Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 21:03, курсовая работа
Рыночная экономика — это прежде всего экономика свободного предпринимательства. С переходом российской экономики к рыночным формам хозяйствования все большее число людей вовлекается в предпринимательство.
Юридическое признание собственности в России вызвало к жизни активную предпринимательскую деятельность. Развитие бизнеса предопределяет потребность его участников в освоении новых профессий и новых подходов к людям и их деятельности, новых знаний.
Введение………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Сущность и значение предпринимательства………………… 6
Истоки возникновения и сущность предпринимательства…….. 6
Виды и формы предпринимательства…………………………… 10
Современные формы предпринимательской деятельности..…. 14
Глава 2. Анализ деятельности предприятия…………………………… 24
Краткая характеристика предприятия………………………… 24
Анализ предпринимательской деятельности предприятия….. 25
Глава 3. Современные проблемы организации предпринимательской
деятельности……………………………………………………. 39
Заключение……………………………………………………………… 45
Список используемой литературы……………………………………… 50
Розничный товарооборот как статистический показатель содержит объем продажи товаров населению через все каналы реализации: на официально учтенных предприятиях, на вещевых, смешанных и продуктовых рынках.
Объем розничного товарооборота во многом характеризует состояние национальной экономики, отражая положение дел в промышленности и сельском хозяйстве, инфляционные процессы, изменение благосостояния населения, конъюнктуру и емкость внутреннего рынка.
Показатель розничного товарооборота (как и оптового) имеет количественную и качественную характеристики.
Количественная характеристика товарооборота — объем реализации в денежном исчислении, качественная — связана со структурой товарооборота. Структура (или ассортиментный состав) товарооборота — это доля отдельных товарных групп в общем объеме реализации.
Динамика и ассортиментная структура розничного товарооборота магазина «ДинСа» представлены в таблице 5.
Таблица 5.
Анализ товарооборота магазина «ДинСа» за 2007 – 2009 гг.
Товарные группы | 2007 | 2008 | 2009 | Отклонение по годам (+,-) | Тема роста по годам, % | |||||
Сумма, тыс. руб. | Струк-тура, % | Сумма, тыс. руб. | Струк-тура, % | Сумма, тыс. руб. | Струк-тура, % | 2007 | 2008 | 2007 | 2008 | |
Колбасные изделия | 241 | 12,3 | 383 | 11,3 | 435 | 12,4 | +142 | +52 | 1,5 | 1,1 |
Рыбная продукция | 137 | 6,9 | 247 | 6,3 | 289 | 8,4 | +110 | +42 | 1,8 | 1,1 |
Молочная продукция | 253 | 12,8 | 357 | 11,4 | 418 | 12,4 | +104 | +61 | 1,4 | 1,1 |
Хлебобу-лочные изделия | 272 | 13,8 | 385 | 12,1 | 433 | 12,2 | +113 | +48 | 1,4 | 1,1 |
Кондитерс-кие изделия | 102 | 5,3 | 232 | 7,5 | 281 | 8,1 | +130 | +49 | 2,2 | 1,2 |
Овощи, фрукты | 215 | 10,95 | 338 | 11,2 | 407 | 11,3 | +123 | +69 | 1,5 | 1,2 |
Парфюме-рия | 98 | 4,9 | 177 | 5,3 | 212 | 6,9 | +79 | +35 | 1,8 | 1,2 |
Хозяйствен-ные товары | 105 | 5,3 | 147 | 10,5 | 153 | 4,5 | +42 | +6 | 1,4 | 1,0 |
Алкоголь-ная продукция | 375 | 19,3 | 495 | 15,8 | 527 | 15,3 | +120 | +32 | 1,3 | 1,0 |
Табачные изделия | 165 | 8,5 | 297 | 9,1 | 313 | 9,2 | +132 | +16 | 1,8 | 1,0 |
Всего | 1963 | 100 | 3058 | 100 | 3468 | 100 | +1095 | +410 | 16,1 | 11,4 |
Приведя данные к сопоставимым ценам, мы видим, что реальный товарооборот магазина в 2008 году увеличился на 1,4%. Это важное обстоятельство нужно учитывать при дальнейшем проведении анализа.
Увеличение
товарооборота произошло по всем товарным
группам. В 2009 году произошло увеличение
товарооборота по колбасным изделиям,
рыбной продукции на 83 тыс. руб.
Соотношение
различных категорий работников
торгового предприятия в их общей
численности характеризует
Таблица 6.
Структура персонала ООО «ДинСа» на конец 2008-2009 гг.
|
Потребность в рабочей силе в торговом предприятии напрямую тесно зависит от динамики товарооборота «ДинСа» сезонности и возможности размещения рабочих мест на имеющихся торговых площадях.
