Пелевин "Дженрейшн Пи"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 18:14, сочинение

Описание работы

Это история о человеке, «невостребованного эпохой» выпускника Литературного института по имени Вавилен Татарский, который был втянут обстоятельствами в неизвестную для него сферу (масс - медиа), испытал в ее рамках душевные мытарства, но в итоге смог органично вписаться в эту систему и более того достигнуть карьерных высот. Став сначала рядовым тружеником рекламы -- копирайтером, затем криэйтором, пошел дальше дорос до творца телевизионной реальности, замещающей реальность окружающую, и, наконец стал - живым богом, земным мужем богини Иштар.

Работа содержит 1 файл

эссе.doc

— 268.50 Кб (Скачать)

    Хронологические таблицы и примечания.»

 

«Тихамат» далее по тексту «можно было примерно перевести на русский как «Хаос».

«Тиамат» - Море земное, действительно являются хаосом в мифологии:

 

«Тиамат — мировой океан-хаос солёных вод из которого родилось всё (в том числе и боги) в шумеро-вавилонской мифологии. Согласно шумеро-аккадскому космогоническому эпосу «Энума элиш», Тиамат смешала свои воды с Абзу, тем самым дав начало миру. Тиамат изображалась четвероногим чудовищем с крыльями; народившиеся боги вступили с ней в борьбу, а убивший ее Мардук (брат Иштар) из её тела создаёт небо и землю.

 

Так как при написании  слова «Тиамат» в  «Энума элиш» отсутствует  детерминатив DINGIR, означающий «божество», Тиамат следует считать  скорее природным  элементом или  стихией, чем богиней.»

 
 

«Мардук, в шумеро-аккадской мифологии центральное божество вавилонского пантеона, главный бог города Вавилона, сын Эйя (Энки) и Домкины (Дамгальнуны). Мифы рассказывают о победе Мардука над войском Тиамат, воплощающей мировой хаос. Бог, вооруженный луком, дубинкой, сетью и в сопровождении четырех небесных ветров и семи бурь, созданных им для борьбы с одиннадцатью чудовищами Тиамат, вступил в бой. В разинутую пасть Тиамат он вогнал "злой ветер", и та не смогла закрыть ее. Мардук тут же прикончил Тиамат стрелой, расправился с ее свитой и отнял у убитого им чудовища Кингу (мужа Тиамат), таблицы судеб, которые дали ему мировое господство. Далее Мардук начал творить мир: он рассек тело Тиамат на две части; из нижней сделал землю, из верхней — небо. Причем бог запер небо на засов, приставил стражу, чтобы вода не могла просочиться вниз на землю. Он определил владения богов и пути небесных светил, по его плану боги создали человека и в благодарность построили ему "небесный Вавилон". Символами Мардука являлись мотыга, лопата, топор и дракон Мушхуш, а части тела самого бога сравнивались с различными животными и растениями: "его главные внутренности — львы; его малые внутренности — собаки; его спинной хребет — кедр; его пальцы — тростник; его череп — серебро; излияние его семени — золото"» Энциклопедия мифологии.

 
 
 

Фактически  автор указывает на истинное название того, с чем сталкивается главный герой и его поколение – Хаос. Хаос современного мира. Так,  Вавилонская богиня Иштар, явившись пока лишь текстом в папке, с этих пор руководит действиями Татарского и все что он будет делать это только искать истинный смысл появления богини в нашем современном мире.

 

  «Иштар  в аккадской мифологии богиня плодородия и плотской любви, войны и распри, центральное женское божество. Иштар считалась покровительницей проституток, гетер и гомосексуалистов.

 

  Идентифицируется  с шумерским мифом «Нисхождение в царство мертвых».

  Интересно, что причина, по которой  богиня отправляется в царство мёртвых, нигде не указана.

  Иштар, дочь Сина и сестра Мардука, спускается в нижний мир и требует, чтобы привратник открыл ей ворота. В противном случае она грозится разломать дверь и поднять мёртвых. Сторож просит гостью подождать и бежит докладывать царице Эрешкигаль, что пришла её сестра. Эрешкигаль при этом известии впадает в ярость, но затем велит впустить Иштар и поступить с ней согласно древним законам. Страж проводит богиню через семь врат подземного мира и в каждых воротах снимает с неё какое-нибудь украшение (возможно — амулеты, имеющие магическую силу). Когда нагая и безоружная Иштар предстала перед сестрой, та приказала Намтару закрыть её во дворце и наслать на богиню 60 болезней.

