Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 14:21, курсовая работа
В психологических знаниях в общественном виде отражены уже познанные психологические закономерности обучения и воспитания, формирование личности на разных возрастных этапах в условиях различных видах деятельности (игра, учение, труд), существенные связи в сфере педагогических психологических явлений. Психологическая наука накопила немало ценных фактов, использование которых может обогатить содержание и организацию трудового и производственного труда, более плотно использовать резерв школьника, обеспечить в трудовом воспитании систему и тем самым повысить его воспитательную ценность.
ВВЕДЕНИЕ
1.РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКА ПО ВЯЗАНИЮ «ПАУТИНКА»
Роль кружковых занятий в развитии учащихся _________________
Понятие о способностях. ___________________________________
Понятие о творчестве ______________________________________
Условия развития творческих способностей ___________________
Подростковый возраст _____________________________________
Принципы организации внеклассной работы ___________________
Методика проведения занятий _______________________________
Применяются следующие виды наглядных пособий: демонстрация различных реальных предметов; показ изделий и макетов; изображение предметов, процессов и зарисовка на доске; условие изображения.
Учитель должен руководить восприятием показываемого учащимся, направлять их внимание на главные и существенные стороны объекта, не перегружать наглядными пособиями, использовать их в таком количестве, которое необходимо для достижения цели. Если на занятии предстоит показать несколько пособий, то рассматривать их следует по мере надобности, а не все сразу.
Воспитание учащихся во времени трудового обучения. Процессы обучения и воспитания осуществляются в органическом единстве. Их объединяет общая цель – формирование всесторонне развитой личности.
Однако воспитание в процессе внеклассного мероприятия осуществляется не стихийно. Его цели, содержание, направленность и эффективность воздействия на учащихся зависит от многих условий: содержание труда, его организация и методики, условий труда, коллектива, личности учителя и др.
Содержание
внеклассного мероприятия, скажем по труду,
определяется программой. Однако при
отборе видов труда необходимо учитывать
интересы учащихся, их индивидуальные
особенности и уровень
Воспитательное воздействие на учащихся во многом и в различной мере зависит от нравственного облика учителя, проводящего занятия, его знаний и умений, организаторских способностей, отношение к делу и учащимся, педагогическое мастерства, такта и других качеств. В большинстве случаев это воздействие является решающим.
1.7
Методика проведения
занятий
Учащиеся будут активно работать в кружке, творчески, аккуратно выполнять задания, хорошо посещать занятия только в том случае, если дело, которым они занимаются, их увлекает, вызывает живой интерес. Поэтому руководителю с первых же дней необходимо наладить контакт с кружковцами, заинтересовать их. Учащиеся должны воспринимать занятия в кружке не как дополнительную нагрузку, а как творческий отдых.
Изучение теоретических вопросов по каждой теме должно предшествовать выполнению практических работ. Поскольку детей больше интересует практическая работа, теоретические вопросы рекомендуется освещать в краткой, доступной форме, учитывая возраст ребят. Не следует загружать кружковцев записями и выполнением сложных чертежей.
Можно
рекомендовать следующее
1. Организационный момент -10 мин.
2. Проверка выполнения работ -10 мин.
3. Изучение нового материала:
теоретические сведения -10мин.
практические работы
4. Уборка помещений - 10 мин.
Изучение теоретических вопросов проводится фронтально. Руководитель излагает новый материал, сопровождая рассказ демонстрацией образцов изделий, чертежей и др.
В процессе выполнения практической работы проводится индивидуальный инструктаж.
Руководитель кружка должен контролировать выполнение работы учащимися. Типичные ошибки, обнаруженные в процессе проверки заданий, разбираются со всей группой. Это способствует закреплению знаний и умений учащихся.
Работу рекомендуется строить так, чтобы на каждом очередном занятии кружковцы получали новые знания в проработках изделия или деталей, в выполнении новых образцов узоров. Это будет поддерживать интерес к работе. Однако надо учитывать, что проработка большого количества новых образцов утомляет детей. В течение учебного года желательно выполнить 40-50 образцов узоров, постепенно усложняя технику вязания. По каждому виду петель желательно давать два-три узора.
На занятиях учащиеся ведут тетрадь, в которой делают краткую запись приемов проработки изделий, деталей и образцов узоров. Связанные образцы узоров закрепляют в альбоме и нумеруют.
Надо учитывать индивидуальные способности кружковцев. К тем, кто быстрее и лучше выполняет задания, можно предъявлять повышенные требования. Если у ученика не ладится работа, то нельзя постоянно подчеркивать это, иначе можно отбить желание к работе. Такому ученику надо помочь, при удобном случае похвалить его, что поднимает настроение, трудоспособность, вселяет уверенность.
Если ученик способен выполнить изделие дополнительно, сверх программы, то руководитель кружка должен помочь ему в проработке этого изделия.
Надо постоянно развивать творческие способности детей. Важно, чтобы они сами продумывали узор, фасон, а руководитель направлял их советами.
Большое внимание следует уделять воспитательной работе. Дети должны выполнять правила поведения, аккуратно посещать занятия, помогать отстающим товарищам, выполнять общественные нагрузки – участвовать в оформлении выставок изготовлении наглядных пособий и т.д. Из числа наиболее активных кружковцев, проявляющих особый интерес к занятиям, готовят инструкторов. По желанию они могут быть направлены в лагерь для ведения кружковой работы в процессе отдыха. С этими кружковцами руководитель дополнительно проводит занятия. Инструкторы должны хорошо усвоить программу летней работы кружка, овладеть методикой передачи своего опыта.
Руководителю рекомендуется наладить связь с родителями, приглашать их на отчетные выставки детей.
Большое
воспитательное значение имеет подведение
итогов, анализ и оценка. Оценка должна
носить объективный, обоснованный характер.
