Бытийные ориентации человеческого существования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 14:35, реферат

Описание работы

В данной работе я собираюсь рассмотреть и проанализировать концепцию

Бытия и бытийных ориентациях человеческого существования, предложенную Эрихом Фроммом. В начале следует кратко рассказать о

Роли э. Фромма в мировой философии.

Э. Фромм, являясь психологом и социологом, стоит на позициях

Неофрейдизма, по своим взглядам приближаясь к антропологическому

Психологизму и экзистенциализму.

Прежде чем ознакомиться с работами самого Фромма мне выпало

прочесть ряд критических статей в его адрес, которые вызвали у меня

удивление и интерес своей противоречивостью.

Работа содержит 1 файл

новый реферат по этике.docx

— 128.35 Кб (Скачать)

Если же индивидуальным Я пренебрегают, взаимосвязи между  людьми становятся поверхностными, потому что отношения складываются как  бы между взаимозаменяемыми товарами. «Люди, предоставленные сами себе, страшащиеся  неудачи, жаждущие угодить: в этой борьбе не щадят и не ждут пощады», —  указывает Фромм. Мышление человека с рыночной ориентацией должно быстро ориентироваться в ситуациях, чтобы с успехом ими манипулировать, для чего достаточно знать лишь поверхностные свойства вещей и не требуется проникать в суть. У таких людей нет устойчивых взглядов, установки изменчивы, развиваются только те качества, которые можно пустить на продажу. Человек заинтересован не в сохранении своего достоинства, а в том, сколько за него дадут на рынке. Рыночная личность пуста, устойчивых черт характера нет, поскольку в один прекрасный день они могут вступить в конфликт с требованиями рынка.Все ориентации существуют в человеческом жизнеустройстве, но доминирующее положение одной из них в большей степени зависит от особенностей культуры, в которой живет индивид. Так, рецептивную ориентацию часто можно обнаружить в обществах, где за одной группой закреплено право эксплуатировать другую. «И если эксплуатируемая группа не имеет сил изменить положение, то она склонна почтительно взирать на эксплуататоров как на своих благодетелей, от которых она получает все то, что может дать жизнь», — подчеркивает Фромм.

Советская культура формировала по преимуществу именно рецептивную ориентацию характера. Необходимость приспосабливаться  и угождать сочеталась с ожиданием  людей, что в каждой сфере деятельности есть эксперт, который может сказать  им, как обстоят дела и как надо действовать. В результате люди считали: все, что от них требуется, — слушаться  эксперта и доверяться его идеям. 

Эксплуататорская  ориентация с девизом «Я беру то, что мне нужно», по мнению Фромма, присуща нашим предкам, а также пиратам, феодалам, магнатам-грабителям, авантюристам. Он также указывал: «Свободный рынок, как он сложился на основе конкуренции в XVIII и XIX вв., взрастил этот тип людей». По-видимому, аналогичные процессы происходят в современной России, где формируется свободный рынок. Рыночная же ориентация преобладает и в современных западных обществах.Фромм противопоставляет описанным выше типам характера плодотворную ориентацию, являющуюся целью человеческого развития.

Плодотворная  ориентация личности означает фундаментальную  установку, способ отношений во всех сферах опыта. Это способность использовать свои силы и реализовать имеющиеся  у человека возможности. Такой человек  руководствуется в своих действиях  разумом: необходимо знать свои силы и куда их приложить.

Понятия плодотворный и активный не совпадают. Можно быть активным в состоянии гипноза, однако это не плодотворность, поскольку  в этом случае человека к активности побуждают силы, неподвластные ему. Нельзя говорить о плодотворности, если человек активен, деятелен, но находится под влиянием какого-то авторитета, поступая согласно его  желаниям. В этом случае он чувствует  и делает лишь то, что ему полагается чувствовать и делать, и его  активность зависит не от его собственного ментального или эмоционального состояния, а от внешнего источника.

