Промышленная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Субъектом промышленной политики является государство, причем не любая политическая власть, а государство современного типа – абстрактная корпорация, обладающая собственным юридическим лицом, отличным от личности правителей, включающая в себя правительственный аппарат и совокупность граждан (подданных), но не совпадающая ни с тем, ни с другим, имеющая четко определенные границы и существующая только на основании признания другими государствами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 1-4



Глава 1. Промышленная политика: понятие, цели и задачи 5-12


Глава 2. Направления промышленной политики и инструменты. Принципы промышленной политики. 13-28



Глава3. Общенациональные задачи промышленной политики

России. 28-35



ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

            Второй вариант предполагает  преимущественную опору на внутренний рынок с использованием главного конкурентного преимущества в ситуации предстоящих глобальных кризисов - значительной территории, большого объема внутреннего рынка и внутренних ресурсов. Эти преимущества позволят России строить высокодиверсифицированную, а значит устойчивую и независимую экономику. Здесь основным источником ресурсов сможет стать внутренний спрос.

              К сожалению, внутренний рынок,  который пока теряется отечественным  производителем, а задачи импортозамещения  в Концепции 2020 даже не поставлены. А все еще очень низкая доля  заработной платы в стоимости производимой продукции сдерживает рост внутреннего спроса.

              Для перехода от «первого»  варианта (а пока он с очевидностью  гораздо более вероятен) ко «второму»  необходимо заинтересовать крупнейших игроков, сегодня работающих на рынках сырья и первичного передела,  способных быть как производителями, так и потребителями высоких технологий. Поскольку по факту эти частные корпорации тесно ассоциированы с государством, его роль в создании у них инвестиционных мотиваций нельзя преувеличить.

              Необходимо, чтобы налоговая политика стимулировала инвестиции и инновации в интересующих нас зонах. Основной принцип - уход от единообразной системы налогообложения и переход на систему, стимулирующую экономику к развитию определенного типа.          Например:

- снижение  в инновационных секторах налога  на прибыль как основная мера, стимулирующая инвестиции;

- установление  налоговых льгот для компаний, внедряющих инновации (в том  числе ресурсосберегающие);

- установление  налоговых льгот для компаний, работающих в высококачественном секторе потребительского рынка;

- установление  налоговых льгот для недоразвитых  секторов рынка. 

               Монетарная политика должна быть направлена на существенное расширение рынка длинных денег, доступных российским компаниям, на рост капиталов российских банков и на региональную экспансию банковской системы.

Здесь возможно:

- постепенное  расширение системы рефинансирования  банков;

- налоговое  стимулирование региональной экспансии  сильных банков;

- стимулирование  за счет налоговых льгот увеличения  собственного капитала российских банков;

- содействие  российским банкам в получении  кредитных рейтингов западных  агентств, что облегчит им возможность  займов за рубежом; 

- развитие  системы государственных гарантий  под кредитование приоритетных  отраслей.  

            Масштабный перелив людей из «старой» экономики в инновационную требует качественно иной мобильности работников на рынке труда, причем мобильности не только отраслевой (квалификационной), но и территориальной. Для этого, в частности, необходимо:

- разработка  балансов населения и кардинальное улучшение статистики, прежде всего муниципальной;

- возрастание  удельного веса переобучения  и переподготовки в национальной  системе образования; 

- формирование  общероссийского рынка недорогого  съемного жилья; 

- увеличение нормы накопления в семейном бюджете.

         Связанные с экологией аспекты  развития в современном мире  весьма важны. Экологические требования  к промышленной продукции и  самим промышленным производствам  постоянно растут. Само по себе  это очень хорошо для сохранения природы и здоровья людей. Однако наряду с этим рост национальных и международных экологических требований с очевидностью становится инструментом конкурентной борьбы в руках «развитых» стран, способом вытеснить игроков с мировых рынков, навсегда оторваться от них как технологически, так и путем возгонки накладных издержек, необходимых для соответствия все возрастающим экологическим требованиям.

          В условиях экономики, преимущественно  ориентированной на внутренний  рынок высокотехнологичной продукции, ситуация становится менее напряженной и позволяет искать экологически корректные решения без прямой угрозы самому выживанию высокотехнологичных производств. Все это, естественно, не должно означать какого-либо попустительства загрязнению среды.

           Сейчас уже очевиден положительный экологический эффект от краха промышленности и сельского хозяйства советского типа и связанного с этим опустынивания значительных территорий. Этому процессу надо придать управляемую, цивилизованную форму, обратить этот минус в очевидный плюс.

           Экологическая ориентация инновационных разработок должна стать общенациональным императивом с выделением следующих приоритетных направлений:

- энергосбережение  и сбережение иных ресурсов;

- развитие  возобновляемых источников энергии;

- переработка  и утилизация отходов; 

- развитие  безотходных (малоотходных) производств; 

- очистка  и рекультивация территории.

           Наряду с инновационным процессом,  насыщающим экономику технологическими  нововведениями и целыми группами новых производств, должен быть запущен процесс прямо противоположной направленности - расчистка места для новой экономики, то есть вывод из оборота значительных групп устаревших технологий, целых предприятий и отраслей.

