Вязание

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

В психологических знаниях в общественном виде отражены уже познанные психологические закономерности обучения и воспитания, формирование личности на разных возрастных этапах в условиях различных видах деятельности (игра, учение, труд), существенные связи в сфере педагогических психологических явлений. Психологическая наука накопила немало ценных фактов, использование которых может обогатить содержание и организацию трудового и производственного труда, более плотно использовать резерв школьника, обеспечить в трудовом воспитании систему и тем самым повысить его воспитательную ценность.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКА ПО ВЯЗАНИЮ «ПАУТИНКА»
Роль кружковых занятий в развитии учащихся _________________
Понятие о способностях. ___________________________________
Понятие о творчестве ______________________________________
Условия развития творческих способностей ___________________
Подростковый возраст _____________________________________
Принципы организации внеклассной работы ___________________
Методика проведения занятий _______________________________

Работа содержит 1 файл

курсовая Паутинка.doc

— 249.50 Кб (Скачать)

    Руководителю  кружка необходимо знать психологические  особенности подростков, с которыми он работает. 

   1.5 Подростковый возраст

   Что свойственно подростковому  возрасту?

    В физиологическом плане границы  подросткового возраста примерно совпадают  с обучением детей в 5-8сходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной  эпохи жизни к другой.

    Подростковый возраст называют переходным, потому, что в течении этого периода происходит своеобразный переход (от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости). В этом смысле подросток – полуребенок – полувзрослый: детство еще не ушло, но зрелость еще не наступила. Переход к взрослости пронизывает все стороны развития подростка: и его анатомо-физиологическое, и интеллектуальное и нравственное развитие – все виды его деятельности.

    Важность  подросткового возраста определяется тем, что в нем закладываются основы, и намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок личности.

    Ведущая деятельность в этом возрасте является коммуникативная, интимно-личностное общение со сверстниками. Эта деятельность является своеобразной формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые осуществляются среди взрослых людей, формой освоения этих отношений. Отношение со сверстниками более значимы, чем со взрослыми, происходит социальное обособление от своей генеалогической семьи.

    Основные  новообразования.

    1. Формирование “Мы” – концепции.

          Иногда оно принимает  очень жесткий характер: “Мы –  свои, они чужие”. Поделение территории, сферы жизненного пространства. Это  еще не дружба, отношение дружбы еще только предстоит освоить  как отношение близости, увидеть в другом человеке такого же, как сам. Это, скорее, поклонение общему идолу.

    2. Формирование референтных групп.

    В подростковом возрасте среди детей  начинают выделяться группы. Сначала  они состоят из представителей одного пола, впоследствии возникают тенденции к объединению подобных групп в более крупные компании или сборища, члены которых что-то делают сообща. С течением времени группы становятся смешанными. Еще позже происходит разделение на пары, так что компания состоит только из связанных между собою пар.

    Ценность  и мнения референтных групп подросток  склонен признавать своими собственными, в его сознании они задают оппозицию  взрослому обществу. Многие исследователи  говорят о субкультуре детского общества, носителями которой и являются референтные группы. Взрослые не имеют в них доступа, следовательно, каналы воздействия их оказываются ограниченными. Ценности детского общества плохо согласованны с ценностями взрослого.

    Типичная  черта подростковой группы – чрезвычайно  высокая конформность. К мнению группы и ее лидера относятся некритически. Диффузное “Я” нуждается в сильном “МЫ”, инакомыслие исключено.

    3. Чувство взрослости.

    Объективной взрослости у подростка еще нет. Субъективно оно проявляется  в развитии чувства взрослости и  тенденции к взрослости:

          А) Эмансипация от родителей. Ребенок требует суверенности, независимости, уважение к своим  тайнам. В возрасте 10-12 лет дети еще  пытаются найти взаимопонимание  неизбежно, так как ценности их различны. Но взрослые снисходительны к ценностям  друг друга, а ребенок – максималист и не принимает снисхождение к себе. Разногласия происходят в основном по поводу стиля одежды, прически, ухода из дома, свободного времени, школьных и материальных проблем. Однако в самом главном дети все же наследуют ценности родителей. “Сферы влияния” родителей сверстников разграничены. Обычно от родителей передается отношение к фундаментальным аспектам социальной жизни, со сверстниками же советуются по части “сиюминутных” вопросов.

