Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 14:21, курсовая работа
В психологических знаниях в общественном виде отражены уже познанные психологические закономерности обучения и воспитания, формирование личности на разных возрастных этапах в условиях различных видах деятельности (игра, учение, труд), существенные связи в сфере педагогических психологических явлений. Психологическая наука накопила немало ценных фактов, использование которых может обогатить содержание и организацию трудового и производственного труда, более плотно использовать резерв школьника, обеспечить в трудовом воспитании систему и тем самым повысить его воспитательную ценность.
ВВЕДЕНИЕ
1.РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКА ПО ВЯЗАНИЮ «ПАУТИНКА»
Роль кружковых занятий в развитии учащихся _________________
Понятие о способностях. ___________________________________
Понятие о творчестве ______________________________________
Условия развития творческих способностей ___________________
Подростковый возраст _____________________________________
Принципы организации внеклассной работы ___________________
Методика проведения занятий _______________________________
Вместо имевшихся в трудовом обучении объектов труда, которые выполняли все учащиеся без учета потребностей и спроса на них, по заранее заданным эскизам и технологическим картам в творческих проектах учащиеся проектируют изделия (услуги) от идеи до воплощения в реальность с учетом потребностей, традиций, возможностей. Причем все этапы проектирования требуют интеллектуальной подготовки, поиска материалов, инструментов, оборудования и т. д.
Создания своим разумом и изготовленная своими руками вещь с учетом достижений научно – технического прогресса, требований дизайна и техноэтики делает человека добрее, гуманнее, бережливее. Трудовая воспитанность учащихся возрастает в процессе постижения технологической культуры, проектно – технологической деятельности через учебно - игровую, учебно - экспериментальную и учебно – производственную деятельность.
Освоение эволюции техносферы, средств и приемов преобразования первичных ресурсов в нужный продукт для определенного уровня развития общества, создание красивых вещей с учетом дизайна, технологии способствуют эстетическому воспитанию школьников. В настоящее время заметен всплеск народного творчества и ремесел. Это не ностальгия о прошлом и не наша бедность. Просто, потребность создать красивую вещь, спроектировать красивую траекторию жизни и карьеры – это содержится в генах большинства юношей и девушек, и «технология» усиливает их возможности, способствует выявлению и развитию задатков и способностей личности. При этом следует учитывать то, что современная техника способна повысить некогда архаичные технологии народных ремесел до уровня высоких. Так, ручное вязание с успехом заменяет машинным и даже в автоматическом режиме, то есть управляемое с помощью компьютера.
Выполнение проектов вообще начинается со сбора, накопления и переработки информации. А для этого необходимо использовать возможности различных источников информации: журналов и газет, книг, радио и телевидения, ПЭВМ. Таким образом, образовательная область «Технология», при ее умелом освоении, поможет снять с многих подростков ярлык «второсортности», создать комфортную среду в триаде «ученик – учитель – родители», сформировать в будущем полноценное общество реально мыслящих людей.
Нами разработана модель совместной творческой деятельности учителя и учащихся (см. таблицу ниже).
Таблица 1
№
п/п |
Стадии выполнения
проектов |
Деятельность
учащихся |
Деятельность
Учителя |
I.Организационно – подготовительный этап | |||
1.1. | Поиск проблемы |
Слушает учителя,
Анализирует услышанное |
Ставит перед учащимися проблему; предлагает банк проектов; раскрывает требование к проектам, технологию их выполнения и критерии оценивания |
1.2. | Выбор и обоснование
проекта |
Осуществляет маркетинговые исследования, выявляет потребности, интеллектуальные и материальные возможности самого и школы | Наблюдает за учащимися, консультирует, контролирует, участвует в принятии решения |
1.3. | Анализ предстоящей
деятельности |
Анализирует предстоящую
деятельность; разрабатывает «звездочку
обдумывания»
|
Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает |
1.4. | Разработка
различных
вариантов выполнения проекта |
История проекта; рисунки и схемы различных вариантов, определения их достоинств и недостатков | Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает |
1.5. | Выбор оптимального
варианта |
Выбирает из многих вариантов наиболее подходящий | Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает |
1.6. | Подбор материала
|
Разрабатывает звездочки обдумывания: «Материалы», «Оборудование» | Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает |
1.7. | Разработка
техноло-
гического процесса и конструкторско – технологической до – кументации |
Выбирает и анализирует рациональную технологию; составляет технологические карты, чертежи, эскизы; осуществляет конструирование и моделирование; определяет режимы работы и затраты времени; уточняет критерии контроля | Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает |
1.8. | Организация рабочего
места
|
Подбирает и размещает на рабочем месте материалы, инструменты и приспособления | Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает |
II. Технологический этап | |||
2.1. | Выполнение
техноло –
гических операций |
Подбирает режимы обработки; осуществляет контроль качества обработки деталей | Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает |
2.2. | Самоконтроль
своей деятельности
|
Осуществляет самоконтроль своей деятельности; вносит изменения в технологический процесс | Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает |
2.3. | Корректирование
технологического процесса
|
Корректирует последовательность операций, режимы обработки, последовательность сборки | Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает |
2.4. | Соблюдение
техноло –
гической, трудовой дисциплины, культуры труда |