Запуск  этого процесса особенно актуален перед лицом растущего демографического спада. При увеличивающемся дефиците трудовых ресурсов, в первую очередь опытных квалифицированных работников, способных к быстрому освоению новых компетенций, важно увеличить конкурентоспособность предприятий инновационной экономики на рынке труда. И для старых, и для новых предприятий у нас просто не хватит людей.

            Процесс имеет и свою социально-психологическую,  мотивационную сторону. Крупнейшие  предприятия старых зон промышленного  освоения (Урал, Кузбасс, Поволжье и пр.) для миллионов работающих там людей, да и для всего народа, представляют собой поистине символы трудового героизма наших отцов, нашего славного прошлого. Вместе с тем они зачастую не имеют каких-либо перспектив в новой экономике. Выход из этой проблемной ситуации лежит в пространстве информационной работы, показывающей органичную преемственность новых форм развития по отношению к прежним и неразрывно соединенной с массовым переобучением людей.

            Мы живем в информационном  обществе, поэтому тема промышленной политики должна постоянно и плотно присутствовать на экране телевизора, в газетах, на популярных сайтах. Иначе ее просто нет - как политики.

            Промышленная политика России  должна быть публичной. Она должна занимать одно из ключевых мест в национальной повестке дня.

             Наличие промышленной политики  должно стать одной из тех  вещей, которые придают жизни  гражданскую осмысленность. Идеология промышленного развития («Россия - один из мировых промышленных лидеров...» «Русский - значит способный создавать развитую передовую промышленность...») должна стать неотъемлемой частью национально-государственной идентичности.

               Особое внимание в информационной  работе следует уделять нравственным нормам промышленной политики. Предметом осмысления здесь могут стать следующие вопросы:

- патриотизм  и национальная мобилизация на  решение задач промышленного  развития ;

- наше  наследие как опора нашей сегодняшней  способности разрабатывать и  осуществлять промышленную политику;

- наша  роль в мире как нравственная  альтернатива политике мирового  господства и эксплуатации;

- трактовка  экологических проблем развития  как нравственных.

Все сказанное  выше, естественно, будет иметь силу лишь в случае, если за информационным потоком будут стоять реальные действия. 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

           Промышленная политика государства  сформировалась в эпоху индустриализации  в XIX веке, когда технико-технологические  средства рассматривались в качестве  основного инструмента решения  важнейших социально-политических задач: обеспечения национальной безопасности, преодоления диспропорций в территориальном развитии, разрешения социальных конфликтов и пр.

Это была эпоха так называемой «жесткой» промышленной политики центральным элементом которой выступали инженерные проекты, инициированные или поддержанные государством и имеющие общенациональное значение. От успешности подобного рода проектов зависело состояние всей национальной экономики, а потому промполитика притязала на статус всеобъемлющей экономической политики.

Одним из самых ярких и известных  разработчиков принципов «жесткой»  промышленной политики был немецкий экономист Ф.Лист. Считается, что  во многом благодаря его идеям  и практическим усилиям была разработана  и реализована в начале XIX века доктрина экономического развития США, принципы которой затем легли в основу «революции Мейдзи» в Японии 1860-70-х годов. Кроме того, Ф.Лист известен как один из идеологов германского таможенного союза и строительства сети общегерманских железных дорог в первой половине XIX века.

         Однако не только в США, Японии  и Германии использовали промполитику  в качестве главного инструмента  государственного управления национальным  развитием. Например, все без исключения  системы железных дорог в XIX веке планировались национальными правительствами (кроме британской метрополии). Государство строило железные дороги или поддерживало частные компании, предоставляя выгодные концессии, гарантии и пр. Период доминирования «жесткой промполитики» в качестве основного инструмента государственного управления экономикой длился от начала XIX-го века по 70-е годы ХХ-го столетия.

          Пересмотр основ государственной  промышленной политики в экономически-развитых  странах произошел во многом  в связи с технологическим  сдвигом в промышленности, а также с изменением корпоративной организации ее субъектов. Масштаб последних и характер принимаемых ими решений привел к тому, что отпала экономическая потребность в государстве как держателе крупных инженерных проектов. Большинство технико-технологических решений стали приниматься не на государственном уровне.

          Однако было еще одно обстоятельство, сыгравшее главную роль в переоценке промышленной политики, – глобализация, разрушившая экономическую автономию государств. С одной стороны, новый способ обеспечения безопасности (за счет оборонной интеграции) лишил государства стимулов для экономического протекционизма собственной индустрии. С другой стороны, ресурсы стали обращаться на мировых рынках, уже не подчинявшихся отдельным национальным государствам. Ранее существовавшая включенность государства в цепочку «проектирование-финансирование-производство-сбыт» нарушилась.

        Несмотря на разброс мнений  относительно содержания промышленной  политики России, необходимость  ее представляется достаточно обоснованной, поскольку рыночные механизмы не способны элиминировать сложившиеся структурные и иные диспропорции российской экономики в силу своей ориентации на краткосрочные результаты и узости критериев развития. Таким образом, отказ от проведения осознанных и целенаправленных мероприятий по структурной перестройке и технологической модернизации производства представляет собой тупиковый путь развития, консервирующий сырьевую направленность экономики нашей страны. Критически важным аспектом в построении стратегии развития является выбор приоритетов промышленной политики. Целевой вариант развития предполагает перераспределение структуры производства и ВВП в пользу обрабатывающей промышленности и высокотехнологичных, наукоемких, инновационно-активных секторов.

Информация о работе Промышленная политика