Анализ формирования и использование фонда социального страхования , пути его дальнейшего совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 07:12, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Анализ становления и развития социального страхования в современной России позволяет сделать два основных вывода. Во-первых, оно является основной формой социальной защиты населения и по объему финансовых ресурсов и по массовости охвата и по разнообразию оказываемых социальных услуг и выплат. А во-вторых, к настоящему времени в процессе его становления обозначились существенные проблемы, которые являются тормозящим фактором как для развития непосредственно социального страхования, так и социально-экономических отношений в стране в целом.

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 377.00 Кб (Скачать)

       Происходит  снижение мобилизации просроченной задолженности. Это объясняется  тем, что по Филиалу увеличивается число организаций-банкротов.

       Если  учесть, что удельный вес просроченной задолженности за страхователем на 1.01.2010 года составил 58,6%, а зачислено в доход пени и штрафов – 151,8 тыс. руб., то эффективность мер, принятых по снижению просроченной задолженности составила 58,6%. Дебиторская задолженность страхователей, находящихся на конкурсном производстве составляет 60,9% от просроченной задолженности.

       Дебиторская задолженность за страхователями в 2010 года снизилась на 216,1 тыс. рублей и составила 84,9 % от начисленных взносов, в т.ч. просроченная задолженность - 46,1 %, которая составляет 54,2 % от общей задолженности.

       В 2010 году продолжается рост сумм от поступления прочих неналоговых доходов, в основном за счет:

       - возврата расходов прошлых лет  – 7,1 тыс. руб.

       - списанной невостребованной кредиторской  задолженности – 104,4 тыс. руб.

       - в т.ч. по несчастным случаям  на производстве – 58,2 тыс. руб.

       Поступило страховых взносов:

       - в связи с материнством – 2,1 тыс. руб.

       - на случай временной нетрудоспособности  – 94,7 тыс. руб.

       В течение 2010 г. года страхователям направлено 561 требований на сумму 2060,7 тыс. руб., по которым поступило 1293,5 тыс. руб. По инкассовым поручениям в количестве 243 шт. на сумму 709,7 тыс. руб. - поступило 380,1 тыс. рублей.

       За 2010 г. было направлено 112 постановления о взыскании за счет имущества страхователей на сумму 418,8 тыс. руб., поступило фактически – 120,3 тыс. руб. В течении 2010 г. вынесено 226 решения о привлечении к ответственности за не представление расчетной ведомости, в т.ч. добровольно уплачено по 8 решениям в сумме 8,0 тыс.руб., предъявлено 95 постановлений на сумму 2010,0 руб., фактически поступило 469,3 руб.

       Средства  филиала № 7 ГУ ПРО ФСС РФ направляются на: выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения; оплату проезда к месту лечения и обратно и др.  
 
 

       2.3 Финансирование дефицита  бюджета 
 
 

       В течение последних нескольких лет  доходы Фонда социального страхования  превышали их текущие расходы, что  позволяло формировать финансовый резерв. Ситуация несколько изменилась с начала 2008 года, когда были снижены процентные ставки единого социального налога, за счет которого финансируется внебюджетный фонд. В настоящее время дефицит бюджета покрывается за счет дотаций из федерального бюджета и остатка денежных средств по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

       Рассматривая  источники внутреннего финансирования дефицита бюджета можно сказать, что остаток денежных средств  бюджета Фонда, кроме средств  по обязательному социальному страхованию  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на начало отчётного периода остается отрицательным на продолжении всего рассматриваемого периода. Филиал является дотационным и своими средствами он не может покрыть те расходы, которые сложились по расчетным ведомостям. Данные суммы отчасти компенсируются за счет остатка денежных средств по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на начало отчетного периода, который имеет тенденцию к некоторому уменьшению.

       Таким образом, анализ показал, что доходы в 2010 году по сравнению с 2008 и 2009 возросли, хотя до плановых показателей исполнение бюджета в течение всех трех лет не дотягивает. Это связано, в основном, с недополучением средств от взимания ЕСН, отчисления которого в ФСС и так уменьшились до 2,9%. Остальные статьи доходов по факту превышают плановые показатели и лишь за счет этого бюджет филиала № 7 ГУ-ПРО ФСС РФ остается профицитным в течение всего рассматриваемого периода.

       Расходы в целом покрываются за счет источников формирования средств. Исполнение бюджета по расходам в 2010 году превысило плановые показатели, а в 2008 и 2009 годах – находилось в пределах планов. В 2010 году резко снизилась сумма расходов на пособия по временной нетрудоспособности, на погребение, а также на оплату дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами. Возросло финансирование пособий при рождении ребенка, по уходу за ним, увеличились расходы на оздоровление детей, что свидетельствует об улучшении демографической обстановки в стране. В 2010 году увеличились расходы на предупредительные меры по несчастным случаям и оплате путевок на оздоровление работников.

       Задолженность за страхователями в 2009 году возросла на 795,7 тыс. руб. и составила 5,9% от начисленного налога, а задолженность за филиалом снизилась на 723,4 тыс. рублей, в т.ч. за счет превышения расходов – 479,8 тыс. рублей и за счет переплаты по ЕСН – 243,6 тыс. рублей.

       Задолженность за страхователями в 2010 году снизилась на 583,6 тыс. руб. и составила 4,6 % от начисленного налога, а задолженность за филиалом возросла на 1337,6 тыс. рублей, в т.ч. за счет превышения расходов на 351,12 тыс. рублей и за счет переплаты по ЕСН на 986,5 тыс. рублей.

       Филиал  № 7 является дотационным и средства на покрытие дефицита он получает из других филиалов ГУ-ПРО ФСС, положение которых является более благополучным. 
 
