Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 21:03, курсовая работа
Рыночная экономика — это прежде всего экономика свободного предпринимательства. С переходом российской экономики к рыночным формам хозяйствования все большее число людей вовлекается в предпринимательство.
Юридическое признание собственности в России вызвало к жизни активную предпринимательскую деятельность. Развитие бизнеса предопределяет потребность его участников в освоении новых профессий и новых подходов к людям и их деятельности, новых знаний.
Введение………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Сущность и значение предпринимательства………………… 6
Истоки возникновения и сущность предпринимательства…….. 6
Виды и формы предпринимательства…………………………… 10
Современные формы предпринимательской деятельности..…. 14
Глава 2. Анализ деятельности предприятия…………………………… 24
Краткая характеристика предприятия………………………… 24
Анализ предпринимательской деятельности предприятия….. 25
Глава 3. Современные проблемы организации предпринимательской
деятельности……………………………………………………. 39
Заключение……………………………………………………………… 45
Список используемой литературы……………………………………… 50
Целесообразно
ввести в состав совета директоров
наряду с представителями отраслевого
органа управления представителей администрации
предприятия, трудового коллектива,
местных органов власти. И конечно,
высококвалифицированных
АО
со 100-процентным государственным
капиталом несет
Наделение
хозяйственной
Более перспективны АО, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций. Такое акционирование при его правильном проведении решит три основные задачи.
Во-первых, поскольку оно проводится применительно к крупным предприятиям с высокой стоимостью основных фондов, на рынок ценных бумаг поступает значительное количество акций и создаются условия для реализации ваучеров через чековые аукционы.
Во-вторых,
сохраняется возможность
В частности, являясь крупным инвестором, государство может оказывать решающее влияние на объем и направление инвестиций. Вопреки мелким инвесторам и менеджерам, которые предпочитают проекты с большей отдачей в ближайшей перспективе, государство-инвестор заинтересовано в реализации крупных долгосрочных программ.
В-третьих, создаются предпосылки нормальных (в отличие от ранее существовавших) взаимоотношений между собственником, менеджером и трудовым коллективом.
Контрольный
пакет акций позволяет
Существующие правомочия государственных органов можно было бы признать оптимальными, если бы не порядок формирования совета директоров и правления, а также назначения генерального директора (президента) АО.
Дело в том, что на всех предприятиях, преобразованных в АО открытого типа в соответствии с Указом Президента от 1 июля 1992 года № 721, должностные лица не избираются собранием акционеров, а назначаются государственными органами и не на конкурсной основе, а по усмотрению соответствующего должностного лица (исключая представителей трудового коллектива). Установленный порядок продолжает традицию, когда судьба хозяйственного руководителя зависит от структур (ранее партийных, теперь - государственных), которые не несут ответственности за провалы и не стимулируются в случае успешной работы вновь созданного АО.
В Указе от 10 июня 1994 года "О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой" порядок назначения главного менеджера в АО с государственным капиталом не выделен особо. В нем речь идет о "представителях государства в органах управления “АО” вообще. Согласно Указу такими представителями могут быть государственные служащие либо иные граждане РФ.
В
последнем случае Госкомимущество
России или Фонд федерального имущества
заключают с ними договор
гражданско-правового
Как показывают данные табл. 1, количество государственных предприятий на 1 января 2005 г. составило 159,2 тыс., что в 2 раза меньше показателя на 1 января 1996 г. Доля государственных предприятий в общем количестве предприятий и организаций РФ при этом снизилась вчетверо.
Таблица 1.
Динамика распределения предприятий и организаций РФ по формам собственности в 2004 – 2008 гг. (на 1 января)
Предприятия и организации | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
Всего,
тыс. ед.
Государственные, тыс.ед. Доля, % Муниципальные, тыс. ед. Доля, % |
2246,5 150,8 4,5 216,6 6,5 |
3593,6 155,1 4,3 231,0 6,4 |
3845,3 157,1 4,1 239,3 6,2 |
4149,8 161,3 3,9 246,1 5,9 |
4417,1 159,2 3,6 248,2 5,6 |
Сокращение
количества государственных и муниципальных
предприятий вызвало сокращение численности
работающих на предприятиях указанных
форм собственности (табл. 2). Доля лиц,
занятых на государственных и муниципальных
предприятиях, снизилась с 42,1 % в 1995 г. до
36 % в 2008 г.
