Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 15:51, курсовая работа
Субъектом промышленной политики является государство, причем не любая политическая власть, а государство современного типа – абстрактная корпорация, обладающая собственным юридическим лицом, отличным от личности правителей, включающая в себя правительственный аппарат и совокупность граждан (подданных), но не совпадающая ни с тем, ни с другим, имеющая четко определенные границы и существующая только на основании признания другими государствами.
ВВЕДЕНИЕ. 1-4
Глава 1. Промышленная политика: понятие, цели и задачи 5-12
Глава 2. Направления промышленной политики и инструменты. Принципы промышленной политики. 13-28
Глава3. Общенациональные задачи промышленной политики
России. 28-35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. Промышленная
политика: понятие, цели и задачи
5-12
Глава 2. Направления
промышленной политики и инструменты.
Принципы промышленной политики.
Глава3. Общенациональные задачи промышленной политики
России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ.
Промышленная политика – это совокупность действий государства как института, предпринимаемых для оказания влияния на деятельность хозяйствующих субъектов (предприятий, корпораций, предпринимателей и т.д.), а также на отдельные аспекты этой деятельности, относящиеся к приобретению факторов производства, организации производства, распределению и реализации товаров и услуг во всех фазах жизненного цикла хозяйствующего субъекта и жизненного цикла его продукции.
В
данной концепции промышленной политики
ее объектом является производитель товаров
и услуг (производственное предприятие,
корпорация, отдельный предприниматель
и т.д.). Этот подход отличается от традиционного
понимания промышленной политики, в соответствии
с которым ее объектом обычно считаются
крупные производственно-
Субъектом промышленной
К началу 1990-х гг. в Европе и
США государство стало
Таким образом, в конце ХХ века возникло стойкое убеждение, что промышленная политика в своем изначальном смысле себя практически исчерпала. «Жесткая» промполитика сменилась «мягкой» (либеральной). Ее целью стало обеспечение конкурентоспособности национальной экономики в условиях открытого рынка, а в качестве главного инструмента был использован комплекс институциональных и финансово-регулирующих мер, косвенно влияющих на технико-технологическое развитие экономики, и буквально «растворяющихся» в общей макроэкономической политике.
Тот факт, что в России в
начале XXI века в публичном пространстве
различные представители
На первый взгляд, необходимость активной промполитики в Российской Федерации обусловливается тем, что в отличие от других экономически-развитых стран, переживших первичную индустриализацию, Россия не имеет структур, способных заместить государство как субъекта принятия масштабных технико-технологических решений. В свою очередь, отдать национальное промышленное развитие на откуп операторам глобальной экономики – нерезидентам (транснациональным корпорациям, наднациональным публично-правовым институтам) – не позволяет представление о России как о самостоятельном субъекте истории, имеющем собственное предназначение, и потому хранящем свою военно-политическую и экономическую независимость. Поэтому столь велика заинтересованность многих лиц в том, чтобы вернуть государственным органам функцию главного в обществе инженера-проектировщика и «сборщика» промышленности.
Но это только на первый взгляд. В действительности, в РФ пять разных политических и экономических сил предъявляют запрос на пять разных версий промышленной политики.
Во-первых, построенные еще в советское время промышленные предприятия и сформированные на их базе отрасли промышленности предлагают государству накрыть их «протекционистским зонтиком», переориентировать на импортозамещение, защитив от зарубежной конкуренции таможенными барьерами и поддержав экспорт субсидированием и низкими тарифами на услуги и продукцию естественных монополий.
Во-вторых, особый запрос на государственную промполитику предъявляют крупные российские интегрированные бизнес-группы (ИБГ), успешно адаптирующиеся к условиям работы в открытом рынке и имеющие, как правило, сырьевую специализацию. Данные компании сталкиваются с предельными нагрузками на инфраструктурное хозяйство страны, с изъятиями в бюджет значительной доли природно-сырьевой ренты и невозможностью разделить бюджетное бремя с другими налогоплательщиками. Поэтому ИБГ предъявляют требование к государству о создании для них преференций как для ведущего сектора экономики – «национальных чемпионов».
В-третьих, органы
власти старопромышленных регионов, имея
в качестве экономической базы устаревшую
индустрию, не располагая альтернативным
предложением трудоустройства занятых
в ней людей, вынуждена формулировать
и реализовывать собственную «промышленную
политику». Регионы хотели бы разделить
ответственность (а главное – финансирование!)
за эту политику с федеральным центром,
требуя от него самоопределения не столько
в отношении отдельных отраслей, технологий
или предприятий, сколько территориально-
В-четвертых, весьма влиятельно в России так называемое «технологическое лобби», выступающее за государственный протекционизм инновационным разработкам и внедрению новых технологий. Оно, озабоченное утратой своих позиций как разработчика и продавца технологий требует технологического протекционизма, преференций для российских НИОКР.
