Вязание

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

В психологических знаниях в общественном виде отражены уже познанные психологические закономерности обучения и воспитания, формирование личности на разных возрастных этапах в условиях различных видах деятельности (игра, учение, труд), существенные связи в сфере педагогических психологических явлений. Психологическая наука накопила немало ценных фактов, использование которых может обогатить содержание и организацию трудового и производственного труда, более плотно использовать резерв школьника, обеспечить в трудовом воспитании систему и тем самым повысить его воспитательную ценность.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКА ПО ВЯЗАНИЮ «ПАУТИНКА»
Роль кружковых занятий в развитии учащихся _________________
Понятие о способностях. ___________________________________
Понятие о творчестве ______________________________________
Условия развития творческих способностей ___________________
Подростковый возраст _____________________________________
Принципы организации внеклассной работы ___________________
Методика проведения занятий _______________________________

Работа содержит 1 файл

курсовая Паутинка.doc

— 249.50 Кб (Скачать)

   Творческая  деятельность – это создание оригинального  продукта в процессе работы, над  которым самостоятельно применены  усвоенные знания, умения и навыки, в том числе осуществлен и перенос, комбинирование известных способов.

    Творческая  познавательная деятельность учащихся есть самостоятельный поиск и  создание или конструирование какого-то нового продукта (в индивидуальном опыте ученика – нового, неизвестного для него научного знания или метода, но известного, как правило, в общественном опыте).

    Следовательно, основными критериями творчества в  познавательной деятельности ученика  являются:

  • самостоятельность (полная или частичная);
  • поиск и перебор возможных вариантов движения к цели (в полном или частичном объеме);
  • создание в процессе движения к цели нового продукта (в полном или частичном виде);

    Степень полноты самостоятельности, поиска и создания продукта определяет уровни творчества – низкий, средний, высокий.

    Творческая  деятельность немыслима без:

  • осознания цели поиска;
  • активного воспроизведения ранее изученных знаний;
  • интереса к пополнению недостающих знаний из готовых источников, к самостоятельному поиску;
  • воображения и эмоций.

    Сущность  творчества – предугадывание результата, правильно

      поставившего опыт в создании  усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности.

    Каждое  дело – задача, то более, то менее  трудная. При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, также как наблюдательность, умение, сопоставлять и анализировать,  находить связи и зависимость – все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

    .

             

    1.4  Условия развития  творческих способностей 

    Есть  великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого  ума: «Сначала я открывал истины, известные  многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные».

    Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского  и исследовательского таланта.

    Наша  обязанность – помочь ребенку  встать на этот путь.

    Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей.

    Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном  развитии творческих способностей.

    В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается общедидактическим принципам:

    - научности;                                                   

    - систематичности;

    - последовательности;

    - доступности;                                           

    - наглядности;                                               

    - активности;                       

    - прочности;

    - индивидуального подхода.

    Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны  игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из обшей идеи и обладают характерными творческими способностями.

  1. Каждая игра представляет собой набор задач.
  2. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.
  3. Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
  4. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

    Но  создания благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима усиленаправленная работа по развитию творческого потенциала у детей. К сожалению, традиционная существующая в нашей стране система воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие способностей у детей. Потому они (способности) развиваются в основном стихийно и в результате, не достигают высокого уровня развития.

    Для развития творческих способностей можно предложить следующие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей школьников:

  1. Введение в программу школьного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческих способностей.
  2. На специальных занятиях по рисованию, музыке, лепке давать детям задания творческого характера.
  3. Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой, игровой с целью развития в ней воображения детей.
  4. Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей.
  5. Работа с родителями.

    Для развития творческих способностей используют метод проектов.

    Метод проектов (от греческого – путь исследования) – система обучения, при которой «Технология» - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг под контролем учителя, обладающих субъективной новизной, имеющих практическую значимость.

    Под учебным творческим проектом следует понимать самостоятельно разработанное  и изготовленное изделие (услуга)  от идеи до ее воплощения, обладающее субъективной или объективной новизной, выполненное под контролем и консультированием учителя.

    Проектность - определяющая черта современного мышления.

    Проектное мышление – процесс обобщенного  и опосредованного познания действительности, в ходе которого учащийся используют технологические, технические, экономические  и другие знания для выполнения проектов по созданию товаров или услуг от идеи до ее реализации

    Проектирование – это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде (естественной и искусственной). Проектное образование - это образование, предполагающее, с одной стороны, освоение знаний в форме проектов, а с другой – обучение использованию старых и производству новых знаний в форме новых проектов.

