Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 22:34, контрольная работа
В условиях громадной социальной мобильности, активности многомиллионных народных масс закономерно возрастает значение субъективного фактора, т.е. сознательного, планомерного, научно обоснованного руководства людьми, различными сферами жизни и деятельности общества. В свою очередь, это требует совершенствования механизмов социальной (в том числе юридической) регламентации поведения людей в тех ситуациях, в которых “присутствует” общественный интерес.
Административные
взыскания налагаются широким кругом
уполномоченных органов и должностных
лиц: исполнительной власти, местного
самоуправления, а, также, судами.
Дисциплинарные взыскания
– органами и должностными лицами,
наделенными дисциплинарной властью
и в пределах их компетенции.
Меры материальной
ответственности – судами общей
юрисдикции и арбитражными судами,
в отдельных случаях – в
административном порядке.
Меры общественного
воздействия устанавливаются со
стороны общества или отдельных
его групп.
Уголовное наказание
назначается только судом.
Основанием для
назначения административной ответственности
является административное правонарушение;
для дисциплинарной – дисциплинарный
проступок; материальной – причинение
материального ущерба или гражданско-правовой
деликт.
Основами для назначения
уголовного наказания является преступлением.
Субъектами административной
ответственности являются физические
лица и коллективные образования.
Вопрос о дисциплинарной
ответственности органов и
Субъектами уголовного
права могут быть только физические
лица.
Только уголовное
наказание влечёт за собой судимость.
Меры административной ответственности
применяются в соответствии с
законодательством, регламентирующим
производства по делам об административных
правонарушениях.
Меры дисциплинарной
ответственности - в соответствии с
нормами, устанавливающими порядок
дисциплинарного производства. Дела
о материальной ответственности
решаются, как правило, в порядке
гражданского и арбитражного судопроизводства.
Меры общественного
воздействия не регулируются законодательством.
Уголовные дела рассматриваются
в соответствии с уголовно-процессуальным
законодательством.
В целом можно
сделать вывод, что уголовное
наказание обладает рядом черт, отличающих
его от других мер государственно-правового
и общественного воздействия.
Глава 3. Теории целей
и сущности наказания. Цели отдельных
видов наказаний
§3.1. Теории целей
и сущности наказания
Цель наказания
– восстановление социальной справедливости,
исправление осуждённого и
Учение о целях
и сущности наказания – одно из
наиболее дискуссионных как в
истории, так и в современной
теории уголовного права. Поскольку
наказание относится к
теории, обращённые к прошедшему и видящим в наказании исключительно оплату за совершённое посягательство на правопорядок, за учинённое преступником зло (теория возмездия).
Теории, обращённые
к будущему и видящие в наказании
не только вызванное, но и обусловленное
преступным деянием проявление целесообразной
деятельности государства (теория полезности).
Существуют также
теории, которые пытаются объединить
эти две теории.
Данная тема интересовала
ученых ещё с древних времён. Так
древнегреческий философ Платон
в целях наказания видел
Представитель немецкой
классической философии Эммануил Кант
цель наказания представлял как
возмездие равенства, как оплату
злом за зло (принцип талиона).
Пуффендорф утверждал,
что истинная цель наказания состоит
в предотвращении вреда и обид,
которыми одни люди угрожают другим.
По мнению Гегеля,
наказание – возмездие, но не возмездие
как некое равенство в ценности
между ущербом, причинённым преступлением,
и ущербом, причинным преступнику
наказанием.
Известный правовед
Чезаре Беккария видел цель наказания
не в истязании и мучении человека
и не в том, чтобы уже совершённое
преступление сделать несуществующим,
а в том, чтобы воспрепятствовать
виновному вновь нанести вред
обществу, а также удержать от этого
других членов общества.
Данная дискуссия
возникла и в отечественной юридической
науке. Так большинство учёных считает,
что целью уголовного наказания
является исправление и перевоспитание
осуждённых, а также общее и
специальное предупреждение преступлений.
Группа учёных (Н.А.
Беляев, И.И. Карпец, В.Г. Смирнов, П.П. Осипов
и др.) кроме названных целей
выделяют ещё и цель кары. Воздаяние
не связано с безумной формулой “смерть
за смерть”, но преступник получает наказание,
являющееся в определённой степени
воздаянием за содеянное. Кроме того,
в его наказании часто
Б.С. Никифоров указывал
на цель восстановления нарушенного
преступлением социально-
Существует дискуссия
также по вопросу о целях наказания
за неосторожные преступления.
С.И. Дементьев считает,
что в этом случае целью наказания
является общее предупреждение и
кара; С.В. Полубинская - общее и специальное
предупреждение, а также и социальная
цель – восстановление социально
– психологического порядка в
обществе.
В.Е. Квашис – только
общее предупреждение.
