Пелевин "Дженрейшн Пи"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 18:14, сочинение

Описание работы

Это история о человеке, «невостребованного эпохой» выпускника Литературного института по имени Вавилен Татарский, который был втянут обстоятельствами в неизвестную для него сферу (масс - медиа), испытал в ее рамках душевные мытарства, но в итоге смог органично вписаться в эту систему и более того достигнуть карьерных высот. Став сначала рядовым тружеником рекламы -- копирайтером, затем криэйтором, пошел дальше дорос до творца телевизионной реальности, замещающей реальность окружающую, и, наконец стал - живым богом, земным мужем богини Иштар.

Работа содержит 1 файл

эссе.doc

— 268.50 Кб (Скачать)
 
 

Предисловие.  
 

Впервые я прочитала это произведение лет 10 назад, т.е. почти сразу как оно вышло в свет с каким-то скандалом, что добавило моему неокрепшему уму еще большего  интереса к роману. Прочитав «Поколение «П» в свои 17 лет, я была в восторге, я очень и очень прониклась романом и даже думала, что все поняла.  

   Прошло немало времени, прежде чем вышел на экраны фильм с таким же названием, просмотрев рекламу («трейлер») я загорелась пойти на показ. Но т.к. времени до премьеры оставалось еще довольно много, я решила прослушать аудиокнигу, чтобы так сказать освежить воспоминания. Аудиокнига немного охладила мой пыл, и я приняла волевое решение все-таки не идти на показ фильма.  

  И все-таки, прочитав, прослушав и просмотрев это произведение, я решила о нем написать эссе.

   Но это оказалось не так-то легко, сев писать, мне пришлось  изучить все мифы, анекдоты, иносказания и притчи в книге, пришлось  открыть новейшую историю, чтобы сопоставить свои воспоминания и факты. В итоге попутно я прочла  несколько книг, прошерстила кучу сайтов по мифологии, буддизму, философии, словари разного рода и вида, в том числе и англо-русский при работе были постоянно открыты. Моя семья меня потеряла надолго. И т.к. работа мне далась довольно тяжело, не только потому что я плохо пишу, но и  потому что я тоже в какой-то мере  раба телевидения, которое отбирает мыслительную функцию у человека (мой личный вывод).

Надеюсь, работа Вам понравится, и если вы не смотрели фильм, то обязательно посмотрите.  

«Жирный курсив это цитаты из  произведения Пелевина «Поколение «П» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Эссе  по этике и эстетике по произведению В.О. Пелевина  «Generation «П»

 
 

Поколение «П» 

«Я сентиментален, если вы понимаете, что я имею в виду,

Я люблю страну, но не переношу то, что в ней происходит,

И я не левый и  не правый,

Просто  я сижу сегодня  дома,

  Пропадая в этом безнадежном экранчике. (англ.)

                                                           Леонард Коен.» 

 
 
 

90-е

 

Продается иллюстрированное пособие  по безработице

 
 
 

         Это история  о человеке, «невостребованного эпохой» выпускника Литературного института по имени Вавилен Татарский, который был втянут обстоятельствами в неизвестную для него сферу (масс - медиа), испытал в ее рамках душевные мытарства, но в итоге смог органично вписаться в эту систему и  более того достигнуть карьерных высот. Став сначала рядовым  тружеником рекламы --  копирайтером, затем криэйтором, пошел дальше дорос до творца телевизионной реальности, замещающей реальность окружающую, и, наконец стал - живым богом, земным мужем богини Иштар.

Пройдя  долгий путь от неясного и безнадежного настоящего до живого Бога, в отличие от своих сослуживцев герой ищет Истину и  пытается бороться с “заразой” потребления, находясь не просто внутри телевизионной кухни, но  и выступая ее идеологом.

“Человек  думает, что потребляет он, а на самом  деле огонь потребления  сжигает его, давая  ему скромные радости”

 

     Роман описывает 90-е и начало 2000-х годов. Я помню это время, мне было немного, но уже достаточно лет, чтобы я хоть что-то соображала. Это было время, когда в одно мгновенье, как грибы после дождя стали расти и множиться рынки и ларьки, на смену талонам  и голоду. Незадолго, до этого даже за хлебом, мне тогда еще 6-ти летней девочке приходилось стоять огромную очередь, «голодные времена» были реалиями того времени.

