Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 22:28, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов организации запасов на предприятии.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
раскрыть функциональную роль запасов на предприятии;
рассмотреть методы оценки запасов предприятия;
изучить существующие модели и системы управлению запасами;
проанализировать процесс управления запасами предприятия;
предложить пути совершенствования управления запасами на предприятии.
Предмет исследования - это факторы, влияющие на управление производственными запасами.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ЗАПАСАМИ 5
Производственные запасы: понятие и классификация, причины создания 5
Модели управления запасами 10
Системы контроля за состоянием запасов 19
Методы оценки эффективности управления запасами 24
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «РОГАЧЕВСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД»………….…..…32
Краткая характеристика предприятия 32
Общий анализ управления запасами на предприятии. 32
АВС- и XYZ - анализы запасов. 37
2.4Рекомендации по совершенствованию системы управления запасами. 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
Таким образом, применение XYZ-анализа позволяет разделить весь ассортимент на группы в зависимости от стабильности продаж. По полученным результатам целесообразно провести работу по выявлению и устранению основных причин, влияющих на стабильность и прогнозируемость продаж. При комплексном анализе состояния системы управления товарными ресурсами наиболее продуктивно совмещение результатов АВС- и XYZ-анализов.
Совмещение АВС- и XYZ-анализов происходит по следующей схеме:
Сначала проводится ABC-анализ товаров по сумме полученного дохода или по сумме отгруженного товара за весь учетный период (например за год). Затем осуществляется XYZ-анализ этих товаров за весь этот же период (например по ежемесячным продажам за год). После этого результаты совмещаются.
При совмещении определяется девять групп товаров:
A | B | C | |
X | АХ | ВХ | СХ |
Y | AY | BY | CY |
Z | AZ | BZ | CZ |
Товары групп А и В обеспечивают основной товарооборот компании. Поэтому необходимо обеспечивать постоянное их наличие. Общепринятой является практика, когда по товарам группы А создается избыточный страховой запас, а по товарам группы В - достаточный. Использование XYZ-анализа позволяет точнее настроить систему управления товарными ресурсами и за счет этого снизить суммарный товарный запас.
Товары группы АХ и ВХ отличает высокий товарооборот и стабильность. Необходимо обеспечить постоянное наличие товара, но для этого не нужно создавать избыточный страховой запас. Расход товаров этой группы стабилен и хорошо прогнозируется.
Товары группы AY и BY при высоком товарообороте имеют недостаточную стабильность расхода, и, как следствие, для того чтобы обеспечить постоянное наличие, нужно увеличить страховой запас.
Товары группы AZ и BZ при высоком товарообороте отличаются низкой прогнозируемостью расхода. Попытка обеспечить гарантированное наличие по всем товарам данной группы только за счет избыточного страхового товарного запаса приведет к тому, что средний товарный запас компании значительно увеличиться. По товарам данной группы следует пересмотреть систему заказов. Часть товаров нужно перевести на систему заказов с постоянной суммой (объемом) заказа, по части товаров необходимо обеспечить более частые поставки, выбрать поставщиков, расположенных близко к вашему складу (и снизить тем самым сумму страхового товарного запаса), повысить периодичность контроля, поручить работу с данной группой товаров самому опытному менеджеру компании и т. п.
Товары группы С составляют до 80% ассортимента компании. Применение XYZ-анализа позволяет сильно сократить время, которое менеджер тратит на управление и контроль над товарами данной группы
По товарам группы СХ можно использовать систему заказов с постоянной периодичностью и снизить страховой товарный запас.
По товарам группы CY можно перейти на систему с постоянной суммой (объемом) заказа, но при этом формировать страховой запас, исходя из имеющихся у компании финансовых возможностей.
В
группу товаров CZ попадают все новые
товары, товары спонтанного спроса,
поставляемые под заказ и т. п.
Часть этих товаров можно безболезненно
выводить из ассортимента, а другую
часть нужно регулярно
Итак, использование совмещенного АВС и XYZ - анализов позволит:
Кроме
описанных выше анализов АВС и XYZ,
существует множество разнообразных
методов оценки запасов. В таблице 1.2 приведены
и описаны наиболее распространенные
их них.
Таблица 1.2 - Прочие методы оценки материальных запасов
Название метода | Содержание метода | Порядок расчета |
Метод средневзвешенных цен | Устанавливается средняя цена для данного учетного периода по каждому наименованию материального запаса | Находит частное отделения общей себестоимости запасов определенного вида на их количество (на начало отчетного периода и поступивших в этом периоде) |
Метод LIFO (Last-In-First-Out) | Оценка по себестоимости последних по времени приобретения запасов | Запасы рассчитываются
по фактической себестоимости |
Метод FIFO (first-in-first-out) | Оценка по себестоимости последних по времени приобретения запасов | Запасы оцениваются по фактической себестоимости последних по времени приобретения партий, а себестоимость реализации продукции – по себестоимости ранних партий |
Метод нормативных затрат | Устанавливается нормативная стоимость каждого наименования материалов | Рассчитывают на основе стандартов, включающих целевые затраты, планируемые в начале отчетного периода, и показывающих будущую стоимость материалов |
Метод трансфертных цен | Принимается цена, используемая для определения стоимости продукции, полуфабрикатов, передаваемых одним центром ответственности другому | 1. Рыночная цена
– устанавливают органы управления
предприятия, ориентируясь на внешние
рыночные цены
2. Затратная цена – рассчитывают на основе стандартной или фактической себестоимости продукции |
ГЛАВА 2
ОЦЕНКА
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ЗАПАСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
ОАО «РОГАЧЕВСКИЙ
ХЛЕБОЗАВОД»
2.1. Краткая характеристика
предприятия.
