Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 14:35, реферат
В данной работе я собираюсь рассмотреть и проанализировать концепцию
Бытия и бытийных ориентациях человеческого существования, предложенную Эрихом Фроммом. В начале следует кратко рассказать о
Роли э. Фромма в мировой философии.
Э. Фромм, являясь психологом и социологом, стоит на позициях
Неофрейдизма, по своим взглядам приближаясь к антропологическому
Психологизму и экзистенциализму.
Прежде чем ознакомиться с работами самого Фромма мне выпало
прочесть ряд критических статей в его адрес, которые вызвали у меня
удивление и интерес своей противоречивостью.
Введение
"Под обладанием и бытием я понимаю не некие отдельные качества
субъекта, а два разных вида ориентации в мире, две структуры,
преобладание одной из которых определяет все, сто человек думает,
чувствует и делает."
Э.ФРОММ
В данной работе я собираюсь рассмотреть и проанализировать концепцию
Бытия и бытийных ориентациях человеческого существования, предложенную Эрихом Фроммом. В начале следует кратко рассказать о
Роли э. Фромма в мировой философии.
Э. Фромм, являясь психологом и социологом, стоит на позициях
Неофрейдизма, по своим взглядам приближаясь к антропологическому
Психологизму и экзистенциализму.
Прежде чем ознакомиться с работами самого Фромма мне выпало
прочесть ряд критических статей в его адрес, которые вызвали у меня
удивление
и интерес своей
Противоречивость в отношении к Фромму в современном мире и
околофилософских кругах дейсвительно вызывает немалый интерес. С одной стороны авторитет Фромма в вопросах психологии и социологии полностью признается, с другой стороны мало кому из современных философов выпадает честь услышать такое количество упреков в свой адрес. Его обвиняют одновременно и в идеализме и в проповедовании коммунизма, клеймят утопистом. Кроме того он подвергается нападкам одновременно атеистов и религиозных идеологов.
Итак с одной стороны - авторитет, с другой - резкая критика. В чем причина такого отношения ?
Будучи выдающимся психологом и социологом, Фромм анализирует формы социальной патологии в современном обществе (отдельно в Советском
социалистическом и западном капиталистическом) и резко критикует их в
своей " теории исторического развития", которую он также называет
"теорией нормативного гумманизма". В отличии о созерцательных пассивных философов, Фромм указывает путь к построению здорового общества.
Этот путь - гумманизация общества методами социальной терапии.
Фромм подчеркивает, что невозможно создать здоровое общество без
создания гармоничного здорового человека и выдвигает конкретный проект
создания такого общества.
Метод построения здорового общества - переориентация характера
человека, ценностная установка на БЫТИЕ, которая определит
соответствующий
тип человеческого
В качестве обязательных предпосылок бытия, как способа
существования, Фромм указывает наличие у человека независимости и
критического мышления, которое приводит в конечном итоге к продуктивной ориентации характера.
Фромм убедительно доказывает, что продуктивную ориентацию характера
способны иметь все человеческие существа, ибо потребность в ней
коренится в самой человеческой природе. Но, к сожалению, она подавляется
установкой на ОБЛАДАНИЕ, рыночной ориентацией характера, которая в современном обществе является универсальной.
Именно такая непривычная глобальность идей, поводом к обвинению его
в утопизме,
"иллюзиях и заблуждениях".
1.Плодотворная ориентация
1.2.Общая характеристика
Со времени
классической и средневековой литературы
вплоть до конца девятнадцатого века
было потрачено много усилий на описание
образа достойного человека и достойного
общества, какими они должны быть. Такие
идеи находили выражение отчасти
в форме философских и
Современная психология,
и в особенности психоанализ,
в этом отношении не исключение.
Фрейд и его последователи
дали блестящий анализ невротического
характера. Их клиническое описание
неплодотворного характера (в терминах
Фрейда – прегенитального характера)
является исчерпывающим и точным,
несмотря на то, что используемые ими
теоретические концепции
При рассмотрении плодотворного характера Фромм пытается выйти за рамки критического анализа и исследовать природу вполне развитого характера, являющегося целью человеческого развития и одновременно идеалом гуманистической этики. Первым приближением к понятию плодотворной ориентации может послужить указание на ее связь с фрейдовским генитальным характером. Действительно, если мы применим фрейдовский термин не буквально, в контексте его теории либидо, а символически, он вполне точно обозначит смысл плодотворности. Ибо стадия сексуальной зрелости – это стадия, когда человек обретает способность естественной плодотворности: от слияния спермы с яйцеклеткой зарождается новая жизнь. В то время как этот тип плодотворности одинаков у человека и животного, способность к материальному производству – специфическая способность человека. Человек не только рациональное и социальное животное. Его можно также определить как животное производящее, способное трансформировать доступную ему материю, используя свой разум и воображение. Он не только может производить, он должен производить, чтобы жить. Однако материальное производство – это лишь самый общий символ плодотворности, как аспекта характера. "Плодотворная ориентация" личности означает фундаментальную установку, способ отношений во всех сферах человеческого опыта. Она включает ментальную, эмоциональную и сенсорную реакции на других людей, на самого себя и на вещи. Плодотворность – это человеческая способность использовать свои силы и реализовать заложенные в человеке возможности. Если мы говорим, что он должен использовать свои силы, мы подразумеваем, что он должен быть свободен и независим от кого-то, кто контролирует его силы. Мы подразумеваем, следовательно, что он руководствуется разумом, поскольку можно использовать свои силы, только если знаешь, каковы они, как и для чего их использовать. Плодотворность означает, что человек воспринимает себя как воплощение своих сил и как "творца"; что он ощущает себя единым со своими силами и в то же время что они не скрыты и не отчуждены от него.
