Устойчивое развитие, основанное
на инновационном принципе, предполагает
опору на воспроизводимые, прежде
всего, интеллектуальные ресурсы.
В государственной поддержке
нуждаются системы образования и подготовки
специалистов. Важнейшим направлением
деятельности государства является решение
проблемы “утечки мозгов”.
Как известно, рынок более близорук
и ориентирован на краткосрочные
результаты, поэтому не предоставляет
достаточных стимулов к инвестированию
в стратегически важные направления научно-технического
развития, дающие отдачу в долгосрочном
периоде. Роль государства состоит в том,
чтобы не только создать сильные стимулы
для инновационной деятельности предприятий
всех форм собственности, но и взять на
себя наиболее затратную в организационном
и финансовом отношении часть инновационного
процесса. Государство должно финансировать
проведение приоритетных научно-технических
разработок на начальном этапе преимущественно
за свой счет. Финансирование прикладных
исследований может осуществляться через
систему госзаказов на конкурсной основе.
Кроме прямой поддержки инновационного
процесса в виде государственных расходов,
необходимо создание механизмов и стимулов
рыночного самофинансирования, тем более
что бюджетные схемы были ликвидированы
в ходе реформ.
Выделим несколько очевидных
мер стимулирования инновационной
активности. К ним относятся:
- списание
затрат на НИОКР из налогооблагаемой базы;
- установление
налоговых льгот при увеличении таких
расходов;
- освобождение
предприятий от уплаты НДС при приобретении
продуктов — объектов интеллектуальной
собственности (равно и организаций-разработчиков,
продающих такие продукты и другие инновации);
- ускоренная
амортизация нового научного оборудования;
- поддержка
экспорта наукоемкой продукции и подготовка
менеджеров для коммерциализации научных
разработок и введения интеллектуальной
собственности в хозяйственный оборот;
- госзаказ
на подготовку кадров высокой квалификации,
а также экономические, в первую очередь,
налоговые меры стимулирования подготовки
кадров за счет собственных отраслей и
видов деятельности.
2.2.2. Структурная политика.
Реальный российский национальный
профиль индустрии существенно
деформирован относительно среднемирового.
Отклонения в неблагоприятную сторону,
прежде всего, в связи с сырьевой ориентацией
достигают десятков — сотен процентов
(см. Рисунок 1). Для преодоления сырьевой
направленности экономики необходим перелив
капитала из энергетически-сырьевого
комплекса в обрабатывающую промышленность.
Теоретически государство имеет возможность
использовать рычаги регулирования инвестиций
для элиминации этих диспропорций.
Проблема заключается в том,
что на практике инвестиции
вливаются в наиболее благополучные и,
следовательно, наиболее привлекательные
отрасли, в то время как особо остро нуждающиеся
в капиталовложениях отрасли продолжают
испытывать инвестиционный голод. Таким
образом, структура фактических инвестиций
усугубляет сырьевые и прочие диспропорции
российской промышленности.
Поэтому при разработке и реализации
промышленной политики очень
важно правильно расставить приоритеты.
Это должны быть те отрасли
и сферы, где имеются серьезные
научно-технологические достижения
и продвинутые позиции России на мировых
рынках.
Перспективными в этом плане являются
авиакосмический комплекс, атомная энергетика
и производство изотопов, приборостроение,
программное обеспечение. Они способны
стать локомотивами роста всей экономики,
если будут созданы условия для их подъема.
Например, в США существуют национальные
программы развития авиакосмической промышленности,
биотехнологий, информационных технологий,
создания автотранспорта, использующего
альтернативное топливо, а участие федерального
бюджета в выполнении этих программ достигает
70-90%.
К приоритетным промышленным
производствам, ориентированным
на обеспечение внутренних потребностей
страны, в том числе замещение
импорта, принадлежат производства,
имеющие критическое значение для устойчивого
развития экономики и национальной безопасности:
- производства,
выпускающие средства для АПК (обеспечение
продовольствием), инфраструктуры жизнеобеспечения
населения и экономики в целом (систем
энергоснабжения, транспорта, связи), строительного
комплекса, ТЭК и сырьевых отраслей, фармацевтической
промышленности, защиты окружающей среды
и рационального природопользования (экологической
безопасности);
- производства
машиностроительного профиля, выпускающие
оборонную продукцию.
