Управление производственными запасами

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 22:28, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов организации запасов на предприятии.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
раскрыть функциональную роль запасов на предприятии;
рассмотреть методы оценки запасов предприятия;
изучить существующие модели и системы управлению запасами;
проанализировать процесс управления запасами предприятия;
предложить пути совершенствования управления запасами на предприятии.
Предмет исследования - это факторы, влияющие на управление производственными запасами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ЗАПАСАМИ 5
Производственные запасы: понятие и классификация, причины создания 5
Модели управления запасами 10
Системы контроля за состоянием запасов 19
Методы оценки эффективности управления запасами 24
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «РОГАЧЕВСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД»………….…..…32
Краткая характеристика предприятия 32
Общий анализ управления запасами на предприятии. 32
АВС- и XYZ - анализы запасов. 37
2.4Рекомендации по совершенствованию системы управления запасами. 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42

Работа содержит 1 файл

оСНОВА.docx

— 495.04 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ  ЗАПАСАМИ 5

    1. Производственные запасы: понятие и классификация, причины создания 5
    2. Модели управления запасами 10
    3. Системы контроля за состоянием запасов 19
    4. Методы оценки эффективности управления запасами 24

ГЛАВА 2 ОЦЕНКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ  ОАО «РОГАЧЕВСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД»………….…..…32

    1. Краткая характеристика предприятия 32
    2. Общий анализ управления запасами на предприятии. 32
    3. АВС- и XYZ - анализы запасов. 37

2.4Рекомендации по совершенствованию системы управления запасами. 39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 42

ПРИЛОЖЕНИЕ А 43

ПРИЛОЖЕНИЕ  Б 46

ПРИЛОЖЕНИЕ  В 49

ПРИЛОЖЕНИЕ  Г 50 

 

     ВВЕДЕНИЕ 

     В процессе своей деятельности все  организации и предприятия осуществляют работу по управлению производственными процессами с целью обеспечения их бесперебойности. Задачи управления весьма разнообразны, но одной из наиболее важных является задача управления производственными запасами на предприятии. Состояние и эффективность использования производственных запасов, как самой значительной части оборотного капитала - является одним из основных условий успешной деятельности предприятия. Поэтому для предприятия все возможные способы рационального расходования средств, одним из которых является определение оптимальной величины производственных запасов, приобретают все большую значимость.

     Целью курсовой работы является изучение теоретических  и практических  аспектов организации  запасов на предприятии.

     Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть функциональную роль запасов на предприятии;
  • рассмотреть методы оценки запасов предприятия;
  • изучить существующие модели и системы управлению запасами;
  • проанализировать процесс управления запасами предприятия;
  • предложить пути совершенствования управления запасами на предприятии.

     Предмет исследования - это факторы, влияющие на управление производственными запасами.

     Объект  исследования – управление производственными  запасами.

     Работа  состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованной литературы.

     Работа  содержит современные методы управления производственными запасами. В рамках работы разработан ряд практических предложений по совершенствованию механизма управления запасами предприятия.

     При написании курсовой работы использовались такие источники информации по теме, как учебники и учебные пособия под ред. Гаджинского А.М, Аникина Б.А., Дыбской В.В. Колобова А.А и других авторов, а также статьи экономических журналов, интернет источники.

 

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ  ЗАПАСАМИ 

    1. Производственные  запасы: понятие и классификация, причины создания

     Для осуществления непрерывного процесса обращения средств в организации необходимы определенные производственные запасы.

     Производственные  запасы - это часть  производственного  обеспечения, представляющая собой  совокупность производственной массы  в процессе ее движения [3, с. 156].  3) Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 560 с.: ил.

     Производственные  запасы - это средства производства, поступившие на склад предприятия - потребителя этих средств производства, но еще не вовлеченные в производственный процесс [16, c.102]. 16. Суховкина И.К. Анализ хозяйственной деятельности, - Мн.: БГЭУ,2006. - 503с.

     Производственные  запасы представляют собой совокупность предметов труда, используемых в производственном процессе. Они участвуют в производственном процессе однократно и полностью переносят свою стоимость на производимую продукцию, выполненные работы или оказанные услуги. [Т.В.Федосова/ Бухгалтерский учет/Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007]

     Производственные  запасы в организации выполняют  важнейшую  функцию обеспечения непрерывности расширенного производства и обращения, в процессе которого происходит их систематическое образование и расходование[5,с. 276]. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб.  – 2 изд., переаб., доп. – М.: Финансы и статистика, 2001.- 504 с.: ил.

     На  пути превращения сырья в конечное изделие и последующего движения этого изделия до конечного потребителя создается два основных вида запасов, представленных на рисунке 1.1.

    

    Рисунок 1.1 – Основные виды материальных запасов

     Охарактеризуем  каждый из названных запасов.

     Производственные  запасы – это запасы, находящиеся  на предприятиях всех отраслей сферы  материального производства, предназначенные  для производственного потребления. Цель создания производственных запасов – обеспечить бесперебойность производственного процесса

     Товарные  запасы – запасы готовой продукции  у предприятий-изготовителей, а также  запасы на пути следования товара от поставщика к потребителю, то есть на предприятиях оптовой, мелкооптовой и розничной торговли, в заготовительных организациях и запасы в пути. Товарные запасы подразделяются, в свою очередь, на запасы средств производства и предметов потребления [1]. Аникин Б.А., Дыбская В.В. Колобов А.А. Логистика: Учебник/Под ред. Б.А. Аникина: 3-е изд., перераб и доп. – М.: ИНФРА – М, 2004. – 368 с.

