Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 12:20, дипломная работа
Кризисы в банковской системе, ставшие обычным явлением экономической жизни не только Республики Казахстан, но и всего мира, вызывают обеспокоенность не только у лиц, профессионально занимающихся банковской деятельностью, но и у большинства казахстанских граждан. Вместе с тем, происходящие в банковской сфере негативные процессы обусловлены целым комплексом объективных и субъективных причин. Причины сложившейся ситуации в банковской сфере имеют не только политический, экономический, психологический, организационный, но и юридический характер.
В целом экономическая ситуация, как в стране, так и в регионе характеризуется следующими показателями:
- производственно-техническим потенциалом, который зависит от количества и качества рабочей силы, объемов, структуры и качества производственных фондов и природных ресурсов;
-
структурными изменениями,
-
инвестиционным климатом
- состоянием платежного и тенденциями его развития.
Стабильная экономическая база страны - основа устойчивости банков, их фундамент. Трудности в экономике серьезно влияют на устойчивость и дееспособность банков. Так, экономические кризисы в первую очередь снижают финансовую устойчивость клиентов банков, что соответственно ведет к оттоку средств из банков и снижению возвратности выданных кредитов, а это в конечном итоге негативно сказывается на устойчивости коммерческих банков. Этот процесс мы наглядно увидели в разрушительном действии мирового финансового кризиса, который нарушил нормальный ход развития отечественных банков, и многие из которых дефолтировали по своим обязательствам во время пика кризиса в 2009 году. А экономические подъемы, наоборот, способствуют притоку дополнительных средств и развитию новых сфер приложения капитала. В целом, состояние национальной экономики на современном этапе является достаточно благоприятным, по сравнению с 2009 годом, для развития деятельности коммерческих банков и повышению уровня их устойчивости.
Огромное влияние на устойчивость коммерческих банков оказывают финансовые факторы, то есть состояние и развитие финансового рынка. Состояние финансового рынка определяется следующими факторами: денежной эмиссией, темпами инфляции, процентами по краткосрочным кредитам, изменениями государственного регулирования во внешнеэкономической и валютной областях, золотовалютными резервами страны, размером внешней задолженности страны, состоянием и перспективами фондового рынка и др.
Общепризнанное влияние на устойчивость, как отдельных коммерческих банков, так и банковской системы в целом, оказывают политические факторы. Политическая ситуация в стране определяется устойчивостью существующего правительства, его политикой, влиянием оппозиции, стабильностью или социальной напряженностью в регионах. Политическая стабильность является условием успешного развития рынка банковских услуг, поскольку определяет возможности социально-экономического развития страны и укрепления ее позиций на международном рынке. В связи с этим, аналитики коммерческого банка должны отслеживать социально-политическую ситуацию в стране с тем, чтобы прогнозировать возможные варианты развития событий.
Существенно влияют на устойчивость коммерческих банков и правовые факторы, то есть формы и методы правового регулирования банковской деятельности. Устойчивость законодательства, его относительная консервативность создает предпосылки нормального правового регулирования возникающих проблем. При этом законодательство оказывает влияние на развитие банковской системы особыми правилами регулирования тех или иных банковских операций и сделок. В настоящее время, в Казахстане по оценкам экспертов, недостает более 10 законодательных актов, регулирующих важнейшие стороны банковской деятельности. Поэтому подготовка законопроектов, имеющих целью совершенствование действующего законодательства, устранение имеющихся в нем пробелов, относится к числу первоочередных задач, от решения которых во многом зависит устойчивость отечественной банковской системы. Также в настоящее время назрела необходимость подготовки, принятия и издания единого Банковского кодекса, призванного объединить все законодательные нормы банковской системы - нормативные акты, касающиеся структуры банковской системы и ее уровней, полномочий органов власти, регулирующих ее деятельность, гарантий стабильности денежно-кредитной системы для клиентов, а также нормы, регулирующие банковские операции.