 
 
 
 

3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО  ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНИСТИ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО  СТРАХОВАНИЯ 

3.1 Препятствия и  трудности формирования  системы социального страхования в РФ 
 
 

       Изучение  теоретических источников позволяет  выявить следующие препятствия  и трудности формирования социального  страхования в России:

       - отсутствие национальной доктрины  формирования институтов социального  страхования, возможности развития которых были бы научно обоснованы и органично увязаны с системами заработной платы и налоговыми системами, состоянием и политикой на рынке труда, демографическим положением в настоящем и его прогнозным положением в будущем;

       - сохранение правового закрепления собственности средств обязательного социального страхования за государством, что деформирует весь массив правоотношений в этой сфере, лишает работников и членов их семей законного, юридически закрепленного, права на этот ключевой ресурс их социальной защиты, переводит их статус собственников этих средств в унизительное положение получателей пособий;

       - применение архаичной практики  социалистического прошлого, когда  значительная часть средств внебюджетных  фондов включается в состав  федерального бюджета, что приводит к их использованию для выплат нестрахового (нецелевого) характера и нарушению принципа адекватности (зависимости) уровня выплачиваемых пособий от размеров страховых взносов;

       - слабое развитие инструментария  и инфраструктуры управления  социальным страхованием, что выражается в отсутствии официально утвержденных моделей актуарных расчетов и статусов актуарных центров, в применении ненадлежащей и неполной информационной базы, а также в фактически зачаточном состоянии систем проведения реабилитации инвалидов (медицинской, профессиональной и социальной).

       Среди вышеупомянутых препятствий для  формирования подлинно страховой системы  социального страхования особо  выделяется правовая норма, согласно которой  средства социального страхования  являются «государственной собственностью». Это по самой своей сути неверное представление приводит к деформации всего круга правоотношений в данной сфере. Из этой юридической нормы вытекает мнение, согласно которому все, кто получают пособия, пенсии, медицинскую помощь, - это иждивенцы, находятся на содержании государства или работающих.

       По  всем канонам экономической науки  и устоявшимся представлениям в  системе социального страхования, страховые платежи являются резервируемой  частью заработной платы работников, которая им недодается и предназначается на случаи наступления для них социальных рисков (старости, инвалидности, болезни и т.д.).

       Целевая функция этой резервируемой части  заработной платы состоит в воспроизводстве  рабочей силы, а поэтому ее экономическая  и правовая природа определяет безальтернативную трактовку вопроса собственности – это собственность застрахованных работников (и их иждивенцев), право на которую они реализовывают при наступлении страховых случаев: при выходе на пенсию, установлении факта инвалидности и т.д.

       При таком рассмотрении собственности  страховых средств роль государства  состоит в том, что оно выступает  гарантом сохранения заработанных страховых  прав и распорядителем страховых  ресурсов. И если оказывается, что  их не хватает, виноваты в этом не пенсионеры (в свое время их заработавшие), а те органы государственной власти, которые неэффективно распорядились доверенными им средствами.

       Логическим  выводом из данного подхода является отказ от представлений о государстве  как собственнике страховых ресурсов и признание на законодательном уровне этих средств в качестве собственности страхуемых работников, право на которую они реализуют при наступлении страховых случаев.

       Оценивая  эффективность социального страхования  как стабилизатора доходов и механизма воспроизводства населения и трудовых ресурсов, можно констатировать, что уровень перераспределения национального дохода в целях социальной защиты недостаточен. Это объясняется, в первую очередь, заниженной стоимостью труда и пониженными размерами устанавливаемой государством социальной нагрузки на экономику.

       Таким образом, действующая в РФ система  социальной защиты еще в крайне недостаточной  мере использует потенциал института  обязательного социального страхования. Пока можно говорить только об отдельных элементах и сегментах социального страхования, для которых в значительной степени характерно применение принципов социального обеспечения и социальной помощи. При достаточно высокой страховой нагрузке уровень большинства социальных выплат явно недостаточен и не увязан с объемом вносимых страховых средств, то есть отсутствует должная зависимость уровня выплачиваемых пособий от размеров взносов. Для дисциплинированных плательщиков страховых взносов с заработанной платы средних и высоких размеров размер коэффициентов замещения составляет всего 15-25%, что является крайне заниженной величиной.

       Состояние системы социального страхования  зависит от многих слагающих: уровня заработанной платы, положения на рынке  труда, налоговой, страховой и социальной политики государства.

       Многие  специалисты считают, что проводимая в России модернизация системы социальной страхования сталкивается с рядом  существенных проблем. Среди них  – низкая доля заработанной платы  и пенсий в ВВП.

       Следует отметить тот факт, что законодательное  формирование новых страховых институтов еще не завершено. В Государственной  Думе на разных стадиях рассмотрения находится ряд законопроектов, входящих в состав пакета законов о пенсионной реформе, в частности, законопроекты об обязательном профессиональном пенсионном страховании в Российской Федерации; о страховом взносе на обязательное профессиональное пенсионное страхование; об управлении средствами обязательного пенсионного обеспечения и др. 

       3.2 Основные пути совершенствования деятельности Фонда социального страхования РФ 
 
 

       Важнейшим условием формирования национальной системы  социального страхования в России является разработка четко выверенной системы базовых ориентиров его  построения, то есть принципов социального страхования, в круг которых специалисты Международного Бюро Труда (МБТ), отечественные и зарубежные ученые включают ряд основополагающих социальных, экономических, правовых установлений, позволяющих обеспечивать работникам и членам их семей уровень социальной защиты, сопоставимый с уровнем дохода в их трудовой период, позволяющий при этом сохранить социальный статус.

Информация о работе Анализ формирования и использование фонда социального страхования , пути его дальнейшего совершенствования