Предпринимательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 21:03, курсовая работа

Описание работы

Рыночная экономика — это прежде всего экономика свободного предпринимательства. С переходом российской экономики к рыночным формам хозяйствования все большее число людей вовлекается в предпринимательство.
Юридическое признание собственности в России вызвало к жизни активную предпринимательскую деятельность. Развитие бизнеса предопределяет потребность его участников в освоении новых профессий и новых подходов к людям и их деятельности, новых знаний.

Содержание

Введение………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Сущность и значение предпринимательства………………… 6
Истоки возникновения и сущность предпринимательства…….. 6
Виды и формы предпринимательства…………………………… 10
Современные формы предпринимательской деятельности..…. 14
Глава 2. Анализ деятельности предприятия…………………………… 24
Краткая характеристика предприятия………………………… 24
Анализ предпринимательской деятельности предприятия….. 25
Глава 3. Современные проблемы организации предпринимательской
деятельности……………………………………………………. 39
Заключение……………………………………………………………… 45
Список используемой литературы……………………………………… 50

Работа содержит 1 файл

Предпринимательство_курсовая 4 Николаева.doc

— 383.00 Кб (Скачать)

      Целесообразно ввести в состав совета  директоров наряду с представителями  отраслевого  органа управления представителей администрации  предприятия, трудового  коллектива,  местных органов власти. И конечно, высококвалифицированных специалистов (менеджеров, финансистов и т.п.). Представители  трудящихся  избираются трудовым коллективом, представители местного органа управления назначаются этим органом,  все  остальные назначаются отраслевым органом управления. На подобном принципе   представительства  интересов  формируется совет государственного АО во Франции.

      АО  со 100-процентным государственным   капиталом несет самостоятельную  имущественную ответственность. Создается  возможность обращения   взыскания  по долгам на имущество такого  предприятия.6

      Наделение хозяйственной самостоятельностью  и установление ответственности  по своим долгам  создает объективные  предпосылки "рыночного  поведения" соответствующих фирм. Тем не менее  достаточная эффективность деятельности таких  АО  сомнительна, имея в виду, что решения,  принимаемые органом, в котором доминируют  представители государства, могут тормозить действия администрации в улучшении коммерческих  результатов. Таким образом, государственная промышленная политика может проводиться с помощью рассмотренной организационно-правовой   формы достаточно эффективно, но должна корректироваться с учетом коммерческих задач АО.

      Более перспективны АО, в которых  государству  принадлежит контрольный пакет  акций. Такое акционирование при  его правильном проведении   решит три основные задачи.

      Во-первых, поскольку  оно проводится применительно  к крупным предприятиям с высокой  стоимостью основных фондов, на рынок  ценных бумаг поступает  значительное количество акций и создаются  условия для реализации ваучеров через чековые  аукционы.

      Во-вторых, сохраняется возможность воздействия  на стратегию и тактику акционированных  предприятий в целях обеспечения  общественных интересов.

      В  частности, являясь крупным инвестором,  государство может оказывать  решающее влияние на объем и направление инвестиций. Вопреки мелким инвесторам и менеджерам, которые предпочитают проекты с большей отдачей в ближайшей перспективе, государство-инвестор заинтересовано в реализации   крупных   долгосрочных программ. 

      В-третьих,  создаются предпосылки нормальных (в   отличие от ранее существовавших) взаимоотношений    между собственником, менеджером и трудовым коллективом.

      Контрольный пакет акций позволяет государству  осуществлять права собственника через  своих  представителей в управлении АО (собрание акционеров, совет директоров), поскольку в течение по крайней мере трех лет состав совета  директоров образуемых АО должен включать не менее  51 процента представителей государства.  Правительство и Госкомимущество России вправе   поручать на контрактной основе представление  интересов государства в совете директоров определенным лицам, в том числе должностным  лицам органов государственного управления по представлению соответствующего министерства, ведомства, региона. При таком составе совета   директоров проведение государственной промышленной политики обеспечивается достаточно четко.

      Существующие  правомочия  государственных  органов  можно было бы признать   оптимальными,   если  бы  не  порядок  формирования  совета директоров  и  правления,  а  также  назначения генерального директора (президента) АО.

      Дело  в  том,  что  на  всех  предприятиях,  преобразованных в АО открытого  типа в соответствии с Указом Президента от 1 июля 1992 года №   721,  должностные  лица  не  избираются  собранием акционеров, а назначаются  государственными органами и не на конкурсной основе, а по усмотрению соответствующего должностного лица (исключая представителей трудового коллектива). Установленный порядок  продолжает  традицию, когда судьба хозяйственного руководителя зависит от структур (ранее партийных, теперь - государственных), которые не несут ответственности за провалы и не  стимулируются  в  случае  успешной  работы  вновь созданного АО.

      В  Указе  от  10 июня 1994 года "О  некоторых мерах по обеспечению государственного  управления  экономикой" порядок назначения главного менеджера  в АО с государственным капиталом не выделен особо. В нем речь  идет о "представителях  государства  в  органах управления “АО” вообще.    Согласно    Указу   такими   представителями   могут   быть государственные служащие либо иные граждане РФ.

      В  последнем случае Госкомимущество  России или Фонд федерального имущества  заключают  с  ними  договор  гражданско-правового характера.  Указом  резко ограничена самостоятельность представителей государства. По коренным  вопросам  управления АО ("управление капиталом") они обязаны  в  письменной  форме  согласовывать с  федеральными органами исполнительной  власти или  Фондом  федерального имущества, от имени которого  они  действуют, вносимые  ими  проекты  решений,  либо свое будущее голосование по проектам решений, предложенным другими членами органов управления АО. Таким образом, фактически решения по достаточно широкому  кругу  важнейших вопросов управления АО принимает аппаратный работник, не несущий ответственности и не заинтересованный материально в  деятельности  общества.  Нетрудно заметить, что под новым словесным покровом      реанимируется один из основных пороков административно-командной системы. Поэтому представляется, что решение данной проблемы в   действующих нормативных актах далеко от совершенства.

