Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 18:14, сочинение
Это история о человеке, «невостребованного эпохой» выпускника Литературного института по имени Вавилен Татарский, который был втянут обстоятельствами в неизвестную для него сферу (масс - медиа), испытал в ее рамках душевные мытарства, но в итоге смог органично вписаться в эту систему и более того достигнуть карьерных высот. Став сначала рядовым тружеником рекламы -- копирайтером, затем криэйтором, пошел дальше дорос до творца телевизионной реальности, замещающей реальность окружающую, и, наконец стал - живым богом, земным мужем богини Иштар.
Смене изображения на экране в результате различных техномодификаций можно поставить в соответствие условный психический процесс, который заставил бы наблюдателя переключать внимание с одного события на другое и выделять наиболее интересное из происходящего, то есть управлять своим вниманием так, как это делает за него съемочная группа. Возникает виртуальный субъект этого психического процесса, который на время телепередачи существует вместо человека, входя в его сознание как рука в резиновую перчатку…
Происходящее уместно назвать опытом коллективного небытия, поскольку виртуальный субъект, замещающий собственное сознание зрителя, не существует абсолютно – он всего лишь эффект, возникающий в результате коллективных усилий монтажеров, операторов и режиссера. С другой стороны, для человека, смотрящего телевизор, ничего реальнее этого виртуального субъекта нет.
Подведем первый итог. Объекту номер два, то есть включенному телевизору, соответствует субъект номер два, то есть виртуальный зритель, который управлял бы своим вниманием так же, как это делает монтажно-режиссерская группа. Чувства и мысли, выделение адреналина и других гормонов в организме зрителя диктуются внешним оператором и обусловлены чужим расчетом. И конечно, субъект номер один не замечает момента, когда он вытесняется субъектом номер два, так как после вытеснения это уже некому заметить – субъект номер два нереален.
Субъект номер один верит, что реальность – это материальный мир. А субъект номер два верит, что реальность – это материальный мир, который показывают по телевизору
С этой точки зрения субъект номер два – нечто совершенно невероятное и неописуемое. Это телепередача, которая смотрит другую телепередачу. В этом процессе участвуют эмоции и мысли, но начисто отсутствует тот, в чьем сознании они возникают…
Положение современного человека не просто плачевно – оно, можно сказать, отсутствует, потому что человека почти нет. Не существует ничего, на что можно было бы указать, сказав: «Вот, это и есть Homo Zapiens». ХЗ – это просто остаточное свечение люминофора уснувшей души; это фильм про съемки другого фильма, показанный по телевизору в пустом доме.
С точки зрения этой дисциплины каждый человек является клеткой организма его называют просто ORANUS (по-русски – «ротожопа»)…
…Императив существования орануса как целого требует, чтобы его клеточная структура омывалась постоянно нарастающим потоком денег…
Поэтому оранус в процессе своей эволюции (а он находится на стадии развития, близкой к уровню моллюска) развивает подобие простейшей нервной системы, так называемую «медиа», основой которой является телевидение. Эта нервная система рассылает по его виртуальному организму нервные воздействия, управляющие деятельностью клеток-монад.
Существует три вида этих воздействий. Они называются оральным, анальным и вытесняющим вау-импульсами (от коммерческого междометия «wow!»).
Оральный вау-импульс заставляет клетку поглощать деньги, чтобы уничтожить страдание от конфликта между образом себя и образом идеального «сверх-я», создаваемого рекламой…
Анальный вау-импульс заставляет клетку выделять деньги, чтобы испытать наслаждение при совпадении упомянутых выше образов…
Вытесняющий импульс подавляет и вытесняет из сознания человека все психические процессы, которые могут помешать полному отождествлению с клеткой орануса. Он возникает, когда в психическом раздражителе отсутствуют орально-анальные составляющие. Вытесняющий импульс – это глушилка-jammer, который забивает передачу нежелательной радиостанции, генерируя интенсивные помехи. Не будет преувеличением сказать, что это психическое состояние широко распространено. По природе оранус – примитивный виртуальный организм паразитического типа. Но его особенность заключается в том, что он не присасывается к какому-то одному организму-донору, а делает другие организмы своими клетками. Каждая его клетка – это человеческое существо с безграничными возможностями и природным правом на свободу. Парадокс заключается в том, что оранус как организм эволюционно стоит гораздо ниже, чем любая из его клеток. Ему недоступно ни абстрактное мышление, ни даже саморефлексия.»
