Бытийные ориентации человеческого существования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 14:35, реферат

Описание работы

В данной работе я собираюсь рассмотреть и проанализировать концепцию

Бытия и бытийных ориентациях человеческого существования, предложенную Эрихом Фроммом. В начале следует кратко рассказать о

Роли э. Фромма в мировой философии.

Э. Фромм, являясь психологом и социологом, стоит на позициях

Неофрейдизма, по своим взглядам приближаясь к антропологическому

Психологизму и экзистенциализму.

Прежде чем ознакомиться с работами самого Фромма мне выпало

прочесть ряд критических статей в его адрес, которые вызвали у меня

удивление и интерес своей противоречивостью.

Работа содержит 1 файл

новый реферат по этике.docx

— 128.35 Кб (Скачать)
 

Введение 

     "Под обладанием и бытием я понимаю не  некие отдельные качества

субъекта,  а  два  разных  вида  ориентации  в  мире,   две   структуры,

преобладание  одной  из  которых  определяет  все,  сто  человек  думает,

чувствует и делает."

Э.ФРОММ 

В данной работе я собираюсь рассмотреть  и проанализировать концепцию

Бытия и бытийных ориентациях человеческого существования, предложенную Эрихом Фроммом. В начале следует кратко рассказать о

Роли  э. Фромма в мировой философии.

Э. Фромм,  являясь  психологом  и  социологом,  стоит  на  позициях

Неофрейдизма,  по  своим  взглядам  приближаясь   к   антропологическому

Психологизму  и экзистенциализму.

Прежде  чем  ознакомиться  с  работами  самого  Фромма  мне  выпало

прочесть  ряд критических статей в его  адрес,  которые  вызвали  у  меня

удивление и интерес своей противоречивостью.

Противоречивость  в  отношении  к  Фромму  в  современном  мире   и

околофилософских  кругах дейсвительно вызывает немалый  интерес.  С  одной стороны авторитет Фромма в вопросах психологии  и  социологии  полностью признается, с другой стороны мало кому из современных философов выпадает честь услышать такое количество  упреков  в  свой  адрес.  Его  обвиняют одновременно и  в  идеализме  и  в  проповедовании  коммунизма,  клеймят утопистом. Кроме того он подвергается нападкам одновременно  атеистов  и религиозных идеологов.

Итак  с одной стороны - авторитет, с  другой - резкая критика. В  чем причина  такого отношения ?

Будучи  выдающимся психологом и социологом, Фромм анализирует  формы социальной  патологии  в  современном  обществе  (отдельно  в  Советском

социалистическом  и западном капиталистическом) и  резко  критикует  их  в

своей "  теории  исторического  развития",  которую  он  также  называет

"теорией  нормативного гумманизма". В отличии  о созерцательных  пассивных философов, Фромм указывает путь к построению здорового общества.

Этот  путь -  гумманизация  общества  методами  социальной  терапии.

Фромм  подчеркивает,  что  невозможно  создать  здоровое  общество   без

создания  гармоничного здорового человека и  выдвигает  конкретный  проект

создания  такого общества.

Метод построения  здорового  общества  -  переориентация  характера

человека,   ценностная   установка   на   БЫТИЕ,    которая    определит

соответствующий тип человеческого существования - БЫТИЯ.

В   качестве   обязательных   предпосылок   бытия,   как    способа

существования,  Фромм  указывает  наличие  у  человека  независимости  и

критического  мышления, которое приводит в конечном итоге к  продуктивной ориентации характера.

Фромм убедительно доказывает, что продуктивную ориентацию характера

способны  иметь  все  человеческие  существа,  ибо  потребность  в   ней

коренится в самой человеческой природе. Но, к сожалению, она подавляется

установкой  на  ОБЛАДАНИЕ,  рыночной  ориентацией  характера,  которая  в современном обществе является универсальной.

Именно  такая непривычная глобальность идей, поводом к обвинению его

в утопизме, "иллюзиях и заблуждениях". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Плодотворная ориентация

1.2.Общая характеристика

Со времени  классической и средневековой литературы вплоть до конца девятнадцатого века было потрачено много усилий на описание образа достойного человека и достойного общества, какими они должны быть. Такие  идеи находили выражение отчасти  в форме философских и теологических  произведений, отчасти в форме  утопий. Двадцатый век блистает отсутствием  таких образов. Внимание сосредоточилось  на критическом анализе человека и общества, в котором положительные  образы человека, каким он должен быть, лишь подразумеваются. Хотя нет сомнения, что этот критицизм имеет огромное значение и служит условием всякого  совершенствования общества, отсутствие образов, рисующих "лучшего" человека и "лучшее" общество, парализующе  действует на веру человека в самого себя и в свое будущее (и в то же время само отсутствие таких образов  является результатам этого парализующего  действия).