По мнению М.Д. Шаргородского
целью наказания является только
общее и специальное
Этой точки зрения
придерживаются А.А. Герцензон, А.А. Пионтковский,
А.А. Ременсон и другие ученые.
Уголовный кодекс РФ
1996 года ставит точку в этом споре
– согласно ст. 43 УК “наказание применяется
в целях восстановления социальной
справедливости, а также в целях
исправления осуждённого и
Причём, “наказание
не ставит перед собой цель причинения
физических страданий или унижения
человеческого достоинства (ст. 5 Всеобщей
декларации прав человека, ст. 7 Международного
Пакта о гражданских и
Впервые подобное определение целей уголовного наказания было дано в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. Согласно Уложению наказание должно преследовать три цели:
восстановление социальной справедливости,
исправление,
устрашение.
Цель восстановления
социальной справедливости заключается
в том, чтобы оградить государство,
общество и каждую личность в отдельности,
от произвола преступности. Наказание
виновного должно свидетельствовать
о торжестве справедливости и
законности в обществе; сама деятельность
правоохранительных органов ориентирована,
прежде всего, на восстановление справедливости,
нарушенной в результате противоправного
деяния, носящего общественно-опасный
характер.
Цель исправления
осуждённого заключается в том,
чтобы лицо, в отношении которого
применяется наказание, стало добропорядочным
членом общества, уважающим его законы.
На цель исправления
обращается внимание в постановлении
Пленума Верховного Суда от 11.07.72 г.
№5 “О практике применения судами исправительных
работ без лишения свободы”- наказание
в виде исправительных работ имеет
важное предупредительное и
А в постановлении
Пленума Верховного Суда СССР от 19.10.1971
года “О судебной практике условно-досрочного
освобождения осуждённых от наказания
и замены неотбытой части наказания
более мягким” имеются указания
– в пункте 2 говориться, что “доказательством
исправления осуждённого служат
примерное поведение и честное
отношение к труду, а для несовершеннолетних
– и к обучению”.
Новый УК от 1996 года
не связывает цель исправления с
перевоспитанием, т.к. воспитание –
это длительный процесс, который
длится всю жизнь и поэтому
нереально ожидать от осуждённого
перевоспитания за 3-5 лет. Важно, чтобы
он не совершал новых преступлений,
а по какой причине – из-за
боязни наказания или в силу внутренней
нравственной переоценки – не столь
важно.
Традиционно наиболее
важными целями наказания считается
общее и специальное
Предупредительное
воздействие наказания состоит
из общего и частного предупреждения.
Общее предупреждение подразумевает,
что принудительное воздействие
на осуждённого имеет следствием
то, что другие лица удержаться от такого
же преступного посягательства в
дальнейшем.
Под частным предупреждением
понимается профилактика совершения новых
преступлений самим осуждённым.
Существуют две точки зрения о задачах частного предупреждения:
её задача состоит в создании особых условий во время отбывания наказания, исключающих мысль о возможности совершить новое преступление;
под частной превенцией
понимается создание условий, устраняющих
возможность совершить
Частное предупреждение
следует отличать от исправления. При
исправлении основная задача заключается
в том, чтобы впредь не совершались
преступления, а при частном предупреждении
главным является показать преступнику,
что за его противоправное поведение
он в обязательном порядке будет
наказан.
В современной уголовной политике в области применения наказания существуют три направления, по которым реализуется цель предупреждения:
сокращение реального применения лишения свободы;
расширение возможностей исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, прежде всего исправительных работ и штрафа;
дифференциация исполнения
наказания в виде лишения свободы.
Цели наказания
достигаются органическим единством
его назначения и исполнения. Наказание
должно быть справедливым, соразмерным
тяжести содеянного и общественной
опасности виновного. Только тогда
оно будет максимально
На сегодняшний
день законодатель закрепил ставшую
традиционной в теории уголовного права
концепцию наказания — меры государственного
принуждения. Ее разделяли такие
ученые, как Н.А. Беляев, В.И. Курляндский,
А.Е. Наташев, И.С. Ной, Н.А. Стручков, М.Д.
Шаргородский и другие. Вместе с
тем одни из них отождествляли
наказание с карой, другие рассматривали
кару в качестве сущностного, но не
единственного элемента содержания
уголовного наказания. И.С. Ной, кроме
кары, включал в содержание наказания
принуждение, свободное от кары, и
убеждение, а суть понятия наказания
видел в наличии противоречивых
элементов — принуждения и
убеждения. М.Д. Шаргородский считал, что
наказание есть кара, но не исчерпывается
ею. “Содержанием наказания, — писал
он, — является ... как кара, так
и воспитание” 1 . С.И. Дементьев, вслед
за А.С. Ременсоном, утверждал, что “наказание
есть кара” 2 . Понятие кары различными
авторами трактовалось как принуждение
к страданию 3 , принуждение с целью
вызвать страдание , преднамеренное
причинение виновному установленных
законом страданий и лишений
и т.д.