  Между тем на земле с уходом Иштар жизнь замерла, всё живое перестало размножаться. Посол богов Пасуккаль сообщает об этом Эйе. Премудрый бог создаёт евнуха Аснамира и отправляет его с посланием в царство мёртвых. Эрешкигаль разъярилась, увидев Аснамира, но отказать ему почему-то не смогла. Она приказывает Намтару оживить сестру с помощью живой воды и напоминает, что по законам нижнего мира при выходе из преисподней Иштар обязана предоставить себе замену. Иштар проходит через семь ворот, где ей возвращают отобранные ранее вещи. Конец мифа: по аналогии с шумерским сказанием заменой Иштар в стране без возврата остается её возлюбленный Таммуз (шум. Думузи Энциклопедия мифологии

 

   Богиня Иштар, являясь одним из центральных божест Вавилона, покровительствует проституткам и геем, почти что поколению «П», тем не менее, в книге указан другой миф, объясняющий культ богини в конце 20 века:

 

«Короче, базар такой, что была когда-то одна древняя богиня. Я не в том смысле, что она реально была, а просто такая легенда. А боги по этому базару тоже смертные и носят в себе свою смерть, чисто как люди. Поэтому в свой срок эта богиня тоже должна была умереть. А ей этого, понятное дело, не хотелось. И тогда она разделилась на свою смерть и на то, что не хотело умирать. Видишь, на картинке?

Азадовский  ткнул пальцем  в сторону барельефа.

– Вот эта собачка  – ее смерть. А  эта баба в кивере – она сама. Короче, дальше ты слушай не перебивая, потому что  я сам не особо  въезжаю. Когда они разделились, между ними сразу началась война, в которой никто долго не мог победить. Последняя битва в этой войне произошла прямо над Останкинским прудом, то есть там, где мы сейчас находимся, только не под землей, а высоко в воздухе. Поэтому считается, что здесь священное место. Сначала в этой битве долго никто не мог победить, а потом этот пес стал одолевать богиню. И тогда другие боги испугались за себя, вмешались и заставили их заключить мир. Богиню по нему лишили тела и опустили чисто до понятия. Она стала золотом, но не просто металлом, не просто, скажем, грудой золота, а всем золотом вообще. Ну, как бы идеей.

  – А ее смерть  стала хромым псом  с пятью лапами, который должен  вечно спать в  одной далекой  стране на севере. хромой пес Пиз**ц с пятью лапами. В древних грамотах его обозначали большой буквой «П» с двумя запятыми. По преданию, он спит где-то в снегах, и, пока он спит, жизнь идет более-менее нормально. А когда он просыпается, он наступает.»

 

   Разделение богини на «то, что  не хотело умирать» и ее смерть «собаку с пяти лапами» многое нам объясняет о сути романа, богиня показана, как идея потребления, которая с таким пафосом высмеивается автором, ведь богиня в конце концов стала «идеей золота» (как у Платона мир «не гибнущих» идей, и мир реальный не совершенный), и с другой стороны «смерть богини» пес с пятью лапами «П», ее антипод.

Обряд инициации Татарского и посвящение, его в земные мужья богини Иштар - ключевой структурный элемент романа, это перевод Татарского, и его поколения, а также того чем он занимается в мир «мертвых» (По настоящему мифу, богиня оставила в замен себя в загробном мире именно мужа). С одной стороны существует богиня в виртуальном мире, ее нет, она идея, а с другой стороны существует  ее смерть - Пес «П» и это -  реальный Татарский и поколение «П».

 

«У великой богини был муж, тоже бог, самый главный из всех богов, которого она опоила любовным напитком, и он уснул в святилище на вершине своего зиккурата. А поскольку он был бог, то и сон у него такой, что… Ну, в общем, дело путаное, но весь наш мир со всеми нами и даже с этой богиней ему как бы снится. И великая богиня постоянно ищет того, кому она снится, потому что только через него она обретает свою жизнь. А поскольку найти его нельзя, у нее есть символический земной муж, которого она сама выбирает.»