Современная психология, и в особенности психоанализ, в этом отношении не исключение. Фрейд и его последователи  дали блестящий анализ невротического характера. Их клиническое описание неплодотворного характера (в терминах Фрейда – прегенитального характера) является исчерпывающим и точным, несмотря на то, что используемые ими  теоретические концепции нуждаются  в пересмотре. Но характеру нормальной, зрелой, здоровой личности не было уделено  почти никакого внимания. Этот характер, названный Фрейдом генитальным  характером, остался довольно смутным  и отвлеченным понятием. Фрейд  определил его как склад характера  личности, у которой оральное и  анальное либидо утратило свое доминирующее положение и функции в результате превосходства генитальной сексуальности, цель которой – сексуальный союз с представителем противоположного пола. Описание генитального характера  не выходит далеко за пределы утверждения, что это склад характера индивида, способного исправно выполнять сексуальные  и социальные функции.

При рассмотрении плодотворного характера Фромм пытается выйти за рамки критического анализа и исследовать природу вполне развитого характера, являющегося целью человеческого развития и одновременно идеалом гуманистической этики. Первым приближением к понятию плодотворной ориентации может послужить указание на ее связь с фрейдовским генитальным характером. Действительно, если мы применим фрейдовский термин не буквально, в контексте его теории либидо, а символически, он вполне точно обозначит смысл плодотворности. Ибо стадия сексуальной зрелости – это стадия, когда человек обретает способность естественной плодотворности: от слияния спермы с яйцеклеткой зарождается новая жизнь. В то время как этот тип плодотворности одинаков у человека и животного, способность к материальному производству – специфическая способность человека. Человек не только рациональное и социальное животное. Его можно также определить как животное производящее, способное трансформировать доступную ему материю, используя свой разум и воображение. Он не только может производить, он должен производить, чтобы жить. Однако материальное производство – это лишь самый общий символ плодотворности, как аспекта характера. "Плодотворная ориентация" личности означает фундаментальную установку, способ отношений во всех сферах человеческого опыта. Она включает ментальную, эмоциональную и сенсорную реакции на других людей, на самого себя и на вещи. Плодотворность – это человеческая способность использовать свои силы и реализовать заложенные в человеке возможности. Если мы говорим, что он должен использовать свои силы, мы подразумеваем, что он должен быть свободен и независим от кого-то, кто контролирует его силы. Мы подразумеваем, следовательно, что он руководствуется разумом, поскольку можно использовать свои силы, только если знаешь, каковы они, как и для чего их использовать. Плодотворность означает, что человек воспринимает себя как воплощение своих сил и как "творца"; что он ощущает себя единым со своими силами и в то же время что они не скрыты и не отчуждены от него.

Чтобы избежать ложного понимания, к которому может  склонить употребление термина "плодотворность", стоит кратко рассмотреть, что не следует считать плодотворностью.

Обычно слово "плодотворность" ассоциируется  с творчеством, особенно с художественным творчеством. Подлинный художник, конечно, дает самый убедительный пример плодотворности. Но не все художники плодотворны: посредственная живопись, например, может  демонстрировать всего лишь техническое  умение воспроизвести на холсте фотографическое  сходство. Но человек может воспринимать, видеть, чувствовать и думать плодотворно, не обладая даром творить что-то видимое или информативное. Плодотворность – это установка, к которой  способно каждое человеческое существо, не искалеченное ментально и эмоционально. Термин "плодотворный" также, бывает, смешивают с термином "активный", а "плодотворность" – с "активностью". Хотя оба этих термина могут быть синонимами (например, в аристотелевской концепции деятельности) активность в современном смысле часто означает прямую противоположность плодотворности. Активность обычно определяют как поведение, вызывающее изменение существующей ситуации путем затраты энергии. И, напротив, человека считают пассивным, если он не в состоянии изменить существующую ситуацию или явно повлиять на нее, и подвергается влиянию или движим силами, внешними по отношению к нему. Это общепринятое понятие активности принимает в расчет только фактическую затрату энергии и вызванное ею изменение. Но не делает различия между основополагающими психическими факторами, управляющими активностью.