Идея измененного сознания, которому открывается Истина, идея человека, который прошел путь и постиг Истину, Пелевин взял от Кастанеды, труды которого он переводил на русский язык (Кастанеду тоже упрекали в пропаганде наркотив).
Сансарическое существо
Несколько секунд вечных мучений в аду
Образ Че Гевары, который открыл-таки нам главный тезис романа: «В современном мире нет человека, человек редуцируется к телевизионному изображению, которого - по сути, в конечном итоге - тоже нет, поскольку оно лишь изображает, копирует реальность, а реальности нет». Вот эта закольцованность и освобождение личности, как сквозной мотив романа, скорее дань буддийской философии :
«Руки Аллаха есть только в сознании Будды. Но вся фишка в том, что сознание Будды все равно находится в руках Аллаха».
«Человек в буддизме не есть воплощенная душа, как в индуизме. Он — поток состояний — дхарм, серия кадров — мгновений…
Центральная и, по существу, единственная проблема буддийского учения — живое существо (человек) и его освобождение…
Мир буддийской космологии — это психокосм, то есть мир, уже отраженный в сознании человека и, таким образом, включенный в его сознание, или, точнее — в образующий его дхармический поток, ставший как бы частью того, что можно назвать «личностью…
Как еще на заре XX века писал О.О. Розенберг, для буддийского мыслителя не существует отдельно «человека» и «солнца», а есть некое единое поле опыта — «человек, видящий солнце». Здесь солнце есть уже не внешний объект, пребывающий вне личности, а часть личности, включенная в нее через процесс восприятия. Это уже не «солнце в себе» (таковое буддистов интересует очень мало), а солнце, уже воспринятое человеком и ставшее посему частью его внутреннего мира, частью данной человеческой личности. Это не мир, в котором мы живем, а мир, который мы переживаем» Отрывок из статьи Торчинова Е.А.
«Сейчас слова Будды доступны всем, а спасение находит не многих. Это, без сомнения, связано с новой культурной ситуацией, которую древние тексты всех религий называли грядущим «темным веком».
Че Гевара, иноязычные слоганы, восточные символы это не что иное как аллегория вавилонского столпотворения:
«Вавилонское столпотворение. Согласно древнееврейскому мифу, люди пытались построить после всемирного потопа в земле Сенаар (Месопотамия) город и башню (столп), вершина которой достигла бы небес. Разгневанный дерзостью людей, бог, по Библии, "смешал их языки" так, что они перестали понимать друг друга, и рассеял людей по всей земле. Недостроенный город получил название Вавилон (это название легенда возводит к древнееврейскому глаголу балал — смешивать). В мифе о В. с. нашло отражение строительство в Вавилонии зиккуратов (гигантских зданий ритуально-храмового назначения) и участие в их возведении представителей многих этнических групп. В переносном значении В. с. — беспорядочная суетящаяся толпа, суматоха, полный беспорядок» Энциклопедия мифологии.
Когнитивный диссонанс
Не в деньгах счастье - человек, имеющий десять миллионов долларов, может быть ничуть не счастливее человека, имеющего девять
С эрой телевидения наступает эра смешения времен и пространств, в которой есть единственная мера - деньги, а все остальное - товар. Поскольку телевидение делают люди, а сознание людей формируется телевидением, то таким образом суть современного человека заключается в самодостаточном, закольцованном существовании телевизионного изображения.
Пройдя путь снизу доверху в структуре СМИ, герой осваивает главную цель работы этой структуры - не дать соскочить с телеиглы. Показывать и придумывать любую чушь, фантастику, ересь, лишь бы виртуальная реальность заменили человеку связь с реальностью. Не будет преувеличением сказать, что масс-медиа как система оболванивания населения и является главным персонажем книги, наряду с Татарским — ее пророком. Так Вавилен и ставленник Системы, ее Раб и Бог.
