Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 22:29, курсовая работа
Целью исследования является анализ формирования человеческого капитала в России и за рубежом.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- определить сущность понятия «человеческий капитал», его генезис и развитие;
- выделить направления инвестиций в человеческий капитал;
- выявить показатели эффективности инвестиций в человеческий капитал;
- определить факторы, оказывающие влияние на формирование человеческого капитала;
- определить основные характеристики человеческого капитала в России, тенденции его развития;
- определить основные характеристики человеческого капитала за рубежом и тенденции его развития.
- выявить основные проблемы развития человеческого капитала.
Введение…………………………………………………………………………
Глава I. Теоретические подходы к исследованию понятия человеческого капитала
1.1 Понятие и сущность человеческого капитала ……………………...
1.2 Инвестиции в человеческий капитал………………………………...
1.3 Показатели эффективности инвестиций в человеческий
капитал ….…………………………………………………………………
1.4 Факторы влияющие на формирование человеческого капитала…..
Глава II. Основные перспективы и тенденции человеческого капитала в России и за рубежом
2.1 Человеческий капитал в России. Проблемы его роста ……………
2.2 Пути повышения уровня российского человеческого
капитала ……………………………………………………………….….
2.3 Человеческий капитал за рубежом ………………………………….
Заключение………………………………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические подходы к исследованию понятия человеческого капитала
1.1 Понятие и сущность человеческого капитала ……………………...
1.2 Инвестиции в человеческий капитал………………………………...
1.3 Показатели эффективности инвестиций в человеческий
капитал ….…………………………………………………………………
1.4
Факторы влияющие на
Глава II. Основные перспективы и тенденции человеческого капитала в России и за рубежом
2.1 Человеческий капитал в России. Проблемы его роста ……………
2.2 Пути повышения уровня российского человеческого
капитала ……………………………………………………………….….
2.3 Человеческий капитал за рубежом ………………………………….
Заключение……………………………………………………
Библиографический
список……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Человеческий капитал представляет собой, совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Применение понятия "человеческого капитала" позволяет понять роль социальных институтов, выяснить не только социальные параметры, но и провести экономический анализ влияния социального фактора на рыночную экономику. В XX в. была разработана теория "человеческого капитала". Согласно этой теории совершенствование качественных характеристик человека в сферах образования и здравоохранения обеспечивает создание экономических ресурсов длительного пользования. Образование трансформирует рабочую силу, придавая ей способность к высококвалифицированному труду, а здравоохранение увеличивает срок и интенсивность использования накопленной индивидом способности к труду. Исходя из этих предпосылок, производительные качества и характеристики работника были признаны особой формой капитала, поскольку они, подобно прочим видам капитализированных ресурсов, обеспечивают своему обладателю получение в течение некоторого времени определенных доходов.
Если взять расчеты Всемирного банка, то получается, что в составе национального богатства США основные производственные фонды (здания и сооружения, машины и оборудование) составляют всего 19%, природные ресурсы - 5, а человеческий капитал -76%. В Западной Европе соответствующие показатели - 23, 2 и 74%; в России - 10,40 и 50%. Поэтому все большая часть исследователей считает человеческий капитал самым ценным ресурсом постиндустриального общества, гораздо более важным, чем природное или накопленное богатство. Уже сейчас во всех странах человеческий (интеллектуальный) капитал предопределяет темпы экономического развития и научно-технического прогресса. Соответственно усиливается и интерес общества к системе образования как к основе производства этого капитала.
Несмотря на безусловную востребованность теории человеческого капитала, разрабатывается она в основном американскими и английскими учеными. Вклад российских экономистов в ее развитие пока достаточно скромен. Глубокий трансформационный кризис, который вот уже более 19 лет переживает наша экономика, заставил многих российских ученых иначе взглянуть на роль человеческого капитала и системы образования в жизни современного общества.
В сегодняшней не совсем стабильной российской ситуации на фоне Америки в политической и экономической областях все чаще высказываются мнения о неэффективности российского образования якобы неспособного обеспечить желанный прорыв, о необходимости реформировать нашу систему образования по образу и подобию американской. Эти факты определили выбор темы для данного исследования.
Актуальность темы конкурсной работы связана с анализом объективной оценки конкурентоспособности образования и науки, определения возможных точек роста, сильных и слабых сторон инновационной системы, а также рассмотрения разработки необходимых мер для превращения человеческого капитала в реальный ресурс социально-экономических преобразований, как в России, так и за рубежом.
Целью исследования является анализ формирования человеческого капитала в России и за рубежом.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- определить сущность понятия «человеческий капитал», его генезис и развитие;
- выделить направления инвестиций в человеческий капитал;
- выявить показатели эффективности инвестиций в человеческий капитал;
- определить факторы, оказывающие влияние на формирование человеческого капитала;
- определить основные характеристики человеческого капитала в России, тенденции его развития;
- определить основные характеристики человеческого капитала за рубежом и тенденции его развития.
- выявить основные проблемы развития человеческого капитала.
Объектом исследования является формирование человеческого капитала.
Предметом изучения являются основные характеристики человеческого капитала в России и за рубежом.