 
 

«По ритуалу ты становишься мужем великой богини только после того, как тебя оцифруют. Превратят, так сказать, в визуальный ряд.

– И что, потом во все клипы и  передачи будут вставлять? Как Азадовского?

– Это твоя главная сакральная функция. У богини действительно нет тела, но есть нечто, что заменяет ей тело. По своей телесной природе она является совокупностью всех использованных в рекламе образов. И раз она являет себя посредством визуального ряда, ты, чтобы стать богоподобным, тоже должен быть преображен. Тогда вы будете иметь возможность мистически слиться. Собственно, ее мужем станет именно твоя 3D-модель, а сам будешь как бы… регент, что ли»

 
 

Богиня - иллюзия, а на самом деле получается, что и богиня и все кто ей служит это вообще иллюзия иллюзий. Культ богини, как я уже говорила это «культ потребления», который воздействует на нас через телевидение и рекламу. Это и делает всех, кто так или иначе попал на крючок телевизору - «мертвыми», мертвыми потому, что они не живы, они не могут самостоятельно мыслить,  за них это делают другие, и все вместе они лишь чей-то сон.

 
 
 
 
 
 
 

ORANUS

 

Мне многого не нужно, мне нужно все

 
 

 Почему  же, Татарскому открывается так много Истинного знания? Татарский ищет себя, ищет не простым способом, а через измененное сознание, этим автор нам показывает, чтобы найти Истину надо выйти за пределы стереотипного мышления. А употребление различных психотропных средств, позволяют соприкоснуться с другим миром, с сакральными знаниями. Наркотики в романе не пропаганда, а способ  раздвоить личность.

 

Несмотря на зашоренность своего сознания  Татарский хочет понять, что же стоит за «фальшивой панорамой жизни»... Ведь он сам создает эту панораму, но не понимает смысла:

  «Цель была проста  – заработать  крошечную часть  этих денег. С  другой стороны,  деньги были нужны,  чтобы попытаться  приблизиться к  объектам этой  панорамы самому»

 

Неслучайно  выбран и образ Че Гевары («Че Гевара не вполне буддист, и поэтому для буддиста не вполне авторитет. И вообще, он не дал миру ничего, кроме очереди из автомата и своей торговой марки»), давшего ответы на многие вопросы, и в общем-то  сформулировавшего основную мысль романа:

 

       «Главной отличительной чертой темного века является то, что определяющее влияние на жизнь человека оказывает субъектно-объектное деление номер два, которого во времена Будды просто не существовало.

       Чтобы объяснить, что подразумевается  под объектами  номер один и объектами  номер два, приведем простой пример –  телевизор. Когда телевизор выключен, он является объектом номер один. Это просто ящик со стеклянной стенкой, на который мы вольны смотреть или нет. Неработающий телевизор ничем не отличается от предметов, с которыми люди имели дело во времена Будды, будь то камень, роса на стебле травы или стрела с раздвоенным наконечником, – словом, все то, что Будда приводил в пример в своих беседах.

       Но  когда телевизор  включают, он преобразуется  из объекта номер  один в объект номер  два. Он становится феноменом  совершенно иной природы. И хоть смотрящий на экран не замечает привычной метаморфозы, она грандиозна. Для зрителя телевизор исчезает как материальный объект, обладающий весом, размерами и другими физическими качествами. Вместо этого у зрителя возникает ощущение присутствия в другом пространстве, хорошо знакомое всем собравшимся.

       Вопрос  заключается только в том, кто именно присутствует. Можно  ли сказать, что это  сам зритель?

       Мы  утверждаем, что нет. Когда человек  разглядывал выключенный  телевизор, движение его глаз и поток  его внимания управлялись его собственными волевыми импульсами, пусть даже хаотичными.

       Включенный  телевизор практически  никогда не передает статичный вид  с одной неподвижной  камеры, поэтому изображение  на нем не является фоном. Напротив, это  изображение интенсивно меняется. Каждые несколько секунд происходит либо смена кадра, либо наплыв на какой-либо предмет, либо переключение на другую камеру – изображение непрерывно модифицируется оператором и стоящим за ним режиссером.

Информация о работе Пелевин "Дженрейшн Пи"