Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 22:28, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов организации запасов на предприятии.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
раскрыть функциональную роль запасов на предприятии;
рассмотреть методы оценки запасов предприятия;
изучить существующие модели и системы управлению запасами;
проанализировать процесс управления запасами предприятия;
предложить пути совершенствования управления запасами на предприятии.
Предмет исследования - это факторы, влияющие на управление производственными запасами.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ЗАПАСАМИ 5
Производственные запасы: понятие и классификация, причины создания 5
Модели управления запасами 10
Системы контроля за состоянием запасов 19
Методы оценки эффективности управления запасами 24
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «РОГАЧЕВСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД»………….…..…32
Краткая характеристика предприятия 32
Общий анализ управления запасами на предприятии. 32
АВС- и XYZ - анализы запасов. 37
2.4Рекомендации по совершенствованию системы управления запасами. 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
Однако
все рассмотренные выше системы
контроля уровня запасов применимы
лишь к весьма ограниченному спектру условий
функционирования и взаимодействия поставщиков
и потребителей. Повышение эффективности
использования систем управления запасами
в логистической системе организации
приводит к необходимости разработки
оригинальных вариантов рассмотренных
выше систем контроля уровня запасов.
Оценивать эффективность управления товарными запасами можно разными способами. Наиболее простой способ - по двум показателям: коэффициент реализации и коэффициент предложения товара.
Коэффициент реализации (КР) показывает, какая часть товарных запасов была реализована за период. Коэффициент предложения (КП) показывает, какую часть из периода мы предлагали товар покупателю.
КР = |
Количество проданных товаров |
(2.1) |
(Остаток на складе на начало периода + количество товара, закупленного в течение данного периода) |
Если
за период товары не закупались и на
начало периода остаток на складе
был 0 (то есть, в знаменателе формулы
- 0), то КР нужно считать равным "-1".
Это специальное значение КР, означающее,
что за период ничего не продано, но
и на складе ничего не было.
КП = | Количество дней предложения товара | (2.2) |
Количество рабочих дней в периоде |
Коэффициент предложения, как и коэффициент распределения удобнее выражать в процентах, "КП в процентах" = КП*100.
"Предложение товара" означает, что потенциальный клиент знает, что он может у нас купить данный товар. Например, для розничной торговли, под "Предложением товара" мы можем подразумевать, что хоть одна единица товара есть на складе. Пример различных соотношений коэффициента реализации и коэффициента предложения отображен в таблице 1.1.
Таблица 1.1 - Возможные соотношения коэффициентов реализации и предложения.
Коэффициент реализации, % | Коэффициент предложения, % | Комментарии |
100 | 100 | С точки зрения скорости получения сиюминутной прибыли идеальное сочетание КР=100% и КП=100%. Это означает, что за отчётный период были распроданы все товарные запасы и при этом товар, всегда был на складе и предлагался к продаже, то есть дефицита товара не было. |
-100 | 0 | Товар не предлагался к продаже по причине отсутствия его на складе, соответственно, ничего продано и не было. |
0 | 0 | Ничего не продано, но товар на складе был. Такая ситуация может быть, например, если "Предложение товара" предполагает наличие товара на витрине, а в отчётном периоде товар на витрину выставлен не был. |
50 | 100 | Очень серьёзно запаслись товаром, но наверно напрасно. |
100 | 50 | Не успели поставить на витрину, а уже всё продали. Может, дёшево продавали. Может, товара было мало. А возможно, что это тот самый товара, который принесёт очень неплохую прибыль. |
50 | 50 | Что-то было, что-то продано. |
100 | 0 | Невозможное сочетание. Означает, что товар продали, но покупателю его не предлагали. Если расчёты дают такое сочетание КР и КП, то либо расчёты неверны, либо система учёта товара работает неправильно. |
0 | 100 | Неходовой товар. |
Оптимальные значения КП и КР зависят от продаваемого товара. Все товары можно классифицировать при помощи АВС - анализа на группы.
