Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 21:03, курсовая работа
Рыночная экономика — это прежде всего экономика свободного предпринимательства. С переходом российской экономики к рыночным формам хозяйствования все большее число людей вовлекается в предпринимательство.
Юридическое признание собственности в России вызвало к жизни активную предпринимательскую деятельность. Развитие бизнеса предопределяет потребность его участников в освоении новых профессий и новых подходов к людям и их деятельности, новых знаний.
Введение………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Сущность и значение предпринимательства………………… 6
Истоки возникновения и сущность предпринимательства…….. 6
Виды и формы предпринимательства…………………………… 10
Современные формы предпринимательской деятельности..…. 14
Глава 2. Анализ деятельности предприятия…………………………… 24
Краткая характеристика предприятия………………………… 24
Анализ предпринимательской деятельности предприятия….. 25
Глава 3. Современные проблемы организации предпринимательской
деятельности……………………………………………………. 39
Заключение……………………………………………………………… 45
Список используемой литературы……………………………………… 50
Содержание:
Введение……………………………………………
Глава 1. Сущность и значение предпринимательства………………… 6
Глава 2. Анализ деятельности предприятия…………………………… 24
Глава 3. Современные проблемы организации предпринимательской
деятельности………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы………………………………………
50
Рыночная экономика — это прежде всего экономика свободного предпринимательства. С переходом российской экономики к рыночным формам хозяйствования все большее число людей вовлекается в предпринимательство.
Юридическое
признание собственности в
Актуальность темы исследования. В России государство традиционно было и остается одним из крупнейших собственников в стране. Задачей каждого собственника является эффективное использование принадлежащего ему имущества. Вместе с тем распоряжение государственной собственностью всегда связано с функциями государства. С целью реализации своей экономической функции государство специально создает субъекты, которые осуществляют свою деятельность в гражданском обороте на основе государственного имущества. Одними из таких субъектов являются государственные унитарные предприятия, которые имеют в России глубокие исторические и правовые корни. В истории деятельности государственных предприятий был период, когда они не обладали ни хозяйственной, ни экономической самостоятельностью, их деятельность строилась на основе директив. В настоящее время государственные унитарные предприятия являются самостоятельными участниками гражданского оборота и присутствуют почти во всех отраслях экономики. При этом государственные унитарные предприятия должны создаваться, прежде всего, в неконкурентном секторе экономики, где объективно необходимо прямое государственное вмешательство.
Предпринимательство как процесс организации производства товаров и услуг для удовлетворения постоянно возобновляющегося спроса и получения прибыли, а также как функция управления этим процессом имеет свою историю и динамику развития.
В римском праве "предпринимательство" рассматривалось как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая.
Терминологическая сущность и содержание, вкладываемые в понятие "предпринимательство", менялись и упорядочивались в процессе развития экономической теории1.
Достаточно простое и весьма емкое определение предпринимательства дает В.И. Даль. В частности, он пишет, что «предпринимать» означает «затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступать к совершению чего-либо значительного»: отсюда «предприниматель» - «предпринявший» что-либо.
Принято
считать, что одним из первых, кто
серьезно заинтересовался
Актуальность и острота проблем развития предпринимательства, а также недостаточное понимание макро- и микроэкономических механизмов, влияющих на эффективность предпринимательства на современном этапе перехода к рыночным отношениям в нашей стране, определили выбор темы этой курсовой работы.
Главной целью курсовой работы является исследование процессов формирования организационно-экономической среды, способствующей активизации предпринимательства как особого фактора ускоренного экономического и социального развития стратегически перспективных отраслей народного хозяйства, и обоснование основных направлений повышения его эффективности.
Задачами работы, в соответствии с поставленной целью, являются:
· раскрыть сущность предпринимательства и его роль в экономике России.
· исследовать основные этапы развития предпринимательства в России.
· охарактеризовать
тенденции развития экономики России
в последние годы.
«История предпринимательства начинается со средних веков. Уже в то время купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей. С появлением капитализма стремление к богатству приводит к желанию получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимают специализированный характер, обретая цивилизованные рамки. Нередко предприниматель, будучи собственником средств производства, и сам трудится на своей фабрике, на своем заводе»
С середины XVI в. появляется акционерный капитал, организуются акционерные общества. Первые акционерные компании возникли в сфере международной торговли. Самой первой была основана английская торговая компания для торговли с Россией (1554 г.). Позже, в 1600 г., была создана английская Ост-Индская торговая компания, в 1602 г. — голландская Ост-Индская компания, в 1670 г. — компания Гудзонова залива. В дальнейшем акционерная форма хозяйствования проникает в другие отрасли экономики.