В отношении экспортоориентированных
производств приоритет должен
принадлежать наукоемким отраслям,
обеспечивающим занятие отдельных
ниш в мировом воспроизводственном
процессе. К таким производствам
относится и ТЭК с оговорками
относительно избыточной доли сырья
в экспорте и завышенной доли самого экспорта
в ВВП.
Комитет РСПП по промышленной
политике предлагает основным
критерием при решении о государственной
поддержке тех или иных корпораций
избрать показатель роста произведенной
компанией добавленной стоимости, а также
своевременные платежи в бюджеты всех
уровней, создание новых рабочих мест,
повышение прозрачности внутренних финансовых
потоков, рентабельность и структура активов
и ряд других.
Одним из объектов государственного
регулирования являются естественные
монополии. Есть, по крайней мере, два фактора,
определяющих взаимовлияние деятельности
естественных монополий и промышленной
политики. Во-первых, основные естественные
монополии — РАО “ЕЭС России”, ОАО “Газпром”,
МПС (ОАО “РЖД”) — обладают мощным организационно-экономическим
и технологическим потенциалом и определяют
совокупные издержки всего промышленного
производства. Во-вторых, наряду с нефтяными
компаниями, это крупнейшие потребители
машиностроительной продукции. Требуется
обеспечить значительную долю продукции
отечественного машиностроения в инвестиционном
спросе естественных монополий.
Структурная политика предполагает
также создание интегрированных
корпоративных структур. На сегодняшний
день финансово-промышленные группы
образуются в основном в отраслях либо
высокорентабельных, либо обладающих
значительным экспортным потенциалом.
Однако более актуальными с позиций государственной
промышленной политики представляются
альянсы, объединяющие свободные финансовые
ресурсы успешных отраслей (ТЭК, металлургия)
с передовыми технологиями оборонных
предприятий. Такой опыт уже есть. Объединение
ресурсов РКК “Энергия” и “Газпрома”
дало возможность наладить выпуск спутников
для разведки нефтяных и газовых месторождений,
на которые есть устойчивый спрос. Вместе
с тем закон о ФПГ устарел и требует изменений.
Среди направлений структурной
перестройки экономики можно
выделить поддержку отраслевых
комплексов, выпускающих высокорентабельную
продукцию, что внесло бы существенный
вклад в пополнение доходов бюджета.
Особого внимания заслуживает
первичный сектор экономики, в
том числе лесная промышленность
и горнодобывающие производства.
Компании добывающей промышленности,
как и естественные монополии,
генерируют значительный инвестиционный
спрос на оборудование, что вызывает необходимость
контроля их инвестиционных программ
с целью стимулирования увеличения доли
закупок на отечественных предприятиях.
Для горного производства актуальной
является дифференциация налогов в зависимости
от горно-геологических условий, снятие
отработанных горных выработок с баланса
предприятий, совершенствование налогообложения.
В лесной отрасли требуется
законодательно установить воспроизводственный
порядок использования лесосырьевой
базы, который позволит обеспечить рост
доходов при экологически устойчивом
ведении хозяйства. За образец может быть
взят опыт Швеции. Лесные массивы разделяются
на 100 участков, из которых ежегодно вырубается
один участок (1%), засаживаемый затем деревьями.
В течение 100 лет происходит полное обновление
лесных массивов, которые обеспечивают
надежные воспроизводимые поставки древесины
на переработку.
В области регулирования экспорта
древесины необходимы дифференцированные
пошлины для облагораживания его структуры
(перераспределение долей от сырой древесины
в пользу продукции глубокой переработки).
Выигрыш в виде доходов мог бы быть инвестирован
в обновление основных фондов. Швеция,
уступающая по территории почти вдвое
только Иркутской области, получает от
экспорта продукции лесоперерабатывающей
промышленности 11 млрд. долл. в год.
Промышленная политика, адресованная
вторичному сектору, предполагает
стимулирование развития сельскохозяйственного
машиностроения (прежде всего, производства
современных зерноуборочных комбайнов
и тракторов), станкостроения и транспортного
машиностроения. В сфере авиационного
производства предстоит обеспечить возмещение
устаревающего парка самолетов региональной
авиации, а до 2025 года — 900 магистральных
самолетов. На сегодняшний день эта задача
не решается ни за счет внутреннего производства,
ни за счет лизинга у зарубежных поставщиков.