Сущность этого анализа заключается в том, что производится классификация всех номенклатурных позиций, данные о запасах которых поддерживаются по признаку относительной важности этих позиций, и для каждой выделенной категории формируются свои методики управления запасами. Обычно прибегают к трехступенчатому ранжированию номенклатурных позиций: на классы A, B и C. Можно сказать также, что для различных категорий номенклатурных позиций устанавливаются различные уровни контроля за их запасами.
ABC-анализ базируется на принципе Парето, сформулировавшего правило, суть которого сводится к следующему: контроль относительно небольшого количества элементов позволяет контролировать ситуацию в целом. Часто еще сформулированное Парето правило именуют правилом 80/20, что можно истолковать следующим образом: надежный контроль 20% номенклатурных позиций позволяет на 80% контролировать систему (т. е. запасы в нашем случае).
Среди основных факторов, которые могут влиять на присвоение запасам номенклатурной позиции той или иной категории контроля, выделяют следующие.
Если
компания решила применять несколько
признаков классификации
После присвоения каждой номенклатурной позиции определенного класса к каждому из классов применяются свои правила контроля запасов.
Для номенклатурных позиций класса A рекомендуются следующие правила:
1)
Частая оценка прогноза и
2) Частый циклический подсчет запасов с жесткими допусками. Недопустимо сколько-нибудь существенное отклонение данных о запасах, зафиксированных в информационной системе, от данных согласно проведенному подсчету (который можно назвать еще текущей инвентаризацией). Каждое отклонение, превышающее установленный жесткий допуск, должно расследоваться на предмет выяснения его причин. При этом необходимо отметить, что имеет смысл проводить и традиционную полную инвентаризацию раз в год или раз в полгода.
3)
Ежедневное обновление
4)
Частое рассмотрение
5)
Тщательное отслеживание и
Для номенклатурных позиций класса B применяются те же меры, что и для номенклатурных позиций класса A, но реже и с большими приемлемыми допусками.
Для номенклатурных позиций класса C сформулированы следующие правила:
1)
Основное правило: изделия
2)
Простая фиксация данных или
вообще отсутствие фиксации
3) Большие размеры партий (заказов) и большой страховой запас. Крупные партии не влекут за собой существенных затрат, связанных с хранением запасов номенклатурных позиций класса C, поэтому имеет смысл экономить преимущественно на подготовительных издержках, заказывая помногу.
4)
Хранение на территориях,
5) Нечастый (редкий) подсчет запасов (раз в год или в полгода) с большими приемлемыми допусками (вплоть до, например, взвешивания вместо подсчета).
Анализ запасов не ограничивается одним методом. За ABC-анализом следует применять анализ XYZ. Именно после его проведения составляется итоговая матрица, оценка которой позволяет оптимальным образом сформировать запас на складе
Управление товарными ресурсами в любой компании предполагает осуществление ежедневного анализа большого количества информации по истории продаж, товарных запасов, поставок, возвратов и т. д. Если внимательно анализировать информацию по каждому товару, то на это просто не хватит рабочего времени. Поэтому всегда стоит вопрос, по каким товарам проводить анализ ежедневно, а какие достаточно проверять раз в неделю или даже месяц. XYZ-анализ позволяет получить ответ на этот и многие другие вопросы.
Основная
идея XYZ-анализа состоит в
В качестве объектов анализа можно выбрать товар, товарную группу, поставщика и т. п. Затем необходимо определить параметр, по которому будет проводиться анализ. Как правило, анализ проводится по продажам товара или по отгрузке комплектующих со склада. Выбор единиц измерения при проведении данного анализа не имеет принципиального значения.
Следующий шаг - это группирование товаров по величине коэффициента вариации:
В группу X попадают товары с коэффициентом вариации менее 10%.
В группу Y - товары с коэффициентом вариации от 10% до 25%.
В группу Z - товары с коэффициентом вариации более 25%.
Данные границы групп являются рекомендуемыми. На практике часто встречаются ситуации, когда все товары компании попадают в группу Z. Этому может быть несколько причин. Самая распространенная из них - сезонность продаж. Сезоны, когда происходят изменения продаж, известны и заранее учитываются при планировании работы компании.