Шпаргалка по дисциплине «Профессиональная этика и этикет»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 05:07, шпаргалка

Описание работы

Вопросы к экзамену по дисциплине «Профессиональная этика и этикет».

Работа содержит 1 файл

вопросы по проф.этике.doc

— 416.00 Кб (Скачать)

      Надо  стараться искать и находить благоприятные  точки соприкосновения во взаимоотношениях руководителя и подчиненного, которые могут являться компромиссными решениями возникающих проблем. При этом следует различать проблемы принципиального и непринципиального характера. Часто многие из нас склонны преувеличивать значимость тех или иных вопросов применительно к собственному психологическому благополучию. Нахождение компромиссов во взаимоотношениях с «трудным» руководителем не должно нарушать жизненных принципов сотрудника и создавать проблем для его здоровья. В противном случае оправдан крайний шаг — подача заявления об увольнении. Работа с «трудным» руководителем не должна быть причиной нервного перенапряжения со всеми вытекающими отсюда последствиями. 
 
 
 
 

  1.   Этика решения спорных вопросов, конфликтных ситуаций
 

      Как показывает практика, способы разрешения конфликтных ситуаций могут быть различными:

      - уход из ситуации, вплоть до увольнения с работы;

      - заключение компромисса, сделка, переговоры;

      - полный отказ от своих намерений;

      - достижение целей любой ценой;

      - ориентация на сотрудничество.

      Крайне  важно учитывать факторы, препятствующие возникновению конфликтов: (1) правильный подбор и расстановка кадров с  учетом не только профессиональных, но и психологических качеств; (2) авторитет  руководителя, позитивное признание его заслуг; (3) позитивные традиции в коллективе, носителями которых является большая часть сотрудников.

      Администрации и специалистам кадровых служб при  разрешении конфликта следует руководствоваться  следующими принципами.

      1. Разрешение конфликта с учетом сущности и содержания противоречия (следует отделить повод от причины конфликта, определить его деловую основу, уяснить истинные мотивы конфликта).

      2. Разрешение конфликта с учетом его целей (необходимо определить целевую направленность разногласий оппонентов, провести грань между особенностями межличностного и делового взаимодействия).

      3. Разрешение конфликта на основе учета эмоционального состояния сторон (нужна разъяснительная беседа в спокойной, непринужденной обстановке).

      Существуют  различные методы преодоления конфликтов, которые широко рассматриваются в учебниках по конфликтологии. Приведем некоторые из них:

      - формирование в коллективе определенного общественного мнения о конфликтующих сторонах;

      - обращение к «третейскому судье»;

      - организация сотрудничества конфликтующих сторон;

      - административные санкции.

      Нижеприведенные правила позволяют противодействовать возникновению серьезных конфликтов:

      - признавать друг друга;

      - слушать, не перебивая;

      - демонстрировать понимание роли другого;

      - выяснить, как другой воспринимает конфликт, как он себя при этом чувствует;

      - четко формулировать предмет обсуждения;

      - устанавливать общие точки зрения;

      - выяснить, что вас разъединяет;

      - после этого снова описать содержание конфликта;

      - искать общее решение.

      Остановимся на раскрытии роли норм, в том  числе этических, в решении спорных  вопросов, конфликтных ситуаций.

      Нормы, обеспечивая предсказуемость поведения  членов коллектива, позволяют каждому  стандартно реагировать на ситуации, не задумываясь, не рискуя попасть в неловкое положение самому или поставить в него других. С этой точки зрения нормы оказываются фактором стабилизации отношений, избавляют человека от тревог и неопределенности. Длительное пребывание в среде с незнакомыми или чужими нормами нередко приводит к нервным перегрузкам, которые могут вызвать болезни сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, неврозы и т. д.

      Утверждение единых для групп норм поведения  и отношения к окружающей среде  обеспечивается механизмом формирования и развития неформальной группы. Нормативное регулирование конфликтов делает систему более стабильной, определяет долговременный порядок, разрешение конфликтов и тем самым является эффективным средством функционирования развитых организационно-экономических систем. 

  1. Этика  и социальная ответственность организаций

      В практике сложилась точка зрения на то, как должна вести себя организация, чтобы считаться социально ответственной. Организация социально ответственна, когда получает прибыль, не нарушая  законов и норм государственного регулирования. С этой позиции организация преследует экономические цели. Организация при этом обязана ставить и социальные цели: учитывать человеческие и социальные аспекты воздействия своей деловой активности па работников, потребителей, а также вносить определенный позитивный вклад в решение социальных проблем общества.

      Общественность  ожидает от современных организаций  не только демонстрации высоких экономических  результатов, но и существенных достижений с точки зрения социальных целей общества.

      Следовательно, с одной стороны, организация  — это экономическая система, обязанная заботиться об эффективности  использования своих ресурсов. Поступая таким образом, организация выполняет  экономическую функцию производства продукции или оказания услуг, необходимых обществу, обеспечивая одновременно работу гражданам и максимальные прибыли и вознаграждения акционерам.