Плодотворность  предполагает наличие здоровой зрелой личности, способности силой разума проникнуть в глубь явлений и  познавать их сущность, силой любви  разрушать стену, отделяющего одного человека от другого, понимать самого себя, свое назначение, которое отличает данного человека от других и делает его тем, кто он есть. Это стремление стать тем, кем он является потенциально, развитие собственных сил, способностей и возможностей.Э. Фромм пишет, что  «плодотворные отношения с миром  могут осуществляться посредством  деятельности и посредством постижения. Человек производит вещи, и в процессе созидания он применяет свои силы к материи. Человек постигает  мир ментально и эмоционально, при помощи любви и разума».Плодотворная любовь предполагает заботу, ответственность, уважение и знание. Любить человека — значит заботиться о нем и  чувствовать ответственность за его жизнь, не только за его физическое существование, но и за развитие всех его человеческих сил. Уважение —  способность видеть человека таким, каков он есть, понимать его уникальность и индивидуальность. Плодотворно мысля, индивид проявляет интерес к объекту, взаимодействует с ним, проявляя о нем заботу и объективно, уважительно относясь к нему. Он видит объект, каков тот есть на самом деле, а не каким хотелось бы. 
 

2.Ориентация в процессе социализации 

Фромм выделяет следующие виды межличностных отношений: симбиотический союз, отстраненность-деструктивность; любовь.

В симбиотическом союзе человек соединен с другими, но утрачивает или никогда не обретает своей независимости; он убегает  от опасности одиночества, становясь  частью другого человека, "поглощаясь" этим человеком, или "поглощая" его  сам. Первый случай описывается в  клинической практике как мазохизм. Мазохизм – это попытка человека избавиться от своего индивидуального  Я, убежать от свободы и обрести  безопасность, привязывая себя к другому  человеку. Формы, какие принимает  такая зависимость, многочисленны. Она может рационализироваться, как жертва, долг или любовь, особенно когда система культуры узаконивает  такой вид рационализации. Иногда мазохистские устремления так сильно конфликтуют с теми частями личности, которые устремляются к независимости  и свободе, что последние воспринимаются как причиняющие боль и мучения.

Стремление поглотить  других, садизм, активная форма симбиотической зависимости, выступает во всех видах  рационализаций как любовь, сверхпокровительство, "оправданное" превосходство, "оправданная" месть и т. д.; она также выступает  в соединении с сексуальными влечениями как сексуальный садизм. Все формы  садистского побуждения восходят к  стремлению обрести полное господство над другим человеком, "поглотить" его и сделать беспомощным  объектом чужой воли. Полное господство над бессильным человеком – это  сущность активного симбиотического  союза. Человек, над которым властвуют, воспринимается и рассматривается  как вещь для использования и  эксплуатации, а не как человеческое существо, являющееся целью само по себе. Чем более эта жажда господства соединена с деструктивностью, тем  более она жестока; но и благосклонное  господство, часто выступающее под маской "любви",– это тоже проявление садизма. Хотя благосклонный садист хочет, чтоб его объект был богатым, сильным, преуспевающим, есть одна вещь, которой он всеми силами старается помешать: чтобы его объект стал свободным и независимым и, следовательно, перестал принадлежать садисту.