В 2009 г., по сравнению с предыдущим годом, существенно вырос товарооборот, что вынудило администрацию магазина в ряде отделов разделить функции собственно продавца и продавца-кассира, поскольку интенсификация торговой деятельности магазина не давала возможности справляться прежнему количеству работников с возросшей нагрузкой.
Как следствие, произошел рост численности персонала с 20 до 22 человек за счет увеличения численности торговых работников - продавцов и продавцов-кассиров.
Кроме
того, возросший поток покупателей
и необходимость обеспечения
безопасности и порядка в торговом
зале заставил руководство магазина
ввести должность администратора торгового
зала, функции которого ранее выполнял
старший продавец, что привело
к увеличению управленческого аппарата
на одну штатную единицу (на 20%).
Таблица 7.
Анализ показателей по труду и заработной плате предприятия
Показатель | 2007 | 2008 | 2009 | Отклонение по годам (+,-) | Темпы роста по годам, % | ||
2007 | 2008 | 2007 | 2008 | ||||
Товарооборот, тыс. руб. | 1963 | 3058 | 3468 | +1095 | +410 | 1,6 | 1,1 |
Среднесписочная численность персонала, чел. | 19 | 20 | 22 | +1 | +2 | +1,0 | +1,1 |
Выработка на одного работника, тыс. руб. | 103 | 84,94 | 96,3 | +49 | +5 | +1,4 | +1,0 |
Фонд заработной платы, тыс. руб. | 310 | 152 | 706 | +249 | +147 | 1,8 | 1,3 |
Средняя заработная плата, тыс. руб. | 3 | 4 | 5 | +1 | +1 | 1,3 | 1,2 |
Уровень фонда оплаты труда ,% | 15,8 | 18,3 | 20,4 | +2,5 | +2,1 | 1,1 | 1,1 |
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Среднесписочная численность персонала в 2008 году возросла на 1 чел., на протяжении 2009 г. – увеличилась на 2 чел.
Выработка на 1 работника из года в год возрастала, также как и средняя заработная плата рабочих (на 1 тыс. руб. каждый год).
Уровень фонда оплаты труда за 2007 – 2009 гг. увеличился из года в год. В 2005 году он составил 15,8%, 2007 – 18,3%, в 2009 г. – 20,4%.
Потребность в рабочей силе в торговом предприятии напрямую тесно зависит от динамики товарооборота магазина «ДинСа» сезонности и возможности размещения рабочих мест на имеющихся торговых площадях.
В 2009 г., по сравнению с предыдущим годом, существенно вырос товарооборот, что вынудило администрацию магазина в ряде отделов разделить функции собственно продавца и продавца-кассира, поскольку интенсификация торговой деятельности магазина не давала возможности справляться прежнему количеству работников с возросшей нагрузкой.
Как следствие, произошел рост численности персонала с 20 до 22 человек за счет увеличения численности торговых работников - продавцов и продавцов-кассиров.
Кроме того, возросший поток покупателей и необходимость обеспечения безопасности и порядка в торговом зале заставил руководство магазина ввести должность администратора торгового зала, функции которого ранее выполнял старший продавец, что привело к увеличению управленческого аппарата на одну штатную единицу (на 20%).
Отразим в таблице 8 динамику персонала по половому признаку.
Таким образом, видно, что за 2007-2009 гг. произошел рост численности, как мужчин, так и женщин. В структуре персонала магазина «ДинСа» за анализируемые периоды преобладает категория женщин, что объясняется спецификой деятельности предприятия.
Таблица 8.
Характеристика трудового потенциала персонала магазина «ДинСа»
Показатель | 2008 г. | 2009 г. | Отклонение |
Мужчины | 5 | 6 | 1 |
Женщины | 15 | 16 | 1 |
Отразим в таблице 9 данные, характеризующие динамику уровня образования персонала магазина «ДинСа».
Таблица 9.
Динамика уровня образования персонала магазина «ДинСа» за 2008-2009 гг.
Показатель | 2008 г. | 2009 г. | Отклонение |
Высшее | 6 | 7 | -+1 |
Среднее специальное | 13 | 13 | - |
Среднее | 1 | 2 | +1 |
В структуре персонала преобладает категория сотрудников, имеющих среднее специальное образование. В основном это категория продавцов и один специалист. Вспомогательный и младший обслуживающий персонал имеет среднее общее образование. Руководители и еще один специалист имеют высшее образование.
Наиболее
заинтересованы в работе на данном
предприятии преимущественно
Структура и динамика движения персонала магазина «ДинСа» представлены в таблице 10.
Таблица 10.
Динамика движения персонала магазина «ДинСа» в 2008-2009 гг.
|