Методы исследования. Были использованы методы изучения и анализа литературных источников, официальных материалов статистических сборников, информация, изложенная в научных статьях.
Структура конкурсной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка использованных источников.
Для написания конкурсной работы были использованы следующие источники: ?????????????????????????????? и интернет источники.
Практическая
значимость работы.
Данная работа может послужить материалом
для создания научных работ.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПОНЯТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
1.1 Понятие и сущность человеческого капитала
Первоначально
под человеческим капиталом понималась
лишь совокупность инвестиций в человека,
повышающая его способность к
труду — образование и
Человеческий капитал — это совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Гэри Беккер развил эту идею, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению. Изначально первые задатки данного термина развивал Теодор Шульц, Беккер стал его последователем. В научной литературе понятие человеческого капитала (Human Capital) появилось в публикациях второй половины XX века в работах этих двух ученых-экономистов (1992 г.). По вопросу состава человеческого капитала Г. Беккер предлагает выделять в нем капитал образования (знания общие и специальные), капитал здоровья, капитал профессиональной подготовки (квалификация, навыки, производственный опыт), капитал миграции, а также обладание экономически значимой информацией и мотивацией к экономической деятельности.
Высокий уровень и качество накопленного человеческого капитала необходимы для ускоренного осуществления институциональных реформ, трансформации государства, технологического обновления производств, рыночных преобразований экономики и т. д. В итоге, достаточно высокий уровень и качество человеческого капитала страны с догоняющей экономикой обеспечивают её выход на стабильный рост душевого ВВП и повышение уровня и качества жизни населения. Таким образом, человеческий капитал, является главной доминантой возможного стабильного роста экономик развивающихся стран1.
Многие исследователи пытались отделить влияние образовательного фактора на рост будущих доходов от влияния социального происхождения, здоровья и способностей. Использовались различные методики и модели, но результаты, к которым приходят разные авторы в отношении значения образовательного фактора, практически совпадают: суммарное воздействие
всех факторов, за исключением образования, составляет не более 40%, а то и 60% разницы в доходах человека объясняется уровнем его образования2.
Понятие человеческого капитала является естественным развитием и обобщением понятий человеческого фактора и человеческого ресурса. Экономическая категория «человеческий капитал» формировалась постепенно, и на первом этапе ограничивалось знаниями и способностью человека к труду. Причем, длительное время человеческий капитал считался только социальным фактором развития, то есть затратным фактором, с точки зрения экономической теории. Считалось, что инвестиции в воспитание, в образование являются непроизводительными, затратными. Во второй половине XX столетия отношение к человеческому капиталу и образованию постепенно кардинально изменилось.
Многие ученые согласны, что повышение образования опосредованно увеличивает капитал здоровья человека и его социальное благополучие. Поэтому некоторые исследователи прибавляют 15-20% к определенным ранее 60%; высказывают мнение, что совокупный вклад образования в рост будущих доходов общества и индивидуума составляет не
менее 75-80%3. Таким образом, логично утверждать, что образование является ведущей отраслью производства человеческого капитала, фундаментом будущего благополучия человека и всего общества. Именно поэтому в постиндустриальных странах, прежде всего в США, сформировался своеобразный культ образования, питаемый не только общественным мнением, регулярными встречами президента с лучшими студентами, аспирантами, преподавателями и представлением их как "интеллектуального достояния нации", но и постоянной популяризацией американской системы образования как лучшей в мире и эталоном для других стран.
Ядром человеческого капитала, конечно, был и остается человек, но ныне — человек образованный, созидательный и инициативный, обладающий высоким уровнем профессионализма. Сам же человеческий капитал определяет в современной экономике основную долю национального богатства стран, регионов, муниципальных образований и организаций. В то же время доля неквалифицированного труда в ВВП развитых и развивающихся стран, включая Россию, становится все меньше, а в технологически передовых странах она уже мала.
В настоящее время на базе теории и практики человеческого капитала формируется и совершенствуется успешная парадигма развития США и ведущих европейских стран. На основе теории человеческого капитала, отставшая было, Швеция модернизировала свою экономику и вернула в 2000-х годах лидерские позиции в мировой экономике. Финляндия за исторически короткий период времени сумела перейти от сырьевой в основном экономики к инновационной экономике и создать свои собственные конкурентоспособные высокие технологии, не отказываясь от глубочайшей переработки своего главного природного богатства — леса. Таким образом она сумела выйти на первое место в мире по конкурентоспособности экономики в целом. Более того, именно на доходы от переработки леса в товары с высокой добавленной стоимостью и создавали финны свои инновационные технологии и продукты.
Если
рассматривать ранние подходы к
понятию человеческого
Многие ученые подчеркивают важное значение в формировании и накоплении способностей человека такого ресурса как «человеческое время». «Запас человеческого времени является столь же базовым, - пишет Л. Туроу, - как и запас ресурсов. - Это - главный актив человеческого капитала, который позволяет индивидууму приобретать другие активы человеческого капитала». Значение запаса жизненного времени осознается к закату жизни или в стрессовых, чрезвычайных ситуациях, когда требуется мобилизация всех внутренних потенций человека.