Пример: Кружок первого года обучения
Вводное
занятие
Руководитель знакомится с группой, рассказывает о режиме работы кружка, правилах поведения. Учащиеся не должны без уважительных причин пропускать занятия, так как это ведет к отставанию от группы и нарушает последовательность изучения материала. Все должны приходить на занятия в пионерской или школьной форме. Следует разъяснить кружковцам, что с инструментами, материалами и наглядными пособиями надо обращаться очень бережно. Важно также подчеркнуть, что выполнять работу надо очень аккуратно, чтобы готовое изделие получилось чистым, красивым. Для этого незавершенное изделие должно храниться между занятиями в специальном мешочке или кусочке ткани. Руки перед работой надо мыть; если они потеют, их надо мыть и в процессе работы. На колени во время работы рекомендуется положить кусочек ткани, для того чтобы не пачкать изделие (особенно светлое) и предохранить одежду от шерстяных ворсинок.
Руководитель
рассказывает о программе первого
и второго года обучения, показывает
вязаные изделия, альбомы с образцами
узоров, детали и чертежи. Знакомство с
наглядными пособиями, как правило, вызывает
у детей большой интерес и желание овладеть
искусством вязания. Педагог дает детям
высказаться и отвечает на интересующие
их вопросы.
Занятие
1
Цель. Кратко ознакомить учащихся с историей вязания, инструментами и пряжей.
Содержание. История вязания.
- История вязания
Знакомство с инструментами, пряжей, требованиями безопасного труда. Руководитель показывает различные виды ниток, объясняет, в каких случаях используют ту или иную пряжу, сколько ниток нужно для того или иного изделия (об этом руководитель будет говорить почти на всех занятиях, когда речь пойдет о конкретных изделиях). Он демонстрирует различные виды спиц, рассказывает об их применении и правилах безопасной работы со спицами.
Учащиеся
записывают, что нужно для работы.
Занятия 2-3
Цель. Ознакомить учащихся с техникой вязания: набором петель начального ряда, вывязыванием лицевой, изнаночной петель, а также с закреплением последнего ряда петель.
Содержание. Руководитель объясняет назначение начального ряда петель, знакомит с техникой его выполнения. Затем показывает приемы вывязывания лицевой петли. Ее можно выполнять двумя способами (лицевой и лицевой скрещенный). Следует остановиться на выполнении лицевой петли первым способом. Педагог показывает, как вывязывают краевые петли. Затем дети усваивают технику вязания изнаночной петли, которую также можно выполнять двумя способами (изнаночной и изнаночной скрещенной). Следует остановиться на первом способе. Руководитель рассказывает о технике закрепления последнего ряда петель, показывает, как это делается.
Кружковцы выполняют практическую работу. Руководитель инструктирует каждого ученика.
Следует сразу же обращать внимание школьников на плотность вязания полотна. Петли должны скользить по спине свободно, но вторая спица не должна проходить в эти петли. На конкретных примерах учитель объясняет значение номера спиц и правильность выполнения петли. Если дети вяжут слишком туго или слабо, надо помочь им исправить эту ошибку.
С первых же занятий необходимо обращать внимание на осанку, правильное положение корпуса ученика, положение его рук (сгиб в локтях) и положение пальцев, а также на правильность их движения.
Практическая работа. Выполнение набора петель начального ряда, вывязывание лицевой и изнаночной петель, закрепление последнего ряда петель.
Цель. Ознакомить детей со свойствами трикотажного полотна и особенностями основных переплетений; научить их выполнению.
Содержание. Руководитель рассказывает о свойствах трикотажного полотна и особенностях основных переплетений: чулочного, платочного вязания и двухлицевого (резинки).
Гладкое однолицевое вязание, или чулочное, имеет ярко выраженную лицевую и изнаночную сторону. С лицевой стороны видны отрезки петель в виде палочек, с изнаночной в виде дуг. Гладкое однолицевое вязание распускается с любой стороны (сверху вниз и снизу вверх). Недостаток этого вида вязания заключается в том, что оно закручивается с краев, поэтому края изделия, их отделку нельзя выполнять чулочным вязанием. Гладкое однолицевое вязание растягивается по ширине и длине.
Двухизнаночное вязание, или платочное, получается в результате чередования ряда лицевых и изнаночных петель. Обе стороны этого вязания похожи на изнаночную сторону однолицевого вязания. Двухизнаночное вязание распускается с обеих сторон, растягивается в ширину и длину. Оно не закручивается с краев, поэтому его используют для вязания платков (откуда и название – платочное), а также для отделки краев изделий.
Двухлицевое вязание, или ластик (резинка), образуется путем чередования лицевых столбиков с изнаночными. Двухлицевыми оно называется потому, что обе его стороны в свободном состоянии сходны с лицевой стороной гладкого однолицевого вязания.
Двухлицевое вязание распускается в обратном направлении, т.е. сверху вниз. С краев оно не закручивается и обладает большой эластичностью (откуда и произошло слово «ластик»), упругостью и растяжимостью по ширине. В связи с этими свойствами это переплетение используют при вязании таких частей в изделии, которые должны плотно прилегать к телу и в то же время при необходимости хорошо растягиваться. Руководитель знакомит кружковцев с понятием «раппорт» узора и краткой записью его. Дает запись основных узоров (чулочного, платочного, резинки).
Практическая работа. Вывязывание образцов.
Цель. Ознакомить детей с сочетанием лицевых и изнаночных петель; научить вязанию рельефных узоров.
Содержание. Педагог показывает образцы узоров с сочетанием лицевых и изнаночных петель, а также рельефные и плоские узоры в изделиях, дает запись рельефных узоров: с 1-го по 9-й (они приведены далее в книге).