Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 05:07, шпаргалка
Вопросы к экзамену по дисциплине «Профессиональная этика и этикет».
Одним из безусловных требований к рыцарю было мужество.
Все
эти правила, обязательные в сражении,
диктовались уважением к
Назначение этикета ограничивалось узким кругом людей, принадлежавших к высшему сословию общества, и за пределы этого сословия не выходило.
Этикет задавал стандарты и каноны не только поведения, но и всего образа жизни дворянства, приводя его к «общему знаменателю»: надо было «вести себя как все», и «жить как все», и чтобы «все было как у всех».
Этикет пронизывал все сферы жизни высшего сословия, буквально до мелочей регламентируя жизнь двора.
Этикет носил характер закона и имел очень сильное воздействие на высшее общество. Нарушение норм этикета рассматривалось как преступление. Этикет представлял собой очень сложную, детализированную и разветвленную систему норм и ценностей, зачастую многозначную и запутанную, усвоить которую без специального обучения было невозможно.
Всякому
человеческую проявлению придавалось
свое самостоятельное значение и
требовало профессионально отточенного
отношения. Поэтому та профессионализация,
которая характерна для этикета в этот
период, отнюдь не удивительна.
Древних греков можно со всей уверенностью назвать поборниками и строгими блюстителями правил приличия и этикета. Внешняя суетливость и высокомерие считались дурным тоном. Людей чванливых и чрезмерно гордых, важно вышагивающих по улицам города не любили. Однако и слишком торопливая походка казалась древним грекам свидетельством суетливого, непостоянного нрава и неумения планировать текущие дела. В то же время грустный, удрученный вид и опущенный долу взор также удостаивались порицания со стороны окружающих. В Древней Греции не принято было ходить по городским улицам, громко разговаривая. Знаменитый математик и мыслитель Эллады Аристотель сформулировал определение воспитанного человека. Он говорил о том, что воспитанный гражданин Греции — это человек, все движения которого плавны, речь спокойна, нетороплива и приглушенна.
Встретившиеся приветствовали друг друга принятым жестом. Кланяться или кивать головой в знак приветствия считалось в Древней Греции дурным тоном. Пожимать руки можно было только в случаях принесения клятвы или в моменты особенно торжественных прощаний. Друзья приветствовали друг друга также словом «хайре», что означает «возрадуйся», после чего могли следовать высказывания относительно погоды. Иногда общепринятое приветственное слово «хайре» заменяли другими: «желаю здравствовать», «трудись и преуспевай» или «работай успешно».
Молчание
также считалось в Древней
Греции дурным тоном. Общительность, жизнелюбие,
дружба — вот главные приоритеты
жизненного кредо жителя Эллады. Однако
нельзя сказать, что древние греки
были чрезмерно болтливы. Болтунов
и пустозвонов так же, как и молчаливых
и замкнутых людей, недолюбливали, и они
часто становились предметом насмешек
окружающих. Обеденное время настулало
в Древней Греции приблизительно в три-четыре
часа. Прежде чем сесть за стол, горожанин
обязательно посещал баню. Там тело тщательно
очищали от пыли и грязи, используя скребок-стригило.
Чистое тело вытирали полотенцем и натирали
благовонным маслом. Только после этого
горожанин мог приняться за обед.
Как и в любом другом государстве, застолья
занимали особенное место в жизни жителей
городов Древней Греции. Правила проведения
церемонии и этикет трапез был различным
и зависел от характера застолья: семейный
''ли это обед или встреча друзей. В обычные
дни мужчины и женщины садились за один
стол, установленный в мужской половине
дома. Однако мужчины полулежали на кушетках,
а женщины могли лишь сидеть на низких
табуретах или стульях.
Когда горожанин получал приглашение
на застолье, он должен был решить, как
правильно одеться. Но прежде ему предстояло
тщательно вымыться и натереть тело ароматными
маслами. Правила этикета требовали своевременного
прибытия в дом, где устраивался пир. В
назначенное время гости усаживались
за стол, не поджидая опаздывающих. Количество
столов и кушеток, предназначенных для
гостей, могло быть сколь угодно большим.
Их можно было расставлять в виде полукруга
или подковы, максимально приближая гостей
друг к другу так, чтобы они могли общаться.