          Б) Новое отношение  к учению. Подросток стремится к самообразованию, причем часто становится равнодушным к отметкам. Порой наблюдается расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе: возможности высокие, а успехи низкие.

          В) Взрослость проявляется  в романтических отношениях со сверстниками другого пола.

    Здесь имеет место не столько факт симпатии, сколько форма отношений, усвоенная  от взрослых (свидания, развлечения).

          Г) Внешний облик  и манера одеваться. 

   1.6  Принципы организации  внеклассной работы 

    Зная  психофизические свойства подросткового возраста, работа строится по следующим принципам.

    Дидактические принципы – это исходные пополнения теории обучения, которыми руководствуется  учитель при организации и  проведении занятий. Они вытекают из задач воспитания, закономерностей  процесса обучения и определяют его содержание, формы организации и методы. Принципы имеют характер объективных законов, но в отличие от законов естественных стихийно не действуют. Для успешного осуществления учебного процесса они должны быть реализованы учителем.

    Все  принципы действуют в тесной связи  друг с другом. Рассмотрим сущность каждого принципа и особенности  его реализации на внеклассных занятиях по труду.

    Связь теории с практикой. Средством реализации этого принципа является соединение обучения с практической деятельностью и трудом школьников. Участие в труде порождает у них потребность в знаниях, делает обучение более осмысленным. На практике они убеждаются в необходимости приобретения знаний как руководства к деятельности. Благодаря применению на практике знания конкретизируются, становятся более жизненными. В свою очередь, труд обогащает жизненный опыт школьников, дает им конкретный материал, который в дальнейшем используется во внеклассной работе для формирования научных понятий и обобщений, раскрытия научных закономерностей.

    Научность. Принцип требует, чтобы изучение техники черчения и труда велось на строго научной основе, чтобы учащимся давались только достоверные, проверенные практикой научные знания. Для работы необходимо отбирать новейшие достижения науки и техники, передовые методы технологии, опыт и новатор производства.

    Принцип научности требует, чтобы на внеклассных  занятиях (к примеру по труду) использовались новейшее современное оборудование, рабочие инструменты и измерительная  техника. Учащиеся должны знакомиться с новыми материалами, изучать их свойства и способы применения в народном хозяйстве.

    В процессе выполнения работы необходимо пользоваться только научной терминологией, употреблять принятые в науке  символические обозначения, формулы и размерности. Это относится также к графическим материалам. Изложение можно вести в популярной форм, но на строгой научной основе, без вульгаризации. В ходе практической работы учащиеся должны овладеть наиболее целесообразными приемами ее выполнения и способами самоконтроля своих действий и их результатов.

    В числе других требований принципа научности  можно указать на необходимость  ознакомления учащихся с историей научного и изучаемого явления, методами его  открытия и внедрения в производство.

    Системность и последовательность в трудовом обучении. Данный принцип такой организации обучения, при котором материал усваивается в строгом логическом порядке, отвечающем логике науки. Только систематические знания будут усваиваться сознательно, и учащиеся смогут свободно использовать их в своей практической деятельности.

    Этот  принцип находит отражение в  системе учебных программ и учебников. По мере повышения уровня подготовки дидактическая система все больше приближается к системе науки.

    Точное  следование программе при проведении занятий и работе с учебником будут способствовать усвоению учащимися знаний в определенной системе.