Экономические, финансовые, правовые и политические факторы во многом определяют комплекс социально-психологических факторов. К социально-психологическим факторам можно отнести: уверенность большинства населения в правильности проводимых экономических преобразований, в стабильности налогового, таможенного и валютного законодательства, в хороших перспективах для развития экономики в целом и ее отдельных отраслей. Все вышеперечисленное в совокупности формирует уровень доверия к коммерческим банкам, готовность осуществлять банковские операции и пользоваться банковскими услугами. В этом случае доверие к коммерческим банкам определяет и более эффективное выполнение ими функций обеспечения финансирования потребностей экономического развития за счет привлечения финансовых ресурсов населения и иностранных инвесторов и, соответственно, способствует повышению их устойчивости.
На устойчивость коммерческих банков могут оказывать влияние и какие-либо форс-мажорные факторы, то есть факторы, являющиеся следствием стихийных бедствий и непредсказуемых событий, которые приводят к сбоям в деятельности банков. Данные факторы можно подразделить на природные, политические и экономические. К природным факторам справедливо отнести те, которые технически затрудняют функционирование коммерческих банков (наводнения, землетрясения, ураганы и т.д.). Политические факторы включают: закрытие границ, введение международных запретов на экономические отношения с другими государствами, военные конфликты. Данные факторы приводят к необходимости существенного пересмотра условий взаимодействия банков и их клиентов. В перечне экономических факторов следует выделить отказ правительства от выполнения своих финансовых обязательств, изменение системы налогообложения, кризисы на финансовых рынках, введение ограничений на экспортно-импортную деятельность.[10]
При относительной стабильности социально-экономической, политической ситуации и финансового рынка, отсутствие форс-мажорных обстоятельств, решающую роль в устойчивости коммерческих банков играют внутренние факторы. Под внутренними факторами следует понимать совокупность факторов, которые формируются самими коммерческими банками и зависят непосредственно от их деятельности. Как показывает анализ публикаций, посвященных устойчивости коммерческих банков, отечественные ученые-экономисты к внутренним факторам устойчивости относят: стратегию банка, обеспеченность собственным капиталом, уровень квалификации кадров и уровень менеджмента, внутреннюю политику банка и др. [11]
Внутренние факторы устойчивости банка следует подразделить на три группы:
1. Организационные факторы;
2. Технологические факторы;
3. Финансово-экономические факторы.
К организационным факторам, оказывающим влияние на устойчивость кредитных организаций, относятся: стратегия банка, уровень управления (менеджмента), квалификация кадров, взаимоотношения с учредителями, внутренняя политика банка. Наибольшее значение при этом имеет стратегия банка, то есть концептуальная основа его деятельности. Стратегия - это система долгосрочных целей и способов их достижения, которые характеризуют общее направление развития коммерческого банка. Разработка стратегии банка - это поиск баланса между силами самого банка и окружающей его обстановкой. Баланс, может быть, достигнут путем подборки вариантов. Оценка обстановки исходит из анализа требований рынка, технических возможностей банковского бизнеса, наличия инфраструктуры. Анализ существующих ресурсов должен включать анализ собственного капитала и определение основных источников его роста, учет уровня квалификации кадров и качества менеджмента. На основе сопоставления окружающей обстановки и возможностей банка формируются финансовые цели и цели развития банка, вытекающие из оценки будущей обстановки. В целом, если разработана стратегия коммерческого банка, сформировано обоснованное представление о банковской деятельности, то это является решающим фактором успеха банковской деятельности. Возможными вариантами стратегии банка являются следующие:
Традиционная - поступать, как все банки, довольствуясь достигнутым;
Оппортунистическая - поиск новых сегментов рынка. Основана на знании рыночной ситуации (на товарном, валютном, фондовом, денежном рынках), но связана с высокой степенью риска;
Оборонительная - заключается в усилиях не отстать от других;
Зависимая - ее обычно проводят мелкие банки;
Наступательная - банк стремиться занять ведущие позиции на рынке банковских услуг. Для осуществления этой стратегии необходимо нестандартно мыслящее руководство, хорошо знающее рынок, а также проведение хорошо организованных маркетинговых исследований.