Таблица 2.
Изменение численности лиц, занятых в экономике России в 1995–2004 гг., по формам собственности организаций
Показатель | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
Всего
занятых в экономике, тыс. чел.
Кол-во занятых на предприятиях государственной и муниципальной собственности, тыс. чел Их доля, % |
64237 24365 37,9 |
64710 24233 37,4 |
65329 24192 37,0 |
65,666 23933 36,4 |
65900 23724 36,0 |
Аналогичные тенденции происходят и в промышленности.
Количество государственных предприятий сократилось с 4,8 тыс. в 2000 г. до 4,1 тыс. в 2004 г. при уменьшении численности персонала с 1791 тыс. чел. до 1465 тыс. чел. (табл. 3).
Рост объема промышленной продукции государственных предприятий в 1,9 раза с 2004 г. по 2008 г. объясняется воздействием инфляционной составляющей. Фактически происходит снижение доли промышленной продукции государственных предприятий в общем объеме промышленной продукции – с 8,2 % в 2004 г. до 6,7 % в 2008 г.7
Следует
отметить неравномерное распределение
объема промышленной продукции и численности
промышленно-производственного персонала
государственных предприятий по федеральным
округам и субъектам РФ. Так, в целом по
стране численность производственного
персонала государственных предприятий
в общем количестве занятых в промышленности
РФ в 2008 г. составила 12,2 %.
Таблица 3.
Динамика основных показателей организаций промышленности РФ в 2004–2008 гг.
Год | Количество действующих организаций, тыс. ед. | Объем промышленной продукции, млрд. руб. | Среднегодовая численность промышленно-производственного персонала |
Все промышленные предприятия (организации) | |||
2004
2005 2006 2007 2008 |
161
155 151 145 155 |
4763
5881 6868 8498 11209 |
13294
13282 12886 12384 11977 |
Государственные предприятия (организации) | |||
2004
2005 2006 2007 2008 |
4,8
4,9 4,7 4,3 4,1 |
338
407 481 578 647 |
1791
1748 1651 1533 1465 |
Муниципальные предприятия (организации) | |||
2004
2005 2006 2007 2008 |
3,4
3,4 3,2 3,0 2,8 |
44,5
61,5 78,4 103 124 |
311
319 282 270 270 |
Как показывает опыт стран СНГ, скоротечная ликвидация государственного сектора, его безграничная приватизация может иметь губительные последствия. Заметная часть ученых-экономистов постсоциалистических стран выступает за сохранение государственного сектора экономики в рыночной среде, по крайней мере, на ближайший период. К сожалению, проблеме эффективного управления государственным имуществом в условиях качественно изменившейся экономической и социально-политической среды уделяется явно недостаточное внимание [5].
Актуальность проблемы повышения эффективности управления в государственном секторе обусловлена особой значимостью функций социального обслуживания населения и ростом финансовых ресурсов, направляемых на его развитие. Управление может считаться эффективным, если государственный сектор экономики, используя бюджетные средства, стремится к достижению поставленной цели. Однако цели, заявленные в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на 2009–2010 гг., не имеют количественного измерения. В этой связи необходимо решить:
– что считать объектом управления в государственном секторе экономики (производство услуг или потребление финансовых ресурсов из бюджета);
–
какие целевые установки должны
быть определены и какие результаты
получены в процессе управления государственной
собственностью в целом и государственными
предприятиями, в частности.
Глава 2. Анализ деятельности предприятия.
Торгово-розничное
предприятие ООО «ДинСа»
Целью создания Общества являются: выполнение работ, производство продукции, оказание услуг населению, удовлетворение общественных потребностей и получении прибыли.
Для достижения указанных целей Общество осуществляет следующие виды деятельности (ассортиментный профиль предприятия):
Оптово-розничная торговля:
- фруктами, овощами;
- мясом, мясом птицы, рыбой;