    Для полной реализации этого принципа учителю  труда необходимо знать и применять  различные методы обучения и так  организовать внеклассное мероприятие, чтобы оно вело к систематизации знаний и умений учащихся. Технико-технологические сведения должны сообщаться в строгой последовательности, когда знания и умения по новому разделу опираются на ранее полученные знания по основам наук и уже изученных заделов трудового обучения. Для устранения пробелов в знаниях следует организовать самостоятельную проработку школьниками материала.

    При реализации этого принципа необходимо учитывать уровни физических сил  и познавательных возможностей учащихся  и способность развивать их. Это достигается постепенным усложнением работ. Нужно добавлять все новые операции. Вместе с тем имеет место концентрация в овладении школьниками видами работ использовавших одних и те же материалов, инструментов и приспособлений.

    Систематизация знаний учащимися достигается обобщающим повторением материала по каждой теме. Этому способствует также установление межпредметных связей и опора трудовых действий на теоретические знания. Систематизация трудовых умений и навыков обеспечивается усложнением выполняемых задач.

    Доступность и посильность  труда. Принцип доступности требует, чтобы трудовые знания по содержанию, объему и методам выполнения соответствовали возрасту и уровню подготовки учащихся, их физическим силам и познавательным возможностям. Доступность определяется наивысшей границей возможностей ученика с постепенным усложнением заданий. Благодаря этому у школьника развивается физические силы и познавательные возможности, растет предел допустимости.

    Для правильного нормирования труда  необходимо учитывать индивидуальные особенности и состояние здоровья учащихся. С этой целью должен проводиться медосмотр всех школьников перед выполнением ими нового вида работ, и осуществляться систематический контроль за состоянием здоровья в течение всего периода обучения.

    При подборе видов труда и области  производства для девочек и мальчиков  необходимо учитывать особенности  развития их организма. Для них должны быть исключены производства, связанные  с вредными условиями труда (химические и горячие цехи, работа с ядохимикатами и др.).

    Доступность труда для учащихся зависит от его тяжести и продолжительности  во времени.

    Важным  средством реализации принципа является дифференциация знаний: для слабых – более легкие задания, которые  помогают им восполнять имеющиеся пробелы и подвести к выполнению особых работ;

    Сильным даются задания повышенной трудности. Выполнение их может быть связано  с работой в кружке.

    Сознательность  и активность. Этот принцип требует так организовать мероприятие или обучение, чтобы учащиеся могли сознательно овладевать знаниями и методами применения их на практике, трудовыми умениями и навыками, чтобы у них развивались творческая инициатива и самостоятельность, мышление, речь и формировалась трудовая культура.

    Реализация  принципа начинается с раскрытия перед учащимися задач и конкретных целей. Активность их проявления в ходе самостоятельного овладения теоретическим материалом, решением творческих задач. Большую роль в развитии сознательности и активности играет обучение школьников анализу технологических процессов, организации своего рабочего места, приемам творческой деятельности.

    Средствами  развития мышления учащихся и сознательного  усвоения знаний является постановка перед ними познавательной задачи.

    Прочность усвоения учащимися знаний, умений и навыков. Прочность усвоения достигается в ходе всего трудового процесса. Одним из условий этого процесса является знание учащимися целей данного материала и выполнение трудовых заданий.

    Наряду  с этим, применяются специальные  дидактические средства. К ним относятся закрепление материала, закрепление показанных приемов работы.

    Большую роль в достижении прочности усвоения знаний, умений и навыков поддержание  у учащихся интереса к работе. Это  достигается путем подбора изделий, конструкторских задач для учащихся, включение их в работу по рационализации и творчеству.

    Наглядность. Этот принцип требует, чтобы учитель широко опирался на чувственно - практический опыт школьников, непосредственное восприятие ими предметов и трудовых процессов.

    Чувственное восприятие играет большую роль в трудовом обучении, но представляет лишь начальную ступень познания. Следующий его этап – абстрактное мышление. Восприятие должно сопровождаться и направляться активным мышлением, которые ставит познавательные задачи, дает план наблюдений, сообщает его результаты.

Информация о работе Вязание