     Производственные  и товарные запасы подразделяются так  же на текущие, страховые и сезонные [3]. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник  для высших и средних специальных  учебных заведений. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательско – книготорговый центр «Маркетинг», 2001. – 396 с.

     Текущие запасы – основная часть производственных и товарных запасов. Они обеспечивают непрерывность производственного  и торгового процесса между очередными поставками.

     Страховые (гарантийные) запасы – предназначены  для непрерывного обеспечения материалами  или товарами производственного  или торгового процесса в случае различных непредвиденных обстоятельств, например, таких как:

  • отклонения в периодичности и величине партий поставок от предусмотренных договором;
  • возможных задержек материалов или товаров в пути при доставке от поставщиков;
  • непредвиденного возрастания спроса.

     Сезонные  запасы – образуются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки. Примером сезонного характера производства может служить производство сельскохозяйственной продукции.

     Так же по функциональному назначению, помимо перечисленных, выделяют запасы продвижения, переходящие, спекулятивные запасы и неликвиды.

     Запасы  продвижения готовой продукции  формируются и поддерживаются в дистрибутивных каналах для быстрой реакции на проводимую фирмой маркетинговую политику продвижения товара на рынок, обычно сопровождаемую широкомасштабной рекламой в средствах массовой информации. Эти запасы (чаще всего для товаров широкого потребления) должны удовлетворять возможное резкое увеличение спроса на продукцию фирмы.

     Переходящие запасы – это остатки товарно-материальных ценностей на конец отчетного  периода. В данном случае запасы предназначены  для равномерной работы предприятия в следующем за отчетным периоде до очередной поставки.

     Спекулятивные запасы – обычно создаются фирмами  для материальных ресурсов (компонентов, полуфабрикатов) в целях защиты от возможного повышения цен на них или введения протекционистских квот или тарифов.

     Устаревшие (неликвидные) запасы –  образуются вследствие ухудшения качества товаров  во время хранения, а также морального износа, вследствие несовпадения логистических циклов в производстве и дистрибьюции с жизненным циклом товара. В этом случае морально устаревшие товары не находят сбыта.

    

    

    

      

    

    

      
 

    

    Рисунок 1.2 – Классификация количественных видов запасов 

     Максимальный  желательный запас определяет уровень  запаса, экономически целесообразный в данной системе управления запасами. Этот уровень может превышаться. В различных системах управления максимальный желательный запас используется как ориентир при расчете объема заказа.

     Пороговый уровень запасов («точка заказа») используется для определения момента времени выдачи определенного заказа.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  в настоящее время в экономической литературе категория запасов описана достаточно полно и подробно. Однако помимо определения вида создаваемых запасов необходимо выяснить, насколько они необходимы для предприятия.

     Образование запасов связано, в основном, с  необходимостью обеспечения непрерывности  процесса производства на всех его  стадиях. В процессе выполнения договоров поставки продукции и при ее транспортировке могут происходить отклонения от запланированных сроков и размеров партий поставки. В то же время питание производства должно осуществляться регулярно. Поэтому от наличия и состояния запасов зависит ритмичная работа предприятия.

     Наличие запасов позволяет бесперебойно обеспечивать выполнение установленной производственной программы. Отсутствие на предприятии материалов вследствие исчерпания запасов нарушает ритм работы производственного процесса, приводит к простоям оборудования или даже к необходимости перестройки технологического процесса.

     Одной из причин создания запасов является так же возможность повышения спроса. Спрос на какую-либо группу товаров можно предсказать с большой долей вероятности, но прогнозировать спрос на конкретный товар гораздо сложнее. Поэтому, если не иметь достаточного запаса этого товара, либо исходных материалов для его изготовления в случае работы предприятия «на заказ», не исключена ситуация, когда платежеспособный спрос не будет удовлетворен, то есть клиент уйдет с деньгами и без покупки.

     Скидки  за покупку крупной партии товаров  также могут стать причиной создания запасов. В современных условиях экономики в России одной из основных проблем финансово-хозяйственной деятельности предприятий является проблема роста цен. Значительное удорожание материальных ресурсов, необходимых для производственного процесса, неблагоприятно сказывается на функционировании предприятия, ведет к перебоям в снабжении вплоть  до остановки производственного процесса. Таким образом, вложение свободных средств в производственные запасы является одним из возможных способов снижения переменных издержек.

     С другой стороны, предприятие, сумевшее предвидеть инфляционные процессы в  экономике, создает запас с целью  получения прибыли за счет повышения рыночной цены. В данном  случае речь идет о спекулятивном характере создания запасов [3]. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательско – книготорговый центр «Маркетинг», 2001. – 396 с.

     Процесс оформления каждого нового заказа на поставку материалов и комплектующих  сопровождается рядом издержек административного  характера (поиск поставщика, проведение переговоров с ним, командировки, междугородние переговоры и т.п.). Снизить эти затраты можно сократив количество заказов, что равносильно увеличению объема заказываемой партии и, соответственно, повышению размера запаса [7]. Неруш Ю. М. Логистика: учеб.-4-ое изд., перереб. и доп. – М.: ТК Велби, Н54 Изд-во Проспект, 2007.-520 с..

Информация о работе Управление производственными запасами