивая прозрачность движения финансовых потоков и строгий контроль за их использованием. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Анализ формирования и использование фонда социального страхования , пути его дальнейшего совершенствования