    Теоретической основой метода проектов явились  концепции американского педагога, психолога, ведущего представителя  философии прагматизма Джона Дьюи, осуществлявшего свои исследования в экспериментальной « школе – лаборатории» при чикагском университете (1869 – 1904 гг.)

    Значительный  вклад в научное обоснование  метода проектов внесли американские педагоги У. Х. Килпатрик, Э. Коллингс; отечественные педагоги Л. Э. Левин, П. П. Блонский, В. П. Вахтеров, С. Т. Шатский и многие другие.

    Важной  задачей обучения методом творческих проектов в рамках образовательной  области «Технология» является формирование у учащихся:

    -технологической  грамотности, то есть сознательного и творческого выбора человеком оптимальных способов преобразовательной деятельности из массы альтернативных подходов с учетом ее последствий для природы и общества; умение мыслить системно и комплексно, самостоятельно выявлять потребности в информационном обеспечении деятельности, непрерывно овладевать новыми знаниями и применять их в качестве средств преобразовательной деятельности:

    -технологической  образованности, понимая ее как  необходимый и достаточный объем  знаний, умений и навыков, обеспечивающий человеку возможность вхождения его в будущую профессиональную деятельность; стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний и умений, позволяющее человеку всегда быть в «деловой» форме и чутко реагировать на постоянно изменяющуюся информационную и технологическую обстановку; высокий уровень способностей и научных знаний в преобразовании материи, энергии и информации в интересах человеческого общества и природной сферы с учетом техноэтики.

    Опыт  внедрения технологии в учебный процесс позволяет утверждать, что при выполнении творческих работ ведущее место занимает разработанная нами творческая         проектно – технологическая система. Творческая по той причине, что создается изделие, обладающее субъективной (для учащихся), а, возможно, и объективной новизной. Значительный удельный вес в выполнении проектов отводится

    Проектной деятельности учащегося. Она является ведущей в обосновании проекта, создании различных вариантов изделия, выборе объекта проектирования их многих вариантов, его конструирование и моделирование. В целом, умение людей участвовать в проектной деятельности есть показатель культуры народа, и приучение школьников со школы к этому великому достоянию мировой цивилизации создает благоприятные условия для их развития и достижения определенной карьеры.

    Технологическая она по той причине, что в выполнении проектов присутствуют разработки технологии изготовления изделий, непосредственное изготовление изделия от идеи до результата. В выполнении творческих проектов ведущими являются творческая, проектная и технологическая деятельности, составляя основу системы обучения технологии, названной «творческая проектно – технологическая система». 

    Программа знакомит обучающихся с достаточно широким кругом современных технологических знаний и умений, способствует их политехническому и экологическому образованию, причем упор в ней сделан на развитие у них творческого потенциала и самостоятельности, становление и профессиональное самоопределение личности. В основу обучения положен проектный подход, обеспечивающий использование при выполнении практических работ и изготовлении объектов труда (изделий, моделей, устройств, наглядных пособий, приспособлений) проектной деятельности.

    В то же время, метод проектов как основной связующий элемент программы позволяет качественно выверить содержание и правильность  распределение часов на изучение тех или иных ее разделов, оптимально отобрать, скомплектовать нужный учебный материал с учетом возрастных особенностей учащихся.

    Метод проектов способствует формированию у учащихся адекватной самооценки, поднятию их имиджа в окружающей среде, усилению «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». Сохранение и приумножение врожденной «самостоятельности» ребенка – это важнейшая задача образования подрастающего поколения;

    Выполнение  проектов целесообразно совмещать  с предварительным изучением  обучающимися необходимых теоретических  сведений, а также их подготовкой  в области конструирования, решение  творческих изобретательских задач. Важно  сформировать способность оценивать  идеи исходя из реальных потребностей, материальных возможностей, научиться выбирать наиболее технологичный, экономичный, отвечающий требованиями дизайна и потребностям школы или рынка их реализации.

    Основу  метода проектов составляет гуманистический  подход к технологии и творческая проектно – технологическая система обучения школьников. При этом подходе техника создается не для побед, а для разрешения технологических проблем, улучшающих жизнь человека, обеспечивающих счастливое долголетие ребенка, сохраняющих и умножающих среду обитания человека, космическое пространство.

    При таком подходе учащиеся должны изучать  не просто технику, а технологию, в  которой техника является средством  разрешения технологических процессов, отвечающих требованиям эргономики, дизайна. Речь идет о создании и изучении таких технологических (не технических) систем, которые были бы направлены на улучшение жизни человека, сохранение и приумножение родной природы. В центре таких технологий – счастливое долголетие человека.

Информация о работе Вязание