Промышленная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Субъектом промышленной политики является государство, причем не любая политическая власть, а государство современного типа – абстрактная корпорация, обладающая собственным юридическим лицом, отличным от личности правителей, включающая в себя правительственный аппарат и совокупность граждан (подданных), но не совпадающая ни с тем, ни с другим, имеющая четко определенные границы и существующая только на основании признания другими государствами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 1-4



Глава 1. Промышленная политика: понятие, цели и задачи 5-12


Глава 2. Направления промышленной политики и инструменты. Принципы промышленной политики. 13-28



Глава3. Общенациональные задачи промышленной политики

России. 28-35



ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 200.00 Кб (Скачать)
 

Содержание 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ.                                                                                           1-4 
 

Глава 1. Промышленная политика: понятие, цели и задачи             5-12 

Глава 2. Направления  промышленной политики и инструменты. Принципы промышленной политики.                                                13-28 
 

Глава3. Общенациональные задачи промышленной политики

России.                                                                                                  28-35 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.                                                                                   36-37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ. 
 

     Промышленная  политика – это совокупность действий государства как института, предпринимаемых для оказания влияния на деятельность хозяйствующих субъектов (предприятий, корпораций, предпринимателей и т.д.), а также на отдельные аспекты этой деятельности, относящиеся к приобретению факторов производства, организации производства, распределению и реализации товаров и услуг во всех фазах жизненного цикла хозяйствующего субъекта и жизненного цикла его продукции.

     В данной концепции промышленной политики ее объектом является производитель товаров и услуг (производственное предприятие, корпорация, отдельный предприниматель и т.д.). Этот подход отличается от традиционного понимания промышленной политики, в соответствии с которым ее объектом обычно считаются крупные производственно-технологические комплексы, гигантские корпорации или отрасли, обычно состоящие из крупных, капиталоемких производств. Однако произошедшие в последние десятилетия структурные перемены – развитие новых производственных технологий, финансовых инструментов, организационных структур, глобализация производства, торговли и финансов, повышение роли знаний, информации и технологии в производственных процессах и др. – все это делает традиционное представление об объекте промышленной политики ограниченным и неадекватным.

           Субъектом промышленной политики  является государство, причем  не любая политическая власть, а государство современного типа – абстрактная корпорация, обладающая собственным юридическим лицом, отличным от личности правителей, включающая в себя правительственный аппарат и совокупность граждан (подданных), но не совпадающая ни с тем, ни с другим, имеющая четко определенные границы и существующая только на основании признания другими государствами. Промышленная политика – атрибут именно государства современного типа и как таковая не свойственна иным типам политической организации (таким, как племена, феодальные иерархии, доиндустриальные империи, «несостоявшиеся государства» (failed states) и т.д.).

          К началу 1990-х гг. в Европе и  США государство стало отказываться  от прямого управления инженерными  инфраструктурами, приватизировать  электроэнергетику, транспорт и связь, передавать в концессию коммунальные инфраструктуры.

Таким образом, в конце ХХ века возникло стойкое убеждение, что промышленная политика в своем изначальном  смысле себя практически исчерпала. «Жесткая» промполитика сменилась  «мягкой» (либеральной). Ее целью стало обеспечение конкурентоспособности национальной экономики в условиях открытого рынка, а в качестве главного инструмента был использован комплекс институциональных и финансово-регулирующих мер, косвенно влияющих на технико-технологическое развитие экономики, и буквально «растворяющихся» в общей макроэкономической политике.

          Тот факт, что в России в  начале XXI века в публичном пространстве  различные представители деловой  и политической элиты предъявили  к государству запрос на промышленную политику, причем нередко в форматах XIX – первой половины ХХ веков, свидетельствует о глубочайшем кризисе концептуального видения того, как должна быть устроена экономика.

           На первый взгляд, необходимость  активной промполитики в Российской Федерации обусловливается тем, что в отличие от других экономически-развитых стран, переживших первичную индустриализацию, Россия не имеет структур, способных заместить государство как субъекта принятия масштабных технико-технологических решений. В свою очередь, отдать национальное промышленное развитие на откуп операторам глобальной экономики – нерезидентам (транснациональным корпорациям, наднациональным публично-правовым институтам) – не позволяет представление о России как о самостоятельном субъекте истории, имеющем собственное предназначение, и потому хранящем свою военно-политическую и экономическую независимость. Поэтому столь велика заинтересованность многих лиц в том, чтобы вернуть государственным органам функцию главного в обществе инженера-проектировщика и «сборщика» промышленности.