Все перечисленные виды стратегии могут быть сгруппированы по признаку агрессивности и консервативности в планировании и управлении банком. Каждый вид стратегии имеет свои положительные и отрицательные моменты, но необходимо отметить, что в условиях недостаточной стабильности финансового рынка Казахстана наиболее перспективна агрессивная политика банка. Агрессивная политика казахстанских банков должна проявляться в расширении присутствия на финансовом рынке через создание сети филиалов и отделений, а также в расширении спектра банковских услуг.
Важным организационным фактором, оказывающим влияние на устойчивость казахстанcких банков, является качество управления. Данному фактору банки должны уделять значительное внимание. Проведенное исследование в этом направлении показало, что низкое качество менеджмента стало одной из основных причин банковского кризиса в 1998 году (Азиатский экономический кризис). Многие стратегические и тактические просчеты кредитных организаций были связаны именно с недостаточно квалифицированным банковским менеджментом. О неэффективности управления в коммерческих банках можно судить по следующим результатам их работы:
В настоящее время выявлено, что доминирующая модель банковского управления в казахстанском банковском сообществе обладает следующими недостатками:
1. Почти все банки игнорируют необходимость иметь собственную обоснованную концепцию развития и соответствующую ей концепцию управления (политику банка применительно к разным направлениям его деятельности на определенный период и совокупность соответствующих практических мер).
2. В большинстве банков отсутствуют продуманные и полноценные системы информационного обеспечения процессами управления.
3. Банки уделяют недостаточное внимание системному анализу, диагностике и прогнозированию своей деятельности.
4. Между подразделениями банков (как и между банками) очень слабо развиты горизонтальные структурные связи, что, в конечном итоге, приводит к принятию несогласованных и потому часто неэффективных решений.
5.
Отсутствует целостный,
В силу названных причин многие отечественные банки до сих пор ориентируются в своем менеджменте на два источника - на опыт управления банками в советские годы и на иностранный опыт. Первый источник помог новым банкам унаследовать ряд методов управления, отвечавших другим историческим условиям, но сегодня ставших неактуальными. Второй источник также не выручает казахстанские банки, поскольку иностранный опыт нуждается в очень непростой адаптации к отечественным условиям, а иногда просто не годится для нашей республики. Поэтому казахстанские коммерческие банки должны уделять серьезное внимание разработке собственных моделей управления для соответствия принимаемых ими управленческих решений условиям окружающей банк обстановки.
Особое значение для устойчивости банков имеет внутренняя политика, осуществляемая ими. Она должна быть направлена на предотвращение основных причин банкротств: потери активов за счет просроченных ссуд или падения рыночной стоимости ценных бумаг; неликвидность; убытки от основной деятельности; рост издержек; предупреждение преступлений со стороны высококвалифицированных специалистов, коррупции. Кроме того, внутренняя политика банка должна быть направлена на привлечение наиболее квалифицированных специалистов, поскольку качественное управление - главное условие прибыльной и надежной работы банка, особенно в период экономических кризисов. Кризис банковской системы в 1998 году и современные экономические условия в свете мирового финансового кризиса заставляют коммерческие банки республики обращать пристальное внимание на профессиональный уровень своего персонала. Успех или неудача многих коммерческих банков изначально предопределяется их организационной структурой. В казахстанских банках, как правило, не уделяется достаточного внимания работе аналитического отдела, стратегическому планированию и управлению, внутреннему контролю. В связи с этим, не могут быть успешными многие операции на финансовом рынке, причем именно те операции, которые в силу неопределенности будущего могут дать большой доход, поскольку только высококвалифицированные эксперты-аналитики могут прогнозировать неопределенное будущее с тем, чтобы смягчить или устранить риск.
Информация о работе Анализ Финансово-хозяйственной деятельности банка