Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 15:51, курсовая работа
Субъектом промышленной политики является государство, причем не любая политическая власть, а государство современного типа – абстрактная корпорация, обладающая собственным юридическим лицом, отличным от личности правителей, включающая в себя правительственный аппарат и совокупность граждан (подданных), но не совпадающая ни с тем, ни с другим, имеющая четко определенные границы и существующая только на основании признания другими государствами.
ВВЕДЕНИЕ. 1-4
Глава 1. Промышленная политика: понятие, цели и задачи 5-12
Глава 2. Направления промышленной политики и инструменты. Принципы промышленной политики. 13-28
Глава3. Общенациональные задачи промышленной политики
России. 28-35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В отношении регулирования
Эффективным инструментом
Со стороны банковской сферы возможно более активное кредитование им инноваций и промышленного развития. Для этого необходимо снижение ставки рефинансирования до приближенной к мировым стандартам и ее сохранения на период 5–8 лет, необходимых для обеспечения полной окупаемости основной массы инвестиций.
Становление цивилизованного и
эффективного фондового рынка
также способствует
Возможно использование
Большой потенциал финансового
обеспечения инвестиционной
Промышленная политика должна быть подкреплена налоговой системой, ориентированной на модернизацию экономики. Пока налоговая система преимущественно основана на косвенном обложении хозяйственной деятельности, что обусловливает непропорциональное распределение налогов между сферами производства. Фискальная ориентация налоговой системы определяет чрезмерную нагрузку на реальный сектор экономики. Предоставление налоговых преференций некоторым предприятиям содействует повышению их собственного инвестиционного потенциала. Налоговые преференции должны обеспечивать, во-первых, стимулирование освоения прогрессивных технологий, выпуск наукоемкой конкурентоспособной продукции, подготовку высококвалифицированных кадров, ресурсосбережение и сокращение загрязнения окружающей среды. Во-вторых, рост занятости и повышение оплаты труда работников. Кроме налоговых льгот к налоговым преференциям относятся налоговые и инвестиционные налоговые кредиты, амортизационные налоговые преференции.
Иностранные инвестиции на
2.3.
Возможные инструменты
В
качестве получателя налоговых платежей,
регулятора и арбитра государство
реализует властные полномочия, т.е.
может осуществлять принуждение
или угрозу принуждения. В других
ролях оно выступает
Все
перечисленные роли государства
в отношении производителя
Промышленная политика является одним из направлений государственной политики наряду с другими направлениями. С каждым из этих направлений она имеет точки соприкосновения и области пересечения. Возможны также синергические эффекты, возникающие за счет согласования промышленной политики с другими направлениями государственной политики. Тем не менее, промышленная политика обладает своими целями и набором средств.
1) От макроэкономической политики промышленная политика отличается своим объектом, целями и методами. Объектом промышленной политики не является народное хозяйство в целом, описываемое совокупностью макроэкономических агрегатов. Целью промышленной политики не является достижение макроэкономической стабильности, борьба с инфляцией и т.п. В число методов промышленной политики не входят регулирование агрегированных показателей государственного бюджета, процентных ставок, резервных требований, валютного курса и т.п. средства макроэкономической политики.
2) От бюджетной и налоговой политики, в рамках которой государство осуществляет перераспределение от налогоплательщиков к получателям бюджетных средств, промышленная политика отличается тем, что ее объектом является производственная деятельность хозяйствующих субъектов, а не перераспределительная деятельность государства.
3) От социальной политики, объектом воздействия которой является уровень и качество жизни (т.е., в первую очередь, потребление) отдельных групп населения промышленная политика отличается тем, что занимается производственной деятельность предприятий, а не потреблением населения (домохозяйств).
4) Внешнеэкономическая политика (в широком смысле, т.е. включая торговую, миграционную политику, валютное регулирование и т.д.) пересекается с промышленной политику в той мере, в какой ее цели напрямую связаны с производственной деятельностью российских производителей. Не входят в промышленную политику валютное регулирование, регулирование нетрудовых видов миграции, получение и оказание гуманитарной помощи и т.д.