      С другой стороны, организация — это  нечто большее, чем экономическая система. Современная организация является сложной частью окружения, включающего множество составляющих, от которых зависит самое существование организации. К таким составляющим относятся потребители, поставщики, средства информации, союзы или объединения, а также работники и держатсли акций. Эта многослойная общественная среда может сильно влиять на достижение целей организации, поэтому последней приходится уравновешивать вдето экономические цели с экономическими и социальными интересами этих составляющих среды.

      Организации несут ответственность перед  обществом, в котором функционируют, поэтому они должны направлять часть своих ресурсов и усилий на социальные нужды, жертвовать на благо и совершенствование общества. Более того, в обществе уже сложились определенные представления о том, как должна вести себя организация, чтобы считаться добропорядочной. Организации должны ответственно действовать в таких сферах, как защита среды обитания, здравоохранение и безопасность, гражданские права, защита интересов потребителя и т. п.

      Важнейшими  принципами эффективной политики социальной ответственности, которые могут служить ориентирами для организации являются:

      - помощь организации прежде всего должна быть направлена на человека;

      - помощь должна быть направлена на удовлетворение основных физиологических потребностей в еде, жилье, отдыхе, чистой воде, безопасности и т. д.

      Можно, например вложить средства в:

      - обеспечение жителей экологически чистой водой;

      - создание дополнительных рабочих мест;

      - строительство жилья для бездомных;

      - бесплатное питание для неимущих, обеспечение их одеждой;

      - благоустройство микрорайонов;

      - помощь многодетным;

      - строительство и обустройство мест отдыха;

      - улучшение экологии;

      - улучшение питания школьников и дошкольников; строительство школ и детских садов;

      - строительство библиотек и других учреждений культуры; помощь музеям и т. д.

      Для успешного функционирования организация  должна уметь откликаться на проблемы, возникающие в социальной среде, чтобы сделать эту среду для  себя более благоприятной. 

  1.   Этикет представлений. Визитная карточка

      Визитная  карточка – небольшой лист тонкого картона (или плотной бумаги высокого качества), на котором напечатаны основные сведения о ее владельце.

      В процессе развития визитных карточек как элементов делового общения  определились две важнейшие их функции: представительская и использование в качестве письменного послания.

      При выполнении представительской функции  наиболее известны следующие виды визитных карточек:

      1. Карточка для специальных и представительских целей, на

      которой указывают фамилию, имя, отчество, полное название фирмы, должность, но не проставляют координаты — адрес и телефон. Такую визитную карточку вручают при знакомстве.

      2. Стандартная деловая карточка, на которой указывают фамилию, имя, отчество, место работы, должность, служебный телефон, телефакс (телекс). Вручение такой карточки свидетельствует о намерении ее владельца установить тесные взаимосвязи с представленным ему лицом.

      3. Карточка организации (фирмы), на которой указывают адрес, телефон, телефакс (телекс). С такой карточкой отправляют поздравления, подарки, цветы, сувениры по случаю знаменательных дат.

      4. Визитные карточки для неофициального общения, на которых указывают фамилию, имя, отчество, иногда – профессию, почетные и ученые звания, но не проставляют реквизиты, подчеркивающие официальный статус.

      При выполнении функции письменного  послания в настоящее время в  левом верхнем или нижнем углу визитной карточки проставляются установившиеся в международном протоколе обозначения (начальные буквы соответствующих французских слов), указывающие на повод, по которому посылается карточка, а именно:

      p.f. – поздравление с праздником (p.f.N.A. – поздравление по случаю Нового года); р.r. – выражение благодарности; p.f.c. – выражение удовлетворения знакомством; р.с. – выражение соболезнования; р.р.р. – выражение соболезнования с готовностью помочь; p.p. – для заочного представления; р.р.с. – при прощании вместо личного визита (например, в случае длительного отпуска или окончательного отъезда из страны пребывания).

      Обмен визитными карточками — обязательный атрибут первой личной встречи с  деловыми партнерами. При знакомстве первым визитную карточку вручает младший  по должности старшему, при равенстве  социальных статусов и в неофициальном  общении младший по возрасту первым вручает визитную карточку старшему. При деловой встрече с иностранными партнерами первыми визитные карточки вручают хозяева. Обмен визитными карточками ведется строго по ранжиру, начиная с самых высокопоставленных членов делегации.

      При вручении визитной карточки произносят вслух свою фамилию, при получении – фамилию вручающего. Это делается во избежание неправильного произношения.

      Этикет  приветствий и представлений  – совокупность правил первоначального межличностного взаимодействия, касающихся внешнего проявления отношения к людям.

      Необходимо  усвоить правила поведения, принятые во всех странах. Свод этих правил предполагает несколько основных качеств этики  взаимоотношений: вежливость, естественность, достоинство и тактичность.

      Важным  элементом вежливости в деловой жизни является представление. Посредством его можно установить нужные и полезные связи. Этикет предусматривает определенные нормы, указывающие, когда и как необходимо представлять и быть представленным.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине «Профессиональная этика и этикет»