Наряду с необходимостью в краткосрочной
перспективе оптимизации лизинга за счет
внесения изменений в Налоговый кодекс,
федеральный закон “О лизинге” и некоторые
другие нормативные акты, приоритетной
долгосрочной мерой является восстановление
системы заказа в отечественном гражданском
авиастроении.
Аналогичные задачи предстоит
решать в станкостроении, транспортном
машиностроении и иных отраслях.
Малый и средний бизнес, обеспечивающий
и подпитывающий крупный и
региональный бизнес инновациями,
новыми видами продукции и
кадровыми ресурсами, является
равнозначным объектом промышленной
политики. В области поддержки малого
предпринимательства особое внимание
должно уделяться наукоемкому, венчурному
предпринимательству. Промышленная политика
позволит сделать естественной и продуктивной
производственную кооперацию малого предпринимательства
со средним и крупным бизнесом, государственными
предприятиями.
При планировании промышленной
политики критически важным является
учет регионального аспекта развития,
преодоление межрегиональных диспропорций,
что предполагает адресные решения
не столько в отношении субъектов РФ,
сколько в отношении надсубъектных территориально-производственных
комплексов, или “кластеров”.
Особенно проблематична ситуация
с промышленным развитием в Сибирском
и Дальневосточном регионах, а также районах
Севера, где требуется развитие обрабатывающих
энерго-, водо- и ресурсоемких, но малотрудоемких
производств в местах сосредоточения
дешевых сырьевых и энергетических ресурсов.
В южных районах Сибири и Дальнего Востока
имеются некоторые свободные трудовые
ресурсы, особенно для развития и размещения
предприятий легкой и пищевой промышленности.
Но отток населения и капитала требуют
принятия целенаправленных мер по эффективной
мотивации работников и инвесторов.
Одной из задач промышленной
политики является восстановление
и развитие местной промышленности, ориентированной
на локальные рынки ресурсов и сбыта. Приоритетными
отраслями местной промышленности, требующих
стимулирования развития, являются строительство
жилья и производство стройматериалов,
глубокая переработка древесины и воспроизводственное
лесопользование, строительство автомобильных
дорог, пищевая промышленность.
Объемный пласт задач стоит
в области поддержки градообразующих
предприятий, которых в нашей
стране насчитывается более 900
(преимущественно, в лесной и деревообрабатывающей,
целлюлозно-бумажной, пищевой и топливной
отраслях, а также в машиностроении и оборонной
отрасли). Производимая ими продукция
составляет около 30% от всего объема выпускаемой
продукции. На базе градообразующих предприятий
функционируют 467 моноструктурных города
и 332 поселения. В рамках промышленной
политики стоят задачи повышения конкурентоспособности
выпускаемой продукции, развития социальной
инфраструктуры. Требуют решения и такие
проблемы, как территориально-географическая
удаленность от основных рынков сбыта
в условиях растущих цен на транспорт
и энергоносители, недостаток квалифицированных
кадров.
2.2.3. Инвестиционная политика
Что касается ресурсного обеспечения
промышленной политики, главной преградой
на данный момент являются сложившиеся
макроэкономические и финансовые диспропорции
и отсутствие эффективных стимулов к инвестированию
в стратегически важные проекты. На начальном
этапе со стороны государства необходима
целенаправленная инвестиционная политика
при ведущей роли средств консолидированного
государственного бюджета. Отметим несколько
направлений необходимых преобразований.
Необходимо способствовать вовлечению
сбережений населения в инвестиционный
процесс. Для этого критически
важным является восстановление
доверия к банковскому сектору.
Государство должно создать надежную
и эффективную законодательную
базу для защиты и гарантирования
банковских вкладов населения.
Существуют также предложения
по восстановлению банковских
вкладов населения, пострадавших
от дефолта в 1998 года. По одной
из таких схем возможно поэтапное
перечисление на сберегательные
счета безналичных средств, часть которых
могла бы в безналичном виде перечисляться
за счет накопленных процентов для покупки
отечественной техники, товаров длительного
пользования или использоваться в виде
кредитов под жилье. Другая часть средств
целевым назначением могла бы использоваться
на инвестирование в высокотехнологичные
производства и инновации и не выдаваться
в течение 10—15 лет наличными.