Бальзак в "Утраченных иллюзиях" дает поразительный пример благосклонного садиста. Он описывает  взаимоотношения между юным Люсьеном и каторжником Ветреном, который  выступает под личиной аббата. Вскоре после знакомства с молодым  человеком, который только что пытался  совершить самоубийство, аббат говорит: "Я подобрал тебя, я дал тебе жизнь, и ты принадлежишь мне, как  творение принадлежит творцу, как  – в сказках Востока – ифрит  принадлежит духу, как тело принадлежит  душе. Властной рукой я поведу тебя по пути к власти; и тем не менее, я обещаю тебе жизнь, полную удовольствий, почестей, нескончаемых праздников. Ты никогда не будешь нуждаться в  деньгах, ты будешь сверкать, ты будешь блистать; тогда как я, опустившись  до низости покровительства, буду охранять здание твоего успеха. Я люблю власть ради власти! Я всегда буду наслаждаться твоими наслаждениями, хотя я должен буду отказаться от них. Итак, я и  ты будем одним существом... Я хочу любить свое творение, создать его  по образу и подобию своему, короче – любить его, как отец любит сына. Я буду мысленно разъезжать в твоем  тильбюри, мой мальчик, буду радоваться твоим успехам у женщин, буду говорить: "Этот молодой красавец – я  сам".

В то время как  симбиотические отношения демонстрируют  тесную связь и близость с объектом, хотя и за счет свободы и целостности, отношения второго вида основаны на дистанции, отстраненности и деструктивности. Чувство индивидуального бессилия может быть преодолено посредством  отстраненности от других людей, воспринимаемых как угроза. В известной мере отстраненность является частью нормального ритма  во всех отношениях человека с миром, она необходима для сосредоточения, для умственной работы, для обработки  материалов, мыслей, установок. Но в  описанном здесь феномене отстраненность становится главной формой связи  с другими людьми, так сказать, отрицающей связью. Ее эмоциональный  эквивалент – чувство безразличия  к другим, часто сопровождающееся компенсаторным чувством непомерного  самомнения. Отстраненность и безразличие  могут быть, но не обязательно бывают, осознанными; как правило, в нашей  культуре они в большинстве случаев  скрываются за поверхностным интересом  и общительностью.

Деструктивность – это активная форма отстраненности; импульс к разрушению других проистекает  из страха быть разрушенным ими. Поскольку  отстраненность и деструктивность  соответственно представляют пассивную  и активную формы одного и того же отношения, они часто в различных  пропорциях смешаны вместе. Однако различия между ними больше, чем  между активной и пассивной формами  симбиотического союза. Деструктивность  является результатом более интенсивной  и более полной блокировки плодотворности, чем отстраненность. Это извращение жизненного импульса, энергия неизжитой  жизни, трансформированная в энергию, направленную на разрушение жизни.

Любовь представляет собой плодотворную форму отношения  к другим и к самому себе. Она  предполагает заботу, ответственность, уважение и знание, а также желание, чтобы другой человек рос и  развивался. Это проявление близости между двумя человеческими существами при условии сохранения целостности  каждым из них.

Как явствует из вышеизложенного, должно существовать определенное сродство между различными формами ориентаций соответственно в процессах ассимиляции и  социализации. Предложенная схема представляет картину рассмотренных ориентаций и сродства между ними.