5) Региональная политика пересекается с промышленной политикой в той степени, в какой затрагивает вопросы размещения производительных сил, а также использования земли и природных ресурсов. В то же время региональная политика содержит многочисленные компоненты, напрямую не связанные с осуществлением производственной деятельности – например, распределение федеральной финансовой помощи между регионами, социальное развитие регионов, и др.
6) От оборонной политики и политики в сфере безопасности промышленная политика отличается тем, что не занимается деятельностью государства в ходе вооруженных конфликтов и в ходе применения государственного принуждения. В сфере компетенции промышленной политики находятся те аспекты оборонной политики и политики в сфере безопасности. которые связаны с производством товаров и услуг соответствующего назначения (оборонный заказ, государственные резервы и т.д.), с использованием экономических ресурсов для нужд обороны и безопасности (земли, природных ресурсов, воздушного пространства, радиочастотного спектра и т.д.), с производственной деятельностью и управлением государственным имуществом в сфере оборонно-промышленного комплекса, а также с обременением предприятий и имущества обязательствами оборонного характера.
7)
Геополитика направлена на
2.4.
Принципы промышленной политики
Принцип 1. Свобода производственной деятельности.
Свобода производственной деятельности является главным условием достижения сформулированной цели и задач промышленной политики.
Данный
принцип подразумевает
Принцип 2. Равноправие форм собственности.
Промышленная политика не должна предоставлять льготы и преференции на основе формы собственности на производственные предприятия.
В частности, промышленная политика должна полностью исключать предоставление государственных льгот и преференций тем или иным хозяйствующим субъектам на основании их формы собственности или иных особенностей, в ущерб остальным участникам рынка (как это имеет место, например, в случае государственных и муниципальных унитарных предприятий, получающих дотации из бюджетов различных уровней).
Законодательство
не должно устанавливать перечни
объектов, используемых в целях производства
товаров и услуг, не могущих находится
в частной или муниципальной
собственности. Муниципалитеты, физические
и юридические лица должны иметь право
иметь в собственности недра и имущественные
права на пользование ими, крупные водные
объекты и иные виды природных ресурсов.
Ограничения такого рода должны касаться
только объектов, могущих быть использованы
только для реализации властных полномочий
государства.
Принцип 3. Снижение уровня обязательств государства, выходящих за пределы его роли в меняющемся мире, при сохранении исключительной ответственности государства за исполнение своих обязательств.
Промышленная политика не является частью социальной политики. Но она может внести свой вклад в преодоление кризиса социального государства. В частности, промышленная политика в целом должна вести к сокращению обязательств государства, выходящих за пределы его роли в целевом состоянии; она не должна вести к нарастанию нагрузки на государственный бюджет и бюджеты всех уровней, приводящему к выходу за пределы существующего объема обязательств.
В
то же время социальная защита граждан,
предусмотренная Конституцией в настоящее
время и те ее аспекты, которые могут сохраниться
в будущем, является обязанностью государства,
а не частных лиц, акционерных компаний
или иных негосударственных организаций.
Целью промышленной политики является
поэтапный отказ от обременения производителей
товаров и услуг социальными обязательствами
(в виде предоставления льгот или иным
образом) и переход к адресной поддержке
целевых групп населения за счет средств
бюджетной системы. При этом в процессе
перехода возможно временное обременение
при приватизации объектов, выполняющих
социальные функции.
Принцип
4. Защита интересов российских производителей
на международной арене без
В долгосрочном плане государство современного типа, когда речь идет о его деятельности в сфере международных отношений, лучше всего приспособлено для взаимодействия (в том числе конфликтного взаимодействия) с корпоративными образованиями того же типа, т.е. с другими государствами. В рамках промышленной политики Российское государство должно вступать в игру на международной арене в тех случаях, когда действия других государств ущемляют или дискриминируют российских производителей.