В
конце XVII в. возникают первые акционерные
банки. Так, в 1694 г. был основан на акционерных
началах Английский банк, в 1695 г. — Банк
Шотландии. В конце XVIII и начале XIX вв. акционерная
форма организации банковского дела получает
широкое развитие во многих странах. В
этот период собственность ранее существовавших
крупных семейных фирм распадается на
сотни, тысячи паев вкладчиков—владельцев
акций. Все более расширяется пропасть
между малым и крупным бизнесом. В таких
условиях мелким фирмам становится все
труднее выживать, им оказываются не под
силу нововведения, зато широкое развитие
получают средние и крупные фирмы. Все
громче звучит мотив получения максимальной
прибыли. В этот период появляется новая
профессия—менеджер—
В России предпринимательство существует с давних времен. Зародилось оно еще в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов. Первыми предпринимателями в России можно считать мелких торговцев, купцов. Наибольшее развитие предпринимательства относится к годам правления Петра I (1689— 1725). По всей России создаются мануфактуры, широко развиваются такие отрасли промышленности, как горная, оружейная, суконная, полотняная. Ярким представителем династии предпринимателей промышленности в ту пору явилась семья Демидовых, родоначальником которой был тульский кузнец.
Дальнейшее
развитие предпринимательства
И лишь на рубеже XIX—XX вв. начинается осознание значения и роли института предпринимательства. Французский экономист Андре Маршалл (1907—1968) первым добавил к упомянутым выше трем классическим факторам производства (Земля, Капитал, Труд) четвертый фактор — Организацию. С этого времени понятие предпринимательства расширяется, как и придаваемые ему функции.
Американский экономист Дж. Б. Кларк (1847—1938) несколько видоизменил "триединую формулу" Сэя. По его мнению, в процессе производства постоянно участвуют четыре фактора: 1) капитал; 2) капитальные блага — средства производства и земля; 3) деятельность предпринимателя; 4) труд рабочего. При этом каждому фактору должна быть вменена специфическая доля производственной выручки: капитал приносит капиталисту процент; капитальные блага — ренту; предпринимательская деятельность капиталиста приносит прибыль, а труд рабочего обеспечивает ему заработную плату. Другими словами, как писал Дж. Б. Кларк,
Свободная конкуренция стремится дать труду то, что создается трудом, капиталистам — то, что создается капиталом, а предпринимателям — то, что создается функцией координирования.2
Так понимал в тот период функции предпринимателей американский экономист Дж. Б. Кларк.
Известный американский экономист австрийского происхождения Иозеф А. Шумпетер (1883—1950) в книге "Теория экономического развития"3, которая впервые вышла в 1911 г., трактует понятие "предприниматель" как новатор. Функция предпринимателя, утверждает он, состоит в реализации нововведений, играющих главную роль в развитии капиталистической экономики, в обеспечении экономического роста:
Предпринимателями мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент.
По-новому взглянул на эту проблему английский экономист лауреат Нобелевской премии по экономике за 1974 г. Ф.А. Хайек (1899—1984). По его мнению, сущность предпринимательства — это поиск и изучение новых экономических возможностей, характеристика поведения, а не вид деятельности4 . Последний тезис представляется очень важным.
Ряд функций, таких, как принятие решения, несение ответственности, связывает предпринимательство с управленческой деятельностью. Вместе с тем отождествлять предпринимателя с менеджером не следует, функциональная сущность того и другого различная. С одной стороны, предпринимательство шире управленческой деятельности. С другой — эффективное управление — менеджмент во всей его сегодняшней деятельности — по силам не каждому предпринимателю. Хорошо об этом сказано в широко известной книге об основах менеджмента:
Такие характеристики, как личный риск, реакция на финансовые возможности и желание долго и упорно работать, не считаясь с отдыхом, т.е. то, что традиционно считается чертами хорошего предпринимателя, вовсе не обязательно свидетельствует о возможностях того же самого человека эффективно управлять организацией по мере того, как она становится больше5.
Основное качество менеджера — способность "внести организованность в неструктурированную организацию" — далеко не всегда свойственно даже преуспевающему предпринимателю. Вот почему нередко на новом предприятии, особенно крупном, на смену предпринимателю-новатору приходит хороший управляющий — менеджер.
Подводя итоги, можно сказать, что в сегодняшних условиях понятия "предприниматель" и "менеджер" нередко совпадают, хотя один из них — собственник, а другой — управляющий. На деле многие собственники выполняют функции менеджеров, и немало менеджеров стали собственниками управляемых ими средств производства.