Вязание

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

В психологических знаниях в общественном виде отражены уже познанные психологические закономерности обучения и воспитания, формирование личности на разных возрастных этапах в условиях различных видах деятельности (игра, учение, труд), существенные связи в сфере педагогических психологических явлений. Психологическая наука накопила немало ценных фактов, использование которых может обогатить содержание и организацию трудового и производственного труда, более плотно использовать резерв школьника, обеспечить в трудовом воспитании систему и тем самым повысить его воспитательную ценность.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКА ПО ВЯЗАНИЮ «ПАУТИНКА»
Роль кружковых занятий в развитии учащихся _________________
Понятие о способностях. ___________________________________
Понятие о творчестве ______________________________________
Условия развития творческих способностей ___________________
Подростковый возраст _____________________________________
Принципы организации внеклассной работы ___________________
Методика проведения занятий _______________________________

Работа содержит 1 файл

курсовая Паутинка.doc

— 249.50 Кб (Скачать)

    Вместо  имевшихся в трудовом обучении объектов труда, которые выполняли все учащиеся без учета потребностей и спроса на них, по заранее заданным эскизам и технологическим картам в творческих проектах учащиеся проектируют изделия (услуги) от идеи до воплощения в реальность с учетом потребностей, традиций, возможностей. Причем все этапы проектирования требуют интеллектуальной подготовки, поиска материалов, инструментов, оборудования и т. д.

    Создания  своим разумом и изготовленная  своими руками вещь с учетом достижений научно – технического прогресса, требований дизайна и техноэтики делает человека добрее, гуманнее, бережливее. Трудовая воспитанность учащихся возрастает в процессе постижения технологической культуры, проектно – технологической деятельности через                  учебно - игровую,           учебно - экспериментальную        и                          учебно – производственную деятельность.

    Освоение  эволюции техносферы, средств и приемов  преобразования первичных ресурсов в нужный продукт для определенного  уровня развития общества, создание красивых вещей с учетом дизайна, технологии способствуют эстетическому воспитанию школьников. В настоящее время заметен всплеск народного творчества и ремесел. Это не ностальгия о прошлом и не наша бедность. Просто, потребность создать красивую вещь, спроектировать красивую траекторию жизни и карьеры – это содержится в генах большинства юношей и девушек, и «технология» усиливает их возможности, способствует выявлению и развитию задатков и способностей личности. При этом следует учитывать то, что современная техника способна повысить некогда архаичные технологии народных ремесел до уровня высоких. Так, ручное вязание с успехом заменяет машинным и даже в автоматическом режиме, то есть управляемое с помощью компьютера.

    Выполнение  проектов вообще начинается со сбора, накопления и переработки информации. А для этого необходимо использовать возможности различных источников информации: журналов и газет, книг, радио и телевидения, ПЭВМ. Таким образом, образовательная область «Технология», при ее умелом освоении, поможет снять с многих подростков ярлык «второсортности», создать комфортную среду в триаде «ученик – учитель – родители», сформировать в будущем полноценное общество реально мыслящих людей.

    Нами  разработана модель совместной творческой деятельности учителя и учащихся (см. таблицу ниже).

                                                    
 

Таблица 1 

п/п

Стадии выполнения

проектов

Деятельность

учащихся

Деятельность

Учителя

I.Организационно – подготовительный этап
1.1. Поиск проблемы 

 

Слушает учителя, 

Анализирует услышанное

Ставит перед  учащимися проблему; предлагает банк проектов; раскрывает требование к  проектам, технологию их выполнения и  критерии оценивания
1.2. Выбор и обоснование

проекта

Осуществляет  маркетинговые исследования, выявляет потребности, интеллектуальные и материальные возможности самого и школы Наблюдает за учащимися, консультирует,            контролирует, участвует в принятии решения 
1.3. Анализ предстоящей

деятельности

Анализирует предстоящую  деятельность; разрабатывает   «звездочку обдумывания»

                               

Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает
1.4. Разработка  различных 

вариантов выполнения

проекта

История проекта; рисунки и схемы различных  вариантов, определения их достоинств и недостатков Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает
1.5. Выбор оптимального

варианта

Выбирает из многих вариантов наиболее  подходящий Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает
1.6. Подбор материала

Разрабатывает звездочки обдумывания: «Материалы», «Оборудование» Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает
1.7. Разработка  техноло-

гического процесса и

конструкторско  – 

технологической до –

кументации

Выбирает и  анализирует рациональную технологию; составляет технологические карты, чертежи, эскизы; осуществляет конструирование  и моделирование; определяет режимы работы и затраты времени; уточняет критерии контроля Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает
1.8. Организация рабочего места

 
 