   Мне маленькой девочке очень  нравились разительные перемены, происходившие вокруг - ларьки, столы, палатки, бабушки и молодые женщины, обвешанные ярким и красивым турецким ширпотребом. Ларьки, магазины в подвалах, со всякой вкусной всячиной:  с шоколадными батончиками и жвачками, чипсами и газировкой. Было, как мне казалось все, не было только денег. Мой отец был военный, и для меня было наивысшим счастьем, если мне изредка доставался (обязательно нерусский!) шоколадный батончик. Я искренне обижалась, если на новогодней елке мне дарили русские леденцы в подарок. Такие, как я разговаривали слоганами, из внезапно заполонившей телеэфир, рекламы. Когда-то любимый мультик «Ну, Погоди!» был с потрохами променян на «Микки-Мауса» или высмеянного американцами «Тома и Джери»

Начинался хаос: с одной стороны обманутые люди, всю жизнь копившие деньги и в миг стали нищими, обманутые вкладчики разных денежных пирамид, толпы ненужных и выкинутых на улицу людей, с не пригодившимися  в новом времени специальностями, с другой стороны «малиновые пиджаки», «шестисотые» Мерседесы и богатеющие новоиспеченные собственники народного имущества. Когда я училась еще в начальной школе, я ходила помогать бабушке из соседнего дома убираться и готовить, бабушка та осталась одна, ее единственный  сын-инженер работал  на одном из НИИ в перестройку оказавшись на улице, не смог прокормить семью, начал играть, проиграл квартиру и покончил жизнь самоубийством, его жена и сын уехали из города спасаясь от кредиторов. В головах многих людей не укалывались происходящие события, было не ясно как жить дальше. Старая система была растоптана, а новой еще не было.

Кто-то смог быстро подстроится под новые реалии и выжили, остальные продолжали гибнуть в нищете и безысходности. Дети, выросшие, тогда видели и «братков» на дорогих машинах, и бабушек, собирающих бутылки у метро. Резкое социальное расслоение, не понимание или  искаженное понимание новой действительности усугубляли накаленную социально - политическую атмосферу.

Дети  были по большей части предоставлены сами себе, бесплатные кружки и секции сокращали, дома культуры распадались, родители пытались устроиться в новой жизни.

В средней школе среди детей как-то проводили опрос на тему: «Кем вы хотите стать в будущем?» уже не было наивных ответов про врачей и космонавтов или прагматичных про дипломатов, а просто большинство мальчиков хотело стать бандитами, а девочек проститутками (скорее в понимании «подруг» бандитов). Это были уже не  « в те далекие дни детям положено было стремиться к сияющему шлему пожарного или белому халату врача». Молодые ребята разделились на «рэперов»и «эмо» (Я сама лично, поддаваясь «моде» на субкультуры, стала поклонницей рэпа, носила балахон с неизвестными мне людьми и срывала знаки отличия с машин, прицепляя их себе на шею.)

 

Вот и  главный герой Вавилен Татарский, «выплюнутый» временем на обочину, с не пригодившейся профессией, с утраченной «вечностью» и пошатнувшимися идеалами, оказывается на «ниве розничной торговли»  торгуя, чем придется в ларьке. Это, кстати очень и автобиогафично со стороны автора, имея литературное образование и талант, Пелевин не был популярен в начале своей карьеры.

В новом  мире, где «во всем царила страшноватая неопределенность», а «по улицам неслись потоки «мерседесов» и «тойот», в которых сидели абсолютно уверенные в себе и происходящем крепыши», появляются и «герои своего времени» -  чечены, в романе - это не граждане Чеченской республики, а собирательный образ со всего ближнего мусульманского зарубежья, которое казалось так далеко, а оказалось так близко.

Анекдотичный образ представителя «мусульманской Азии»:  с «постоянно маслянистыми от опиатов глазами; обычно он лежал на матраце в полупустом вагончике, которым кончалась шеренга ларьков, и слушал суфийскую музыку. Кроме матраца, в вагончике были стол и несгораемый шкаф, в котором лежало много денег и стояла замысловатая модель автомата Калашникова с подствольным гранатометом», человеческих черт у него  нет — образ «врага» не может содержать ничего человеческого.