      Как показывают данные табл. 1, количество государственных предприятий на 1 января 2005 г. составило 159,2 тыс., что  в 2 раза меньше показателя на 1 января 1996 г. Доля государственных предприятий в общем количестве предприятий и организаций РФ при этом снизилась вчетверо.

      Таблица 1.

      Динамика распределения предприятий и организаций РФ по формам собственности в 2004 – 2008 гг. (на 1 января)

    Предприятия и организации 2004 2005 2006 2007 2008
    Всего, тыс. ед.

    Государственные, тыс.ед.

    Доля, %

    Муниципальные, тыс. ед.

    Доля, %

    2246,5 

    150,8

    4,5 

    216,6

    6,5

    3593,6 

    155,1

    4,3 

    231,0

    6,4

    3845,3 

    157,1

    4,1 

    239,3

    6,2

    4149,8 

    161,3

    3,9 

    246,1

    5,9

    4417,1 

    159,2

    3,6 

    248,2

    5,6

 

      Сокращение количества государственных и муниципальных предприятий вызвало сокращение численности работающих на предприятиях указанных форм собственности (табл. 2). Доля лиц, занятых на государственных и муниципальных предприятиях, снизилась с 42,1 % в 1995 г. до 36 % в 2008 г. 
 
 
 

Таблица 2.

Изменение численности лиц, занятых в экономике России в 1995–2004 гг., по формам собственности организаций

    Показатель 2004 2005 2006 2007 2008
    Всего занятых в экономике, тыс. чел.

    Кол-во занятых на предприятиях государственной и муниципальной собственности, тыс. чел

    Их доля, %

    64237 
     

    24365 
     
     
     

    37,9

    64710 
     

    24233 
     
     
     

    37,4

    65329 
     

    24192 
     
     
     

    37,0

    65,666 
     

    23933 
     
     
     

    36,4

    65900 
     

    23724 
     
     
     

    36,0

 

      Аналогичные тенденции происходят и в промышленности.

      Количество  государственных предприятий сократилось с 4,8 тыс. в 2000 г. до 4,1 тыс. в 2004 г. при уменьшении численности персонала с 1791 тыс. чел. до 1465 тыс. чел. (табл. 3).

      Рост  объема промышленной продукции государственных  предприятий в 1,9 раза с 2004 г. по 2008 г. объясняется воздействием инфляционной составляющей. Фактически происходит снижение доли промышленной продукции государственных предприятий в общем объеме промышленной продукции – с 8,2 % в 2004 г. до 6,7 % в 2008 г.7

      Следует отметить неравномерное распределение  объема промышленной продукции и численности промышленно-производственного персонала государственных предприятий по федеральным округам и субъектам РФ. Так, в целом по стране численность производственного персонала государственных предприятий в общем количестве занятых в промышленности РФ в 2008 г. составила 12,2 %. 
 

Таблица 3.

Динамика основных показателей организаций промышленности РФ в 2004–2008 гг.

Год Количество действующих организаций, тыс. ед. Объем промышленной продукции, млрд. руб. Среднегодовая численность промышленно-производственного персонала
Все промышленные предприятия (организации)
2004

2005

2006

2007

2008

161

155

151

145

155

4763

5881

6868

8498

11209

13294

13282

12886

12384

11977

Государственные предприятия (организации)
2004

2005

2006

2007

2008

4,8

4,9

4,7

4,3

4,1

338

407

481

578

647

1791

1748

1651

1533

1465

Муниципальные предприятия (организации)
2004

2005

2006

2007

2008

3,4

3,4

3,2

3,0

2,8

44,5

61,5

78,4

103

124

311

319

282

270

270

      Как показывает опыт стран СНГ, скоротечная  ликвидация государственного сектора, его безграничная приватизация может иметь губительные последствия. Заметная часть ученых-экономистов постсоциалистических стран выступает за сохранение государственного сектора экономики в рыночной среде, по крайней мере, на ближайший период. К сожалению, проблеме эффективного управления государственным имуществом в условиях качественно изменившейся экономической и социально-политической среды уделяется явно недостаточное внимание [5].

      Актуальность  проблемы повышения эффективности  управления в государственном секторе обусловлена особой значимостью функций социального обслуживания населения и ростом финансовых ресурсов, направляемых на его развитие. Управление может считаться эффективным, если государственный сектор экономики, используя бюджетные средства, стремится к достижению поставленной цели. Однако цели, заявленные в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на 2009–2010 гг., не имеют количественного измерения. В этой связи необходимо решить:

      – что считать объектом управления в государственном секторе экономики (производство услуг или потребление финансовых ресурсов из бюджета);

      – какие целевые установки должны быть определены и какие результаты получены в процессе управления государственной  собственностью в целом и государственными предприятиями, в частности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Анализ деятельности предприятия.

    1. Краткая характеристика предприятия.
 

     Торгово-розничное  предприятие ООО «ДинСа» занимается торгово-закупочной деятельностью. А  именно реализацией  продуктов питания и парфюмерными и косметическими товарами

     Целью создания Общества являются: выполнение работ, производство продукции, оказание услуг населению, удовлетворение общественных потребностей и получении прибыли.

     Для достижения указанных целей Общество осуществляет следующие виды деятельности (ассортиментный профиль предприятия):

     Оптово-розничная  торговля:

     - фруктами, овощами;

     - мясом, мясом птицы, рыбой;

Информация о работе Предпринимательство