Подбирает и  размещает на рабочем месте материалы, инструменты и приспособления Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает
 
II. Технологический этап
2.1. Выполнение  техноло –

гических  операций

Подбирает режимы обработки; осуществляет контроль качества обработки деталей  Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает
2.2. Самоконтроль  своей деятельности

Осуществляет  самоконтроль своей деятельности; вносит изменения в технологический  процесс Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает
2.3. Корректирование технологического процесса

Корректирует  последовательность операций, режимы обработки, последовательность сборки Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает
2.4. Соблюдение  техноло –

гической, трудовой дисциплины, культуры труда

Контролирует технологический процесс; соблюдает технологическую и трудовую дисциплину; контролирует организацию рабочего места Наблюдает, консультирует, контролирует, помогает, обобщает
III. Заключительный этап
3.1. Контроль и  испытание изделия (услуги)

Осуществляет  контроль и корректировку параметров изделия; проводит испытание изделия 
Наблюдает, консультирует, оказывает помощь обобщает
3.2. Корректирование до –

кументации 

Подготовка  документации к защите; проектирование (проект, чертежи, рисунки, эскизы, технологические карты) Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает
3.3. Экономико –

экологическое обоснование

Рассчитывает  себестоимость изделия, (услуги); разрабатывает (при необходимости) бизнес – план; проводит экологическую экспертизу Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает
3.4. Мини – маркетинговые  исследования

Разрабатывает рекламу, товарный знак изделия (услуги); осуществляет поиск предложений  возможностей реализовать изделия (услуги) Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает
3.5. Подведение  итогов

Самоанализ  достоинств и недостатков проекта; самооценка результатов; перспективы  производства Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает
3.6. Защита проекта Доклад и  демонстрация; ответы на вопросы Слушает, участвует  в оценке проекта (услуге)
 
 
 

       Последовательность (этапы)  выполнения творческого  проекта

    Таблица 2

    Название  этапа

         

                 Содержание работы
    Постановка  проблемы      Учитель ставит перед учащимися проблему; предлагает банк проектов; раскрывает требование к проектам, технологию их выполнения и критерии оценивания
    Исследование, заимствование идей

    Обоснование темы проекта 

        
    Опираясь на собственные знания и анализируя источники информации (банк данных и предложений, книги, журналы, газеты, теле-видео-радиоинформацию, рекламные буклеты, справочники и др.), учащиеся исследуют потребность в определенных изделиях и услугах для дома, школы, организации досуга, производства,
    Название  этапа                                  Содержание работы
     
         
    Сферы обслуживания и т.д.; проводят мини-маркетинговые  исследования

    Определение темы проекта.

    Анализ  предстоящей деятельности-составление  «звездочки обдумывания» (схематичное изображение составляющих творческого проекта)

    Исследование  объекта проектирования Исследование  истории проекта, конспектирование.

    Художественное  моделирование: выполнение набросок, эскизное проектирование (эскизы альтернативных моделей изделий), изготовление наглядных рисунков, чертежей. Дизайн-анализ, определение достоинств и недостатков альтернативных моделей и вариантов

    Развитие  идей Анализ и  синтез лучших идей. Выбор и развитие из многих вариантов наиболее подходящего  решения (модели). Разработка рабочего эскиза модели с описанием. Детальное исследование и оценка возможностей (интеллектуальных, материальных, финансовых);

    выбор материалов, инструментов, оборудования;

    • предварительно экономические расчеты себестоимости;

    мини-маркетенговые исследования (если изделие производится с целью реализации);

    •экологические  ограничения и достоинства проекта, безопасность труда и т.п.

    Конструирование, техническое моделирование, изготовление выкроек

    Название  этапа           Содержание работы
    Планирование Разработка рациональной технологии изготовления с учетом требований дизайна. Уточнение и постановление четких планов. Определение критериев контроля. Разработка технологических карт
    Организация и технология изготовления изделия Организация рабочего места. Раскладка, раскрой, технологическая обработка изделия. Текущий самоконтроль и корректировка своей деятельности. Рассмотрение дизайна в качестве улучшение проекта в процессе обработки, примерок
    Эколого-экономическое  обоснование 
         
    Проведение  экологической экспертизы изделия.

    Подсчет себестоимости  изготовленного изделия, предполагаемых прибыли и сроков окупаемости. Разработка (при необходимости) бизнес-плана, товарного  знака изделия (услуги). Выбор рынка  для реализации проекта.

    Возможные идеи дальнейшего совершенствования 

         
    Подведение  итогов 
     
     
         
    Подготовка  документации к защите.

    Самооценка проекта (достоинство и недостатки, самооценка результатов). Перспективы производства

    Защита  проекта 
         
    Доклад и  демонстрация; ответы на вопросы
 
 

                               Развитие и воспитание способностей 

    Успешное  выполнение деятельности становится доступным  не сразу.