 

   В одночасье заполонили столицу (и другие города конечно тоже), хлынувшие в огромных количествах полуграмотные люди из бывших союзных республик, они не знают и не хотят знать, а тем более уважать чужую культуру. И не только у автора, но и у многих людей, в том числе и у меня это вызывает отторжение.

 Люди постсоветского пространства, став гражданами  нищих и суверенных республик приехавшие от безысходности, потому что на их родине, им и их детям нечего жрать. Все понятно, Россия большая. Все понятно, не понятно одно, почему гости себя ведут как будто они хозяева? Наверное, меня можно заподозрить в ксенофобии, но я терпимо отношусь к разным конфессиям, и народам, и я против разжигания национальной розни.

В Санкт - Петербурге был такой случай, несколько лет  назад на Садовой ул. убили таджикскую 9-ти летнюю девочку. Девочка, ее папа и брат возвращались домой и на них напали подростки 14-18 лет с битами и ножами. Папа и брат остались живы, а именно (!) девочку закололи ножами. Газеты пестрили заголовками: «В Петербурге озверевшие подростки убили 9-летнюю таджикскую девочку». Народ был в негодовании – подростки - гопники, «скинхэды»  разжигают межнациональную рознь! Один мой приятель в то время работал в милиции в том же районе (Адмиралтейском) и рассказал историю о том, что папа девочки помимо торговли на рынке, имел дополнительный заработок от торговли наркотиками, а его девятилетняя дочь была курьером.

Дальше  с папой произошла какая-то темная история (то ли не заплатил кому-то, то ли обманул кого-то, но его предупредили, что будет хуже если он продолжит продавать наркотики) и дальше случилось, то что случилось. Жаль девочку в этой истории, дети ни в чем не виноваты. Дома у себя эти граждане наркотиками, вряд ли торгуют, на родине им религия не разрешает. Кстати, интересный факт, как-то спросили религиозного представителя одной из мусульманских диаспор: «Почему такой верующий человек ведет в России такой недостойный образ жизни, и пьет, и курит, и не соблюдает супружескую верность?» ответ удивил многих, прозвучали гениальные, на мой взгляд слова, объясняющие многие поступки: « А здесь (в России) Аллах не видит».

Очень показательная история, опять-таки про таджиков (дались мне эти Таджики): «Таджикские мужчины вскоре лишатся возможности давать своим супругам развод, послав SMS-сообщение со словом «талок», сообщает ИА «Азия-Плюс». «Талок», согласно законам шариата, означает немедленный развод…Между тем, число разводов в Таджикистане за последние годы растет. Так, по данным Комитета по делам женщин и семьи при Правительстве Республики Таджикистан, если в 2009 году число разводов в стране составляло 5841 случаев, то в 2010 году в республике развелось 6625 пар»

И ведь данный факт проявляется не только среди моих любимых таджиков, но и среди остальных представителей  бывших союзных республик центральной Азии.

     Впрочем, думаю, что подмосковное Хотьково, из которого в один день разъехались все нелегальные и даже легальные мигранты, почувствовав «ксенофобские настроения» уникальный случай народного негодования…

 
 
 
 
 
 

Симург

 

Работа  в команде очень  важна - она позволяет свалить вину на другого

 
 
 
 

 Возвращаясь,  к произведению  чечен Гусейн фигурирует в романе несколько раз, и однажды рассказывает Татарскому притчу:

«Была такая поэма у  аль-Газзави. «Парламент птиц». Это о том, как тридцать птиц полетели искать птицу  по имени Семург –  короля всех птиц и  великого мастера.

  Когда они прошли  тридцать испытаний,  они узнали, что  слово «Семург»  означает «тридцать  птиц».

        "Парламент птиц", это сознательно неправильный перевод названия поэмы Навои "Язык птиц". Кто такой Аль Газзави – тоже понятно. Был Имам Аль-Газали, младший брат которого Ахмад Газали написал "Трактат о птицах", на котором и основаны "Язык птиц" и "Беседа птиц".

В тоже время Аль-Газали, был  мусульманский философом, как раз кстати, и занимавшийся проблемами суфизма (Суфи́зм (также суфийский ислам) — мистическое течение в исламе. Под этим термином объединяются все мусульманские учения, целью которых является разработка теоретических основ и практических способов, обеспечивающих возможность непосредственного общения человека с Богом.), что в принципе логично с точки зрения описания чечена Гусейна.

Информация о работе Пелевин "Дженрейшн Пи"