Места для наиболее почетных гостей располагались
с правой стороны от хозяина. Менее почетным
гостям доставались места, удаленные от
хозяев дома. При входе в дом приглашенные
обязательно должны были разуться, оставив
обувь у порога.
Рисунки свидетельствуют о том, что некоторые жители Древнего Египта носили длинные платья на тонких бретелях, а другие облачались в широкие туники и подвязывались гофрированным поясом. Часто пользовались париками. Женщины носили в основном нательные рубашки из тонкой материи, а поверх них надевали платья из гофрированной полупрозрачной ткани. Наряды и мужчин и женщин завершали, как уже было сказано выше, разнообразные украшения.
Также не менее важную роль в жизни древних египтян играла трапеза. Одним из наиболее часто встречаемых сюжетов рисунков в египетских гробницах являются изображения сцен застолий и пиров. Их устраивали наиболее зажиточные египтяне. Это были пышные приемы, на которых присутствовали многочисленные друзья и родственники хозяина. Последний должен был тщательно подготовиться к встрече гостей: купить в лавке необходимые продукты, убрать в доме, пригласить музыкантов, певцов и танцоров. Правила вежливости обязывали хозяина встречать каждого особенно знатного или желанного гостя у ворот, а затем провожать через сад к столу. Иногда гостей встречал специально приставленный привратник, а хозяева поджидали их в зале приемов. Если гость прибывал со своим семейством в колеснице, то слуги должны были показать вознице место, куда можно было поставить повозку.
Приглашенные на праздничную трапезу прибывали в дом хозяина в сопровождений своих рабов, женщин и мужчин. В зале приема хозяйского дома их также ожидали многочисленные рабы и слуги. В знак уважения и благодарности за визит от имени хозяина слуги должны были преподнести каждому из гостей по цветку лотоса, после чего предложить напитки (как правило, это было вино или пиво) и сладкие блюда.
Приглашенные
на пир гости также должны были
быть одетыми соответствующим
При входе в дом приглашенные к праздничному застолью египтяне приветствовали хозяина и прибывших ранее, расточаясь в жарких комплиментах и льстивых словесах. В ответ хозяин также произносил приветственную речь. После завершения церемонии приветствия и обмена любезностями гости и хозяева переходили из зала приема в комнату, где и происходило собственно пиршество. Тот зал щедро украшали. Главное место отводили для кресел, из которых золотые с отделкой из бирюзы, сердолика или лазурита и высокими, с резным орнаментом спинками предназначались для особо знатных гостей. Для гостей менее знатных устанавливали низкие табуреты с искривленными и перекрещивающимися ножками и раскладывали на полу циновки и подушки. В Древнем Египте существовала традиция рассаживать гостей, мужчин и женщин, по разным сторонам стола: обычно женщины должны были садиться по одну его сторону, а мужчины - по другую. Однако мужчина, прибывший в дом хозяина со своей супругой, мог изъявить желание сесть за стол рядом с женой.
После
того как гости рассядутся по отведенным
им местам, прислуживающие им рабыни должны
были надеть на .каждого красивую разноцветную
гирлянду и подать ароматное масло
или жир, кусочки которого клали
на голову поверх парика. И только тогда
к обеденному столу подавали кушанья.
Кушанья в Древнем Египте было принято
есть руками. Только лишь для разрезания
больших кусков мяса использовали нож.
После завершения трапезы гости могли
омыть руки в чаше, передаваемой по кругу.