    Способности формируются и развиваются в  деятельности. В процессе деятельности образуются нужные системы условных связей и одновременно тренируются, развиваются применительно к условиям деятельности свойства основных нервных процессов, а так же особенности соотношения сигнальных систем. Весь этот процесс в целом и есть развитие способностей. Ведущая роль в нем принадлежит образованию условных связей.

    Включение в деятельность есть основной путь развития способностей.  

                          Проектирование уроков творчества 

    Цели  и задачи уроков. Бессмысленно проектировать «хороший процесс обучения» с «хорошим содержанием», если нет четкого определения конечной цели. Так же нельзя и создать уроки творчества, предполагающие обучение творчеству вообще, развитие творческих способностей вообще. Если начинать проектирование с «бескритерийным» заданием, то получится, как в сказку: пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что. Поэтому проектирование начинается с четкого определения конечной цели.

    При выборе этой цели исходили из общих  целей обучения творчеству, имеющегося педагогического опыта учителя, который должен был вести уроки  творчества; его специальности, квалификации и конкретных условий школы.

    Общее развитие и формирование качеств  творческой личности подростков, эта  цель моет быть достигнута благодаря  созданию условий разнообразной  деятельности для выявления и  развития способностей детей (вооружение их способами деятельности, обучение с реальными предметами и их образами, раскрытие путей и способов осуществления деятельности). Поэтому конкретные задачи были сформулированы так:

  1. Включить детей в разнообразную деятельность. Это достигается специально подобранными видами практических работ (20-25 наименований). Успешное выполнение этих работ (в своем неповторимом варианте, т.е. творческое) требует использования знаний по труду, рисованию, черчению и др. Усвоение этих основных знаний в процессе изготовления конкретных изделий способствует, в свою очередь, их глубокому теоретическому осмыслению в старших классах.
  2. Выработать гибкие умения, позволяющие учащимся быстро осваивать новые виды труда (деятельности), т.е. перенос знаний и навыков.
  3. Развить сообразительность и быстроту реакции при решении различных новых задач, связанных с практической деятельностью.

    Исходные  принципы. Анализируя многолетний опыт, учитывая цели и задачи обучения творчеству, а также психологические особенности школьников этого возраста, мы сформулировали исходные принципы, ориентиры, которыми руководствуемся при проектировании и организации уроков творчества.

  1. Знание – фундамент творчества. Творческая деятельность ученика не может выйти за пределы имеющихся у него знаний. До начала обучения творческой деятельности у подростков практически отсутствуют необходимые для выполнения работ знания. К творчеству ребенка надо подводить, постепенно основываясь на уже имеющейся у него информации, которую учитель уже сообщил ему и которую надо закрепить на практике.
  2. Строгий отбор учебного материала.. Раз в единицу времени ученик может усвоить определенное, а не безграничное количество информации, надо строго отобрать сведения, нужные для решения данной задачи (или задач).
  3. Многократность повторения по-разному организованного изучаемого материала. Повторение не должно быть монотонным воспроизведением одного и того же материала, чтобы не снизить интереса к знаниям, не вызвать усталости и равнодушия к обучению.
  4. Разностороннее развитие ученика. Разностороннее развитие ученика резко повышает эффективность обучения, как в скорости изучаемого материала, так и в приспособляемости к новым видам труда, ранее в практике ученика не встречавшимся.
  5. Формирование устойчивых интересов. С интересом подросток может делать одну и ту же работу не более чем на 3-5 занятиях. Следовательно, чтобы поддержать интерес к труду, надо достаточно часто менять виды работ: 1-2 занятий на изготовление модели; 2-3 – на изготовление узора..
  6. Обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого. Подросток полностью находится под влиянием взрослого. Бесполезно ждать от ребенка творческих (в прямом смысле) и сколько-нибудь грамотных работ без руководства взрослых, даже если это и «сверходаренный» ребенок.
  7. Постоянный контроль учителя за работой ученика. Все действия ученика при выполнении работ различных видов должны находиться под полным контролем учителя, даже если навык вроде бы уже и осмыслен. В случае ослабления контроля навык может или исчезнуть совсем, или трансформироваться в неправильный.
  8. Индивидуальный подход. Даже первоклассники, хотя им всего 7 лет, в силу различных причин уже отличаются друг от друга и уровнем умственного развития, и интересами, и способностями, и психическими качествами. И если всех «стричь под одну гребенку», можно многим ученикам нанести большой ущерб в обучении и воспитании. Их интересы и особенности надо учитывать при проектировании процесса обучения.

Информация о работе Вязание