Примером, хотя и крайним, неплодотворной активности служит активность человека, действующего под гипнозом. У человека в глубоком гипнотическом трансе могут быть открыты глаза, он может ходить и  что-то делать, он "действует". Общее  определение активности вполне применимо  к нему, поскольку происходит затрата  энергии и изменения имеют  место. Но если мы примем во внимание особый характер и качество этой активности, то обнаружим, что вовсе не загипнотизированный  человек является действующим лицом, а гипнотизер, который, благодаря  своим актам внушения, действует  через него. Хотя гипнотический транс  – это искусственное состояние, он дает крайний, но характерный пример ситуации, в которой человек может  быть активен, и все же не он подлинный  автор своей активности, к которой  его принуждают силы, неподвластные  ему.

Распространенным  видом неплодотворной активности является реакция на тревогу, острую или хроническую, сознаваемую или бессознательную, которая часто лежит в основе безумной занятости людей в наше время. От этой активности, мотивированной тревогой, отличается активность, основанная на подчинении или зависимости от авторитета, хотя часто они идут в паре. Авторитета могут страшиться, восхищаться им или "любить" его  – обычно все три вида смешаны  – но причиной активности, как по форме, так и по содержанию, является приказ авторитета. Человек активен, потому что этого хочет авторитет, и он делает то, чего хочет авторитет. Этот вид активности проявляется  в авторитарном характере. Для него быть активным значит действовать во имя чего-то более высокого, чем  собственное Я. Он может действовать  во имя Бога, во имя прошлого или  во имя долга, но не во имя себя. Авторитарный характер получает импульс к действию от высшей силы, неуязвимой и неизменной, и, следовательно, он не в состоянии прислушаться к спонтанным импульсам, идущим изнутри его самого  

Покорная активность сходна с активностью автомата. Здесь  Фромм обнаруживает зависимость скорее не от явного авторитета, а от авторитета анонимного, как он представлен в общественном мнении, в культурных моделях, в здравом смысле или в "науке". Человек чувствует или делает то, что ему полагается чувствовать или делать; его активность лишена непосредственности в том смысле, что она зависит не от его собственного ментального или эмоционального состояния, а от внешнего источника.

Иррациональные  влечения входят в число самых  мощных источников активности. Человек, движимый язвительностью, мазохизмом, завистью, ревностью и всеми другими  формами алчности, находится в  подчинении у своих влечений; его  действия не свободны и не разумны, они противоположны разуму и интересам  этого человека, как человеческого  существа. Человек, одержимый этими  влечениями, повторяет себя, становясь  все более негибким, все более  стереотипным. Он активен, но он не плодотворен.

Хотя источник этих действий иррационален, а действующий  человек не свободен и не рационален, здесь возможны значительные практические результаты, часто приводящие к материальному  успеху. Под понятием плодотворности мы имеем в виду не активность, необходимо приводящую к практическим результатам, а установку, способ реакции и  ориентации в отношении мира и  самого человека в процессе жизни. Мы имеем в виду характер человека, а не его успех.

Плодотворность  – это реализация человеком присущих ему возможностей, использование  своих сил. Но что такое "сила"? Ирония заключается в том, что  это слово обозначает два противоположных  понятия: силу – способность и  силу – господство. Однако эта противоположность  особого рода. Сила-господство действует, если парализована сила-способность. "Сила-господство" – это извращенная форма "силы-способности". Способность человека плодотворно  использовать свои силы – это его  потенция; неспособность – его  бессилие. Силой своего разума он может  проникнуть в глубь явлений и  понять их сущность. Силой своей  любви он может разрушить стену, отделяющую одного человека от другого. Силой своего воображения он может  сделать зримыми вещи, еще не существующие; он может планировать и так начинает творить. Когда потенция отсутствует, человеческое отношение к миру извращается в желание господствовать, проявлять свою силу над другими, обращаться с ними, как с вещами. Господство идет в паре со смертью, потенция – с жизнью. Господство проистекает из бессилия и в свою очередь развивает это бессилие, ибо если индивид может заставить кого-то другого служить ему, все более и более парализуется его собственная потребность быть плодотворным.

Информация о работе Бытийные ориентации человеческого существования