Открытое акционерное Общество «Рогачевский хлебозавод». – один из торгово-производственных компаний кондитерского рынка области .
В настоящий момент продукцию компании «Рогачевский хлебозавод».
представляют следующие бренды: «Прибалтийский», «James Baker», «Частная галерея», «Dr.Körner», «ElMarino», «Uniservis».
ОАО «Рогачевский хлебозавод» – свовременная, прогрессивно развивающаяся компания. Большинство производственных площадок оснащено новейшим оборудованием, что позволяет сделать производство экологически чистым и уменьшить его зависимость от человеческого фактора.
Качество продукции - одна из самых приоритетных ценностей компании. Производственный процесс выстраивается таким образом, что качество уже заложено в продукте. Большое внимание уделяется выбору поставщиков сырья – при изготовлении продукции используются только высококачественные ингредиенты, не содержащие ГМО и другие вредные вещества.
Компания «Рогачевский хлебозавод»насчитывает более 500 сотрудников .
Организационная структура ОАО «Рогачевский хлебозавод» сложилась под влиянием нескольких факторов:
В
итоге была создана матричная структура:
во главе каждой продуктовой линейки (на
сегодняшний день их 5) стоит Директор,
он курирует все вопросы, связанные с разработкой,
усовершенствованием, выпуском и продажей
входящих в нее продуктов. С другой стороны,
сохраняются и функциональные руководители,
курирующие традиционные направления
деятельности любой организации, финансы,
кадры, юридические вопросы и т.д. Такая
организационная структура позволяет
выгодно сочетать опыт каждого руководителя
в своей сфере с доскональным знанием
и фокусировкой на отдельных продуктах.
2.2. Общий анализ
управления запасами на предприятии.
1 этап - Анализ запасов в предшествующем периоде
Основной задачей этого анализа является выявление уровня обеспеченности производства и реализации продукции соответствующими запасами в предшествующем периоде и оценка эффективности их использования.
На первой стадии рассматриваются показатели общей суммы запасов, - а именно: темпы ее динамики, удельный вес в объеме оборотных активов.
Определим
удельный вес (УВ) запасов в объеме
оборотных активов (по данным баланса):
2009 г | 2010 г | ||
на начало | на конец | на начало | на конец |
995184
– 100%
296886 – З УВ = 30 % |
1254306 – 100%
308222 – З УВ = 25% |
1254306 – 100%
308222 – З УВ = 25% |
1393553 – 100%
302841 – З УВ = 22% |
В 2009 г. удельный вес запасов в объеме оборотных активов уменьшился на 5%, а в 2010 г. – на 3%. Это говорит о том, что в 2010 г. у предприятия было больше затруднений со сбытом своей продукции по сравнению с предшествующим периодом.
На
второй стадии анализа изучается
структура запасов в разрезе
их видов и основных групп, выявляются
сезонные колебания их размера.
Таблица 2.1 - Структура запасов
Вид запаса | 2009 г | 20010г | ||
На начало, % | На конец, % | На начало, % | На конец, % | |
1. Сырье и материалы | 86 | 81 | 81 | 85 |
2. Затраты в незавершенном производстве | 9 | 7,5 | 7,5 | 4,5 |
3. Готовая продукция | 1,2 | 0,28 | 0,28 | 6,6 |
4. Расходы будущих периодов | 3,8 | 11 | 11 | 3,5 |
Самый большой удельный вес в структуре всех запасов занимают запасы сырья, материалов и других аналогичных ценностей (около 80%). Затраты в незавершенном производстве имеют постоянную тенденцию к снижению. Запасы готовой продукции пополняются по мере их остатка менее 1%. Доля расходов будущих периодов постоянно меняется и имеет диапазон колебаний от 3,5% до 11% в структуре запасов.
На
третьей стадии анализа изучается
эффективность использования
Оборачиваемость запасов характеризуется двумя показателями: временем обращения и скоростью товарооборота.
Время обращения (В) показывает число дней, за которые был реализован средний запас в прошедшем периоде, и вычисляется по формуле (2.1):
(2.1) |
где - средний запас, руб.;
Одн - фактический однодневный товарооборот этого же периода, руб.
Скорость товарооборота (С) показывает число оборотов среднего товарного запаса и определяется по формуле (2.2):
(2.2) |
где О - объем товарооборота, руб.
Средние товарные запасы вычисляются в зависимости от наличия известных данных:
(2.3) |
где Зн - запасы на начало периода, руб.;
Зк - запасы на конец периода, руб.
Однодневный товарооборот определяется путем деления общего объема товарооборота на число дней в периоде:
(2.4) |
где t – число дней в периоде.
Рассчитаем средние запасы в отчетном и базисном периоде:
07 = = 302554 тыс. руб.