Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 14:21, курсовая работа
В психологических знаниях в общественном виде отражены уже познанные психологические закономерности обучения и воспитания, формирование личности на разных возрастных этапах в условиях различных видах деятельности (игра, учение, труд), существенные связи в сфере педагогических психологических явлений. Психологическая наука накопила немало ценных фактов, использование которых может обогатить содержание и организацию трудового и производственного труда, более плотно использовать резерв школьника, обеспечить в трудовом воспитании систему и тем самым повысить его воспитательную ценность.
ВВЕДЕНИЕ
1.РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКА ПО ВЯЗАНИЮ «ПАУТИНКА»
Роль кружковых занятий в развитии учащихся _________________
Понятие о способностях. ___________________________________
Понятие о творчестве ______________________________________
Условия развития творческих способностей ___________________
Подростковый возраст _____________________________________
Принципы организации внеклассной работы ___________________
Методика проведения занятий _______________________________
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ
КРУЖКА ПО ВЯЗАНИЮ «ПАУТИНКА»
ВЫВОД
ЛИТЕРАТУРА
В
психологических знаниях в
Накоплен опыт, написано множество
статей и книг как российских,
так и зарубежных педагогов.
Это очень помогает
Цель:- с помощью содержания доказать на сколько актуально и необходимо дополнительное (внеклассное) обучение в развитии творческих способностей детей.
Задача:
Раскрыть роль кружковых занятий в развитии
учащихся подросткового возраста на кружках
по технологии;
1 Развитие творческих способностей учащихся подросткового возраста на примере организации кружка по вязанию «Паутинка»
Проблема развития творческих способностей детей и подростков интересовало и интересует многих. В школах и Дворцах творчества существует множество кружков и студий, и огромное место среди них принадлежит занятиям по декоративно – прикладному искусству как области, бесспорно, близкой к внутреннему миру ребенка.
Организация трудовой деятельности школьников, их эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства – наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре народа, ознакомления их с разными видами декоративно – прикладного искусства.
В связи с усилением внимания к трудовому обучению, эстетическому воспитанию учащихся, к организации их досуга, создание кружков декоративно – прикладного направления в системе школ и внешкольных учреждений представляется полезным и нужным. Подобные кружки приобретают особое значение и в связи с тем, что в настоящее время уделяется большое внимание развитию народно – художественных промыслов.
Различные виды рукоделия являются одним из старейших в прикладной трудовой деятельности человека. Раскопки древних захоронений и поселений подтверждают, что вязание, плетение, вышивка одежды, предметов быта были знакомы людям далекого прошлого.
В настоящее время, когда значительная часть декоративных изделий из меха, ткани, кожи, пряжи, ниток и другого материала искусно и художественно выполняется с помощью машин, многие предметы быта, одежды не теряют своей прелести прочности и изящества, если они сделаны вручную.
Мастерство многих рукодельных работ переходит от старших к молодым. Существует целые династии, передающие свое мастерство и традиции из поколения в поколение. Кто не знает знаменитую владимирскую вышивку и горьковскую вологодские кружева, вещи, связанные крючком или спицами прибалтийских народов, народов Севера и другие.
Восприятия художественной и практической ценностей изделия, созданных народными умельцами, художниками – дизайнерами и просто любителями, доступно детям младшего школьного возраста. Они с раннего детства имеют возможности созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость различных рукодельных работ. Следовательно, целью дипломной работы будет являться организация такой работы в кружке «Умелые руки», которая могла бы дать эту возможность, а также оказать воздействие на развитие творческих способностей каждого ребенка.
Со
многими видами рукодельного творчества
учащиеся знакомятся на уроках трудового
обучения (« технологии») – это
обработка текстильных
На
уроки по обработке ткани и
других текстильных материалов
Многие задачи, определенные программой и связанные с обработкой текстильных изделий, на внеклассных занятиях по рукоделию значительно расширяются. А также расширяется содержание работы кружка по сравнению с учебной программой трудового обучения ( обучения технологий ) для начальных классов. Например, программа не предусматривает работ по вязанию, а на занятиях в кружке учащиеся успешно справляются с этим видом рукоделия. Поэтому предлагаемая услуга, кружок «Умелые руки», в большой степени будет включать в себя работу именно с помощью спиц и ниток при этом частично опираться на другие текстильные изделия.
Ручное вязание – один из наиболее старых и популярных видов рукоделия. Интерес к вязанию растет с каждым годом в России и других странах. И это понятно: из клубка ниток можно сделать множество красивых и удобных вещей, декоративных изделий, сувениров, используемых в учебных, жилых и других помещениях.
Педагогу
необходимо знать о способностях
детей для правильной, организации
кружковой деятельности.
1.2 Понятие о способностях.
Способности, понятие
Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности пологая, что разницу успехов можно вполне удовлетворительно объяснить ими.
Что же такое способности ?
Способности – формирующиеся в деятельности на основе задатков, индивидуально – психологические особенности, отличающие оного человека от другого.
Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес наш отечественный ученый Б.М. Теплов. Он то и предложил полное понятие о способностях.
В
понятие «способности» по его
мысли заключено три идеи: «Во
– первых, под способностями
Способности, считал Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, такими сложными видами деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.д., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.
Успешность выполнения деятельности зависит не от какой - либо одной, а от сочетания многих, различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей, их дефицит может быть выполнен за счет более сильного развития других.
«Одной
из важных особенностей психики человека,
- писал Б.М. Теплов, - является возможность
чрезвычайно широкой
Каждый должен творить, создавать новое.
Что же такое творчество?
1.3 Понятие о творчестве
Слово “творчество” происходит от слова “творить”, и в общеизвестном смысле это означает искать, изобретать и создавать нечто новое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальном или общественном.
Творчество – вид деятельности порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.
Творчество – как созидательная деятельность характеризуется неповторимостью по характеру осуществления с одной стороны и по полученному результату с другой стороны. Результат творческой деятельности всегда оригинален.
Творчество – процесс создания нового. Творческая деятельность – как правило, многообразная деятельность. Классообразующим признаком творческого характера деятельности является созидание нового.
-
Существует две формы
Изобретение – новое, обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой области. Как правило, результат изобретения должен давать положительный эффект.
К творческой может быть отнесена лишь такая деятельность, результатом которой может быть создание вещей, обладающих высокой общественной значимостью. Не всегда результат творческой деятельности совпадает с результатом его практической применимости и значимости.
Объективного толкования творческой деятельности дать нельзя, так как проявление человеческой деятельности на столько многообразны, что сколько-нибудь четкой границы между творческой деятельностью и высоким уровнем мастерства провести, по-видимому, нельзя.
Согласно, например, Б.М.Теплову, “творческой деятельностью в собственном смысле слова называется деятельность, дающая новые, оригинальные продукты высокой общественной ценности”.
Творческая
деятельность – специфический вид активности
человека, направленный на познание и
творческое преобразование окружающего
мира, включая самого себя. Существуют
различные виды деятельности.
1.3.1 Творческая деятельность:
Декоративно прикладная, художественно-эстетическая
- изо;
-
шитье;
-
вязание;
-
макраме.