           Но это только на первый  взгляд. В действительности, в РФ  пять разных политических и  экономических сил предъявляют  запрос на пять разных версий  промышленной политики.

       Во-первых, построенные еще в советское время промышленные предприятия и сформированные на их базе отрасли промышленности предлагают государству накрыть их «протекционистским зонтиком», переориентировать на импортозамещение, защитив от зарубежной конкуренции таможенными барьерами и поддержав экспорт субсидированием и низкими тарифами на услуги и продукцию естественных монополий.

        Во-вторых, особый запрос на государственную промполитику предъявляют крупные российские интегрированные бизнес-группы (ИБГ), успешно адаптирующиеся к условиям работы в открытом рынке и имеющие, как правило, сырьевую специализацию. Данные компании сталкиваются с предельными нагрузками на инфраструктурное хозяйство страны, с изъятиями в бюджет значительной доли природно-сырьевой ренты и невозможностью разделить бюджетное бремя с другими налогоплательщиками. Поэтому ИБГ предъявляют требование к государству о создании для них преференций как для ведущего сектора экономики – «национальных чемпионов».

        В-третьих, органы власти старопромышленных регионов, имея в качестве экономической базы устаревшую индустрию, не располагая альтернативным предложением трудоустройства занятых в ней людей, вынуждена формулировать и реализовывать собственную «промышленную политику». Регионы хотели бы разделить ответственность (а главное – финансирование!) за эту политику с федеральным центром, требуя от него самоопределения не столько в отношении отдельных отраслей, технологий или предприятий, сколько территориально-производственных комплексов.

         В-четвертых, весьма влиятельно в России так называемое «технологическое лобби», выступающее за государственный протекционизм инновационным разработкам и внедрению новых технологий. Оно, озабоченное утратой своих позиций как разработчика и продавца технологий требует технологического протекционизма, преференций для российских НИОКР.

     В-пятых, особую группу агентов, заинтересованных в определении государственной позиции по отношению к национальной промышленности составляют представители того сектора российской экономики, который вполне адаптировался жизни в глобальном рынке. Они настаивают на отказе от «жесткой» промышленной политики и на переходе к преимущественно косвенному государственному управлению экономикой при помощи институциональных (регулятивных) мер. Это - не столько выступления против технологической политики государства, сколько против ее выделения из общеэкономической.

           Однако  следует учесть, что основным противоречием, проблематизирующим возможность самостоятельной государственной промышленной политики в России в настоящий момент, является противоречие между локальным характером большинства российских промышленных предприятий и глобальной экономикой, в которую они уже помещены. Со времен дефолта 1998 года слабый рубль создавал для российской индустрии преференции, позволившие ей вновь вернуть себе (хоть и не полностью) национальный рынок и облегчить продвижение отдельных видов своей продукции на мировом. Старая промышленность, рассчитанная на замкнутость и внутреннюю сбалансированность экономики, ожила, восстановила внутренние связи и востребовала ресурсы. Однако, сейчас резервы роста российской промышленности, обеспечивавшиеся слабым рублем и низкими по сравнению с мировыми внутренними ценами на отдельные виды ресурсов (сырье, услуги транспорта и энергетики, рабочая сила и пр.) оказались фактически исчерпанными. Дальше экономический подъем должны обеспечивать новые факторы, связанные с интеграцией российской экономики в мировую.

              Можно предположить, что в ближайшей  перспективе главной задачей российской промышленности будет встраивание в мировой рынок. Всю совокупность экономических агентов, с этой точки зрения целесообразно разбить не на сырьевой и не-сырьевой или рыночный и не-рыночный сектора, а на сферы, адаптированные и не-адаптированные к глобальному рынку. Исходя из этого, и необходимо определить новые принципы российской промышленной политики. Последняя должна стать политикой, ориентированной не только на внутренние проблемы России, но и сдвиг в развитии глобальной экономики.