В-пятых, особую группу агентов, заинтересованных в определении государственной позиции по отношению к национальной промышленности составляют представители того сектора российской экономики, который вполне адаптировался жизни в глобальном рынке. Они настаивают на отказе от «жесткой» промышленной политики и на переходе к преимущественно косвенному государственному управлению экономикой при помощи институциональных (регулятивных) мер. Это - не столько выступления против технологической политики государства, сколько против ее выделения из общеэкономической.
Однако следует учесть, что основным противоречием, проблематизирующим возможность самостоятельной государственной промышленной политики в России в настоящий момент, является противоречие между локальным характером большинства российских промышленных предприятий и глобальной экономикой, в которую они уже помещены. Со времен дефолта 1998 года слабый рубль создавал для российской индустрии преференции, позволившие ей вновь вернуть себе (хоть и не полностью) национальный рынок и облегчить продвижение отдельных видов своей продукции на мировом. Старая промышленность, рассчитанная на замкнутость и внутреннюю сбалансированность экономики, ожила, восстановила внутренние связи и востребовала ресурсы. Однако, сейчас резервы роста российской промышленности, обеспечивавшиеся слабым рублем и низкими по сравнению с мировыми внутренними ценами на отдельные виды ресурсов (сырье, услуги транспорта и энергетики, рабочая сила и пр.) оказались фактически исчерпанными. Дальше экономический подъем должны обеспечивать новые факторы, связанные с интеграцией российской экономики в мировую.
Можно предположить, что в ближайшей перспективе главной задачей российской промышленности будет встраивание в мировой рынок. Всю совокупность экономических агентов, с этой точки зрения целесообразно разбить не на сырьевой и не-сырьевой или рыночный и не-рыночный сектора, а на сферы, адаптированные и не-адаптированные к глобальному рынку. Исходя из этого, и необходимо определить новые принципы российской промышленной политики. Последняя должна стать политикой, ориентированной не только на внутренние проблемы России, но и сдвиг в развитии глобальной экономики.
Снижение опасности военных конфликтов в мире создало условия для развертывания единого экономического пространства, а новые коммуникационные технологии облегчили его организационное застраивание новыми производственными, торговыми и финансовыми структурами. При этом глобализация финансов и торговли значительно опередила так называемое «материальное» производство, скованное длительным процессом смены основных фондов. К тому же освоение новых технологий потребовало обладающих новыми ключевыми квалификациями работников, которые не могли быть подготовлены мгновенно.
Критическая
для старой индустрии ситуация усугубилась
еще и тем, что локальные рынки
стали сокращаться не только благодаря
беспрецедентному росту масштабов
и оперативности дистрибуции, но
и из-за общемировой универсализации потребления.
В низких ценовых сегментах и на рынках
товаров массового производства национальная
индустрия вынуждена конкурировать с
самым эффективным производителем мира,
продающим свою продукцию дешевле всех.
А в высших ценовых сегментах, где потребление
давно уже стало символическим, нацеленным
на знаки и мифы современных обществ, приходится
конкурировать с самыми дорогими мировыми
брэндами – воплощением данных символов.
Глава 1.
Промышленная политика:
понятие, цели и задачи
Промышленной является общегосударственная политика программно-целевого регулирования процесса организационной, структурной и технологической модернизации индустриального воспроизводства ради последовательного приращения выпуска наукоемкой продукции с высокой долей добавленной стоимости и увеличения покупательной способности занятых, всего населения страны.
Понятие промышленной политики
имеет в России и свою историю,
Основным способом ее реализации является программно-целевое регулирование, с использованием стратегического прогнозирования, структурно-технологического планирования и системы функционально специализированных органов, или институтов государства. По достижении поставленной цели и выдвижении новой система институтов подлежит трансформации, в процессе которой внутри государства происходят перегруппировка и перераспределение функций и полномочий между соответствующими направлениями и приоритетами. Создание гибких, программно-целевых институтов реализации общегосударственной промышленной политики представляется делом особой важности.
Россия в силу целого ряда причин позже других индустриально-развитых интегрируется в открытый мировой рынок. Рассогласование темпов включения в глобальную экономику российской индустрии, систем обращения, потребления и оборота финансов для Российской Федерации приобретают куда более драматический характер, чем для стран-«пионеров» глобализации. Больше всего в этой ситуации страдает старая индустрия и старопромышленные регионы, вынужденные оплачивать интеграцию в глобальный рынок по самым высоким ставкам.
Интеграция российской
Тем не менее глобализация
заложила основные тренды
1. Освоение
новых форматов торговли. Учитывая,
что в современной экономике
торговля управляет
2. Достижение
российским бизнесов размеров, сомасштабных
глобальному рынку. Решая