Чтобы избежать
ложного понимания, к которому может
склонить употребление термина "плодотворность",
стоит кратко рассмотреть, что не
следует считать
Обычно слово "плодотворность" ассоциируется с творчеством, особенно с художественным творчеством. Подлинный художник, конечно, дает самый убедительный пример плодотворности. Но не все художники плодотворны: посредственная живопись, например, может демонстрировать всего лишь техническое умение воспроизвести на холсте фотографическое сходство. Но человек может воспринимать, видеть, чувствовать и думать плодотворно, не обладая даром творить что-то видимое или информативное. Плодотворность – это установка, к которой способно каждое человеческое существо, не искалеченное ментально и эмоционально. Термин "плодотворный" также, бывает, смешивают с термином "активный", а "плодотворность" – с "активностью". Хотя оба этих термина могут быть синонимами (например, в аристотелевской концепции деятельности) активность в современном смысле часто означает прямую противоположность плодотворности. Активность обычно определяют как поведение, вызывающее изменение существующей ситуации путем затраты энергии. И, напротив, человека считают пассивным, если он не в состоянии изменить существующую ситуацию или явно повлиять на нее, и подвергается влиянию или движим силами, внешними по отношению к нему. Это общепринятое понятие активности принимает в расчет только фактическую затрату энергии и вызванное ею изменение. Но не делает различия между основополагающими психическими факторами, управляющими активностью.
Примером, хотя и крайним, неплодотворной активности служит активность человека, действующего под гипнозом. У человека в глубоком гипнотическом трансе могут быть открыты глаза, он может ходить и что-то делать, он "действует". Общее определение активности вполне применимо к нему, поскольку происходит затрата энергии и изменения имеют место. Но если мы примем во внимание особый характер и качество этой активности, то обнаружим, что вовсе не загипнотизированный человек является действующим лицом, а гипнотизер, который, благодаря своим актам внушения, действует через него. Хотя гипнотический транс – это искусственное состояние, он дает крайний, но характерный пример ситуации, в которой человек может быть активен, и все же не он подлинный автор своей активности, к которой его принуждают силы, неподвластные ему.
Распространенным
видом неплодотворной активности является
реакция на тревогу, острую или хроническую,
сознаваемую или
Покорная активность сходна с активностью автомата. Здесь Фромм обнаруживает зависимость скорее не от явного авторитета, а от авторитета анонимного, как он представлен в общественном мнении, в культурных моделях, в здравом смысле или в "науке". Человек чувствует или делает то, что ему полагается чувствовать или делать; его активность лишена непосредственности в том смысле, что она зависит не от его собственного ментального или эмоционального состояния, а от внешнего источника.
Иррациональные влечения входят в число самых мощных источников активности. Человек, движимый язвительностью, мазохизмом, завистью, ревностью и всеми другими формами алчности, находится в подчинении у своих влечений; его действия не свободны и не разумны, они противоположны разуму и интересам этого человека, как человеческого существа. Человек, одержимый этими влечениями, повторяет себя, становясь все более негибким, все более стереотипным. Он активен, но он не плодотворен.
Хотя источник этих действий иррационален, а действующий человек не свободен и не рационален, здесь возможны значительные практические результаты, часто приводящие к материальному успеху. Под понятием плодотворности мы имеем в виду не активность, необходимо приводящую к практическим результатам, а установку, способ реакции и ориентации в отношении мира и самого человека в процессе жизни. Мы имеем в виду характер человека, а не его успех.
Плодотворность – это реализация человеком присущих ему возможностей, использование своих сил. Но что такое "сила"? Ирония заключается в том, что это слово обозначает два противоположных понятия: силу – способность и силу – господство. Однако эта противоположность особого рода. Сила-господство действует, если парализована сила-способность. "Сила-господство" – это извращенная форма "силы-способности". Способность человека плодотворно использовать свои силы – это его потенция; неспособность – его бессилие. Силой своего разума он может проникнуть в глубь явлений и понять их сущность. Силой своей любви он может разрушить стену, отделяющую одного человека от другого. Силой своего воображения он может сделать зримыми вещи, еще не существующие; он может планировать и так начинает творить. Когда потенция отсутствует, человеческое отношение к миру извращается в желание господствовать, проявлять свою силу над другими, обращаться с ними, как с вещами. Господство идет в паре со смертью, потенция – с жизнью. Господство проистекает из бессилия и в свою очередь развивает это бессилие, ибо если индивид может заставить кого-то другого служить ему, все более и более парализуется его собственная потребность быть плодотворным.
Информация о работе Бытийные ориентации человеческого существования