Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 12:20, дипломная работа
Кризисы в банковской системе, ставшие обычным явлением экономической жизни не только Республики Казахстан, но и всего мира, вызывают обеспокоенность не только у лиц, профессионально занимающихся банковской деятельностью, но и у большинства казахстанских граждан. Вместе с тем, происходящие в банковской сфере негативные процессы обусловлены целым комплексом объективных и субъективных причин. Причины сложившейся ситуации в банковской сфере имеют не только политический, экономический, психологический, организационный, но и юридический характер.
Говоря об устойчивости коммерческого банка, подразумевается скорее не состояние стагнации, а состояние устойчивого развития, не просто погашение всех внешних и внутренних воздействий, а гибкое реагирование на них, с тем чтобы не столько предотвращать, сколько умело использовать новые обстоятельства, свойства и отношения для саморазвития системы "Банк".
Итак, устойчивость коммерческого банка - это такое его качественное состояние равновесия в движении, при котором реализуется достижение и укрепление надежности, постоянства и доверия в плане неподверженности разрушению.
Вопросы устойчивости коммерческого банка следует рассматривать с точки зрения банка, имеющего все признаки открытой системы - упорядоченной, самостабилизирующейся и самоорганизующейся целостности.
Финансовая устойчивость в экономическом анализе традиционно определяется через систему количественных и качественных показателей, описывающих структуру капитала коммерческой организации, степень концентрации ее собственного и заемного капитала, финансовый рычаг, достаточность финансирования активов с разной ликвидностью источниками разного срока и степени постоянства. [7]
При этом всегда отмечается, что понятие финансовой устойчивости шире ключевых понятий финансового анализа: ликвидности, платежеспособности, кредитоспособности. И более того, оценка финансовой устойчивости тесно связана и опирается на оценку ликвидности и платежеспособности. Следовательно, признается комплексность финансовой устойчивости как характеристики качества деятельности коммерческой организации.[8]
Категория
финансовой устойчивости для банка
имеет несколько аспектов, что
объясняется разностью
С позиции клиентов и вкладчиков устойчивый банк ассоциируется с уверенностью в том, что банк выполнит взятые перед ними обязательства.
Несколько
иные оттенки имеет понятие
Есть своя позиция и у сотрудников банка, которые заинтересованы в непрерывности работы в данном кредитном учреждении, а значит, и в получении высокой заработной платы. По их мнению, устойчивый банк это тот, который дает им уверенность в хорошо оплачиваемом трудоустройстве.
Общество в Казахстане делегировало полномочия по оценке устойчивости банка специалистам АФН РК - общенационального института, призванного контролировать соблюдение интересов граждан, инвесторов и банковской системы страны в частности, и финансовой системы в целом. Устойчивый, надежный банк с общественных позиций обеспечивает сохранение баланса интересов как банков, так и их клиентов.
Таким образом, категория устойчивости коммерческого банка включает два аспекта: объективный - это способность банка выполнить взятые на себя конкретные обязательства и субъективный - способность внушить уверенность в выполнении своих обязательств.
Исследование финансовой устойчивости коммерческого банка включает изучение сущности этого понятия, процессов и закономерностей развития, анализ эволюции этого явления.
Информационная база анализа предполагает возможность проведения любого вида анализа - ретроспективного, оперативного, перспективного, стратегического.
Система
экономической информации, обеспечивающей
анализ финансовой устойчивости коммерческого
банка, представлена на рис. 1.
Рис.
1. Информационное обеспечение анализа
финансовой устойчивости коммерческого
банка
Примечание:
составлено автором на основании
исследований
Эффективность аналитических процедур во многом обусловливается качеством внутренней информации, которая составляет большую часть всей информационной базы. Наиболее строгие требования традиционно предъявляются к учетным источникам информации. Они сочетают в себе формализованные критерии организации их сбора и обобщения, а также высокую степень востребованности со стороны различных групп пользователей. Данные учета и отчетности банков больше, чем какой-либо другой коммерческой организации, подвергаются контролю и надзору со стороны государственных и прочих регулирующих органов, (Национального банка, налоговой службы в составе Министерства финансов, Агентства финансового надзора РК) что, с одной стороны, упрощает процесс систематизации информации (когда процедуры подробно описаны в нормативных актах, регулирующих банковскую деятельность), а с другой - повышает минимальный уровень требований к качеству информации.