В
прошедшем большой интерес
«Право состоит у них в силе, уважение к которой доходит до того, что они не стыдятся даже открытого разбойничества; тем не менее они добры к гостям и снисходительны к мольбам» — эти слова, сказанные Помпонием Мелой о германцах, совпадают с отзывами всех путешественников и этнографов о гостеприимных народах. Древний грек и северный германец, свирепый и кровожадный индеец, грубый по воззрениям африканский дикарь или русский инородец, мстительный и вероломный кавказский горец, не задумывающиеся убить путешественника из-за угла, встречают его, как гостя - если ему удалось добраться до них в этом качестве и попросить приюта - не только не враждебно, но и в высшей степени радушно: гостя обсушат и обогреют, для него приготовят из последних, взятых в долг или даже украденных запасов насколько возможно роскошный стол, дадут на ночь удобное помещение, уступят хозяйскую постель, иногда вместе с женой, или пошлют в постель дочери, а при отъезде одарят подарками, проводят до границ владений общины и часто сочтут оскорблением для себя всякое предложение платы. Таковы черты гостеприимства, характеризующие его у всех названных и многих других народов. Значение контраста не следует, однако, преувеличивать: если велико варварство гостеприимных народов, то и велика потребность в той форме защиты, которую дает гостеприимство. Этой потребности оно и обязано по преимуществу своим развитием, а отнюдь не простому мягкосердечию или чувству гуманности. На первых порах развития таких чувств не существовало и по отношению к гостю: по воззрению древнего грека, римлянина или германца, повторяющемуся и у некоторых современных народов низшей ступени развития, всякий иностранец или даже только член другой, хотя бы и соседней, общины был чужаком, лишённым всяких прав, или просто врагом, по отношению к которому все позволено. При таком взгляде на иностранцев тем сильнее должна была быть потребность в обеспечении себя от его последствий на тот случай, если бы самому пришлось попасть в чужую общину. На первых порах судьба беглеца или невольного путешественника была печальна: его убивали, грабили или продавали в рабство. И тогда уже, однако, возможны были случаи покровительства, оказанного путнику случайным другом. Факты такой дружбы во множестве засвидетельствованы историей для самых ранних ступеней развития. Таковы договоры побратимства, вызванные к жизни взаимной помощью членов различных общин в борьбе против общего врага - человека или зверя, взаимным уважением к силе и храбрости. Они обязывали к взаимной защите во всех случаях жизни, и в частности тогда, когда одному из друзей приходилось попадать в общину другого. Последний в таком случае должен был заявить своим соотечественникам, что обида гостю - его собственная обида, за которую он отомстит, и таким образом гарантировать неприкосновенность гостя. Таково и было, по-видимому, происхождение гостеприимства.
Известны многочисленные примеры гостеприимства, оказывавшегося в средние века странствующим музыкантам, певцам, пилигримам и т. д. В позднейшее время, наконец, эта форма гостеприимства поддерживается просто отсутствием гостиниц или вообще возможности найти приют вне частного дома; здесь необходимость пустить путника на ночлег вызывается опасением возможности его гибели в случае отказа и возвышается, таким образом, на степень нравственного завета.
С
давних времён летописцы, философы, писатели
и поэты давали многочисленные рекомендации
относительно поведения человека за столом.
В Древнем Египте в III тысячелетии до н.
э. одной из популярных рукописей был сборник
добрых советов «Поучения Кочемни». В
сборнике в виде рекомендаций отца сыновьям
объяснялась необходимость практически
обучать молодых людей правилам приличия
и образцового поведения в обществе. Уже
тогда у египтян считалось необходимым
пользоваться столовыми приборами, также
умение есть красиво, бесшумно. Такое поведение
расценивалось как большое достоинство
и необходимый компонент культуры.
В памятнике древнескандинавской литературы
«Эдда» также повествуется подробно о
правилах поведения за столом. Например,
для произнесения тостов был детально
разработан деловой этикет, и нарушение
этих правил вело к штрафу. У скандинавов
мы заимствовали также правило предоставлять
почётные места за столом женщинам и наиболее
уважаемым гостям.
Рукопожатие уходит своими корнями в глубокое прошлое. Когда первобытные люди встречались в мирной обстановке, они демонстрировали ладони друг другу, чтобы показать, что не прячут никакого оружия. Во времена Римской империи привычка прятать кинжал в рукаве стала столь распространенной, что римляне разработали пожатие запястья на уровне пояса, ставшее обычным приветствием.
В наши дни пожатие запястья трансформировалось в рукопожатие. Такой жест стал использоваться еще в XIX веке при заключении коммерческих сделок между людьми равного статуса. Широкое распространение он получил лишь в последнее столетие. Вплоть до недавнего времени пожимали друг другу руки только мужчины. В большинстве европейских стран и в Америке рукопожатие - это приветствие и прощание в любой служебной обстановке. Все шире стало использоваться рукопожатие на вечеринках и социальных мероприятиях. Сегодня вполне допустимо пожимать руку и женщинам.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине «Профессиональная этика и этикет»