Контролирует технологический процесс; соблюдает технологическую и трудовую дисциплину; контролирует организацию рабочего места | Наблюдает, консультирует, контролирует, помогает, обобщает |
III. Заключительный этап | |||
3.1. | Контроль и
испытание изделия (услуги)
|
Осуществляет
контроль и корректировку параметров
изделия; проводит испытание изделия |
Наблюдает, консультирует, оказывает помощь обобщает |
3.2. | Корректирование
до –
кументации |
Подготовка документации к защите; проектирование (проект, чертежи, рисунки, эскизы, технологические карты) | Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает |
3.3. | Экономико –
экологическое обоснование |
Рассчитывает себестоимость изделия, (услуги); разрабатывает (при необходимости) бизнес – план; проводит экологическую экспертизу | Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает |
3.4. | Мини – маркетинговые
исследования
|
Разрабатывает рекламу, товарный знак изделия (услуги); осуществляет поиск предложений возможностей реализовать изделия (услуги) | Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает |
3.5. | Подведение
итогов
|
Самоанализ достоинств и недостатков проекта; самооценка результатов; перспективы производства | Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает |
3.6. | Защита проекта | Доклад и демонстрация; ответы на вопросы | Слушает, участвует в оценке проекта (услуге) |
Последовательность (этапы) выполнения творческого проекта
Таблица 2
Название
этапа
|
Содержание работы |
Постановка проблемы | Учитель ставит перед учащимися проблему; предлагает банк проектов; раскрывает требование к проектам, технологию их выполнения и критерии оценивания |
Исследование,
заимствование идей
Обоснование
темы проекта |
Опираясь на собственные знания и анализируя источники информации (банк данных и предложений, книги, журналы, газеты, теле-видео-радиоинформацию, рекламные буклеты, справочники и др.), учащиеся исследуют потребность в определенных изделиях и услугах для дома, школы, организации досуга, производства, |
Название этапа | Содержание работы |
|
Сферы обслуживания
и т.д.; проводят мини-маркетинговые
исследования
Определение темы проекта. Анализ
предстоящей деятельности- |
Исследование объекта проектирования | Исследование
истории проекта, конспектирование.
Художественное моделирование: выполнение набросок, эскизное проектирование (эскизы альтернативных моделей изделий), изготовление наглядных рисунков, чертежей. Дизайн-анализ, определение достоинств и недостатков альтернативных моделей и вариантов |
Развитие идей | Анализ и
синтез лучших идей. Выбор и развитие
из многих вариантов наиболее подходящего
решения (модели). Разработка рабочего
эскиза модели с описанием. Детальное
исследование и оценка возможностей (интеллектуальных,
материальных, финансовых);
• выбор материалов, инструментов, оборудования; • предварительно
экономические расчеты •мини-маркетенговые исследования (если изделие производится с целью реализации); •экологические
ограничения и достоинства Конструирование, техническое моделирование, изготовление выкроек |
Название этапа | Содержание работы |
Планирование | Разработка рациональной технологии изготовления с учетом требований дизайна. Уточнение и постановление четких планов. Определение критериев контроля. Разработка технологических карт |
Организация и технология изготовления изделия | Организация рабочего места. Раскладка, раскрой, технологическая обработка изделия. Текущий самоконтроль и корректировка своей деятельности. Рассмотрение дизайна в качестве улучшение проекта в процессе обработки, примерок |
Эколого-экономическое
обоснование |
Проведение
экологической экспертизы изделия.
Подсчет себестоимости изготовленного изделия, предполагаемых прибыли и сроков окупаемости. Разработка (при необходимости) бизнес-плана, товарного знака изделия (услуги). Выбор рынка для реализации проекта. Возможные идеи
дальнейшего совершенствования |
Подведение
итогов |
Подготовка
документации к защите.
Самооценка проекта (достоинство и недостатки, самооценка результатов). Перспективы производства |
Защита
проекта |
Доклад и демонстрация; ответы на вопросы |
Развитие и воспитание
способностей
Успешное выполнение деятельности становится доступным не сразу.
Способности формируются и развиваются в деятельности. В процессе деятельности образуются нужные системы условных связей и одновременно тренируются, развиваются применительно к условиям деятельности свойства основных нервных процессов, а так же особенности соотношения сигнальных систем. Весь этот процесс в целом и есть развитие способностей. Ведущая роль в нем принадлежит образованию условных связей.
Включение
в деятельность есть основной путь развития
способностей.
Проектирование уроков
творчества
Цели и задачи уроков. Бессмысленно проектировать «хороший процесс обучения» с «хорошим содержанием», если нет четкого определения конечной цели. Так же нельзя и создать уроки творчества, предполагающие обучение творчеству вообще, развитие творческих способностей вообще. Если начинать проектирование с «бескритерийным» заданием, то получится, как в сказку: пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что. Поэтому проектирование начинается с четкого определения конечной цели.
При выборе этой цели исходили из общих целей обучения творчеству, имеющегося педагогического опыта учителя, который должен был вести уроки творчества; его специальности, квалификации и конкретных условий школы.
Общее развитие и формирование качеств творческой личности подростков, эта цель моет быть достигнута благодаря созданию условий разнообразной деятельности для выявления и развития способностей детей (вооружение их способами деятельности, обучение с реальными предметами и их образами, раскрытие путей и способов осуществления деятельности). Поэтому конкретные задачи были сформулированы так:
Исходные принципы. Анализируя многолетний опыт, учитывая цели и задачи обучения творчеству, а также психологические особенности школьников этого возраста, мы сформулировали исходные принципы, ориентиры, которыми руководствуемся при проектировании и организации уроков творчества.