В
целях анализа финансовой устойчивости
используются также данные внутреннего,
оперативного и управленческого
учета и отчетности. Разнообразная,
систематизируемая в
Однако не вся необходимая информация является объектом учета. Часть ее содержится во внеучетных источниках:
- актах различных проверок - официальных (например, налоговых, аудиторских или проверок АФН РК), служб внутреннего контроля и аудита, ревизии, инвентаризации и т.п.;
-
докладных, служебных и
Зачастую оценка выявленных в процессе анализа фактов зависит от наличия соответствующих оснований в вышеперечисленных документах.
В аналитических расчетах также используются плановые данные и различные внутренние нормативы - лимиты.
Особое место в методике анализа финансовой устойчивости занимает внешняя информация. Она является отражением взаимодействия банка с внешней средой.
Большой массив внешней информации - это банковское законодательство. Этот входящий поток чрезвычайно подвижен, информация в нем постоянно актуализируется, что усложняет задачу аналитика, который должен не только учитывать современное состояние вопроса, но и моделировать ситуацию будущего с учетом изменений в законодательстве, еще не вступивших в силу.
Решения банковских менеджеров определяются среди прочих факторов рыночной конъюнктурой. Значения показателей, характеризующих состояние финансового, фондового, валютного рынка, отслеживаются на ежедневной основе. Информация, имеющая отношение к осуществленным сделкам, архивируется в банковских информационно-справочных базах.
Аналитики собирают также справочную информацию для разного рода целей - например, для проведения переоценки имущества банка, составления отчетности в соответствии с международными стандартами учета и отчетности, представления по итогам года информации акционерам. К справочной информации относятся: внешние нормативы (лимиты, установленные АФН РК, партнерами по сделкам, центральными банками других стран, если у банка действует зарубежный филиал или представительство); данные о ценах на информацию, оборудование, услуги банков и небанковских кредитных учреждений и т.д.
Ситуация на отраслевых рынках влияет на деятельность банковской клиентуры. Казахстанские коммерческие банки по-прежнему тесно связаны со своей клиентской базой, а потому изменения в деятельности клиентов являются для банка важной входящей информацией для целей анализа и управления собственной деятельностью.
За
рубежом обычной практикой
Деятельность коммерческих банков представляет собой комплекс взаимосвязанных процессов, которые зависят от многочисленных и разнообразных факторов. Если какой-либо фактор выпадает из цепи рассмотрения, то оценка влияния других принятых в расчет факторов, а также выводы рискуют оказаться неверными.
Будучи тесно взаимосвязанными, эти факторы нередко разнонаправлено влияют на результаты жизнедеятельности коммерческого банка: одни - положительно, другие - отрицательно, заставляя его экстренно менять свою стратегию и тактику на финансовом рынке. При этом необходимо учитывать тот факт, что отрицательное воздействие одних факторов способно снизить или даже свести на нет положительное влияние других. В данном случае больше возможностей выжить в таких условиях имеют банки, которые благодаря своему уже созданному потенциалу могут смягчить негативное воздействие данных факторов и понести минимальные потери в существующей экономической среде.
Когда
говорят о факторах устойчивости
коммерческого банка, чаще всего апеллируют
внешними и внутренними, но их стоит классифицировать
следующим образом, как показано в таблице
1.
Таблица 1.
Классификация
факторов, влияющих на устойчивость коммерческого
банка
Классификационные признаки | Факторы |
По способу возникновения | Внешние и внутренние |
По времени действия | Постоянные и форс-мажорные |
По степени важности результата | Основные и второстепенные |
Продолжение таблицы 1 | |
По структуре | Простые и сложные |
По направлению влияния | Положительные и отрицательные |
По содержанию | Политические, экономические, социальные и организационные |
Любая классификация факторов служит определенным целям. Наиболее важной представляется классификация по способу возникновения. Необходимость конкретизации факторов, определяющих устойчивость функционирования банков в экономической среде, обусловлена потребностями выработки стратегии и тактики их поведения.
Согласно таблице, устойчивость коммерческих банков определяется внешними и внутренними факторами. При этом внешние факторы не зависят от работы коммерческого банка, а внутренние являются отражением эффективности функционирования самого банка.
В массовом банкротстве банков решающая роль принадлежит внешним факторам, представляющим собой вероятностную совокупность взаимоувязанных факторов. Внешние факторы уместно разделить на шесть групп:
1)общеэкономические;
2)политические;
3)финансовые;
4)правовые;
5)социально-
6)форс-мажорные.
Остановимся более подробно на рассмотрении данных факторов.
Результаты
анализа состояния деловой
Информация о работе Анализ Финансово-хозяйственной деятельности банка