               Снижение опасности военных конфликтов в мире создало условия для развертывания единого экономического пространства, а новые коммуникационные технологии облегчили его организационное застраивание новыми производственными, торговыми и финансовыми структурами. При этом глобализация финансов и торговли значительно опередила так называемое «материальное» производство, скованное длительным процессом смены основных фондов. К тому же освоение новых технологий потребовало обладающих новыми ключевыми квалификациями работников, которые не могли быть подготовлены мгновенно.

Критическая для старой индустрии ситуация усугубилась  еще и тем, что локальные рынки  стали сокращаться не только благодаря  беспрецедентному росту масштабов  и оперативности дистрибуции, но и из-за общемировой универсализации потребления. В низких ценовых сегментах и на рынках товаров массового производства национальная индустрия вынуждена конкурировать с самым эффективным производителем мира, продающим свою продукцию дешевле всех. А в высших ценовых сегментах, где потребление давно уже стало символическим, нацеленным на знаки и мифы современных обществ, приходится конкурировать с самыми дорогими мировыми брэндами – воплощением данных символов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Промышленная политика: понятие, цели и задачи 

     Промышленной  является общегосударственная политика программно-целевого регулирования  процесса организационной, структурной  и технологической модернизации индустриального воспроизводства ради последовательного приращения выпуска наукоемкой продукции с высокой долей добавленной стоимости и увеличения покупательной способности занятых, всего населения страны.

           Понятие промышленной политики  имеет в России и свою историю,  и свою специфику, поэтому вызывает  полемику между различными представителями власти, бизнеса и общества. В период либеральных реформ под промышленной политикой многие понимали лоббизм или возвращение государственного контроля над экономикой, характерного для советской эпохи, что вызывало негативное отношение даже к самому термину.

     Основным  способом ее реализации является программно-целевое  регулирование, с использованием стратегического  прогнозирования, структурно-технологического планирования и системы функционально специализированных органов, или институтов государства. По достижении поставленной цели и выдвижении новой система институтов подлежит трансформации, в процессе которой внутри государства происходят перегруппировка и перераспределение функций и полномочий между соответствующими направлениями и приоритетами. Создание гибких, программно-целевых институтов реализации общегосударственной промышленной политики представляется делом особой важности.

     Россия  в силу целого ряда причин позже  других индустриально-развитых интегрируется  в открытый мировой рынок. Рассогласование темпов включения в глобальную экономику российской индустрии, систем обращения, потребления и оборота финансов для Российской Федерации приобретают куда более драматический характер, чем для стран-«пионеров» глобализации. Больше всего в этой ситуации страдает старая индустрия и старопромышленные регионы, вынужденные оплачивать интеграцию в глобальный рынок по самым высоким ставкам.

         Интеграция российской промышленности  в глобальную экономику не  происходит одномоментно и не  является фронтальным наступлением на мировой рынок всех отраслей и предприятий национальной индустрии. Промышленность России, ранее собранная в технологически единый комплекс, по пути в глобальный рынок растянулась в длинную вереницу предприятий, решающих подчас несопоставимые производственно-технологические, торгово-сбытовые и финансово-управленческие задачи. Внутренне расслоились и старые территориально-производственные комплексы.

         Тем не менее глобализация  заложила основные тренды трансформации  российской промышленности:

 

1. Освоение  новых форматов торговли. Учитывая, что в современной экономике  торговля управляет производством,  в России следует ожидать взрывного  роста торговых сетей, развития  новых форм проникновения на  рынки (Интернет-торговля, каталожная  торговля, франшиза и т.п.). Все это потребует развития промдизайна, брэндинга, качественного изменения информационной среды на рынке.

 

2. Достижение  российским бизнесов размеров, сомасштабных  глобальному рынку. Решая данную  задачу, российские промышленные  предприятия не обязательно должны будут влиться в разного рода холдинги, вертикально-интегрированные компании. Они могут консолидироваться на основе сетевого принципа как своего рода метакорпорации поставщиков и субподрядчиков, а также конкурентов внутри однородных кластеров.

Информация о работе Промышленная политика