Всеобщее информационное пространство потребительского общества входит в жизнь каждого, не спрашивая разрешения, и замещает реальное пространство жизни виртуальным — ведь известно, что, когда человек увлеченно смотрит телевизор, он утрачивает контакт с реальностью и живет в том мире, который ему в данный момент показывают. К сожалению, происходит это не только в рамках романа. Перед телевизионщиками, рекламщиками и прочими работниками информационного пространства открыты практически неограниченные возможности манипулирования сознанием. Телевидение, подобно наркотику, погружает человека в измененное состояние, телевизионный транс управляемый извне и он добивается именно той реакции, которой хотят добиться работники масс-медиа: купить ненужную вещь, проголосовать за ненужного правителя, думать как они хотят, иметь точку зрения такую, какую они считают правильной. «Мнения автора могут не совпадать с его точкой зрения» это из этой серии. Народ в такой ситуации выступает даже не стадом баранов, а скорее эдакими комнатными растениями. (Есть на эту тему замечальный анекдот: приходит Путин и два министра в кремлевскую столовую. Путин говорит официанту:- Мне борщ и шашлык. – А овощи?
-Овощи будут тоже самое.)
Пример: о чем можно поговорить с молодым человеком любого пола ну скажем восемнадцати-двадцати лет? У меня есть младшая сестра, она сейчас не учится, не работает, не потому что не может, а потому что не хочет. Она не наркоманка и даже не пьяница, она просто смотрит телевизор, круглыми сутками (не типичный случай ее даже не интересует компьютер), и смотрит она не канал «Культура» или «Дискавери», нет, конечно, ее любимые каналы, разумеется - молодежные и развлекательные. Она смеется над не самыми умными шутками (бывают иностранные сериалы плохо адаптированные к российскому обществу, и там юмор мягко говоря для людей с неторопливым развитием). Бесконечные юмористические передачи, я вижу в них даже антирусский заговор, потому что, ну нельзя, столько показывать тупости, ведь это влияет, например на неокрепшие молодые умы, а им кажется что норма жизни. Реклама это отдельный разговор. Вспомним, что рекламировали раньше лет десять назад, когда Пелевин работал над «Поколением «П»? Жвачка, «Кока-Кола» и «Пепси», пиво в несметных количествах, водка и разные «Сникерсы». Водка и пиво это традиционные напитки для россиян, никого уже не удивишь молодеющим алкоголизмом, но «вода камень точит», даже если ты не хочешь пива, то тебе его все равно покажут ровно столько раз чтобы ты захотел (неоднократно я слышу от мужского населения, после рекламы пива, особенно там где его наливают в бокал :«Эх, пивка бы сейчас»), а дальше вопрос времени и волевых качеств человека, как часто ты дальше ты будешь поддаваться на рекламу. Работая, в одном торговом доме я изучала влияние рекламы на потребителя, коротко: есть несколько стадий, первая отторжение, раздражение, вторая заинтересованность, третья принятие. И это легко проверяется на опыте: нужен любой товар (лучше дорогой, потому что дорогой надо выбирать) – ищешь, вспоминаешь рекламу, но думаешь: «Нет, брать не буду, ерунда это наверное», приходишь в магазин спрашиваешь совета у продавца (его уже заранее продавцы-оптовики или производители обработали), продавец показывает вот хороший товар (из рекламы), «Нет, дорого – это, и не хочу я брать, то что рекламируют» - думаешь, и идешь в другой магазин (на выбор: спрашиваешь у друзей совета, обходишь еще один или все магазины города) и покупаешь то, что не понравилось с первого раза, потому что и продукт знакомый, и фирма солидная и реклама есть и рекомендуют многие. И так везде. Не поленилась, и открыла учебник по маркетингу: «Продукт – совокупность функциональных или символических (прим. я: что чаще) ценностей, предназначенных для удовлетворения разных нужд.»