Ассимиляция Социализация

I. Неплодотворная ориентация:

а) Рецептивная Мазохистская \

(берущая) (преданность) |

| Симбиоз 

б) Эксплуататорская Садистская |

(овладевающая) (а 

(сберегающая) (настойчивость) |

| Отстраненность 

г) Рыночная Безразличная |

(обменивающая) (честность) /

II. Плодотворная ориентация:

Деятельная  Любящая Разумная  

Рецептивная и  эксплуататорская установки по виду межличностных связей отличаются от стяжательской. И рецептивная и  эксплуататорская установки предполагают определенный вид близости и тесного  контакта с людьми, от которых надеются получить нужное или мирным путем, или  агрессивно. При рецептивной установке  доминирующее отношение – подчиненность, мазохистское отношение: если я подчиняюсь более сильному человеку, он дает мне  все, что мне нужно. Другой человек  воспринимается как податель всех благ, и в симбиотическом союзе один получает все необходимое от другого. Эксплуататорская же установка подразумевает  обычно садистский тип отношений: если я силой отбираю у другого  человека то, что нужно мне, я должен управлять им и сделать его  бессильным объектом моей власти. В  отличие от обеих этих установок  стяжательское отношение предполагает отстраненность от других людей. Оно  основывается не на ожидании получить вещи из внешнего источника всех благ, а на ожидании, что их можно накопить, не расходуя. Любой тесный контакт  с внешним миром представляет угрозу для этого вида самодостаточной  системы безопасности. Стяжательский  характер будет склонен разрешать  проблему взаимоотношений с другими  путем отстраненности или – если внешний мир кажется слитком  огромным и грозным – путем  разрушения. Рыночная ориентация также  основывается на отдаленности от других людей, но в отличие от стяжательской  ориентации, отдаленность здесь принимает  скорее дружественную, а не деструктивную  форму. Сам принцип рыночной ориентации предполагает легкость контактов, поверхностность  связей, а отдаленность от других существует лишь в более глубокой эмоциональной  сфере. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Сочетание различных ориентаций 

Описывая различные  виды неплодотворных ориентаций и плодотворную ориентацию, Фромм подходил к ним как к обособленным явлениям ради того, чтоб яснее указать на их отличие друг от друга. Такая трактовка представляется необходимой из дидактических соображений, поскольку нам надо понять природу каждой ориентации, прежде чем мы сможем приступить к пониманию их сочетаний, ведь характер никогда не являет какую-нибудь одну из неплодотворных ориентаций или исключительно плодотворную ориентацию.

Среди комбинаций различных ориентаций Фромм вводит разграничение между сочетанием неплодотворных ориентаций между собой и сочетанием неплодотворной ориентации с плодотворной. Некоторые из первых имеют определенное сродство друг с другом; например, рецептивная чаще соединяется с эксплуататорской, чем со стяжательской. Рецептивную и эксплуататорскую ориентации объединяет тесный контакт с объектом, в то время как стяжательской ориентации свойственна отстраненность от объекта. Тем не менее, часто вступают в сочетание и менее сходные ориентации. Если мы хотим охарактеризовать человека, нужно, как правило, определить, какая ориентация у него доминирует.

Сочетание неплодотворной и плодотворной ориентаций требует у Фромма более тщательного рассмотрения. Нет человека, чья ориентация целиком плодотворна, и нет человека, полностью лишенного плодотворности. Но удельный вес плодотворной и неплодотворной ориентации в характере каждого человека варьируется и определяется качеством неплодотворных ориентаций. В вышеизложенном описании неплодотворных ориентаций мы исходили из того, что они доминируют в характере. Теперь Фромм должен дополнить это описание, признав, что определенные качества неплодотворных ориентаций имеют место и в характере, где доминирует плодотворная ориентация. Здесь неплодотворные ориентации не имеют негативного значения, как при их доминировании в характере, а различаются по их конструктивным качествам. Фактически, описанные неплодотворные ориентации можно рассматривать как искажения ориентаций, которые являются сами по себе нормальной и необходимой частью жизни. Каждое человеческое существо, чтобы выжить, должно обладать способностью брать вещи от других людей, овладевать вещами, сберегать их и обменивать. Человек должен также обладать способностью следовать авторитету, руководить другими людьми, оставаться в одиночестве и отстаивать себя. Только если его способ обретения вещей и взаимоотношений с другими людьми по существу неплодотворен, то способность брать, овладевать, сберегать и обменивать превращается в жажду потреблять, эксплуатировать, стяжать, торговать, и это становится доминирующим способом жизни. Формы социальных установок у человека, по преимуществу ориентированного плодотворно,– преданность, авторитетность, честность, настойчивость превращаются в подчиненность, господство, отстраненность, деструктивность у человека с преимущественной неплодотворной ориентацией. Всякая неплодотворная ориентация, следовательно, имеет положительную и отрицательную стороны, в соответствии с уровнем плодотворности в целостной структуре характера. Предложенный перечень положительных и отрицательных сторон различных ориентаций может служить иллюстрацией данного принципа :

Информация о работе Бытийные ориентации человеческого существования