Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 14:21, курсовая работа
В психологических знаниях в общественном виде отражены уже познанные психологические закономерности обучения и воспитания, формирование личности на разных возрастных этапах в условиях различных видах деятельности (игра, учение, труд), существенные связи в сфере педагогических психологических явлений. Психологическая наука накопила немало ценных фактов, использование которых может обогатить содержание и организацию трудового и производственного труда, более плотно использовать резерв школьника, обеспечить в трудовом воспитании систему и тем самым повысить его воспитательную ценность.
ВВЕДЕНИЕ
1.РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКА ПО ВЯЗАНИЮ «ПАУТИНКА»
Роль кружковых занятий в развитии учащихся _________________
Понятие о способностях. ___________________________________
Понятие о творчестве ______________________________________
Условия развития творческих способностей ___________________
Подростковый возраст _____________________________________
Принципы организации внеклассной работы ___________________
Методика проведения занятий _______________________________
Творческая деятельность – это создание оригинального продукта в процессе работы, над которым самостоятельно применены усвоенные знания, умения и навыки, в том числе осуществлен и перенос, комбинирование известных способов.
Творческая познавательная деятельность учащихся есть самостоятельный поиск и создание или конструирование какого-то нового продукта (в индивидуальном опыте ученика – нового, неизвестного для него научного знания или метода, но известного, как правило, в общественном опыте).
Следовательно, основными критериями творчества в познавательной деятельности ученика являются:
Степень полноты самостоятельности, поиска и создания продукта определяет уровни творчества – низкий, средний, высокий.
Творческая деятельность немыслима без:
Сущность творчества – предугадывание результата, правильно
поставившего опыт в создании
усилием мысли рабочей
Каждое дело – задача, то более, то менее трудная. При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, также как наблюдательность, умение, сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимость – все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
.
1.4
Условия развития
творческих способностей
Есть
великая формула «дедушки»
Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта.
Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.
Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей.
Одним
из основных принципов обучения является
принцип от простого к сложному.
Этот принцип заключается в
В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается общедидактическим принципам:
-
научности;
- систематичности;
- последовательности;
-
доступности;
-
наглядности;
- активности;
- прочности;
- индивидуального подхода.
Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из обшей идеи и обладают характерными творческими способностями.
Но создания благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима усиленаправленная работа по развитию творческого потенциала у детей. К сожалению, традиционная существующая в нашей стране система воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие способностей у детей. Потому они (способности) развиваются в основном стихийно и в результате, не достигают высокого уровня развития.
Для развития творческих способностей можно предложить следующие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей школьников:
Для развития творческих способностей используют метод проектов.
Метод проектов (от греческого – путь исследования) – система обучения, при которой «Технология» - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг под контролем учителя, обладающих субъективной новизной, имеющих практическую значимость.
Под учебным творческим проектом следует понимать самостоятельно разработанное и изготовленное изделие (услуга) от идеи до ее воплощения, обладающее субъективной или объективной новизной, выполненное под контролем и консультированием учителя.
Проектность - определяющая черта современного мышления.
Проектное мышление – процесс обобщенного и опосредованного познания действительности, в ходе которого учащийся используют технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения проектов по созданию товаров или услуг от идеи до ее реализации
Проектирование – это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде (естественной и искусственной). Проектное образование - это образование, предполагающее, с одной стороны, освоение знаний в форме проектов, а с другой – обучение использованию старых и производству новых знаний в форме новых проектов.
Теоретической
основой метода проектов явились
концепции американского
Значительный вклад в научное обоснование метода проектов внесли американские педагоги У. Х. Килпатрик, Э. Коллингс; отечественные педагоги Л. Э. Левин, П. П. Блонский, В. П. Вахтеров, С. Т. Шатский и многие другие.
Важной задачей обучения методом творческих проектов в рамках образовательной области «Технология» является формирование у учащихся:
-технологической грамотности, то есть сознательного и творческого выбора человеком оптимальных способов преобразовательной деятельности из массы альтернативных подходов с учетом ее последствий для природы и общества; умение мыслить системно и комплексно, самостоятельно выявлять потребности в информационном обеспечении деятельности, непрерывно овладевать новыми знаниями и применять их в качестве средств преобразовательной деятельности:
-технологической
образованности, понимая ее как
необходимый и достаточный
Опыт внедрения технологии в учебный процесс позволяет утверждать, что при выполнении творческих работ ведущее место занимает разработанная нами творческая проектно – технологическая система. Творческая по той причине, что создается изделие, обладающее субъективной (для учащихся), а, возможно, и объективной новизной. Значительный удельный вес в выполнении проектов отводится
Проектной деятельности учащегося. Она является ведущей в обосновании проекта, создании различных вариантов изделия, выборе объекта проектирования их многих вариантов, его конструирование и моделирование. В целом, умение людей участвовать в проектной деятельности есть показатель культуры народа, и приучение школьников со школы к этому великому достоянию мировой цивилизации создает благоприятные условия для их развития и достижения определенной карьеры.
Технологическая она по той причине, что в выполнении проектов присутствуют разработки технологии изготовления изделий, непосредственное изготовление изделия от идеи до результата. В выполнении творческих проектов ведущими являются творческая, проектная и технологическая деятельности, составляя основу системы обучения технологии, названной «творческая проектно – технологическая система».
Программа знакомит обучающихся с достаточно широким кругом современных технологических знаний и умений, способствует их политехническому и экологическому образованию, причем упор в ней сделан на развитие у них творческого потенциала и самостоятельности, становление и профессиональное самоопределение личности. В основу обучения положен проектный подход, обеспечивающий использование при выполнении практических работ и изготовлении объектов труда (изделий, моделей, устройств, наглядных пособий, приспособлений) проектной деятельности.
В то же время, метод проектов как основной связующий элемент программы позволяет качественно выверить содержание и правильность распределение часов на изучение тех или иных ее разделов, оптимально отобрать, скомплектовать нужный учебный материал с учетом возрастных особенностей учащихся.
Метод проектов способствует формированию у учащихся адекватной самооценки, поднятию их имиджа в окружающей среде, усилению «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». Сохранение и приумножение врожденной «самостоятельности» ребенка – это важнейшая задача образования подрастающего поколения;
Выполнение проектов целесообразно совмещать с предварительным изучением обучающимися необходимых теоретических сведений, а также их подготовкой в области конструирования, решение творческих изобретательских задач. Важно сформировать способность оценивать идеи исходя из реальных потребностей, материальных возможностей, научиться выбирать наиболее технологичный, экономичный, отвечающий требованиями дизайна и потребностям школы или рынка их реализации.
Основу метода проектов составляет гуманистический подход к технологии и творческая проектно – технологическая система обучения школьников. При этом подходе техника создается не для побед, а для разрешения технологических проблем, улучшающих жизнь человека, обеспечивающих счастливое долголетие ребенка, сохраняющих и умножающих среду обитания человека, космическое пространство.
При таком подходе учащиеся должны изучать не просто технику, а технологию, в которой техника является средством разрешения технологических процессов, отвечающих требованиям эргономики, дизайна. Речь идет о создании и изучении таких технологических (не технических) систем, которые были бы направлены на улучшение жизни человека, сохранение и приумножение родной природы. В центре таких технологий – счастливое долголетие человека.